Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

И как у них дела.

Dropbox

  • Дата IPO: 23 марта 2018 года.
  • Оценка: $9,2 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $756 млн.
  • Символ на бирже: DBX.

К моменту выхода на биржу у сервиса облачного хранения Dropbox было 500 млн зарегистрированных пользователей, из которых более 11 млн оплачивали дополнительные услуги. Основанная в 2007 году компания отмечала, что не тратит много денег на рекламу — почти все пользователи покупали подписку после оформления бесплатного аккаунта. При этом Dropbox была убыточной — в 2017 году компания потеряла $112 млн при выручке в $1,1 млрд.

Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

Spotify

  • Дата IPO: 3 апреля 2018 года.
  • Оценка: $29,5 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $9,245 млрд.
  • Символ на бирже: SPOT.

Вместо традиционного первичного публичного размещения акций Spotify провела прямой листинг. Это нетрадиционный способ проведения IPO — в ходе него компания регистрирует свои акции на бирже, и торговля начинается сразу же, цена на них устанавливается органически. В первый же день торгов компания продала акции чуть более чем на $9 млрд.

Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году
Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

Xiaomi

  • Дата IPO — 9 июля 2018 года.
  • Оценка: $54 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $4,72 млрд.
  • Символ на бирже: 1810 (Гонконгская биржа).

Производитель техники Xiaomi проводил IPO, чтобы направить ресурсы на рост бизнеса по продаже смартфонов, мировую экспансию и захват новых рынков техники, говорил основатель компании Лей Цзюнь. Несмотря на то, что изначально руководство Xiaomi рассчитывало на оценку почти в $100 млрд, сам выход на биржу Цзюнь считал значительным достижением для компании, которая конкурирует с Samsung, Apple и Huawei.

Цена акций и капитализация указаны в гонконгских долларах, к 20 декабря капитализация компании в американской валюте составляла около $43,8 млрд
Цена акций и капитализация указаны в гонконгских долларах, к 20 декабря капитализация компании в американской валюте составляла около $43,8 млрд

Opera

  • Дата IPO: 27 июля 2018 года.
  • Оценка: $1,44 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $115 млн.
  • Символ на бирже: OPRA.

В отличие от многих ИТ-компаний, разработчик браузера Opera вышел на биржу уже после того, как достиг чистой прибыли, отмечает Crunchbase. Продуктами компании для десктопов и мобильных устройств пользуются 322 млн человек в месяц.

Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

Sonos

  • Дата IPO: 1 августа 2018 года.
  • Оценка: $1,47 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $83 млн.
  • Символ на бирже: SONO.

Основанная в 2002 году Sonos выпускает аудиотехнику и конкурирует одновременно с Alphabet и Apple, продавая «умные» колонки. К моменту выхода на биржу компания обладала лояльной базой клиентов и была прибыльной, но планировала привлечь дополнительные средства для борьбы с крупными конкурентами.

Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

Farfetch

  • Дата IPO: 21 сентября 2018 года.
  • Оценка: $5,8 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $885 млн.
  • Символ на бирже: FTCH.

Лондонский ритейлер Farfetch позиционирует себя как ИТ-компанию — почти 90% выручки компании приносит её собственный маркетплейс. К моменту выхода на биржу проект был убыточным, в первом полугодии 2018 года компания отчиталась о $68,4 млн убытка при выручке в $267,5 млн.

Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

SurveyMonkey

  • Дата IPO: 26 сентября 2018 года.
  • Оценка: $1,466 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $180 млн.
  • Символ на бирже: SVMK.

Компания, специализирующаяся на сервисах для онлайн-опросов, работает с 1999 года, но вышла на биржу только в 2018 году. У SurveyMonkey более 600 тысяч платящих пользователей, по итогам 2017 года она отчиталась о снижении убытков до $24 млн при росте выручки до $218,8 млн.

Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

UpWork

  • Дата IPO: 2 октября 2018 года.
  • Оценка: $1,5 млрд.
  • Привлечённые средства на IPO: $187 млн.
  • Символ на бирже: UPWK.

Маркетплейс для фрилансеров UpWork вышел на биржу недооценённым — торги должны были начаться с отметки в $15 за акцию, но курс сразу же вырос до $23. Несмотря на убыток в $7,2 млн за первое полугодие 2018 года при выручке в $107,4 млн, компания не нуждается в деньгах, говорил глава компании Стефан Касриел.

Spotify, Xiaomi, Dropbox и другие: кто вышел на биржу в 2018 году

Почему падают почти все

2018 год в целом стал самым неудачным для инвесторов с начала 20 века, объясняет WSJ. Снижаются основные фондовые индексы США, Европы, Китая и Южной Кореи, из 70 классов активов упали в цене 90%, тогда как в 2017 году эта доля составляла 1%, подсчитали в Deutsche Bank.

Эксперты отмечают неуверенность инвесторов в будущем после нескольких удачных лет. Она появляется на фоне ужесточения политики ФРС, которая ослабляет стимулирование экономики США, возможной торговой войны между Китаем и США, разногласий по вопросам развития отдельных стран в Европе и других факторов.

Возможно, неопределённость сохранится и в 2019 году, к тому же в технологическом секторе многие компании переоценены, говорил «Ведомостям» руководитель аналитического центра «Санкт-Петербургской биржи» Павел Пахомов.

Какие IPO пройдут в 2019 году

Uber и Lyft

Два крупнейших американских такси-сервиса в конце 2018 года практически одновременно подали заявки на IPO. Компании не раскрыли деталей о своём бизнесе, но рассчитывают выйти на биржу в начале 2019 года. При этом IPO Uber может стать одним из крупнейших за всё время — банки Goldman Sachs и Morgan Stanley, которые консультируют компанию, рассчитывают на её оценку в $120 млрд.

Palantir

Американская Palantir, которая выпускает программное обеспечение в том числе для спецслужб и Минобороны США, постоянно откладывает IPO, говорят источники WSJ. Пока компания планирует выйти на биржу в 2019 году, но сначала ей нужно разобраться с внутренними проблемами, среди которых завышенные траты на обслуживание сотрудников и плохая коммуникация с клиентами.

HeadHunter

Российский сервис для поиска работы HeadHunter рассчитывал в 2018 году выйти на биржу Nasdaq и привлечь $250 млн, однако, по данным «Коммерсанта», временно отказался от этой идеи из-за риска возможных санкций и непредсказуемых действий иностранных инвесторов в такой ситуации.

66
2 комментария

Интересно было бы проследить за hh

Ответить

Пирамида посыпалась

Ответить