«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Как мы снизили стоимость лида из поиска почти в 8 раз (с 1424 ₽ до 182,2 ₽) в нише торговли автозапчастями, где технически почти невозможно отличить b2b-аудиторию от обычных «физиков». История падений и взлетов интернет-маркетинга для компании с традиционной системой продаж.

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

— Это просто дежавю.

— Дежавю означает сбой в Матрице, когда меняют программу.

Нео и Тринити, х/ф «Матрица»

Если отстраниться от военно-политической повестки и посмотреть на текущее состояние экономики, то многих накроет вполне конкретное дежавю. Давайте пройдемся по списку:

  • доллар по 50₽, валютные сбережения сдулись вдвое,
  • внутреннее автопроизводство почти на нуле,
  • никто не продает нормальные машины б/у — на нормальном ездят, а хлам выставляют на продажу по тройной цене.

Если это не 2007-й, то что?

Впрочем, есть и позитивные последствия.

  • Автозапчасти едут.

Сложности если и есть, то временные — по крайней мере, с массовыми позициями проблем не будет. Грузия, Казахстан, Армения, Турция предлагают разнообразие маршрутов для т.н. «недружественных» направлений, импорту из Азии и Китая не мешает ничего, кроме перегруженной логистики и проблем с маршрутами платежей. На нормализацию ситуации потребуется время, но на лошадей пересаживаться не придется.

  • Теперь люди перестанут менять машину «потому что надоела, хочу другую» — модель потребления сменится на «буду ездить, пока ездит».

Тут всем хорошо — и Грета довольна, и поставщики запчастей, и автосервисы (мы же поддерживаем малый бизнес, да?), потому что старые ведра надо чинить. Особенно часто надо чинить те ведра, которые запрограммированы на плановые 3 года езды;)

«Скажем так, в феврале, марте был аномальный спрос, май просадка из-за праздников, в июне +20% к маю. Выручка сейчас примерно +40%» (Кирилл Золотарев, владелец сервиса по восстановлению компрессоров пневмоподвески, наш клиент).

Вот в такой ситуации агентство MOAB сейчас делает лидген для одной из ведущих компаний на рынке автозапчастей. Лонгрид, как обычно. Финал вам понравится, не пропустите )

«…Коня и трепетную лань»: как мы внедряли Digital Marketing в традиционный бизнес продажи автозапчастей

В одну телегу впрячь не можно

Коня и трепетную лань.

А. С. Пушкин, поэма «Полтава» (1829)

Сложно сказать, кто тут конь. Но суть этого кейса именно в том, как мы «сшивали» в единую систему агрессивный интернет-маркетинг и традиционный подход к продажам, сложившийся за годы работы.

Короткой строкой:

  • Прямого спроса «запчасти оптом» практически нет. Но есть другие подходы.
  • Если не считать длинное плечо продаж и LTV «юриков», Директ будет выглядеть как слив бюджета.
  • Обновляйте сайты! Любой бюджет будет уходить в песок из-за плохого UX.

Грубо говоря, фишка кейса в бесконечном LTV — пока автосервис жив, клиенты будут платить. Если считать ROI, ROMI и ROAS сейчас и через год по отношению к бюджету, потраченному условно в этом апреле, то цифры будут различаться в несколько, если не в десятки раз.

Илья Исерсон, СЕО агентства MOAB

Клиент

Компания «Авто-Евро»:

  • 25 лет на рынке автозапчастей,
  • 300+ тысяч позиций в наличии на складах,
  • 50+ офисов и складов по стране (один только ключевой склад — здание 300*400 метров в Московской обл.),
  • свой автопарк и бесплатная доставка от 1 рубля,
  • сложившаяся репутация и налаженные связи.

Запчасти только на легковой и легкий коммерческий транспорт.

Продажи в основном В2В:

  • магазины запчастей,
  • интернет-магазины,
  • дилерские центры,
  • автосервисы и мастерские.

Компанию просто знают. 99% трафика на сайт и в интернет-магазин приходило из поиска по брендовому запросу «Авто-Евро». Даже при том, что крупный конкурент называется «Евроавто», и часть юзеров банально путает названия при поиске, клиентов было (казалось) достаточно.

Стоит отметить, что трафика %название запчасти% практически не было.

Илья Исерсон

В чем проблема

Это характерно для большинства компаний с длинной историей и большим ассортиментом — сложные и не самые современные методы получения, а затем обработки запросов из интернета.

Как это было. Например, вы нашли в поиске главный сайт компании «Авто-Евро» — https://autoeuro.ru/. Дальше вы можете поискать на сайте нужные вам артикулы, даже найти их.

Попробуйте разобраться, откуда начать искать, к примеру, ремень ГРМ для Фольксвагена
Попробуйте разобраться, откуда начать искать, к примеру, ремень ГРМ для Фольксвагена

В какой-то момент вас перебросит на интернет-магазин — https://shop.autoeuro.ru/. А там вы ничего не сможете сделать, даже просто заглянуть в корзину, куда уже положили товар, пока не зарегистрируетесь. Да и дальнейшие шаги будут непростыми.

Без регистрации вас не пустят никуда
Без регистрации вас не пустят никуда

Поэтому после регистрации потенциальному клиенту обычно звонил оператор и помогал пройти квест подбора позиций, а затем и оформления покупки на сложном сайте.

Такие механики обработки лидов нормально работали с лояльным трафиком — с теми, кто искал в интернете конкретно «Авто-Евро» и был настроен на покупку.

В подобную экосреду запускать обычный трафик из Директа и других диджитал-каналов практически бессмысленно. Холодные лиды просто будут «ломаться» на этапе регистрации.

По сути, нужно было создать новую современную структуру: разработать конверсионный лендинг и начать привлекать на него трафик из разных каналов.

Что мы сделали

  • 1 этап (январь-июль 2021)
  • Создание лендинга (планировалось 7 лендингов, но один вполне закрыл все вопросы).
  • Запуск РК по бренду и артикулам в Директе.
  • Тестирование коллтрекинга.
  • Подмена заголовков на лендинге средствами Google Tag Manager.
  • 2 этап (октябрь 2021 и по сей день)
  • Повышение конверсии и расширение функционала лендинга.
  • Оптимизация и запуск новых кампаний в Директе.
  • Запуск поисковых РК по фиду товарных позиций.
  • Запуск кампаний во ВКонтакте и MyTarget.
  • Разработка дизайна для основного сайта компании.

Итоги на май 2022 года

Так как до отзыва клиента никто кейсы не дочитывает, мы нескромно выложим его сразу:

  • Стоимость новой регистрации (СPA) — 400-500 рублей (что соответствует нашему прогнозу на старте).
  • Стоимость нового клиента (CPO) — 1500-2000 рублей.

CPO постепенно снижается, а количество сделок из рекламных каналов — растет.

(отзыв подписан 16 мая 2022 года)
(отзыв подписан 16 мая 2022 года)

История о том, как Директ, от которого отказались 3 месяца назад, внезапно дал 2 млн рублей оборота

История наших взаимоотношений с компанией «Авто-евро» четко делится на два периода, причем сюжет повернулся в какой-то мере неожиданно.

Если коротко:

На первом этапе мы разработали лендинг под РК из Директа, настроили и начали оптимизировать первые рекламные кампании. Лили трафик фактически вслепую из-за сложностей с настройкой аналитики. Затем всё встало на стоп.

Так как сквозной аналитики нет, то регистрации-то мы видели риал тайм в Метрике, а продажи — нет. По сути 2-2,5 месяца мы формально лили в пустоту, не очень понимая что это и кому дает.

Илья Исерсон

А осенью клиент «внезапно» увидел, что кампании, открученные весной, принесли по итогу примерно 2 млн ₽ оборота. Стоит отметить усилия Игоря Бальестероса (Head of e-commerce marketing «Авто-Евро»), который проследил в аналитике продаж этот эффект и настоял на продолжении работ. Это было решение, выгодное для обеих сторон.

Так мы перешли ко второму этапу сотрудничества.

Что нужно знать о маркетинге в сфере автозапчастей

Спрос в этой нише — отложенный. Физлица в принципе здесь не очень интересны, т.к. делают разовые закупки. А юрлица разогреваются реально долго. Даже при том, что прайс у «Авто-Евро» на многие позиции действительно привлекательный — а для владельцев автосервиса дорога каждая копейка — сервис «прощупывают» осторожно.

Юрлица регаются, им звонят менеджеры из колл-центра, доводят до покупки. И вначале клиент заказывает, как правило, что-то мелкое. Посмотреть качество, посмотреть стабильность доставки. Если все ОК (а у «Авто-Евро» с этим всё в порядке), то автодилер или владелец автосервиса начинает закупаться регулярно.

Илья Исерсон

То есть нельзя увидеть сразу, что клиент пришел и принес существенно много денег. Оценивать результат любых активностей, считать ROMI и LTV нужно на длинном плече.

Что еще важно: за лид мы считаем заполненную форму на сайте.

Примерно так выглядят цели на нашей стороне (май 2022)
Примерно так выглядят цели на нашей стороне (май 2022)

На стороне клиента покупки считаются достаточно сложно, с помощью запросов к базе mySQL и мэтчинга с регистрациями, отмеченными нашими UTM-метками. Итоговая таблица заполняется в конце каждого месяца. Мы считаем то, что можем посчитать на своей стороне, а потом сверяемся с клиентом — удовлетворен ли он итогами работы.

Первый этап: зима-весна 2021

Клиент обратился к нам в январе 2021 года. Мы провели аудит, сделали прогноз по трафику и лидам. По ссылке можно посмотреть согласованный план. А вот тут — инструкция, как в плане разобраться и что значат разные цифры и колонки.

Пояснения к МП
Пояснения к МП

К слову, составлять такие прогнозы, а затем и добиваться обозначенных результатов мы учим на курсе «Весь Директ за 3 месяца».

Лендинг: «а давайте упакуем все эти УТП в один экран»

Мы сразу поняли и клиент с нами согласился, что с текущим состоянием сайтов компании «каши не сваришь». Они были хороши на рубеже 2000-х, но безусловно не подходят для приземления трафика из Директа сейчас. Поэтому были собраны требования, референсы и составлен план разработки семи лендингов:

План по лендингам
План по лендингам

В итоге первый лендинг был проработан настолько исчерпывающе, что закрыл все потребности в «посадках» под разные направления. В первый экран удалось «упаковать» все преимущества авторитетной и надежной компании.

Тот самый первый экран
Тот самый первый экран

Основной список работ:

  • создание адаптивного интерактивного прототипа,
  • создание дизайн-макета в Figma и его многократная доработка,
  • верстка HTML/CSS/JS,
  • интеграция с CMS Битрикс.
Так выглядит лендинг «в разрезе»
Так выглядит лендинг «в разрезе»
Заявка позволяет зарегистрироваться, а по ссылке «Вход» зарегистрированный юзер попадает в привычную атмосферу старого интернет-магазина
Заявка позволяет зарегистрироваться, а по ссылке «Вход» зарегистрированный юзер попадает в привычную атмосферу старого интернет-магазина

Подмена заголовков:

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?
Заголовки на лендинге подменяются с помощью Google Tag Manager
Заголовки на лендинге подменяются с помощью Google Tag Manager

Доработки на лендинге, которые вносились и вносятся по сей день:

  • изменение слоганов,
  • доработка формы: возможность входа для зарегистрированных пользователей, разграничение между физ. и юр. лицами, смс-подтверждение,
  • привязка входа через форму на лендинге к входу на основной сайт (для зарегистрированных юзеров),
  • интеграция контактов торговых точек через JSON с основного сайта.

Последний пункт стоит пояснить.

Компания «Авто-евро» имеет склады и представительства буквально по всей России. Особенность такой распространенной сети — непрерывное обновление информации. Появляются новые точки на карте, меняются телефоны офисов или время работы складов. И всё это надо держать в актуальном состоянии на лендинге. Теперь это организовано через интеграцию с основным сайтом.

На лендинге реализован целый справочник по филиалам
На лендинге реализован целый справочник по филиалам

К середине апреля 2021 лендинг был готов принять трафик, и мы начали запускать первые РК.

Кампании апреля-июня 2021

Первые запуски, естественно, дали высокую стоимость лидов:

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Итоговые показатели в сравнении: Яндекс.Директ, апрель к июлю 2021 года:

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Google Ads (апрель 2021):

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Это нормально для любого старта — небольшой бюджет прокатывается, чтобы прощупать спрос и реакцию. Дальше мы приступаем к оптимизации кампаний. Иногда — полностью меняем стратегию.

На первом этапе (весна 2021) мы прорабатывали прямой спрос (вкладки 1 и 5 в файле МП) и артикулы запчастей.

Семантика прямого спроса
Семантика прямого спроса

Прямой спрос в теме оптовых закупок запчастей — это суперНЧ. Спроса по сути нет, а обычные запросы (без опта) дают смешанную аудиторию. Тут и дальнобойщики, и частники-автомеханики, и просто владельцы авто, выделить среди них автосервисы крайне сложно (точнее, невозможно).

Тем не менее сколько-то регистраций мы получили, и это стало причиной возвращения клиента в октябре 2021.

В октябре они увидели, что интернет-маркетинг, оказывается, даёт продажи! Давайте лить! Все сразу очень быстро запустилось, и от нас начали требовать больше.

Илья Исерсон

Второй этап: «убейте всех, Бог узнает своих»

Как сказал выше Илья Исерсон, с октября 2021 от нас начали требовать больше. Но суперНЧ (запчасти оптом) не давали такой возможности, а суперВЧ (автозапчасти) не позволяли выделить свою аудиторию — оптовиков. В итоге приняли решение лить широко и много, а отсев производить на уровне отдела продаж.

Примеры широких запросов:

  • автозапчасти опт;
  • автозапчасти склад;
  • поставка автозапчастей;
  • конкуренты: emex; zzap; ззап; эмекс; зетзап; экзист; автодок; евроавто.

И где-то с декабря 2021 мы начали показывать приемлемые цифры по числу и стоимости регистраций.

Яндекс — поиск (январь 2022):

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Яндекс — РСЯ (январь 2022):

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Google Ads (январь 2022):

С Google Ads мы работали предпоследний месяц, но пока этого не знали
С Google Ads мы работали предпоследний месяц, но пока этого не знали

Мартовский тест: опт по-прежнему не в почёте

В конце февраля — марте мы запустили дополнительно для теста в Директе новые поисковые кампании по таким запросам:

  • комплектующие авто; комплектующие машина,
  • audi запчасти опт; skoda запчасти опт; vag автозапчасти опт (и др. названия брендов),
  • подбор автозапчастей; поиск автодеталей; подбор авто деталей.
«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Первично ключи использовались без операторов и приходило много семантически близких запросов, которые дублировали ключи из других РК.

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

На каждую РК выделили по 700 ₽/день. Из-за того, что ключевые слова использовались в широком соответствии, приходили синонимические запросы (см. абзац выше). Средняя цена лида получилась выше, чем в других РК.

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

В начале мая ограничили запросы операторами (чтобы показывалось только по запросу «подбор запчастей», никаких синонимов). В итоге трафик практически упал до нуля. Тест был признан неудачным. Подтвердился тезис, что прямых запросов на тему оптовых закупок запчастей крайне мало.

Статистика Директа год к году — с апреля 2021 до апреля 2022

По понятным причинам у нас отвалился Google Ads, бюджет перетёк на Директ. Благодаря оптимизации все показатели выросли кратно.

Вот итоговые показатели:

Яндекс — поиск и РСЯ, сравниваются 3 месяца: апрель 2021, январь 2022 и апрель 2022 года

«Ну умер и умер»: как продавать много запчастей несмотря на крах автомобильного рынка?

Илья Исерсон: «Онлайн. Машины. Должны. Продаваться. Онлайн»

Прошлой осенью у Hyundai был проект по продаже машин онлайн, хотя их дилеры протестовали. Кончилось, похоже, ничем. Также машины онлайн пробовал продавать OZON. Если текущий кризис (и передел, какой кризис без передела) авторынка и может привести к каким-то позитивным последствиям в глобальном смысле слова, то нужно, чтобы он привел к вымиранию автодилеров.

Без общения с менеджером по продажам, без «возьмите в кредит», «за безнал не продадим», без ковриков за 1000 долларов, без поездок по пробкам на другой конец Москвы, чтобы выяснить, что «Ой, ну машина вообще на центральном складе еще, мы ее просто так выставили на auto.ru, вдруг кому-то интересно. Вносите предоплату, через месяц привезем».

Давайте еще раз болдом напишем мысль, вокруг которой можно действительно объединить Россию:

Автодилеры должны ответить за всё и умереть. Машины должен продавать завод, маркетплейсы, онлайн магазины, кто угодно. Но онлайн. Оплатил картой — утром эвакуатор привез машину с центрального склада.

И если дилеры сейчас начнут разоряться, то, надеюсь, у кого-то на рынке хватит политической воли и средств, чтобы нанести этой мафии финальный удар. Ну а мы поможем с маркетингом — в онлайне все можно посчитать, учесть и оптимизировать — а значит, заработать больше.

А пока эта простая мысль станет реальностью — будем продавать запчасти.

Dixi.

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

3030
37 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить

Алекс, спасибо за комментарий.
если не секрет, у вас собственный интернет магазин, или вы представитель автосервиса?
Интересно с какой точки зрения вы видите ситуацию, поскольку то, что мы видим через призму нашего заказчика, кажется более позитивным взглядом на вещи.

2
Ответить

Жаль что вы в не учитываете тот факт, что этот клиент подаст на вас в суд если купленная им запчасть в том же экзисте когда выйдет из строя, вы оплатите всё за свой счет если у вас действительно автосервис

1
Ответить

контрафактные запчасти, смешно

Ответить

И ни каких тебе "умных" кампаний от Яндекса. Молодцы!

5
Ответить

Чем вас умные кампании не устраивают? Хотите вы этого или нет, но они уже работают в разы лучше, чем среднестатистический директолог. Проверено лично, в том числе и в нише авто.

Плюс это же будущее. Если они продолжат показывать такую шикарную динамику, то уже совсем скоро такая профессия как директолог просто уйдет в прошлое, по крайней мере в том виде, какая она есть сейчас.

1
Ответить

Насчет автодилеров согласен - задрали уже.

4
Ответить