Что происходит с юанем в России

Глядя на текущую ситуацию с юанем, у читателей возникает ряд вопросов:

  • Неужели юани в России закончились?
  • Почему российские юани называют грязными и какие это несет в себе риски?
  • Стоит ли покупать юани на Московской бирже для диверсификации?

Чтобы ответить на первый вопрос, нужно ввести в контекст:

Ставка RUSFAR CNY, которая отражает стоимость привлечения и размещения китайской валюты на денежном рынке Мосбиржи, выросла за сутки в 3,5 раза до рекордных 212,08% годовых. До этого, 30 августа эта же ставка взлетела с 8,49 до 42,15%.

Сегодня Минфин объявил, что в ближайший месяц будет покупать валюту и золото на сумму 8,2 млрд рублей в день. А ЦБ должен продавать валюты на разницу между планом и фактом Минфина. Это означает, что объем чистых продаж валюты со стороны ЦБ сократится всего до 200 млн рублей в месяц.

В условиях санкций такое резкое сокращение продаж юаней ведет к тому, что на рынке с и без того дефицитом ликвидности, предложения станет еще меньше. Но высокая ставка RUSFAR CNY не означает, что юани в России закончились. Это лишь говорит о том, что на рынке присутствует неравномерное распределение юаней между банками, а также с растущими затруднениями в перераспределении валюты КНР между ними.

Ответ на первый вопрос плавно подводит ко второму. Здесь тоже важно ввести в контекст:

Некоторые китайские банки стали негласно делить юань на «грязный» и «чистый»: «грязным» они считают тот, который связан с Россией, тогда как работать они хотят только с «чистой» валютой.

В связи с этим многие опасаются, что российский юань превратится в “тыкву” и станет никому ненужным. Такое утверждение неверно, хотя частично отражает реальность. Дело в том, что крупные китайские банки, с которыми привыкли работать наши компании, очень уж дорожат своими международными проектами. Если у банка есть хотя бы какие-то проекты даже не на Западе, а вообще вне Китая, то в гробу он видал всех российских импортеров даже не смотря на братский народ. Потому ‎что ‎если ‎банку ‎влепят‏ ‎санкции, ‎и ‎это‏ ‎повлияет‏ ‎на ‎KPI, никакие отмазки про братский народ ему не помогут.

Именно поэтому уже сейчас в Китае создается параллельная система внешней торговли, то есть сеть банков и других структур, которым либо все равно на санкции, либо они готовы рискнуть ради работы с российским бизнесом. Российский бизнес здесь тоже должен постараться. Чем быстрее компании начнут открывать счета в китайских банках третьего эшелона и создавать компании-прокладки в Центральной Азии с местными счетами, тем быстрее решится проблема с застреванием международных платежей. Периодически одни «лазейки» будут закрываться и появляться новые. Это новая реальность, к которой российскому бизнесу придется адаптироваться. Будет трудно, но ничего критичного в этом нет. Любые санкции можно обойти, поэтому переживать за то, что китайский импорт полностью прекратится, однозначно не стоит.

Ну и здесь же стоит сказать пару слов о покупке юаня на бирже для диверсификации. Такой способ на мой взгляд вполне безопасный и правильный. Юань перестанет ходить в России только в случае красной революции, шансы на которую в данный момент хоть и есть, но крайне малы. В остальных случаях китайская валюта вполне будет иметь ценность.

Для тех, кто не хочет сильно рисковать, можно рассмотреть фонд БПИФ от ВИМ Инвестиции «Ликвидность. Юань» (CNYM). Это своего рода аналог рублевого фонда денежных средств LQDT. Активы CNYM преимущественно размещаются в обратное РЕПО с расчетами в китайских юанях, а паи торгуются в рублях.

Что происходит с юанем в России

Больше всякого полезного про деньги, инвестиции и экономику — в моем телеграм-канале.

55
1 комментарий

Спасибо за интересную статью! Очень познавательно. Было бы здорово, если бы вы подробнее раскрыли два момента: как конкретно компании могут быстрее адаптироваться к новой системе внешней торговли с Китаем и какие риски есть при использовании "грязных" юаней для бизнеса?

1
Ответить