«Пассажиры ведут себя в такси так, будто едут в беспилотнике» Статьи редакции
Журналист и таксист Питер Якубович рассуждает, как развитие агрегаторов влияет на общество: водители перестали быть людьми в глазах пользователей и стали частью приложения, при которой можно спокойно раздеться или поговорить с психологом.
В будущем пользователей такси-агрегаторов вроде Uber и Lyft будут возить беспилотники. В 2021-м же автомобилями по-прежнему управляют люди. Однако некоторые пассажиры, похоже, давно «вступили в эпоху автономного транспорта», рассуждает журналист и водитель Lyft Питер Якубович.
Якубович прислушивается к желаниям пассажиров. Он знает, что некоторые не любят ездить в полной тишине, поэтому начинает поездку с пары общих фраз — чтобы понять, настроен человек на разговор или нет. «Иногда, например, пассажирам нужен слушатель, и я не прочь услужить», — рассуждает он.
Люди нередко жалуются Якубовичу на других водителей: одни надоедают разговорами о политике, другие пристают и даже нападают на них. Поэтому безразличие пассажиров Якубович также считает попыткой справиться со страхом. Особенно в ситуации, когда два незнакомца заперты в движущемся автомобиле.
Водитель — это часть алгоритма
Впрочем, многие пассажиры, говорит Якубович, принимают водителя за часть «мегаприложения»: оно предлагает и сам сервис, и машину, и абстрактную невидимую фигуру за рулём. С последним у Якубовича проблем нет: он умеет «быть невидимым».
Однако, принимая человека за функциональную часть приложения, пассажир сильнее отрывается от реальности. Он оказывается в вакууме, в котором может не быть места сочувствию и заботе, пишет Якубович. Пассажир ведёт себя так, будто едет в беспилотнике — без водителя.
Якубович считает себя чутким слушателем, но признаётся, что иногда «отключается». Роботу-беспилотнику, в свою очередь, это не свойственно: он никогда не устаёт. И осознал это Якубович во время работы.
Однажды он забирал двух женщин — мать и дочь. Подъехать к месту подачи он не мог, поэтому остановился в 7,6 м от него. Дочь обзывала Якубовича «последними словами» и требовала немедленно позвонить Lyft, чтобы компания вернула им деньги. Мать при этом раз за разом повторяла имя дочери и умоляла её извиниться.
В 21-м веке люди всё ещё верят, что личные данные, которые они ежедневно выкладывают в интернете, не будут активно использовать против них. Потому неудивительно, что и водитель кажется пассажиру «абстракцией», пишет Якубович. Они забывают о конфиденциальности, о том, что водитель несёт частичную ответственность за их действия и что у него есть чувство достоинства.
Якубович, впрочем, верит: пассажиры ведут себя так не специально. Они просто привыкли, что приложение, которое помогает им добираться до нужного места, заказывать еду и решать другие повседневные задачи, не требует «включать чувства», рассуждает он.
Так что эра автономных транспортных средств, по словам Якубовича, уже наступила. Просто не в том виде, в котором многие привыкли её видеть.
Однажды Уинстон Черчилль собирался на радио для выступления перед народом. Заказал такси, уже перед зданием радио спрашивает у таксиста, может ли тот подождать его полчаса, чтобы ехать обратно. Таксист не узнав Черчилля говорит, что не может подождать, так как сегодня выступает Черчилль и он торопится домой, чтобы послушать его речь. Такое понравилось Черчиллю и он оплатил за проезд гораздо больше чем было договорено. Таксист посмотрел на эти большие деньги, а потом на самого Черчилля и говорит:
- Да пошел он со своей речью, я лучше вас подожду.
А в такси радио включить ему религия не позволила?
Вероятно, не было в то время радио в такси.
Черчилль был премьером с 1940 года, а радио в 1895 году Попов и Маркони настроили.
Motorola (тогда Galvin Manufacturing Corporation) начала выпускать радио для автомобилей в начале 30х только. Я сильно сомневаюсь, что в британских кэбах оно до окончания Второй Мировой появилось.
Ну да, и оно же сразу в каждую тачку зашло:)