Как понять, что нужно выходить на Яндекс Маркет и к чему быть готовым?

C таким вопросом сейчас сталкиваются многие предприниматели, причем не только ИП, но и крупные ООО c онлайн-оборотами несколько миллионов в месяц. Часто приходится слышать от действующих селлеров, что они «итак уже торгуют» - как правило, на Ozon или Wildberries. Бывает, что в качестве аргумента об отсутствии на Маркете звучит «управиться бы с тем, что есть» – вопреки заверениям инфобизнесменов, управлять процессом продаж на маркетплейсе не так легко и требует достаточно много времени и ежедневного внимания, даже если ты «не первый день замужем» на маркетплейсах.

Как продавцу понять, что нужно выходить на Яндекс Маркет и к чему быть готовым – на эту тему поделилась своей экспертизой руководитель группы сопровождения технологических партнеров в компании UPMARKET Кристина Хлынина, под руководством которой компании и становятся успешными селлерами – в том числе и на Яндекс Маркет.

Итак, немного информации о самой площадке

1. Яндекс Маркет входит в тройку самых крупных маркетплейсов России. Речь конкретно про универсальные магазины. Да, согласно ежегодному рейтингу Data Insight «ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов», он занимает только 6-ую строчку по итогам 2021 года, но +180% рост онлайн-продаж год к году – это выше всяких похвал и на порядок больше, чем у ближайших конкурентов (успешно развивающийся у всех на глазах Ozon, согласно этому рейтингу, прирос всего лишь на 126%, а Wildberries и того меньше – на 95%).

Среди универсальных магазинов – Яндекс Маркет занимает третье место, он же –самые быстрорастущий маркетплейс
Среди универсальных магазинов – Яндекс Маркет занимает третье место, он же –самые быстрорастущий маркетплейс

2. Имеет большую базу платежеспособных пользователей «планеты» Яндекс – около 11 млн покупателей со всей страны приходят на Маркет совершать покупки (+79% к активной аудитории, если сравнивать первые кварталы 2022 и 2021 года, по данным самого Маркета). Количество заказов, соответственно, тоже уверенно растет.

3. Активно развивает свою площадку, логистическую инфраструктуру, аналитику и удобство пользования личным кабинетом, а также вливает крупные бюджеты в продвижение, что, в свою очередь, приводит новых клиентов – как среди покупателей, так и представителей бизнеса.

4. Имеет свою сеть фулфилмент- и сортировочных центов – более 50 по всей России. Кроме того, уже функционирует более 300 пунктов выдачи заказов, но и это еще не все – по признанию Яндекс Маркета, 2022 год станет для них годом развития популярности среди регионов, в том числе удаленных от центральной части страны.

5. Берет небольшую комиссию за продажу по сравнению с другими платформами – от 1 до 15% в зависимости от категории, в основном 4-7%.

Маркетплейс охотно делится собственной статистикой на обучающих различных обучающих вебинарах для бизнеса. Этот слайд – с недавнего мероприятия совместно с UPMARKET
Маркетплейс охотно делится собственной статистикой на обучающих различных обучающих вебинарах для бизнеса. Этот слайд – с недавнего мероприятия совместно с UPMARKET

Что понадобится для выхода?

1. Правоустанавливающие документы по ИП или ООО в отсканированном виде. В отличие от Ozon, Яндекс Маркет не работает с самозанятыми – так же, как и Wildberries.

2. Товар в наличии. Нет никакого практического смысла в том, чтобы создавать «пустой» личный кабинет продавца на следующий день после отправки заказа в производство или если ваш товар только прибыл из Китая в порт Владивостока. Создание личного кабинета селлера и модерация юридических документов проходит достаточно быстро – лучше позаботьтесь о следующих пунктах.

3. Сертификат, документы на бренд или отказное письмо – три кита, которые необходимы не для всех категорий и товаров, но если они вам необходимы, то готовить их надо как можно раньше. Подпадает ли ваш товар под необходимость предоставлять дополнительные документы, лучше уточнить у сертифицированных партнеров Яндекс Маркет, например, в UPMARKET.

4. Еще один блок работы, который вам необходимо проработать до получения товара – подготовить контент. В чем сложность, если вы уже торгуете на других маркетплейсах? Официально здесь нет никакой инфографики, как мы привыкли видеть на других платформах – только фото на белом фоне. В реальности можно вполне пройти модерацию карточек даже без белоснежных фото, в том числе и с элементами инфографики, но выполнена она должна быть максимально не ярко, ненавязчиво и лаконично. Плюс никто не отменял четкое описание товара, которое донесёт ценность до конечного покупателя. Копировать описания с других площадок здесь не рекомендуется – не забывайте, что Яндекс долгое время развивался не столько как маркетплейс, сколько как прайс-агрегатор, и здесь немного другая логика заполнения карточек.

Недавно к нам пришел клиент с товарами 18+, которого необходимо было вывести в продажу по схеме FBY (поставка со склада Яндекс Маркет). Ключевой запрос – загрузить карточки с инфографикой, чтоб привлечь больше покупателей, рассказывая им о товаре с помощью иллюстраций. Дело в том, что продвижение товаров 18+ на белом фоне не то, что не способствует продажам, а скорее их тормозит, вызывая ненужные ассоциации с медицинской тематикой, тогда как для целевой аудитории важна эмоциональная составляющая.

Как мы реализовали этот запрос: сначала загрузили контент с обычными фото, на белом фоне, благополучно прошли модерацию и через пару дней подгрузили инфографику, которая тоже прошла модерацию. Но такое возможно не в 100% случаев: иногда подгрузить инфографику получается только с 3-4 раза. Результат: товар клиента стал чаще добавляться в корзину и продаваться.

Кристина Хлынина, руководитель группы сопровождения технологических партнеров в компании UPMARKET

5. Позаботьтесь об упаковке товара, ведь за ее качество и сохранность содержимого (в том числе и внешней заводской упаковки вашего товара) несет ответственность только продавец. Служба доставки, пункт приема или сортировочный центр могут не принять заказ, в случае если:

- он не упакован рекомендованным способом;

- есть явные признаки повреждения содержимого или упаковки;

- неправильно наклеены этикетки и штрихкоды.

Если из-за некачественной упаковки заказы будут повреждены в процессе доставки, они будут оформлены как возврат, за который вам необходимо будет платить. Имейте в виду, что кроме надежности, требования к упаковке маркетплейс прописывает в зависимости от категории товара: например, карты и календари необходимо поставлять свернутыми в рулон и помещенными в тубус, лыжи и сноуборды – в жесткой упаковке, а самокаты, швабры, стулья и прочие товары сложной формы достаточно хорошо обмотать в стретч-пленку, дополнительно обернув все выступающие части пупырчатой пленкой и скотчем.

Вы создали магазин, что дальше?

К сожалению, вывести магазин на витрину совсем не равно гарантированно получать по 100 заказов в день – для этого вам нужно вкладываться в продвижение. Закладывайте с самого начала бюджет на рекламу: на Яндекс Маркет есть несколько вариантов, которые могут продвинуть вашу карточку в поиске:

1. Настроить управление ставками – вполне можно разобраться самостоятельно, а можно и с помощью техпартнера, который не только поможет определить оптимальный тестовый бюджет, настроить саму рекламную кампанию, но и сделать из полученных результатов правильные выводы для того, чтобы ваши продажи в следующем периоде были еще успешнее.

2. Подключить программу лояльности для клиентов баллы Яндекс Плюс. Все знают, что у Яндекса огромная экосистема (сервисы Такси, Лавка, Доставка, онлайн-кинотеатр и др.), в рамках которой можно копить баллы и потом их тратить, но при этом далеко не все пользуются этим инструментом в качестве дополнительного продвижения своих товаров на маркетплейсе. Тогда как наша практика подтверждает, что товары с продажи которых можно получить баллы, обычно показывают конверсию в корзину в 2-3 раза выше, чем без нее.

3. Участвуйте в акциях маркетплейса или создавайте собственные акции. Используйте все эти инструменты вместе или по отдельности и увеличивайте свои продажи – хорошо прокаченные карточки покупаемых товаров всегда дольше держатся в ТОПе, чем непокупаемые и непродвигаемые.

Новичкам на Яндекс Маркет везет: до конца декабря компания дарит 10 000 бонусов на продвижение товаров, но предупреждают, что действие акции может быть приостановлено решением Яндекса в любой момент.

Трудности, которые вас поджидают

Работая с Яндекс Маркет на протяжении нескольких лет и следя за его развитием в динамике, хотелось бы отметить некоторые важные пойнты, которые вызывают затруднения при работе с площадкой.

1. Очень непонятные отчеты по бухгалтерии и некоторые функции кабинета – информация в них расположена не всегда логично, непонятно, откуда тянутся те или иные данные. Если не подключить кнопку взаиморасчет с Яндекс Маркет, которая позволяет удерживать комиссии маркетплейса с продаж ваших товаров, то придется за все услуги площадки платить дополнительно. К сожалению, данная опция в личном кабинете никак не акцентирована, хотя очень сильно упрощает жизнь селлера и бухгалтерский документооборот. Или, например, стандартный вопрос от бухгалтера: как получить деньги за товар, если он был куплен на баллы Плюса? А для этого нужно подписывать отдельные документы, что тоже не очевидно.

2. Возвраты. В принципе, возвраты – это в любом случае головная боль и блокирующий фактор для многих продавцов на пути в e-commerce, но на Маркете эта боль усиливается. Если вы продаете товары со своего склада (FBS), то покупатель может его вернуть любым удобным ему способом – через сервисы «Почта России» или сразу прямо на адрес Вашего склада, при этом все логистические затраты лягут только на вас. Учитывая то, что и причиной возврата может быть не только брак, но и простое нежелание клиента выкупать товар без объективной причины («передумал»), работа с возвратами превращается в затраты, которые влияют на маржинальность бизнеса в целом.

3. Долгая модерация карточек с готовым контентом, особенно если вы создаете новую карточку или у вас сложная категория, для которой нужны сертификаты. Так, например, реальный кейс в категории БАДы модерация продлилась больше одного месяца. Сейчас Яндекс стал более оперативным и модерирует, как правило, в пределах нескольких часов или одних суток, но все равно длительные ожидания время от времени случаются. Помогает обращение в техподдержку или помощь техпартнеров, которые для этого имеют выделенный канал коммуникации с площадкой.

4. И снова о техподдержке. По сути это тоже общая боль маркетплейсов – малоэффективная и неоперативная помощь, базирующаяся на человеческом факторе компетентности, скорости и т.д. То есть решение вашей проблемы в 99% случаев зависит от того, на какого специалиста попадет ваш запрос. Иными словами действует принцип: если можешь предпринять что-то, чтобы не обращаться в нее, лучше сделай сам. Поэтому – развивайте собственную компетентность, обучайтесь и посещайте мероприятия Маркета, пишите в поддержку не когда у вас «все пропало», а когда есть предложения по улучшениям или эффективности (сейчас Маркет активно работает с этим функционалом). И не забывайте о том, что у маркетплейса еще действует программа поддержки предпринимателей, в рамках которой вы можете вместе с опытным сертифицированным техпартнером бесплатно создать свой магазин, оперативно загрузить карточки товаров, проработать уникальный контент, правильно настроить склад, научиться работать со товарными остатками и продвижением товаров, а также в любой сложной ситуации решить вопрос в кратчайшие сроки.

В заключении хочется сказать, что если бы не было трудностей, не было бы и развития бизнеса. А Яндекс Маркет в своих стремлениях занять больший объем рынка уверенно демонстрирует положительную динамику не только в метриках, но и в сервисе, поэтому наш вердикт – игнорировать его точно не стоит. И если вас интересуют выход на новые аудитории и увеличение текущих продаж, то Маркет с этой целью однозначно справляется, особенно в таких популярных категориях, как электроника, FMCG, DIY, товары для дома, детей, здоровья и спорта.

Если у вас остались сомнения или появились вопросы относительно выхода на этот маркетплейс, вы всегда можете задать их Яндекс Маркет на странице для бизнеса или обратиться к техпартнерам, которые, основываясь на опыте, дадут вас подробные консультации и помогут с онбордингом и ведением.

1 комментарий

Самое главное на ЯндексМаркете, то что он берет за хранение в несколько раз больше чем другие.

Ответить