Как задать оптимальный уровень вложенности страниц и URL-адресов для продвижения сайта

От структуры сайта зависит скорость и эффективность продвижения. Чтобы поисковые роботы быстро и качественно сканировали и распознавали содержимое сайта, у него должна быть простая и понятная иерархия страниц и разделов. О том, как это организовать — в нашей инструкции.

Как задать оптимальный уровень вложенности страниц и URL-адресов для продвижения сайта

Как думаете, какой уровень вложенности (УВ) у этой страницы: site.ru/blog/healt/poleznie-privichki? Если на ваш взгляд третий, то вы ошиблись. Это верно для уровня вложенности URL-адреса, но не страницы. Это подводит нас к основному тезису: вложенность URL-адресов и страниц — разные вещи. Рассказываем о них всё, что нужно знать для эффективного продвижения.

На что влияет УВ страниц

Среди сеошников распространено мнение, что чем меньше у страницы УВ, тем лучше. Чем меньше кликов пользователю приходится сделать, чтобы попасть на нужную страницу с главной, тем быстрее её проиндексируют поисковые роботы. Низкий УВ даёт страницам и другие преимущества при продвижении:

  • Больше вес;
  • Ниже вероятность выпадения из индекса;
  • Выше вероятность формирования быстрых ссылок Яндексом, так как для их появления на страницу должна ссылаться главная сайта.

Также, если вы занимаетесь заработком на сайтах, продавать ссылки со страниц с низким УВ получится дороже. Всех этих аргументов достаточно для понимания того, что УВ сильно влияет как на индексацию, так и на ранжирование страниц. Казалось бы, это подводит к очевидному решению: почему бы не поставить ссылки на все страницы с главной сайта, а также из разделов второго уровня? Но не всё так просто — куда большую эффективность при продвижении даёт организация верной иерархии страниц.

Как добиться оптимального уровня вложенности страниц с помощью перелинковки

Оптимальную структуру сайта проще всего представить в виде пирамиды. Сверху находится главная, ниже — разделы и категории, за ними следуют подкатегории и всевозможные фильтры, а ещё ниже — страницы товаров и услуг на коммерческих сайтах или статьи на информационных площадках. Даже если страницы, находящиеся на последнем — нижнем — уровне пирамиды, дают вам большую часть трафика, ссылаться на них напрямую с главной страницы, минуя разделы и категории, не стоит.

Очевидно, что эта простая в теории структура на практике, особенно в случае с крупными сайтами и интернет-магазинами, разрастается и усложняется. В результате на портале появляются страницы не то, что четвёртого, но и седьмого уровня вложенности, и это совершенно нормально. Чтобы слишким высокий УВ не превратился в проблему, достаточно правильно использовать перелинковку — именно от неё в первую очередь и зависит УВ страниц на сайте.

В идеале всё выглядит просто: на главной странице стоят ссылки на все разделы сайта, а в разделах в свою очередь — на относящиеся к ним товары, услуги или статьи. В таком случае пользователю достаточно сделать 2 клика, чтобы попасть почти на любую страницу сайта. Только вот на крупных сайтах это не работает — на них, помимо большого количества категорий и товаров, также обычно используются и подкатегории, и фильтры, и страницы пагинации, и другие «сложности».

Вот несколько советов о том, как лучше использовать перелинковку на таких сайтах:

  • Если категорий на сайте меньше 20, ссылаться на них можно напрямую с главной страницы. Если вы создавали их, придерживаясь логики, а не только из соображений поискового продвижения, то ссылки на них, размещённые на главной странице, также будут полезны пользователям. В случае, когда категорий ещё больше — например, 50 — в верхней части главной страницы сайта можно сослаться на наиболее приоритетные из них, а уже ближе к футеру — на оставшиеся категории. Такой подход позволяет распределить вес нужным образом и не сбивать пользователей с толку длинным перечнем всех разделов на сайте.
  • Ссылаться на большое количество категорий и подкатегорий с главной страницы можно несколькими способами. Чтобы не путать пользователей, для этого можно использовать трёхуровневое навигационное меню с выпадающими списками. При должном внимании к дизайну оно может наглядно демонстрировать посетителям структуру сайта. Вот, например, как такое меню реализовано в интернет-магазине «Эльдорадо»:
Как задать оптимальный уровень вложенности страниц и URL-адресов для продвижения сайта
  • Навигацию лучше оформить так, чтобы всё уместилось в один экран. Для этого, если категорий и подкатегорий на сайте насчитываются тысячи, в меню следует добавлять только наиболее приоритетные. Благодаря тому, что навигация используется на всём сайте, приведённые в ней ссылки на страницы будут передавать максимальный вес.
  • Ещё один хороший способ сократить УВ страниц — это создать HTML-карту сайта. Достаточно разместить ссылку на неё в футере или на главной, а в самой карте вывести ссылки сразу на все страницы сайта, чтобы они получили второй УВ. Этот способ отлично подходит для площадок, на которых насчитывается сотня-две страниц. Сайтам с десятками тысяч категорий, товаров или статей лучше добавить в карту иерархию. У федерального интернет-магазина это может быть реализовано следующим образом: на первой странице HTML-карты приводятся ссылки на города, на страницах городов — на категории товаров, а в категориях — на сами карточки товаров.

Каким должен быть уровень вложенности URL-адресов

Уровень вложенности URL-адресов, в отличие от УВ самих страниц, не имеет никакого отношения к количеству кликов с главной сайта. Чтобы определить его, достаточно посчитать количество слешей в адресе — например, у URL site.ru/blog/healt/poleznie-privichki уровень вложенности равняется трём.

На небольших сайтах оптимальное значение уровней вложенности — не более трёх. В адресах страниц в таком случае могут содержаться названия категорий, подкатегорий и конечного документа, например, site.ru/apple/iphone/iphone-12-128gb. Большая вложенность — четвёртого, пятого уровня или даже десятого уровней — чаще всего встречается на крупных порталах и в интернет-магазинах. Считается, что поисковые роботы менее лояльны к страницам с длинными URL. Чтобы повысить вероятность их индексации, ссылки на них следует добавлять в HTML- и XML-карты сайта.

Вот несколько советов, которые помогут вам правильно выстроить работу с УВ URL-адресов:

  • Не приводите в адресах лишние папки. Например, в следующих URL — site.ru/blog/articles/article-1 и site.ru/blog/articles/article-2 — папка «articles», скорее всего, лишняя;
  • Придерживайтесь иерархической структуры адресов с вложенностью разделов, категорий и подкатегорий. При таком подходе адреса страниц на сайте имеют подобный вид: site.ru/category/subcategory/page. Это значительно упрощает проверку индексации страниц с помощью сервисов веб-аналитики вроде Яндекс.Вебмастера. Также хорошо проработанная иерархическая структура позволяет крупным сайтам получить под сниппетом в Яндексе навигационную цепочку. Она представляет собой перечень разделов сайта, к которым относится целевая страница. В результате с помощью навигационной цепочки пользователи могут переходить из поисковой выдачи не только на найденную страницу сайта, но и в нужные разделы;
  • Если статья или товар на вашем сайте может относиться сразу к нескольким категориям, присваивайте таким страницам URL-адреса без привязки к разделам. В противном случае для одной позиции на сайте может генерироваться сразу несколько ссылок, например site.ru/catalog/apple/iphone-12-128gb и site.ru/cagtalog/smartphones/iphone-12-128gb. Такие дубли поисковые системы считают грубым нарушением. Исправить это можно, указывая на них канонические URL-адреса, но лучше обойтись и вовсе без «костылей»: для этого достаточно использовать иерархическую структуру для категорий, а также разделов сайта, а вот сами страницы товаров или статей выносить отдельно — например, таким образом: site.ru/catalog/products/iphone-12-128gb.

Что в итоге

От уровня вложенности страниц и того, как организована структура сайта и перелинковка на нём, во многом зависит успешность его поискового продвижения. УВ влияет и на ранжирование, и на индексирование страниц, а слишком глубокая вложенность плохо сказывается на SEO. Если на вашем сайте много категорий и подкатегорий, тщательно продумайте его иерархическую структуру, создайте на нём удобное многоуровневое меню и добавьте HTML-карту — это позволит снизить уровень вложенности приоритетных страниц.

77
реклама
разместить
5 комментариев

Есть три хороших правила, которых стоит придерживаться.
а) структура всегда строится на семантике. Без исключений. В этом смысле в URL /articles/... вполне может быть заточен под конкретный запрос - ну, например, "Кулинарные рецепты" или там "Как продвигать сайт самостоятельно".
б) 4 клика с любой страницы до любой другой страницы. Не стоит считать клики исключительно от главной - как правило, это одна из самых бестолковых страниц сайта, особенно в коммерческом сегменте.
в) Важна структура URL, а не физическая вложенность папок. И стоит соблюдать баланс между совсем плоской структурой (как, например, в Wordpress, если выкинуть папки-прокладки (tag, category) и гипервложенностью (которой любит страдать Битрикс по умолчанию).

2

А по поводу УРЛа не понял. Длинна здесь имеет значение?) Если ветвление категорий вглубину большое, плохо? (я про глубину)

И можно ли резать УРЛ? подобно:

site/subcategory/product

вместо

site/.../subcategory/product

Скрывая промежуточные категории/подкатегории. Есть фичи на CMS, но не знаю как повлияет.

Полезно и интересно. Спасибо!

1

Интересно. 
А если каждой статье в блоге дать уникальный адрес? 

Что правда не снимает вопрос вопрос перелинковки