Подкаст: обсуждаем работу начинающего редактора
У нас все больше интервью с медиаменеджерами и основателями агентств. На этот раз обсуждаем специфику работы ИТ-редактора.
Это — очередное интервью для подкаста с контент-мейкерами:
- Про IT-редакцию (Алина Тестова, CEO в Glyph media).
- Про работу фотографа и видеографа (Вадим Щербаков, инди).
- Про главреда (Света Зыкова, главный редактор Rusbase).
- Про подкаст с папой (Ирина Сергеева, директор по комм. БВШД).
- Про корп. медиа (Лиза Сурганова, главред «КиноПоиска»).
Итак, в этом выпуске Алина Тестова из «Глиф медиа» (помогают компаниям и PR-агентствам готовить колонки для СМИ, технологические лонгриды и подкасты на постоянной основе).
Что ждет junior-редактора
- В одном из первых выпусков этого подкаста мы говорили о бэкграунде Алины, а теперь решили узнать, каких людей хотят видеть в ее команде. Суть этого вопроса состоит в том, что на старте карьеры любой специалист попадает в ситуацию, когда у него нет опыта, а показывать в CV что-то нужно. В этом случае речь идет об агентстве, которое работает с технологическими компаниями. Поэтому не сложно предположить, что стаж в ИТ или профильное образование могло бы пригодиться.
У ребят, которые работали или учились на переводчика или журналиста, или на технической специальности, напрямую не связанной с нашими темами, а связанной, например, с физикой, возникает вопрос, подойдут ли они. В первую очередь все зависит от того, хватит ли у них терпения вникать и постепенно разбираться. Это примитивно, но это работает.
- Алина говорит, что для начинающего редактора главное — стамина и желание разобраться, изучить и понять устройство тех или иных технологий, специфику событий и жизни мира ИТ.
- Далее новичков будет ждать что-то вроде школы молодого бойца, но без прапора из условного «Перекрестка» и учебных задач, после которых и начнется «настоящая работа».
- Команда агентства состоит из нескольких типов специалистов с разным уровнем знаний и опыта в подготовке технологических материалов. Поэтому junior'ы получают базовые редполитики и сразу переходят к черновикам. За этим процессом наблюдают старшие редакторы: они выдают фактуру (тему, комментарии клиента и его пожелания); объясняют, как подготовить план и структуру, найти адекватные источники; дают комментарии по возможным доработкам и улучшениям. Так редакторы получают опыт и видят процесс подготовки материалов: от выбора тем и их детализации до выхода уже готовых публикаций.
Какие ожидания есть от такой работы
- Многим может казаться, что работа с ИТ-тематикой подразумевает полную автономность. Якобы разобраться в определенной теме человек должен исключительно сам: он изучит ситуацию, поднимет источники об устройстве тех или иных технологий и подготовит материал. Есть мнение, что перепроверять текст и факты (силами еще одного или нескольких редакторов) в таком случае будет слишком затратно, поэтому многое junior-редактор сможет сделать по-своему.
- Алина говорит об обратном и замечает, что далеко не все сразу видят и воспринимают определенные моменты и нюансы как по-настоящему серьезные. Поэтому на первом этапе работы без помощи старших редакторов не обойтись. Они всегда на связи с младшими и помогают им вернуться в нужное русло — освежить редполитики, изучить особенности площадок и подготовить черновик таким образом, чтобы его можно было проверить (сделать фактчекинг, отследить логику повествования).
- Такой подход помогает задать нужные ожидания от работы.
- Если у человека есть редакторский опыт вроде регулярного ведения своего ИТ-блога или сотрудничества с разными ИТ-изданиями, его ожидания уже, скорее всего, сформированы.
Если ты писал посты на «Хабре» или пробовал себя на похожих площадках, как правило, ты «видел жизнь и некоторое дерьмо». Даже небольшой опыт позволяет понять, что работа редактора — это тяжелая работа. Как правило, почти все хотят получить людей, которые сразу будут выдавать как пулемет n материалов в день. Много где есть дневные KPI — просто садишься и не встаешь, пока не сделаешь какой-то объем текстов. Поэтому надо быть готовым к достаточно монотонному и не особо экстравагантному труду.
У нас иной подход к распределению задач, но в любом случае эта работа — не интервью с миллионерами, поездки на фестивали и в горячие точки.
- С другой стороны, уже несколько лет команда проекта готовит не только материалы по теме ИТ, но и занимается колонками для изданий о бизнесе и личном опыте предпринимателей. Такой подход позволяет расширить пул тем, которые готовят редакторы (так они могут переключаться между форматами и уходить в гуманитарные темы в зависимости от своей экспертизы), но в основе своей он содержит требования и процессы, отработанные на технологических публикациях.
Другие заметки: