Алгоритм успеха: практические советы для запуска первого стартапа

Агротех — голубой океан для тех, кто хочет открыть стартап. Сельское хозяйство — стратегическая отрасль, которая переживает технологическую трансформацию. Сейчас она остро нуждается в цифровых продуктах и сервисах.

С другой стороны, уже сегодня в России создано более 220 агротех-стартапов, которые созданы и развиваются под покровительством государства и частных компаний.

Алгоритм успеха: практические советы для запуска первого стартапа

Программы поддержки и развития агропредпринимательства становятся доступнее, а большое количество программ поддержки молодёжи даёт возможность организовать первый стартап со школьной скамьи.

С чего начать и как не допустить классических ошибок, если создавать стартап, не имея опыта?

Разбираемся вместе с Климентом Кузьминым, генеральным директором стартап-студии, основателем бизнес-школы и ментором студенческого агротех-акселератора Россельхозбанка.

Как найти стартап-идею

Термин «стартап» появился в 1939 году с подачи Дэвида Паккарда и Уильяма Хьюлетта, которые так назвали компанию, известную сегодня как корпорация HP Pavilion.

Сегодня под стартапом понимают выход на рынок с новаторской идеей или предложением, как решить какую-либо существующую проблему с помощью технологических открытий. Стартапом называют и команду проекта, которая готова превратить задумку в прибыльный бизнес.

Чтобы найти стартап-идею, нужно освоить навык по генерированию идей — это поможет найти ту самую мысль, которая ляжет в основу бизнеса.

Как выработать нужный навык?

  • Осознать, чем вы хотите заниматься 24 часа в сутки

Часто идея для стартапа связана с увлечением, на которое человек готов тратить время, деньги и силы. Увлечённость делом поможет погрузиться в тему и найти проблемы, требующие решения.

  • Быть в курсе актуальных новостей мира технологий

В эпоху технологической революции более 90% стартапов «выстреливают», если в них используются прорывные технологии. Поэтому важно разбираться в цифровых новшествах в выбранной сфере, следить за публикациями в тематических СМИ, применять в жизни.

  • Стать эрудированным экспертом

Мало быть экспертом в отдельной отрасли, нужно иметь представление о смежных направлениях деятельности. Для этого необходимы базовая профессиональная подготовка, опыт и стремление изучать новое.

Почему это важно? Большинство успешных проектов созданы на стыке нескольких сфер.

К примеру, компания Synchron, основанная в 2016 году, позиционирует себя как предприятие на стыке биологии, фармацевтики и цифровых технологий. Благодаря последней операции Synchron, пациент из Нью-Йорка, страдающий боковым амиотрофическим склерозом, теперь управляет компьютером с помощью силы мысли.

  • Видеть проблему и искать решение

Оглянитесь. Повседневная жизнь наполнена трудностями и проблемами, но стартапы способны уменьшить их количество. Возьмите какую-то проблему и найдите решение для неё — это и станет идеей для стартапа. Важно, чтобы ваша разработка приносила практическую пользу. Идеи для стартапа появляются, когда людям предлагается решение для оптимизации необходимых действий, выполнение которых несовершенно.

Вызвать такси, найти подходящий билет на самолёт, забронировать номер в отеле по соотношению «цена — качество» — это реальные примеры проблем, которые помогли решит стартапы.

  • Опираться на работающие концепции

Использовать в основе стартапа концепцию именитых компаний — доступный способ заимствовать основу идеи и улучшить образец. Возьмите концепцию компании-кумира и добавьте собственную опцию. Например, открывая лавку с фермерскими продуктами, наладьте доставку продукции до двери клиента.

  • Отслеживать актуальные мировые тенденции

Идеи стартапа повсюду: в технологиях, медицине, моде, социуме, искусстве, пищевой промышленности и гастрономии. Просто не пропустите их мимо себя. Постоянный мониторинг событий в своей отрасли даёт возможность действовать на опережение и предлагать собственные идеи, соответствующие мировым трендам.

  • Двигаться и общаться

Не сидите на месте. Да, интернет позволяет путешествовать, многое изучить и общаться, но опыт реального общения и участие в процессах, позволяет глубже погрузиться в реалии сферы и найти успешное решение проблем, которые лежат в основе стартапа.

Не упускайте шанса пообщаться с предпринимателями и состоявшимися стартаперами. Одарённые люди часто делятся своими нереализованными идеями с окружением, а вы можете развернуть её в успешный стартап, просто воспользовавшись грамотной подсказкой.

  • Оценить новые рынки

Поискать идею можно в новых рынках. Например, организации в сфере туризма, страхования и ритейла стремятся к созданию собственных цифровых решений. Подумайте над созданием вспомогательных сервисов, которые легко адаптируются к потребностям конкретной компании.

От навыка к стратегиям

Навык освоили, пришло время использовать стратегии, позволяющие последовательно сгенерировать бизнес-идею.

Как утверждают венчурные капиталисты, продукты или услуги, разработанные с учётом 7 стратегий, пользуются большим спросом.

Вот эти стратегии:

  • Опора на собственные навыки

Чтобы идея стартапа принесла результат, проведите оценку собственных навыков, чтобы понять, подходят ли они для конкретного проекта.

Для этого ответьте себе на вопросы: какие личные навыки можно задействовать для создания продукта стартапа? Ответив на эти вопросы, подумайте, какой тип продукта или услуги помогут реализовать навыки и способности. Конструктивный разбор скилов основателя поможет наметить правильную траекторию стартапа.

  • Решение личных проблем

Восходящий подход основан на решении личных проблем основателей стартапа.

Подумайте, с какими трудностями вы сталкиваетесь в личной и профессиональной жизни, и какие продукты или услуги могут их устранить. Представьте готовое решение, которое поможет их решить и реализуйте его в стартапе.

Найти сложности, требующие решений, можно не только в своей жизни, но и в жизни друзей, знакомых, родных. Оцените жизнь окружающих, расспросите о трудностях и помогите справиться с испытаниями с помощью новой идеи.

Например, бабушка и дедушка живут в пригороде и не имеют постоянного доступа к аптеке. Придумайте сервис, который будет работать в любом месте: доставка, постаматы и т.д.

  • Стартап как хобби

Запуск стартапа завершится успехом, если основатели заинтересованы в проекте, продолжают трудиться над ним, несмотря на взлёты и падения. Ищите идею в хобби, ведь такие проекты подогреваются личным интересом, поэтому редко закрываются при первой неудаче.

Средний срок для превращения стартапа в сильную компанию — 10 лет, поэтому необходимо выбрать область, в которой команда проекта готова работать в течение следующего десятилетия, даже если это не принесёт выгоды.

Важно: не каждое увлечение подходит для бизнес-проекта, учтите это ограничение во время мозгового штурма.

  • Фокус на новые явления

Нисходящий подход противостоит восходящему и предполагает разработку продукта с учётом появления новых технологий и ситуации в мире.

Использование нисходящего подхода ярко проявилось во время пандемии COVID-19, когда компании запускали проекты, чтобы поддерживать относительно нормальный ритм жизни.

Используя этот подход, постарайтесь не увлекаться идеями высокого уровня и не упускать из виду их фактическую реализацию. Если продукт появится после нормализации ситуации, то рынок уже не будет в нём нуждаться.

  • Использование стратегического прогнозирования

Этот подход состоит в том, чтобы делать обоснованные предположения о будущем. Для этого проанализируйте, как повторяющиеся тенденции в прошлом могут повлиять на будущее. Затем попробуйте спрогнозировать предстоящие рыночные тренды.

При стратегическом прогнозировании следует учитывать события и изменения в таких сферах, как политическая, экономическая, социальная, технологическая и правовая.

  • Стартап в проблемной индустрии

Многие отрасли до сих используют устаревшие подходы и с трудом удовлетворяют потребности современных пользователей. Вы можете разработать новый продукт или услугу для одной из них.

Анализируйте и найдите проблему, которую захотите решить продуктами своего стартапа.

  • Правило «в 10 раз больше»

Правило «в 10 раз больше» означает ставить цели «в 10 раз больше», чем кажется возможным.

Это значит, что можно создать отличный продукт, если в 10 раз увеличить какой-либо из его аспектов. Например, сделать его в 10 раз проще, доступнее, быстрее или интереснее. Обратите внимание на уже существующие предложения, а затем подумайте, каким образом их можно значительно улучшить. Можно спросить мнение у своего окружения — они поделятся своими «болями», а вы придумаете «лекарство» для них.

Как сформировать команду?

Команда стартапа — один из важнейших факторов его оценки. Чтобы стартап работал как часы, важно собрать компетентную и мотивированную команду.

  • Нарисуйте структуру компании, прежде чем собирать команду

Желательно сделать это в двух вариантах:

  • Первый — MVP или минимально жизнеспособная модель: команда, необходимая для старта. Она может состоять из нескольких человек, это совершенно нормально.
  • Второй — то, какой компания будет через год. Обычно к стартовой структуре добавляются новые должности, требуется больше специалистов.

Здесь нужно определить очерёдность найма и собрать «костяк» компании из первой минимально жизнеспособной структуры.

Ищите опытных специалистов (стажёрам придётся потратить время на обучение) и нанимайте ровно столько, сколько необходимо на текущий момент. Например, несколько разработчиков, один менеджер и маркетолог, несколько других специалистов — этого достаточно, чтобы протестировать бизнес-модель.

Важно: приглашённые сотрудники должны «закрыть» все компетенции стартапа.

  • Выбирайте подходящих сотрудников

В хорошей команде стартапа специалисты должны быть компетентны, ответственны и мотивированы трудиться на развитие компании. При найме команды стоит учитывать не только компетенции (softskills) сотрудников, но и то, насколько люди могут справиться с концептуализацией проекта.

Подходящие кандидаты в команду стартапа: смелые, гибкие, инициативные и легко обучающиеся люди. Такие кандидаты видят пути развития стартапа, хотят развиваться сами и умеют добиваться целей.

  • Ищите вдохновлённых людей

Человек, влюблённый в проект, верит в его успех и максимально отдаётся работе, проявляет инициативу и предлагает свежие идеи.

Чтобы найти таких сотрудников, расскажите на собеседовании о том, что хотите сделать. Если у человека загораются глаза и он начинает строить гипотезы, предлагать какие-то идеи — это тот, кто вам нужен, вы можете его вдохновить.

  • Вдохновляйте и мотивируйте

В стартапе важна мотивация: за счёт неё сотрудники могут развить даже те проекты, которые изначально казались безнадёжными.

Поэтому вдохновляйте и мотивируйте работников. Предложите гибкий график рабочего дня и систему оплаты за выполненный объём работы. Практика показывает, что это в разы повышает эффективность работы.

Правильная мотивация снижает текучку кадров и помогает получить сильный коллектив, который всегда поддержит руководителя.

Мотивацию необходимо подбирать индивидуально. Кому-то важно видеть перспективы финансового благополучия, кому-то важны похвала и признание, а кто-то ратует за высокотехнологичность. Дайте возможность каждому реализоваться, тогда команда свернёт горы для вас.

  • Проводите собеседования

Ещё одна хорошая практика при наборе сотрудников – личное проведение собеседования.

Можно отдать наём сотрудников на аутсорс, но агентства не всегда знают специфику стартапа. Часто предложенные кандидаты абсолютно вам не подходят.

Старайтесь найти время хотя бы на экспресс-вариант собеседования и задавайте вопросы, которые позволят сотруднику проявить себя как личность.

Например, вместо надоевшего «Кем вы видите себя через пять лет?» спрашиваем:

  • Что будешь делать через двадцать лет?
  • Как потратишь нескончаемую сумму?
  • Чем займешься, если тебе не придется работать, чтобы выживать?

Из ответов будет понятно, как глубоко сотрудник погружается в тему и процессы, какие смыслы видит и что его мотивирует, кроме денег.

Для поиска кандидатов можно воспользоваться агрегаторами вакансий, социальными сетями, сервисами Spark, hh.ru, SuperJob, а можно поискать единомышленников в комьюнити-сообществах.

Например, на площадке Spark можно найти не только людей в команду, но также руководителей и инвесторов IT-проектов. На платформе есть раздел с вакансиями, куда можно добавить своё предложение, и каталог компаний, где тоже можно зарегистрировать стартап.

Также доступно продвижение стартапа, поиск сотрудников, участие в конкурсах, общение с сообществом — это поможет найти профессионалов, которые могут заинтересоваться вашим предложением.

Как найти инвестиции?

Инвестиции необходимы стартапам на начальных этапах развития и для масштабирования. Кроме финансовой поддержки, бизнес может получить помощь в развитии: некоторые инвесторы делятся опытом, помогают расширить контакты и наладить бизнес-процессы.

Где найти инвестора в проект? Вариантов много, главное — выбрать подходящий.

Есть 5 основных типов инвесторов:

1. Банки

Это самый распространённый, но далеко не самый удачный способ найти инвестирование. Если вы уверены, что у вас всё получится и вы сможете выплатить дивиденды вовремя, то этот способ вам подойдёт.

2. Венчурные инвестиции

Венчурные инвестиции используют как компании, так и частные лица. Отличие этого способа в том, что такой инвестор даёт деньги в разные стартапы, но небольшие суммы. Обычно это сумма, которая требуется для прототипа или создания MVP, чтобы потом пойти на следующий этап поиска инвестиций.

3. Государственные инвестиции

Государственные инвестиции чаще всего используются в развитии крупного бизнеса. Если государство решит, что ваша отрасль перспективна для развития государства, то у вашего стартапа появится шанс воспользоваться этим способом.

4. Частные инвесторы

Этот вид инвестиций поступает от частных лиц, иногда от компаний. Обычно такие инвесторы приобретают долю. Способ спорный, потому что нет никаких гарантий, что инвестор не решит начать контролировать проект, что может в итоге привести к неизвестным последствиям.

5. Бизнес-ангелы

Это тип частного инвестирования, но с небольшим условием — инвестор вкладывает деньги в ту область, в которой он разбирается. С одной стороны, это хороший способ стартапу понять тонкости сферы деятельности, получить советы и помощь от опытного в этой нише инвестора. А с другой — есть риск вмешательства со стороны инвестора в процесс разработки, как и при частном инвестировании.

Если отбросить классические варианты инвестиций, то сейчас актуальны стартап-акселераторы, венчурные фонды и клубы инвесторов.

Акселератор — это хорошая возможность для стартапа в течение нескольких месяцев не только «прокачать» свою бизнес-модель и продажи под руководством опытных менторов, но и обзавестись полезными связями среди инвесторов.

Многие акселераторы после завершения программы проводят для своих проектов демо-дни, на которые приглашают бизнес-ангелов и инвестфонды.

Венчурный фонд — в отличии от акселераторов инвестирует в стартапы, в которых видит многократный потенциал роста. Цель — выгодно продать через несколько лет свою долю другому фонду, корпорации или на IPO.

Как правило, фонды специализируются на определённых отраслях и географических рынках, поэтому эффективнее всего будет общаться именно с теми фондами, в чей фокус интересов попадает ваш проект.

Клуб инвесторов — это сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Организаторы таких клубов ищут интересные стартапы и представляют их сообществу на тематических встречах. Инвестиции через клуб — это, как правило, синдицированные сделки, т.е. совместное финансирование одного проекта сразу несколькими соинвесторами.

В одной из наших прошлых статей мы подробно описали, где взять деньги на развитие бизнеса.

Молодёжи на заметку

Реализовать свой проект можно в рамках стипендиального конкурса, который проводит Россельхозбанк среди учащихся ведущих вузов страны. Участникам предлагается придумать новый сервис и улучшить клиентский опыт экосистемы Своё. Авторы лучших работ будут получать ежемесячную стипендию в течение учебного года. Подробная информация об условиях участия на сайте РСХБ в цифре.

Найти идею и не повторить ошибки

Возможно, узнав какие проблемы волную фермеров, у вас появится идея нового стартапа. В одной из прошлых публикаций мы пообщались с представителями агробизнеса об автоматизации.

Для развития сельского хозяйства актуальны разные идеи:

  • разработка систем оценки качества посевов;
  • внедрение IoT-устройств;
  • создание сервисов по аренде сельхозтехники;
  • запуск автоматических систем по уходу за растениями;
  • реализация программ развития сельского туризма,
  • разработки в сфере вертикальных ферм, гидро- и аэропоники, фермерства в городах и зеленого дизайна.

Но какой бы успешной ни была идея, на начальных этапах создания стартапа многие команды совершают пять классических ошибок.

Ошибка № 1. Отсутствие анализа целевой аудитории

Многие считают, что ориентация на аудиторию не важна, если идея классная и нужна бизнесу. На самом деле это огромная ошибка, ведь запросы аудитории — это главные параметры для создания продуктов. Анализ аудитории позволяет увидеть, какой именно продукт интересен и будет пользоваться спросом.

Отсутствие глубокого анализа аудитории потенциальных потребителей приводит к ряду проблем, снижающих эффективность и успешность стартапа:

  • слабая конкурентоспособность продукта;
  • ошибки маркетинга в потребительской базе;
  • низкий спрос на продукцию;
  • неправильная бизнес-модель.

Решение: уделите больше времени анализу своей целевой аудитории перед запуском продукта.

Ошибка № 2. Преждевременный запуск

Запуск стартапа без должной подготовки в «сыром» виде редко выстреливает и приносит успех. Часто «недопечённая» идея, выпущенная в массы, приводит к печальным последствиям:

  • низкий уровень удержания пользователей;
  • повторяющиеся ошибки в процессах;
  • негативный пользовательский опыт

Решение: не торопитесь. Перед запуском подумайте о том, есть ли рынок для этого продукта или услуги, много ли у вас конкурентов на рынке.

Запомните, отсутствие конкурентов — негативный сигнал для развития стартапа.

Совет: затягивать с запуском продукта тоже не стоит, поэтому старайтесь сбалансировать время, создав услугу с минимальными функциями, ограниченную нишей или географической зоной. Такой подход требует меньших финансовых и трудовых затрат, но обещает быть выгодным.

Ошибка № 3. Игнорирование «скрытых» факторов, влияющих на создание и сопровождение продукта или услуги.

Отсутствие должного внимания к деталям и «скрытым» моментам может добавить проблем проекту:

  • повышенный финансовый стресс;
  • неконтролируемые расходы;
  • недовольные инвесторы;
  • плохие маркетинговые планы;
  • незапланированные простои по причинам экономического, технологического и организационного характера.

Решение: распишите детально жизненный цикл продукта или услуги. При необходимости прибегните к помощи экспертов предметной области.

Ошибка № 4. Отсутствие ориентации на конечного пользователя

Потребитель продукта находится в центре процесса разработки. В этом случае стартап отдаёт приоритет потребностям и опыту пользователей продукта, а не желаниям других заинтересованных сторон, например, инвесторов.

Эта ошибка приводит к трём показателям, снижающим успех проекта:

  • неудовлетворённость пользователей;
  • низкий коэффициент удержания пользователей;
  • низкий уровень использования продукта.

Решение: провести исследование вашего продукта перед запуском, при этом необходимо своевременно учесть отзывы пользователей на всех этапах разработки. По результатам анализа исправить ошибки в продукте.

Ошибка № 5. Игнорирование внешней помощи

Внешняя помощь — это не только финансирование инвесторов и правительства. На начальных стадиях развития проекта важны внешние связи, ведь это обучение фаундера (основателя стартапа), знакомства, менторы и даже повышение мотивации команды.

Помощь в запуске проекта оказывают бизнес-инкубаторы и акселераторы. Они предлагают программы, направленные на поддержку стартапов, но на разных этапах его развития.

Так, акселератор РСХБ стимулирует новейшие разработки в агротехнологиях, организует обучение, формирует экспертизу.

Попасть в акселератор сложнее, чем в инкубатор — для этого компании необходимо пройти отбор. Когда команда собрана и MVP готов, можно считать, что бизнес дорос до акселератора. Задача акселератора — помочь в развитии и росте проекта.

Без внешней помощи или при отказе от неё возникают проблемы:

  • эмоциональное выгорание команды;
  • ошибки, которые легко устранить с помощью внешней поддержки, но которые затормаживают запуск проекта без неё;
  • нестабильность бизнес-модели;
  • низкий рост проекта.

Решение: принимайте помощь. Наставники — нужные и продуктивные источники руководства для основателей стартапов, так как они дают советы, основанные на опыте, которые помогут достичь ближайших и долгосрочных целей команды проекта.

Подведём итоги

Стоит отметить — основатель стартапа не одинок на пути к воплощению бизнес-идеи в жизнь. Чтобы стартап принёс выгоду, удовлетворение поставленных целей и материальный доход, важно работать в команде.

Не отвергайте помощи и прислушивайтесь к советам наставников, учитывайте мнение клиентов и аудитории, перенимайте опыт успешных предпринимателей и руководителей.

Предложенный подход к созданию стартапа, позволит избежать большинства ошибок и превратить идею в успешный стартап, который сделает лучше жизнь миллионов людей.

Еще больше свежих новостей и подробной аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

3838
1 комментарий

чтобы стартап был удачным ,конечно нужна команда ,но как собрать хорошую другой вопрос

1
Ответить