Лесопилки и пилорамы уходят в прошлое

Действующая пилорама
Действующая пилорама

В 2020 году государство поставило точку и разом прекратило мучения полулегальных лесопилок, пилорам, а также мелких и средних ЛДК, создав единую систему отслеживания происхождения древесины и полностью запретив экспорт необработанной древесины с 2022 года.

Решение стало шоком для небольших производителей, которые и так едва сводили концы с концами из-за коронакризиса и роста экспортных пошлин.

Такие жесткие меры направлены в первую очередь на обеление лесной отрасли, а также необходимы для консолидации отрасли крупными игроками, которых проще контролировать, а в будущем — обложить налогами.

Лесная промышленность России до недавнего времени была обделена пристальным вниманием государства: свой век доживали старые деревообрабатывающие мощности, загрязняющие все живое вокруг, новые заводы и комбинаты не строились, а просто модернизировались. Как писал журнал «ЛПК Сибири», миной замедленного действия сегодня считается Байкальский ЦБК, который в ближайшие несколько лет может превратить Байкал в крупнейшее в мире мертвое озеро.

Итогом такого попустительства стал повальный экспорт круглого леса, в том числе незаконный. Во многих отдаленных регионах этот бизнес помогал населению выжить, и государство долго закрывало на него глаза, хотя периодически и обсуждало необходимость борьбы с теневым оборотом леса.

Кроме нескольких крупных компаний глубокой переработкой древесины в России долгое время не занимался практически никто, кроме нескольких игроков. Однако в 2000-х годах в лесной отрасли начали крупные российские инвесторы. Под давлением больших компаний, которых не устраивало существование огромного серого рынка необработанного леса, где не платили налогов и почти не вкладывали в развитие мощностей, государство еще в 2007 году ввело таможенные пошлины на экспорт кругляка вплоть до заградительных в 80%. После вступления России в ВТО в 2012 году экспортеры получили некоторые послабления, однако довольно скоро повышение экспортной пошлины продолжилось.

Фактически, государство в лесной отрасли отказалось от прежней политики «социальной поддержки» населения за счет серого экспорта леса и теперь хочет консолидировать ее в руках крупных компаний, за которыми проще следить и которых проще контролировать.

В дальнейшем, усиление контроля в лесной отрасли приведет к тому, что появится новый многомиллиардный сегмент экономики, который сейчас приносит бюджету мизерные поступления.

Теплая зима 2019 года, коронакризис 2020 года и последние изменения в российском лесном законодательстве практически не оставляют никаких шансов на выживание для большинства владельцев сельских лесопилок и пилорам, мелких и средних ЛПХ на территории России — в 2021 году многие из них станут пережитками прошлого.

22
19 комментариев

Так их этих барыг. Дошло уже до того, что доски на рынке не отличаются пр цене, а зачастую и дороже, чем в супермаркетах.

2
Ответить

Сырая, кривая, дорогая - это все относится к доске с ближайшей пилорамы. Вот и возникает вопрос -  а кому вообще нужна такая продукция? При большом объеме выгоднее привезти качественный пиломатериал, так как стоимость транспортного плеча будет минимальной или наоборот в плюс.

1
Ответить

Скоро на каждом полене придётся вырубать QR-код и сделают ЕГАДС -)

2
Ответить

Скоро каждое полено будет стоить как смартфон.

Ответить

Занимался лесом и по этой теме защищал диссертацию в 2010 году, вхлынуло все это говно в памяти, смотрю мало что поменялось за 10 лет, задушили мелочь только. В принципе эта политика велась уже давно. Тогдашний Костромской губернатор Игорь Слюняев (ныне Саблин) при вступлении в должность первым делом поднял попенную плату в 7 раз со словами "Так мы стимулируем ваши инвестиции в глубокую переработку". Ага, путем забора вашей прибыли. 2\3 лесозаготовителей пошли в таксисты.
Лес - хоть и является много много лет большой потенциальной отраслью, но к сожалению так потенциалом и остается.

Вижу такие причины:
- Слишком огромные и длинные инвестиции в слишком низкорентабельный бизнес.
- Дерево как стройматериал ушел в прошлое, как отделочный материал уходит неторопливо в прошлое, как носитель информации стремительно уходит в прошлое заменяясь на цифру и электронный документооборот, как метериал для отделки автомобилей уже давно ушел в прошлое. Собственно и рынки сжимаются медленно но верно.
- Отсутствие зависимости от дерева, легко заменяемый материал на пластик, железо, алюминий и пр. в жизнедеятельности человека.
- В структуре затрат мебельной промышленности дерево имеет крайне низкую ценность и % в структуре добавленной стоимости.

В конечном итоге "лес - новая нефть" уже много лет как зомби ходит вокруг и единственное, что происходит - это консолидация леса + выдавливание мелочи. Каких-то крупных движений, кроме сдачи трети Сибири Китайцам в аренду не наблюдается...

1
Ответить

Натуральную древесину гоним за границу, а сами пользуемся мебелью из опилок и клея. ДПК практически полностью скоро вытеснит натуральную террасную доску из лиственницы. Вагонку сорта D уже невозможно купить в сетевых магазинах типа Леруа Мерлен. Я видел доску сорта F (((. В Сибири новые дома из пеноблоков или блоков ПЩС практически вытеснили клееный брус, я уже не говорю про ручную рубку. В будущем будут популярны дома из CLT-панелей (перекрестно склееная доска). Сейчас эту тему очень сильно популяризируют Минпромторг, Минстрой и ассоциация деревянного домостроения. Можно продолжать бесконечно.

1
Ответить

Люди - новая нефть

1
Ответить