«Купи сейчас, плати потом»: способ избавиться от брошенных корзин

Проблема брошенных корзин стоит перед бизнесом остро: в них остаётся 60–80% товаров, которые клиенты не выкупают. Процент выше в корзинах, созданных с мобильных устройств. Эффективно справляться с проблемой помогает новый формат платежей — BNPL (buy now, pay later — «купи сейчас, плати потом»). В статье — почему этот формат платежей выгоден для бизнеса, как это работает и как бизнес может повлиять на планы Центробанка начать регулировать «беспроцентную рассрочку».

<i>А сколько брошенных корзин оставили вы? :)</i>
А сколько брошенных корзин оставили вы? :)

В чём выгода для бизнеса

Возможность «купить сейчас, заплатить потом» повышает покупательную способность потребителей и увеличивает продажи. Об этом пишет, например, шведская финтех-компания Klarna, которая в числе первых начала популяризировать постоплату покупок в интернете. Klarna периодически корректирует цифры, но декларирует, что беспроцентная рассрочка поможет ритейлерам:

  • увеличить среднюю стоимость заказа (AOV) на 58–60%;
  • повысить коэффициент конверсии при оформлении заказа на 2030%.

Подобные цифры обещает и другой лидер на BNPL-рынке, австралийская компания Afterpay.

BNPL-платежи дают потребителям возможность купить что-то срочно, даже если они не могут оплатить покупку целиком. Магазин не теряет покупателя, который отказался от покупки из-за нехватки средств, ушёл с сайта и не вернулся.

Наконец, BNPL-платежи могут помочь бизнесам увеличить лояльность покупателей. Потребители оценят возможность оплачивать товары в своём темпе без процентов или комиссий. Желающие оплачивать покупки частями предпочтут совершать покупки у бизнесов, которые предоставляют такие услуги.

<p><i>«Купи сейчас, плати потом» подразумевает, что человек платит в момент покупки 25% от стоимости товара, но сразу получает право им распоряжаться </i></p>

«Купи сейчас, плати потом» подразумевает, что человек платит в момент покупки 25% от стоимости товара, но сразу получает право им распоряжаться

Возможность купить сейчас и заплатить потом востребована у зумеров (1997–2012 годы рождения) и миллениалов (1981–1996 годы рождения). Среди них непопулярны кредиты и кредитные карты, они ценят скорость и удобство, с которыми можно купить товар в «беспроцентную рассрочку». Оценят выгоду и смелые представители поколений постарше. Часть из них получила богатый опыт переплат из-за процентов по кредитным продуктам и сейчас ищет более выгодные процентные ставки.

Как это работает

BNPL (buy now, pay later) — это формат постоплаты покупки по частям. Оплатить покупку таким способом для клиента гораздо проще, чем с помощью кредита или рассрочки. Покупателю не нужно получать одобрение банков на основе кредитной истории, выпускать отдельную «кредитку» для нового типа платежей. И главное — не придется платить проценты за возможность растянуть платёж во времени.

<i>Особенность инструмента – работа с некрупными ценниками. Так, в Москве мы нашли предложение оплатить в формате BNPL ноутбук за 100 000 рублей. Однако большинство покупок с «беспроцентной рассрочкой» в 2022 году размером не превысило 30 тысяч рублей</i>
Особенность инструмента – работа с некрупными ценниками. Так, в Москве мы нашли предложение оплатить в формате BNPL ноутбук за 100 000 рублей. Однако большинство покупок с «беспроцентной рассрочкой» в 2022 году размером не превысило 30 тысяч рублей

В случае онлайн-покупок BNPL-платёж оформляется в один клик — бесшовные сервисы уже интегрированы в онлайн-кассы. В офлайн-торговлю инструмент начал выходить недавно — и там он тоже стремится быть простым. Например, покупателю возле кассы магазина достаточно отсканировать QR-код со смартфона, чтобы получить график платежей и оформить покупку.

Клиент сразу получает товар, магазин — деньги. Затем покупатель выплачивает стоимость товара BNPL-сервису.

BNPL-операторы чаще всего предлагают клиентам платить раз в две недели и выплачивать равные части. Если платёж от клиента не поступит вовремя, и сервис не сможет списать деньги с привязанной клиентской карты, пользователю придется заплатить штраф.

Может показаться, что формат платежа удобен тем, кто получает аванс и зарплату двумя выплатами — как раз примерно с разницей в две недели. Однако графики не совпадают.

<i>Например, чтобы последний платёж прошёл на следующий день после выплаты, первый нужно сделать на 4–5 день после аванса или зарплаты. График платежей фиксированный, перенастроить его нельзя.</i>
Например, чтобы последний платёж прошёл на следующий день после выплаты, первый нужно сделать на 4–5 день после аванса или зарплаты. График платежей фиксированный, перенастроить его нельзя.

Что учесть, чтобы принять решение

1. BMPL-сервисы берут с продавцов комиссию. По открытым данным, это 4,9% от размера покупки. При этом пока магазины не несут рисков, что клиент откажется платить — продавец получает положенные за товар деньги сразу, а сервис продолжает работать с покупателем, пока тот оплачивает товар по частям.

2. Чем популярнее будут BNPL-сервисы у ритейлеров, тем сложнее Центробанку будет ввести меры регулирования. Сейчас BNPL обходит положения закона «О потребительском кредите», а BNPL-сервисы зачастую работают без банковских лицензий. Банк России предложил сблизить законодательство о потребительском кредитовании и законодательство, которое регулирует услуги рассрочки, в частности, беспроцентной. Среди идей ЦБ — сделать условия «купи сейчас, плати потом» более прозрачными для потребителей, ограничить размер неустойки за просрочку, обязать раскрывать её стоимость. Также регулятор предлагает давать клиентам возможность отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара — сейчас возврат после BNPL-платежа не всегда проходит успешно, на что потребители жалуются.

3. В России сохраняется тренд на экономию, что может способствовать популярности BNPL-платежей. Потребители стали меньше тратить на одежду, еду навынос, отпуск, готовы экономить на развлечениях, откладывают покупки медицинских услуг. Люди откажутся от услуг фитнес-тренеров и бьюти-мастеров, если почувствуют необходимость сократить расходы. BNPL-сервисы могут помочь клиентам совершать покупки, даже оплатить их целиком здесь и сейчас нет возможности.

Teleperformance Russia работает с ритейлерами и банками. Наша команда поможет вашим клиентам освоить новый тип платежей, а вам – добиться лучших результатов в бизнесе.

77
16 комментариев

лично для меня не совсем интересен вариант брать в рассрочку что-то ,я добавляю в корзину те товары ,которые мне понравились ,а после делаю отбор по необходимости ,что мне нужно

1
Ответить

Тоже хорошая стратегия. Мы находили статистику, что по России процент BNPL-платежей в общем объеме электронной коммерции небольшой.

Зато рост год к году колоссальный: им стали пользоваться в четыре раза чаще. Полагаем, популярность формата будет расти

1
Ответить

Я товар в корзину добавляю просто как закладку, причём тут рассрочка.

1
Ответить

Да вот именно, у меня такие на всех маркетплейсах

Ответить

На покупку до 100к можно уж накопить, чтобы не брать в рассрочку, кмк. Столько жалоб на эти сервисы, что "одобрили только один раз, а потом отказывают" за комплимент считать можно. И да, даёшь корзины-вишлисты \m/

Ответить

Расскажите, например, научным сотрудникам-гуманитариям, как легко накопить 100к, когда они иногда товар за 20-30к в кредит берут. Вот что нельзя скорректировать график платежей под зарплату, это неудобно, такая фича бы хорошо продвинула этот вариант рассрочки

1
Ответить

какой же бред, впаривают микрокердит по 6000% годовых под ширмой рассрочки

Ответить