{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как же все-таки нанять и проверить SEO специалиста

По мотивам статей Как проверить SEOшника и SEO-обман, часть 2. "По горячим следам" мы видим, что основной подход выбору исполнителя (тут не важно, студия, фрилансер или инхаус) идет на основе своих желаний, а не реальной оценки специалиста. Поэтому я решил написать краткую заметку. коммуникации

UPD: Спасибо за обратную связь

Не ожидал такого явно отрицательного эффекта на то, что оказывается seo-специалист должен работать на результат. Спасибо, что показали Ваше мнение.

Коллеги, у статьи была одна главная цель - обе стороны процесса должны уметь аргументировать свою позицию и исходить из требований бизнеса - все остальное это уже дополнительные рассуждения.

Первое: Знания

Несмотря на усилия именитых представителей профессии, обе стороны рынка предпочитают говорить о SEO, как о магии.

В реальности - это ремесло. Как и в любом ремесле тут и много экспериментов и своих ухищрений в достижении результата, и много базисных знаний. Чтобы понять, какой перед вами специалист в первую очередь следует проверить, насколько он знаком с основами. И помогут тут вам рекомендации поисковых систем:

Помощь вебмастеру от Яндекса -

Cправка - Search Console от Google -

А также данные по системам статистики, например по метрике -

Второе: Системный подход

Опытный специалист работает по схеме. Схемы могут быть разными, но с опытом вырабатывает план действий, который адаптируется под проект. Если, специалист не может вам разложить план своих действий, а тем более его обосновать, то ожидайте проблем.

О чем должен вас расспрашивать и в дальнейшем влиять на это специалист.

1. Простые метрики сайта и показатели

Чтобы работать с сайтом, нужно понимать как он работает и как ведет себя аудитория

  • Отказы
  • Среднее число просмотров
  • Время на сайте
  • Повторные визиты
  • CTR в поисковой выдаче
  • Вовлечение пользователей
  • Скорость загрузки сайта
  • Дубли страниц
  • Микроразметка и т.д.

2. Эффективность работы сайта

SEO-специалист заинтересован в том, чтобы вы зарабатывали деньги. Причина проста - пока он приносит вам деньги, у вас будет чем платить ему и вы будете продолжать сотрудничество.

  • Конверсия в заявку/заказы/CPM (если сайт продает рекламу)
  • Приоритетные направления
  • Маржинальность тематик и другие показатели

Как мы помним любой бизнес основан на желании заработать, т.е. ему нужны деньги:

Отрывок из мультфильма "Остров сокровищ" (Киевнаучфильм, 1988), режиссер - Давид Черкасский, Художник-постановщик - Радна Сахалтуев

Отсюда переходим к следующему пункту.

Третье: Определение целей

Исполнитель перед подготовкой стратегии продвижения, должен вместе с вами определить цели работы.

Примеры не правильных целей:

  • Увеличить посещаемость сайта
  • Увеличить количество просмотра страниц и времени на сайте
  • Уменьшить показатель отказов

Пример правильных целей:

  • Увеличить посещаемость проекта с поисковых систем до 20 февраля с 200 до не менее, чем 600 уникальных посетителей в сутки
  • Повысить конверсию в заказы с 0,78% до 1,8%
  • Повысить средний чек с 1100 рублей до 1700 рублей

Ваши цели, должны нести пользу бизнесу, а не иметь эфемерные показатели. Если SEO специалист не готов говорить языком бизнеса, он не способен принести вам достаточной пользы.

Кстати при качественном продвижении, соотношение долей трафика с Яндекса и Google, а также с десктопа и мобильных устройств, должно быть приближено к показателям https://radar.metrika.yandex/ в рамках вашей тематики.

Четвертое: Стратегия

Когда известны цели, исполнитель должен предоставить вам общую стратегию работы - примеры пунктов стратегии

  • Увеличить среднюю ежемесячную посещаемость сайта на 1500-2000 при сохранении общих показателей за 4 месяца за счет расширения структуры и обновления контента
  • Увеличить средний чек на 400 рублей за счет развития высоко маржинальных направлений и перераспределения конверсионного трафика с информационных страниц на страницы категорий и товаров
  • Повысить конверсию на 30% путем сплит-тестирования форм заказа

Такие цели нормальны для SEO-специалиста, т.к. сфера деятельности уже стало комплексной и включает в себя работу и с дизайном, UX/UI, SWOT-анализ и многое другое.

Какие категории работ обязательно должны выполнятся:

  • Техническая оптимизация
  • Настройка индексации
  • Контентная оптимизация
  • Ссылочная масса (не покупка и аренда, а естественные ссылки такие как PR размещения, отзывы, гео-сервисы и т.п.)
  • Аналитика и юзабилити и т.д.

Пятое: Как работать с исполнителем

  • Мотивация - исполнитель должен быть заинтересован в результате, а значит он должен быть заложен в условиях оплаты
  • Коммуникации - опишите все способы коммуникации, в рамках которых передается важная информация. Например, все важные запросы, только на почту с указанием ящика; все задачи на разработку, контент и т.п. только в вашем таск-трекере с указанием скорости реакции с обеих сторон и т.д.
  • Отчетность - необходимо составить формат отчетности. При этом это не только исполнитель отчитывается перед вами о результатах работы, но и вы даете ему отчет по показателям, чтобы он мог оценивать все влияние и планировать дальнейшие действия.
  • Ответственность - важно определить за что отвечает исполнитель и за что вы. Пример, если разработка на вашей стороне и она игнорирует либо задвигает задачи исполнителя, то результат будет плачевным. В таком случае, нельзя ругать SEO-специалиста, что он не выполняет обязательств. Но если все его задачи выполняются, а результата нет, то тогда уже он несет ответственность.

"Не виноватая я, он сам пришел"

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука" 1968, режиссёр - Леонид Гайдай. В кадре актриса Светлана Светличная

Выбирая специалиста по базовым знаниям и его подходу к работе, вы повышаете свои шансы на успех, но есть еще один способ проверить исполнителя - расспросите его о причинах неудач проектов. И если среди них будет хоть одна из ниже представленных причин, то это повод задуматься. Ниже представлены частые причины неудач.

  • Сайты-конкуренты.

Поисковая выдача зависит не только от действий вашего подрядчика по продвижению, но и от действий ваших конкурентов. А это значит, что вы можете получить на сайт больше трафика, чем планировалось, или, наоборот, недополучить, разделив его с конкурентами.

Исполнитель должен изучить тематику и конкурентов еще на этапе анализа вашего проекта.

  • Постоянное изменение поисковой выдачи и поисковых алгоритмов
Злобный поисковый робот

SEO-специалист работает в сфере, где постоянно все меняется и одна из особенностей профессии адаптироваться и предугадывать.

Поисковые системы постоянно анализируют сайты, популярные запросы и поведение посетителей. Исходя из этого, они перемешивают выдачу и определяют страницы сайтов, которые наиболее полно и подробно отвечают на запросы посетителей. За последний год в Google произошло примерно 500-600 изменений влияющих на выдачу:

  • Изменение спроса в тематике

Спрос — величина постоянно изменяемая. А значит нужно быть готовыми к тому, что трафик на сайт может резко вырасти или снизиться по независящим от SEO-специалистов причинам. Появление или «угасание» трендовых явлений прямо влияет на трафик.

Опытный SEO-специалист умеет понимать трендовые запросы либо запрашивает историю спроса по вашим предложениям.

  • Скорость индексации внесенных изменений

Поисковые роботы индексируют изменения на сайте с разной скоростью в зависимости от разных факторов, на многие из них можно влиять - это перелинковка, исправление ошибок и управление индексацией:

Инструмент переобхода страниц в Яндекс.Вебмастер
Инструмент переобхода и индексации страниц в Google Search Console (старая версия, все еще доступна)
  • Технические ошибки, которые не видны при первоначальном анализе

Перед началом продвижения не всегда можно заметить серьезные внутренние проблемы на сайте, но в рамках первого аудита ( в течении 5-10 дней) все серьезные ошибки должны быть найдены. Хотя часть из них выявляется в течении месяца-двух.

  • Наличие санкций от поисковых систем, которые были получены до начала продвижения

Такие проблемы опытными специалистами находятся в первые же дни (иногда недели) работы над проектом. И если о них сообщают спустя месяцы, то либо у вас неопытный специалист либо он сам создал причины санкций.

О многих санкциях вы узнаете в Вебмастере Яндекса
  • Согласование правок

Часто SEO специалисты говорят, что проблемы связаны с согласованием правок. И тут есть две стороны медали:

1. Исполнитель не может защитить перед клиентом необходимость работ над сайтов либо предлагает их бездумно и не оценивает все риски.

2. Ему попался клиент, который хочет трафик, но не хочет ничего менять на сайте.

Чтобы оценить ситуацию, попросите его описать пример правок, которые он не мог согласовать.

Спасибо за внимание, удачного подбора исполнителя.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Илья Щербаков

"Повысить средний чек с 1100 рублей до 1700 рублей...", "Увеличить средний чек на 400 рублей " - вы на полном серьезе думаете, что от SEOшника в этом направлении что-то зависит? :)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Evtushenko
Автор

Конечно да. В рамках поискового трафика, если у клиента или в собственном проекте не одна услуга/товар с фиксированной стоимостью, seo-специалист может и должен влиять на средний чек

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

А как именно может? Я просто к тому, что привлечение трафика на сайт вряд-ли станет одной из гарантий повышения чего-либо. А то есть риск уподобиться "горе-заказчикам", которые SEO наделяют магическими свойствами. Вжух - и продажи пошли. Причем ему самому особо и не надо ничего делать.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Evtushenko
Автор

Во-первых при общении с клиентом выделяете темы с большим чеком либо высокой маржой и сначала акцентируете внимание на них
Во-вторых договариваетесь о том, что вы можете влиять на UX/UI и ваши рекомендации запускаются в рамках сплит тестов (нормальный клиент не откажется потом внедрить более эффективные истории)
Ну и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Galina Bakusheva

+++

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Evtushenko
Автор

Анализ рынка необходим, т.к. если проект предлагает не конкурентные условия, то как минимум просядут поведенческие.
С другой стороны, если клиент не готов следовать данным анализа рынка либо не может обосновать для вас и клиентов свою высокую стоимость, то тут есть много вопросов по работе с ним.
Дальнейшая судьба лида нас интересует в плане данных, которые получаем обратно от отдела продаж либо клиента + мы можем внедрять колл-трекинг и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда