Можно ли разработать Help Desk или CRM за 500.000 рублей? Реальная рыночная стоимость самостоятельной разработки

В предыдущем посте мы рассказали про плюсы и минусы собственной разработки ПО, развеяли самые популярные мифы на эту тему, включая миф о том, сколько такая инициатива может стоить.

Однако вывод о том, что разработка ПО сегодня — это очень дорого корректно делать не на основании какого-то одного примера, а на основании рыночных реалий и независимых оценок.

Мы провели небольшое исследование рынка, чтобы показать настоящую стоимость создания собственной, причём очень простой, системы.

Можно ли разработать Help Desk или CRM за 500.000 рублей? Реальная рыночная стоимость самостоятельной разработки

Содержание

Сколько стоит разработка по мнению клиентов?

По итогам общения с каждой заинтересованной компанией (в рамках сделки в CRM) мы всегда уточняем, в случае отказа от покупки нашей help desk системы Okdesk, причины. Конечно, это разумно делать только для целевых лидов, потому что мнение нецелевых не имеет смысла учитывать при выработке решений.

До сих пор довольно распространенная причина отказов у малого и среднего бизнеса — решение написать что-то самостоятельно, поскольку это «дешевле».

Как разработчики, мы прекрасно понимаем, что это глубокая ошибка, которая связана, в первую очередь с недооценкой проекта создания ПО и отсутствие компетенций. «Написать CRM / Help Desk систему / систему складского учета» и т.д. всегда дольше и сложнее, чем кажется с первого взгляда. Причем ошибка в оценке характерна не только для тех, кто только рассматривает вариант: «купить» или «разработать самим».

В Telegram-канале мы провели опрос среди наших клиентов, где просили их оценить, сколько стоило бы написание собственного решения в объеме, который они используют каждый день. И вот что показал этот опрос:

Опрос пользователей Okdesk в официальном канале
Опрос пользователей Okdesk в официальном канале

Как видно, распределение ответов почти равномерное. Но тем не менее почти 50% клиентов оценивают стоимость разработки до 500 000 рублей.

На всякий случай напомним некоторые факты из предыдущей статьи о стоимости разработки:

  1. Для разработки первой минимально продаваемой версии Okdesk в далеком 2015 году у нас ушло около 5,5 человеко-месяцев чистого кодинга. Переводя в текущие деньги, более 1 000 000 рублей потребовалось 9 лет назад для создания простейшей версии help desk системы (фактически это был список заявок и реестр клиентов), за которую клиенты были готовы платить хоть какие-то деньги.
  2. За девять лет к моменту написания этих строк на внутреннем трекере стояла отметка в 57 016 человеко-часов (или около 350 человеко-месяцев, то есть в пересчете на среднюю зарплату разработчика - более 50 млн рублей). Система при этом продолжает активно развиваться: например, в 2022 году было забюджетировано более 150 человеко-месяцев на развитие ее функциональности.

Серьезная недооценка стоимости разработки ПО. Откуда она?

Возможно когда-то, лет 12 назад, разработка своего решения действительно стоила недорого. Можно было найти студента-энтузиаста, который способен по 18 часов в сутки писать систему «за еду». Возможно, подобные системы потом даже как-то использовались в работе. Но времена изменились. Сейчас разработка стоит намного дороже.

Во-первых, чисто технически она стала сложнее. Необходимо разрабатывать решения под разные платформы (Web, iOS, Android), а потом поддерживать на каждой из них работоспособность с учетом постоянных обновлений.

Во-вторых, разработчики стоят дорого. Средняя зарплата разработчика бэкенда — 200 тыс. рублей, а в Москве средние запросы — 250 тыс. Фронтенд стоит не намного дешевле — 170 тыс. в среднем (и 200 тыс. для Москвы).

Подробнее про деньги можно прочитать в исследованиях Хабр Карьеры. Их отчеты выходят по полугодиям, данные собраны по городам и специализациям.

Можно рискнуть и нанять людей с минимальным опытом после 3-6 месячных курсов (таких экспертов в последнее время на рынке стало очень много). У них в резюме будет написано «разработчик». Но их зарплатные амбиции тоже высоки, при том, что в разработке продукта они не понимают практически ничего.

А еще квалифицированных разработчиков на рынке откровенно не хватает.

Еще 2 года назад можно было воспользоваться «лайфхаком» — допустить удаленную разработку и нанять сениора в условной Рязанской области за зарплату много ниже московской. Но после COVID такое уже не пройдёт. Удаленка стала нормой жизни, специалист из региона хочет не сильно меньше, чем работник офиса внутри ТТК.

Но даже если у вас есть разработчики и деньги, недостаточно закинуть в кабинет к ИТ-шникам ТЗ и заложить 3 месяца на появление результата. Нужны управленцы с опытом разработки собственных продуктов, а еще аналитики, тестировщики, дизайнеры интерфейса, а потом и сотрудники поддержки (когда все это будет внедряться в компании).

В итоге собственная разработка стала очень дорогим «удовольствием». Насколько дорогим, мы и решили выяснить через небольшое исследование.

Исследование. Сколько сегодня стоит разработка на примере простой help desk системы?

Мы обратились в несколько десятков компаний, занимающихся заказной разработкой (как с нуля, так и на базе платформ, вроде Битрикс24), и к нескольким десяткам фрилансеров с простым ТЗ на систему, которая помогла бы вымышленному клиенту автоматизировать работу с заявками.

По нашей задумке система должна была:

  • учитывать все поступающие заявки, работать с фиксированным набором статусов, комментариями к заявкам и срокам по ним (с учетом стандартного рабочего графика);
  • вести учет клиентов с реквизитами и контактными лицами;
  • поддерживать список договоров и клиентского оборудования с некоторыми атрибутами;
  • формировать несколько видов отчетов, в частности, по клиентам и исполнителям;
  • допускать поиск и фильтрацию во всех табличных представлениях.

В системе было предусмотрено три роли. Для каждой из них нужен был свой интерфейс. Плюс всем заинтересованным при определенных действиях в системе должны рассылаться уведомления.

ТЗ довольно простое (по ссылке можно его изучить и понять «масштабы») — отчасти за основу мы взяли MVP собственной системы, которую начали разрабатывать много лет назад (соответственно, и стадию MVP прошли давно). То самое, которое 9 лет назад сделали за 1 000 000 рублей в терминах затрат только разработчиков в текущих средних ценах.

Причем, мы акцентировали внимание на том, что никаких дизайнерских изысков прорабатывать не надо — для админ-панели нас устроит готовый дизайн с условного themeforest.net, разработка только под Web, без адаптива и мобильных приложений.

Разработка системы специализированной компанией

На наш запрос ответили 40 компаний из Москвы, российских регионов и даже Минска.

Мы понимали, что точная оценка требует немало времени технических специалистов (а оно дорогое, мы с этим уже разобрались), поэтому просили примерную оценку сроков и стоимости. Если мы получали ответ «такая разработка начинается от 2 млн. и 3 месяцев», так и заносили в таблицу — 2 млн., 3 месяца. Если же компания указывала вилку, мы заносили в таблицу средние данные.

Средний срок разработки решения по ТЗ, который нам предложили — 4 месяца. Средняя стоимость проекта — чуть больше 2,5 млн. рублей (отметим, что медиана — примерно 1,8 млн. рублей).
Можно ли разработать Help Desk или CRM за 500.000 рублей? Реальная рыночная стоимость самостоятельной разработки

Любопытно, что компании из Москвы меньше 4 месяцев не предлагали, их средний срок разработки — 5 месяцев, а ценник — 3,5 млн. рублей. В регионах средняя цена ниже — 1,7 млн. рублей.

Стоимость разработки на базе Битрикс24 и по low-code

Примерно 30% компаний предлагали разрабатывать систему на базе Битрикс24 или других решений. Но существенного ускорения и удешевления проекта это не гарантировало.

Средний срок разработки на Битрикс24 — 3,75 месяца, а средняя цена — почти 1,9 млн (среди всех предложений без Битрикс24 средняя цена — чуть меньше 2,8 млн).

Кстати, при использовании Битрикса важно учитывать еще и стоимость лицензий. А еще стандартные модули Битрикс24 заставили бы идти на компромиссы по функционалу — полная версия нашего ТЗ потребовала бы кастомной разработки.

Для кастомной разработки чаще всего предлагали такой технологический стек:

  • PHP (Laravel, Symfony) + JS
  • Python

Также поступило несколько предложений по low-code разработке: Бипиум и Bubble.

Проблема таких платформ в том, что они точно также требуют оплату подписки, как профильные сервисы с абонентской моделью, только там и настраивать еще все придется самостоятельно (а потом и поддерживать в перспективе).

Стоимость сервиса в расчете на 20 сотрудников в год — порядка 200 тыс. рублей. Добавьте сюда стоимость работы квалифицированного сотрудника, который будет заниматься настройкой и поддержкой.

Кстати, один из упомянутых сервисов — зарубежный, поэтому нужно закладывать риски на потенциальное прекращение работы в РФ. В любой момент они могут покинуть страну, не договариваясь со своими клиентами. В этом случае все данные и выполненные в системе настройки просто потеряются.

Разработка системы фрилансером

Получив эти цифры, мы решили попробовать удешевить результат и обратились с тем же ТЗ к фрилансерам. Здесь ценник оказался на порядок ниже. Средняя стоимость разработки — 165 тыс. рублей, медианная — 150 тыс. рублей. Средние сроки — 1 месяц.

Можно ли разработать Help Desk или CRM за 500.000 рублей? Реальная рыночная стоимость самостоятельной разработки

Мы все понимаем, что на фрилансе очень много мошенников и часть предлагает стоимость только чтобы «выиграть» заказ. К тому же в реальности за такие деньги вам, скорее всего предложат статическую страницу. Однако кроме очевидных и даже в случае более адекватных оценок, есть и другие риски:

  • Не со всеми фрилансерами можно работать официально (через ИП или самозанятость). Некоторые до сих пор работают в черную.
  • Большинство специализируется на конкретном стеке, т.е. мы не можем высказывать свои предложения по архитектуре, а вынуждены соглашаться на их решение.
  • Фрилансер не связан трудовым законодательством — известна масса случаев, когда они исчезают еще до сдачи работы. Да и сдача работы тоже не панацея. Если разработчик системы перестанет с вами сотрудничать, придется искать того, кто в ней разберется и будет потом поддерживать. Стоимость такой работы может быть даже выше разработки с нуля.
  • Фрилансеры часто срывают сроки. На биржах есть система отзывов, но никто заранее не гарантирует, что ваше ТЗ было прочитано и понято от начала и до конца, а фрилансер отдает себе отчет в объеме работы.

Что вы получите при работе с фрилансером и как будете управлять рисками — вопрос открытый.

Стоит ли разрабатывать систему самостоятельно?

Конечно, конечная стоимость работ была бы существенно выше, поскольку наше «эталонное ТЗ» было максимально поверхностным. В ходе проработки деталей точно всплыли бы неучтенные моменты, из-за чего прайс бы изменился.

А еще в своем исследовании мы никак не закладывали стоимость обучения персонала пользованию новой системой, обслуживания инфраструктуры, на которой она развернута, а также последующей поддержки самой системы. Одна из опрошенных нами компаний оценила эти затраты примерно в 500 тыс. в год (в расчете на систему, обрабатывающую 1-5 тыс. заявок в месяц).

Это, к слову, соизмеримо со стоимостью лицензий в Okdesk на год практически без ограничений (в конфигурации «под ключ»). А на малое количество сотрудников такая закупка будет стоить на порядок дешевле. При этом не надо ждать, пока нужный функционал будет реализован. Все уже разработано, протестировано и закрывает почти 100% потребностей большинства сервисных компаний (сегодня более 900 бизнесов ежедневно используют нашу help desk систему в работе).

Действительно, у больших компаний могут быть задачи, которые не решаются софтом для малых и средних предприятий. И для них кастомная разработка с последующей локальной установкой вполне могут быть оправданы, особенно с учетом внутренних требований по безопасности. Но для сегмента СМБ это крайне сомнительный путь, который отнимет много ресурсов и затянет автоматизацию бизнес-процессов.

А с другой стороны, наверно, каждый кто считает иначе, должен хотя бы раз этот путь пройти и попробовать разработать систему за те самые 100, 200 или даже 500 000 рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы рассказываем о своей внутрянке, делимся экспертизой по развитию сервисного (и не только) бизнеса и смешно шутим.

Okdesk — удобная help desk система для автоматизации сервисного обслуживания и технической поддержки в B2B. Интуитивно понятный интерфейс, стабильная и быстрая работа, компетентная техподдержка и возможности Enterprise-систем по доступной цене.

Начать дискуссию