реклама
разместить

Как создаются туры по России и какие из них продают быстрее всего

А ещё как распределяют экскурсоводов по группам, зависит ли спрос на поездки от сезона, возраста и пандемии и почему даже просто нейтральный отзыв на гида — это уже тревожный звонок.

Как создаются туры по России и какие из них продают быстрее всего

Материал подготовлен при поддержке «Мос-тур» и «TUI Россия»

Основное преимущество и одновременно главное ограничение любого готового тура — это заранее расписанная по часам программа. С одной стороны, это удобно: путешественника проведут по музеям, сводят на обед и подскажут, что посмотреть в свободное время. Но с другой стороны, кого берут в гиды, по каким критериям отбирают места и не «проплаченные» ли они — покупателю не всегда понятно. Вместе с партнёрами RUSSPASS разбираемся, как всё устроено на самом деле.

Кто и как разрабатывает туры

Сперва нужно придумать идею. Для этого туроператоры изучают работу местных и зарубежных конкурентов и анализируют свои big data: что запрашивают клиенты, какие письма из рассылки открывают и по каким ссылкам переходят, какие страницы сайтов посещают туристы. Анализируют также данные общедоступных баз бронирования отелей, билетов и туров, чтобы знать, в какие города туристы летают чаще всего, рядом с какими пляжами бронируют отели, путешествуют ли покупатели туров в одиночку, с детьми или с друзьями.

Компании также учитывают тренды, не имеющие прямого отношения к туризму. Один из них — «инстаграмность»: люди выбирают места для путешествий по фотографиям из соцсетей, чтобы затем самим сделать там красивый снимок и выложить в своём аккаунте. Учитывая это, оператор включает в путешествие красивые локации, включает в пакет услуги туристического фотографа, который и о достопримечательностях расскажет, и проведёт там фотосессию.

В обсуждении участвуют все: от руководителей фирмы и гидов до маркетологов и редакторов сайта. Отобрав вместе с начальством идею, контент-менеджеры и инструкторы-методисты по туризму её дорабатывают. Решают, будет ли маршрут привязан к одной конкретной локации или будет проходить по всему городу. Если последнее, то нужно объединить достопримечательности тематически (например, устроить прогулку по памятным местам советского кино).

Правильно подать турпродукт помогает и сам сервис RUSSPASS, особенно небольшим операторам и частным гидам. Его команда поддерживает партнёров, создавая и редактируя описания туров и подбирая для них фотографии, а также помогает увеличить трафик, для чего размещает и продвигает ссылки на их программы у себя на сайте, в собственном онлайн-журнале и в социальных сетях.

Туроператор также старается сделать всё, чтобы программа понравилась разным возрастным и социальным группам — чтобы семейная поездка могла заинтересовать также молодёжь, а «инстаграмная» прогулка по ресторанам привлекала не только блогеров, но и семейные пары.

Определившись с концепцией, инструкторы-методисты составляют списки обязательных и дополнительных объектов притяжения. В зависимости от замысла это могут быть культовые для региона места, малоизвестные объекты развлечений или всё вместе. Турфирма обязательно учитывает, есть ли в месте назначения комфортабельные отели, удобно ли до них добираться и есть ли риски (например, безопасная ли в регионе эпидемиологическая обстановка). План расписывают по часам: рассчитывают время на обед, санитарные остановки, покупку сувениров, дорогу с учётом пробок — чтобы группа не осталась голодной из-за напряжённого графика и успевала передохнуть между прогулками.

После подключаются менеджеры: заключают договоры с поставщиками услуг — транспортными компаниями, отелями, музеями и кафе, а также составляют описания для сайта.

Основную часть работы, как правило, выполняют выпускники факультетов туризма: они уже представляют, как работают туристический рынок и сфера услуг, как организовать досуг, составить маршрут и продать турпродукт, понимают экономику и географию бизнеса.

Какие вообще бывают туры

Помимо традиционных видов — экскурсионных, оздоровительных, спортивных и паломнических — популярны также экологические (походы, путешествия по экотропам, в заповедники и охраняемые парки) и промышленные туры (на экскурсиях по фабрикам и заводам можно понаблюдать, как производят продукты или, например, узнать про ответственное потребление на производстве).

А последние несколько лет наибольшей популярностью пользуется гастротуризм: туристы всё чаще стараются получить уникальный опыт от прикосновения к незнакомой культуре, такой, который не будет им навязан. Вкусовые впечатления нельзя подделать, гастрономический опыт: дегустации, визиты на фермы и производства (например, винодельни), кулинарные мастер-классы — для каждого человека в рамках тура будет уникальным.

И спрос на такие «вкусовые» впечатления, возможно, продолжит расти — в 2021 году Москва стала первым городом в СНГ с кафе и ресторанами, которые были отмечены звёздами «Мишлен». Всего таких заведений девять, а сразу четыре из них сотрудничают с RUSSPASS — это Selfie, «Белуга», Grand Gru и White Rabbit.

В разделе «туры» на сайте RUSSPASS поездку можно выбрать по типу и продолжительности, а в особенностях отметить, потребуется ли проживание, хотите ли поехать только на выходные или вам нужны недорогие варианты.

У гастротуризма нет возраста — он нравится как молодёжи, так и старшему поколению. Для первой категории привлекают фуд-блогеров и устраивают квесты — например, в фуд-моллах вроде московского «ДЕПО». Для туристов за сорок операторы совмещают визиты по культовым ресторанам и универсамам советской эпохи с краеведческими прогулками по главным улицам города.

Компании должны постоянно обновлять свои данные, чтобы выявлять нетипичные закономерности и регулировать спрос. Анализируя статистику бронирования, туроператоры чаще замечают, что семейные программы интересуют не только родителей с детьми, как полагают в турфирме изначально, но и молодых россиян: они тоже хотят покататься на аттракционах, посмотреть на звёзды в планетарии и поплавать с дельфинами.

Кого берут в гиды и как проверяют

У крупных туроператоров обычно есть свои базы аккредитованных специалистов: тех, кто получил диплом экскурсовода или музееведа или окончил курсы гидов и оформил лицензию. Среди последних — искусствоведы, филологи, культурологи и менеджеры по туризму.

Часть из них оформляют как штатных сотрудников, остальные «на подхвате». Если туроператор работает из Москвы, то в другие города он часто направляет только сопровождающего, а экскурсоводов ищет у партнёров-операторов на местах: местные жители знают свои регионы лучше всего.

Все кандидаты сперва проходят собеседование, а затем проводят пробные экскурсии, прежде чем получить группу. Навыки оценивают руководители и сотрудники туроператора, и по окончании каждого теста они дают обратную связь.

Высказать мнение о гиде мы просим каждого гостя. Если вдруг после такого непростого отбора мы, привыкшие всё же к восторженным комментариям, получаем даже просто нейтральный отзыв, не говоря о негативном, — это уже тревожный звонок. Мы в конце концов предлагаем путешественникам не расписанные по часам маршруты, а впечатления, которые захочется пережить вновь

Ольга Малиновская, исполнительный директор туроператора «Мос-тур»

Единых критериев отбора, кроме знакомства с тематикой тура, нет. Аккредитованные гиды заранее знают, как строить рассказ, действовать в кризисных ситуациях, находить подход к разным гостям и удерживать внимание больших групп. Так что важны образованность, начитанность, насмотренность и харизматичность — чтобы экскурсовод мог увлечь искушённого гостя, рассказать больше, чем написано в энциклопедиях.

Чаще всего гидов распределяют не только по тематическим и языковым, но и по возрастным группам: многие путешественники старше сорока привыкли к экскурсоводам «старой школы» — с размеренной речью. А школьникам больше нравится оживлённая подача молодых сотрудников.

За что гид отвечает во время тура

Гид одновременно и филолог, и психолог, и организатор — лицо компании. Он следит за таймингом, связывается с подрядчиками по транспортировке, общается с контактными лицами фирмы на местах. Хваля поездку, клиент часто не догадывается, сколько задач параллельно с экскурсией решал гид. Например, если у туристов не оказалось QR-кодов, а музей их запрашивает, экскурсовод связывается с туроператором и просит подыскать схожий по тематике объект без входных ограничений.

Часто проблемы возникают из-за дорожного трафика. Например, недавно автобусу со школьниками из-за пробок в центре Москвы пришлось поехать по МКАД, но её перекрыли, и транспорт застрял. Благодаря помощи «бэк-офиса» туроператора, который быстро нашёл рядом кафе, группа смогла пообедать, а экскурсовод в оставшееся время развлекал детей играми и делился фактами о Москве.

От чего зависит количество выбранных на день локаций

Если поездка обзорная и длится всего несколько дней, то программа концентрированная — чтобы охватить основные достопримечательности. В остальных случаях менеджеры стараются находить баланс: ставить на день, например, пешеходную экскурсию по культурному центру, музей и развлекательное мероприятие — поход на смотровую площадку, дегустацию мороженого или прогулку в темноте. Лучше не ставить больше трёх точек, иначе турист не запомнит ничего.

<i>Пример расписания в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frusspass.ru%2Ftour%2F602246f338f27e0018c4a1a1%3Fduration%3D611a852c57f8c10019f8c907%26amp%3Btype%3D611a7d1957f8c10019f8c8d5&postId=338160" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">туре</a> по Калининградской области: в день 2-3 ключевых объекта, а также есть свободное время. Время старта и финиша подобрано так, чтобы туристы успевали выспаться</i>.
Пример расписания в туре по Калининградской области: в день 2-3 ключевых объекта, а также есть свободное время. Время старта и финиша подобрано так, чтобы туристы успевали выспаться.

И свободное время туроператоры выделяют не просто так. Чаще всего его дают рядом с оживлённым местом, где после экскурсии можно сходить в кафе, на выставку, погулять в парке.

Что происходит с сезонностью и как на отрасли сказалась пандемия

Обычно пешеходные экскурсии и альтернативные маршруты, например велотуры, пользуются большей популярностью летом. А в непогоду туристы предпочитают автобусные туры и музейные прогулки. Осенью возрастает спрос на новогодние программы — поездки в Великий Устюг, загородные усадьбы, прогулки по украшенной Москве. На такие туры операторы часто закрывают набор ещё до декабря.

Пандемия же, несмотря на карантины, дала дополнительный импульс к развитию внутреннего туризма. В «TUI Россия», например, отмечают пятикратный рост продаж в 2021 году по сравнению с 2020-м.

Речь идёт не только о турах на курорты Краснодарского края, но и на новые направления – чартерные программы на Байкал, Сахалин, в Республику Татарстан, Республику Карелия, Тюменскую область, Кемеровскую область (Шерегеш).

Пресс-служба TUI Россия

Чартерные программы — это возможность увидеть популярные достопримечательности регионов России, отправившись в туры, в которые включены все базовые услуги: перелёт, проживание, трансферы и экскурсии. «Если говорить о Байкале и Сахалине, то раньше туристов останавливал высокий ценник, но программа субсидирования чартеров внутри страны решает эту проблему», — отмечают в «TUI Россия».

По данным туроператора «Мос-тур», охотнее всего россияне ехали в Москву, Петербург, Калининград, Карелию, Краснодарский край и в туры по Золотому кольцу (Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Суздаль). По всем этим внутренним направлениям показатели 2021-го превзошли на 12% объёмы продаж 2019 года. Чтобы уравновесить спрос и предложение, туроператоры увеличивали число экскурсий на местах, искали партнёров-операторов в разных городах.

Всегда ли нужна страховка

Россиянам для экскурсионных туров по стране чаще всего достаточно полиса ОМС. Но для экстремальных туров — с поездками на вертолётах, квадроциклах, джипах — туроператор требует оформить дополнительную страховку с покрытием, например, до двух миллионов рублей. Плата за неё не настолько высокая, чтобы возникали разногласия, — туристы понимают, что это особые риски.

Когда выгоднее бронировать туры

Выбрать оператора и сам маршрут лучше всего как можно раньше: цена доступнее, поскольку перелёты и размещение стоят дешевле и мест в отелях и транспорте больше, а ещё можно получить скидку за раннюю сделку. В противном случае турист рискует не успеть записаться в группу, особенно если планирует отпуск на государственные праздники или школьные каникулы.

Например, в декабре новогодние поездки в Карелию и Великий Устюг на декабрь и январь уже «стоят на стопе» — на такие экскурсии записываться лучше всего в сентябре. Туры в Москву, Петербург и Казань на те же майские и рождественские каникулы следует бронировать минимум за два месяца: из-за проходной ёмкости музеев и загруженности отелей оператор не всегда может собрать дополнительные группы.

Впрочем, ехать в путешествие с группой не обязательно: готовый экскурсионный маршрут можно найти у RUSSPASS. Путь по заданным траекториям отобразится на составленной сервисом карте, а места при желании можно удалить или, наоборот, добавить. Найти, где перекусить, а также забронировать отель для ночёвки можно там же, на сайте или в приложении.

Помимо этого, туристический сервис RUSSPASS предлагает более 860 туров и 260 экскурсионных программ в 85 направлениях, среди которых не только индивидуальные и редактируемые маршруты, но и готовые предложения — с включённым проживанием и трансфером: от гастрономических путешествий по Кавказу и Казани до новогодних поездок на Камчатку и детских интерактивных прогулок по ВДНХ.

99
реклама
разместить
10 комментариев

Инстаграмные локации😅 вот что ценят современные «путешественники». Смешно, но факт, который нельзя не учитывать

6

Организовывала самостоятельно поездку для себя и друзей- чуть не поседела. Понимаю популярность туров и поддерживаю.

5

Поэтому я предпочитаю делегировать или платить гиду)

1

Дайте угадаю: потому что каждый из друзей начинает "выкаблучиваться" когда организатор - вы, хотя, стороннему человеку - организатору, гиду, оператору - вопросов и претензий у друзей гораздо меньше?)

1

Что смущает:
1. На это тратятся деньги налоговые.
2. Судя отзывам в сети, там творится безаконние внутри)
3. Опыт собеса без ответа.

Очень странный продукт, в который искуственно и сильно вливаются деньги.

2

У меня есть пара уточнений
Не вливают, а пилят. Не странный, а грандиозный.

Сорри, но вы вообще не понимаете как устроен рынок частных, неаффилированных с государством туристических услуг.

Какой инструктор-методист для составления путешествий, если везде эту функцию делает travel designer? Какие экскурсионные туры, если везде это уже называется авторские путешествия и особняком их стоит стартап youtravel.me ?

1
Раскрывать всегда
Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
5252
1616
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2525
1515
1010
22
Думаю, нужен реестр
Рассылка с вау-эффектом: как увеличить продажи по своей базе с помощью MMS

Визуальное потребление остается в тренде — убедить аудиторию принять решение о покупке легче через комбинацию текста и изображения. А значит, MMS-рассылка может стать полезным инструментом для увеличения продаж. Например, показатель кликабельности MMS — от 5%, но может достигать 40–60%, рекордных для маркетинговых KPI. Для сравнения: CTR у SMS- и e…

Рассылка с вау-эффектом: как увеличить продажи по своей базе с помощью MMS
Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3636
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2525
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Как упростить бракоразводный процесс? 5 советов от Податьвсуд.РФ

Развод – процесс, который может затянуться на месяцы, если не подготовиться заранее. Чтобы всё прошло быстро и без лишних сложностей, важно сразу подготовить нужные документы.

Как упростить бракоразводный процесс? 5 советов от Податьвсуд.РФ
1010
11
За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
4141
1616
44
[]