{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как проверить самого себя при поиске ЦЕННОСТИ для клиента?

Как и в прошлой статье процитирую очень популярный диалог при защите проектов на демо днях или питч сессиях.

"- Мы придумали продукт, который позволяет пить воду быстрее!

- А кому это нужно?

- Всем!

- Вы это как поняли?

- Ну, мы освобождаем дополнительное время. А это всегда ценно!"

Идея, конечно же немного изменена. Но суть передана практически слово в слово. Мы что-то ускоряем, а это всегда ценно. Мы сейчас будем долго кодить, а потом сразу захватим рынок!

Давайте попробуем разобраться, как воспринимается ценность и как быть уверенными, что за эту ценность будут благодарны (в том числе материально).

Ценность - это всегда изменение. Либо изменение к лучшему, либо не изменение к худшему. Если человек понимает, что такое изменение возможно, он увидит ценность.

Подумаем, как клиент может ощутить такое изменение.

Рассмотрим пример с очками. Он достаточно нагляден. Всем понятен и не так прост как кажется. Итак, вот некий timeline пользователя и флажком я отметил момент, когда он задумался над тем, что ему нужно что-то сделать с глазами. Что это за момент?

Самые популярные ответы:

  • Он стал плохо видеть
  • Понял, что теряет зрение
  • Ухудшилось зрение

И это безусловно правильные ответы. Но что это на самом деле значит? Как он это чувствует? Нет такого, что посреди полного здоровья, встав с кровати, пользователь говорит: "Хм.... А не пойти ли мне к окулисту? " Там всегда есть что-то. А именно истории.

Например, в какой-то из дней, наш пользователь, не смог прочитать вывеску на другой стороне дороги, хотя, раньше всегда мог.

Конечно, в ту же секунду, он не начнет звонить окулисту. Скорее всего спишет на сухость глаз, плохой сон или еще что-нибудь. Но если это событие для него значимое (эмоциональное), он его запомнит.

А потом, это случится еще раз. И еще раз. А потом он не узнает встречного прохожего на улице, или не заметит обгоняющую машину. И все эти события он будет так же запоминать, поскольку ему важно. И в какой-то момент, когда количество таких событий перевалит критическое значение, он решит, что нужно что-то с этим делать.

У каждого пользователя свой порог чувствительности, кто-то пойдет после первого случая, а кто-то после того как сильно потеряет зрение. Но и тот и другой будут отчетливо помнить тот массив событий, которые его побудили сделать это.

У меня 100% зрение, но я ношу компьютерные очки без диоптрий. Уже лет 5. Но я до сих пор помню дискомфорт в глазах за компьютером и на улице. Как это мешало, что я делал, или наоборот, что я из-за этого не мог делать.

В этот момент он начинает искать решения. И в случае с проблемой зрения этими решениями могут быть:

  • Очки
  • Контактные линзы
  • Операция
  • Витамины
  • Черные очки с дырочками
  • Нетрадиционная медицина

Можно много еще что придумать. На что здесь важно обратить внимание. ВСЕ эти решения так или иначе могут сделать изменения. И именно поэтому я не добавил сюда "Продолжить страдать". Это тоже вариант. Но он не принесет ценности. Точнее принесет другую - экономию. Но мы сейчас рассматриваем ценность продукта по улучшению зрения.

Каждое из этих решений, обладает какими-то своими характеристиками. Стоимость, влияние на внешний вид, количество усилий при использовании, эффективность и.т.п. И каждому пользователю вважно что-то свое. Кто-то считает, что очки ему не пойдут, а операция слишком дорогая. Кто-то считает, что надо не убирать симптом, а лечить болезнь и.т.д.

Важно, что в этот момент у пользователя тоже есть истории. Самое важное в них:

  • Из каких вариантов выбирал?
  • По каким характеристикам выбирал?
  • Почему ему важны эти характеристики?
  • В каких каналах искал информацию?

Тут сразу и про конкурентов и про критерии выбора и про каналы продвижения.

И вот, пользователь делает выбор. И если вы хорошо с ним поговорили, вы понимаете среди чего он выбирал, на что смотрел и почему ему это было важно (максимально повлияет на его жизнь с учетом убеждений и окружения).

И после того, как он начал использовать это решение, либо произошли изменения, про которые я писал в самом начале: историй на которые обращает внимание пользователь стало меньше. И тогда он видит ценность.

Либо изменений не произошло. Ничего не поменялось, и тогда ценности нет. Обрати внимание. Покупка состоялась, а ценности нет. Какой шанс, что пользователь порекомендует такое решение для этой проблемы. 0%

Часто при создании продукта, мы забываем про проверку получения пользователем ценности. И если про CustDev рынок более-менее слышал. То про интервью о ценности забывают.

А это все про опыт пользователя.

CustDev - это истории ПЕРЕД тем как пользователь начал думать о решении. Истории, которые он хочет поменять. Плюс историии выбора решения.

Интервью о ценности - это истории ПОСЛЕ того, как пользователь стал пользоваться вашим продуктом. Очень важно понять - произошло ли то изменение, которое ждал клиент или он не ощутил ценности.

Но вернемся к примеру, который я привел в самом начале. Наверняка можно найти истории, когда пользователь пьет. И после запуска продукта он будет пить быстрее. Это тоже может заметить. Что же это значит, что продукт огонь и надо скорее его кодить?

Не совсем так. Есть еще кое-что важное. Приоритизация. Сейчас расскажу, что я имею в виду.

Каждую секунду с нами что-то происходит. Зачесался нос, сел телефон, пришла смс, не прочитали вывеску напротив, поняли, что слишком душно в комнате, получили просрочку по кредиту. Это непрерывный поток событий. Мы не можем на них реагировать одинаково. Иначе мы получим невроз и нервный срыв. На что то мы не обращаем внимания, а что то, наоборот, вызывает сильные эмоции. Такой порог, опять же, у каждого свой. Я для примера показал его пунктиром.

И мы выстраиваем наше поведение исходя из того, что для нас максимально важно. Окажет самое сильное влияние на нас.

У клиента есть 2 ежемесячных платежа. Ипотека и платеж за интернет в московском метро? О чем он думает каждый день? Что заставляет его что-то делать больше? Хотя и в платеже за интернет, наверняка есть какие-то истории на которые можно повлиять.

Просто клиент их не так заметит.

На графиках После 1 и После 2 я показал как меняются собыьтя в жизни пользователя от гипотетического продукта. В первом случае, мы влияем на события, которые вызывают у пользователя сильные эмоции или озабоченность, а во втором на истории, которые не так значительны.

А теперь самое интересное.

В сутках 24 часа. И в эти 24 часа мы должны вместить все действия (решения), которые повиляют на нашу жизнь максимально (по крайней мере мы верим, что максимально). Тут есть и сон и еда. И я думаю, вы сами можете вспомнить случаи, когда сном и едой жертвовали в пользу чего-то, что казалось важнее. Мы не можем физически в сутки сделать все, что хоть как-то влияет на нас. А значит каждый день мы делаем выбор, что делать, а что осознанно не делать.

Что-то что нам кажется ярче, эффективнее, интереснее, вытесняет что-то у нижней границы нашей "емкости". Это очень хорошо иллюстрирует эпизод в одном стразом фильме.

Фрагмент из фильма "Майор Пейн"

Отсюда вытекает очень важное правило.

Если клиент ничего не делает для решения какой-то проблемы. Значит она для него не настолько важна. Она может быть на "границе" или сразу "под" ней. Но тогда и будут истории, что он когда-то что-то делал. В нашем примере с очками он мог брать у кого-то капли для глаз если видел, что кто-то ими пользуется. Это бесплатно, быстро, и может повлиять на "истории", но если он этого не делал, то значит для него это не так важно.

И изменений он увидит не много. И ключевой вопрос: готов он будет заплатить хоть сколько-нибудь за такое решение? Под заплатить, я имею в виду свое время в своих 24 часах тоже. Нет. Не готов. Бесплатно, может быть, если не надо тратить время на внедрение, за деньги - нет.

Самоконтроль при поиске ценности для клиента

Теперь я расскажу как я базово проверяю ценность.

Вопросы самому себе:

  • Какие истории у пользователя я хочу поменять?
  • Действительно ли эти истории важны настолько, что он тратит на них свой ресурс.
  • Как и почему мое решение изменит истории пользователя
  • Среди каких еще решений выбирает пользователь?
  • Какие должны быть ограничения пользователя, чтобы мое решение было для него максимально подходящим?

Эти вопросы - могут стать неплохим планом для проблемного интервью. Или размышления об этих вопросах - дадут хорошие гипотезы для проверки.

Есть один лайфхак. Можно находить какое- либо решение на рынке и пытаться придумать истории их основного сегмента (клиентов, которые сразу понимают в чем их ценность и как на них повлияет).

Вот вам для тренировки:

Какие ИСТОРИИ должны происходить в жизни человека, чтобы он увидел в этом кафе наилучшее для себя решение.

0
47 комментариев
Написать комментарий...
Николай Глущенко

Статья довольно внезапно закончилась: не ожидал увидеть её конец после картинки. Вопрос к автору: какую ценность из неё должен вынести читатель? Лично я прочитал её как годное художественное повествование - в литературном таланте автору не откажешь. Но ценности чтобы вернуться и прочитать ещё одну статью этого автора я не увидел - разве что занять себя если заскучаю. Хотя самая последняя картинка таки зацепила, ибо история в голове всплыла моментально) Но ответа на поставленный в заголовке вопрос я не увидел. По крайней мере достаточного ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Вам дали список вопросов «как проверить». Что еще нужно? За вас на них ответить?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Например алгоритм работы с ответами. Задать себе кучу вопросов из общих соображений я и так умею - для этого не нужно быть экспертом в чём-либо.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Знание правильных вопросов тоже немало. А алгоритмы - это к программистам.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Там ниже писали про примеры. Я его зашифровал в последнем фото, но, видимо надо чуть более явно, для раскрытия темы. Подумаю над примером. :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Хороший комментарий, подумаю, как дополнить. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Щас сокращу текст, из своей практики: 

1) Если ты бы купил - значит купит кто-то еще 

2) Ты самый требовательный клиент - продай самому себе 

3) Если занимаешься нишей, вне твоих привычных вещей - оформи продукт так, чтобы купил ты сам, даже если тебе не надо 

Собственно это же эффективное тз для рерайтеров, копирайтеров, продукт-менеджеров при найме 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Можно вообще сократить до известных цитат «делай то, что надо, а что не надо не делай». Мне было важно провести по всей цепочке мелкими шагами. Очень часто вижу, что многие не задумываются о том «что такое хорошо для клиента и почему»

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Сейчас скажет копирайтер и зачем я читал эту статью? Если комментарий дал мне намного больше(и времени заняло меньше) понимания чем концовка статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Галкин

Статья супер ! Спасибо) хотим ещё. Может продолжение?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Есть идеи. Будут! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Нет, не троллинг. Много очень неопытных проектов. Или разработчиков, они гении в колинге, но в про пользователя забывают. Поэтому, да, это для тех, кто только задумывается, а не для тех, кто умеет.
Нет, не перевод. Контент мой. От текста до графики.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Ну вы определенно дали пищу для улучшений в новой статье. Если потом загляните и посмотрите на динамику - буду благодарен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Это в БМ такому учат?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Нет. Это учит 6 лет практики. :) вы с чем-то не согласны?

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

"6 лет личной практики" делать выводы на основе индивидуального опыта?...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Black

А что вас смущает? Исключаете ценность самостоятельного анализа и мышления?) Бесчисленное количество писателей всех времен оформили личные опыты в полезные книги, ставшие бестселлерами.

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

это уровень "ошибка выжившего" и "я знаю человека, ему помогает", если нет статистического подтверждения правильности подхода, то это фуфло.
писатели - это в основном развлекуха, а не пособие как жить, тем более правильно жить.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Надеждин

Книги ставшие бестселлерами да, писатели да. Но разговор про продукт и про клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Who amI

дело не в смысле статьи, а в форме - фигурально выражаясь вы сначала наложили макарон, а что-то похожее на мясо где-то в конце ) Это не слишком вежливо к современникам, время же главный ресурс сегодня. Плюс, все уже привыкли к пирамиде Минто в текстах - поэтому и намеренное размытие смысла воспринимается как БМ или как будто вы привыкли получать почасовую и тянете время для увеличения чека )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Я только начинаю писать. И слог ещё хромает. Почитаю про Минто. Спасибо за наводку. :)

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

"Витамины и нетрадиционная медицина"...
"Custdev" в колхозной интерпретации от тех, кто не осилил Бланка... сказывается низкий уровень иностранного языка в стране, начинают переосмысливать термины, понятия. родина слонов в чистом виде.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Что если даже исконно русское слово «толковать» — тоже от английского «talk»? 🙄

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка (с)
Так что выражение

исконно русское слово

похоже, содержит в себе внутреннее противоречие.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Вот так вот.

А мне всегда говорили, что мой код индусский. Оказывается, тому была веская причина, уходящая глубоко в историю всего человечества...

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

"...много в мире есть того,)

Что вашей философии не снилось. (с) Шекспир-Пастернак.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Я писал так, как обычно рассказываю своим проектам. Пробовал много и по разному, но. Таком ключе оказывается наиболее понятно. Есть более компетентная литература и ментике авторы. Не претендую на новую методику. Просто пересказал то, как объясняю сам. И знаю, что определенному сегменту это приносит ценность.

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

"Идея, конечно же немного изменена. Но суть передана практически слово в слово. Мы что-то ускоряем, а это всегда ценно."
какой процент b2b софта сделан именно под это? вы сами посчитали есть ли выгода для клиентов или так "экспертное мнение без каких либо данных"?
обожаю когда, те кто строят из себя профессионалов, отбрасывают идеи без данных, а потом упрекают других, что те не собирают данные под идею.

"Это другое".

Ответить
Развернуть ветку
Михаил М

Очки без диопртрий? Лол, маркетолог стал жертвой маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

А вы точно дочитали почему я их купил? Или пошли писать комментарий после слов «осени без диоптрий»? :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Духовник

Сохранил 👍

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Who amI

на дворы не похоже - слишком хорошая плитка перед входом ))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Это чистые пруды. Прямо на бульваре. Даже при большой натяжке это двором не назовёшь :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Ага. Поищите в гугле. :(

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Mamasydykov

Спасибо за статью) 
Мне кажется в статье не хватает примеров проверки ценности.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Да, согласен. Подумаю какие можно вставить туда.

Ответить
Развернуть ветку
Володя Степанов

Спасибо, было полезно)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кокоулин

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Cadi Yleo

Спасибо за статью. Полезно

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

разбавлю токсиков )

нормальная статья, с примерами. мне напомнило «спроси маму» и «когда кофе и капуста конкуренты» — а я в последнее время изучаю. 

Дмитрий, спасибо  

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Борисов

Большая благодарность автору за статью! Многие знают, что продукт должен решать проблему, но не многие задумываются, что предложенное тобой решение конкурирует не только с аналогичными, но и с решениями принципиально других проблем в поле внимания человека. Вопросы также очень полезны. Прогнал по этой системе идею стартапа и понял, что большую проблему он не решит, и его использование в рамках общего списка всех забот, точно не поставит на первые места. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Бараненко

подача материала по сериальному типу, огонь: читатель чувствует какую-то недосказанность и возникает ожидание а что там будет дальше

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Козлов
Автор

Хорошая попытка =)

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария
Раскрывать всегда