{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Поведенческие факторы Google

Всем большой и оптимизированный SEO привет! Друзья, сегодня поговорим о такой довольно важной вещи в мире профессиональной оптимизации, как поведенческие факторы пользователей, какими они бывают, как их получить и как эти данные можно применить в контексте SEO.

Одним из триггеров написания этой статьи стало судебное разбирательство над Google по делу о злоупотреблении доминированием в интернете. Google всегда открыто говорили, что поисковик далеко не всегда берет в учет поведенческие факторы вроде кликов для ранжирования в SERP. А Мюллеру часто задавали вопросы о влиянии кликов на ранжирование, на что он отвечал у себя в твиттере следующим образом:

John Mueller

И все бы хорошо, но буквально недавно Эрик Леман, бывший сотрудник Google сказал следующую фразу.

“Практически все знают, что мы используем клики при ранжировании. В связи с этим возникает дискуссия: "Зачем Google пытается скрыть это, если все знают?”

Полное интервью с Леманом вы можете почитать это по ссылке у наших коллег из Search Engine Journal, ну а мы перейдем к основной теме нашей статьи — влияние поведенческих факторов на ранжирование в поисковой выдаче (SERP) Google.

Поведенческие факторы это…

Для начала, давайте разберемся, что такое поведенческие факторы и как вы можете их отслеживать с помощью сервисов веб-аналитики.

Поведенческие факторы — это все действия пользователей, от момента поиска сайта по определенному ключевому слову до окончания его пребывания на сайте.

К ним можно отнести:

Где, когда и как пользователей совершает свой клик в поисковой системе;

Как и сколько пользователь взаимодействует (скроллит) с сайтом;

Когда пользователь закрывает страницу и уходит с сайта.

Работая с этими данными, вы можете отследить проблемы, которые отталкивают ваших пользователей. Теперь плавно переходим к поведенческим факторам и поисковым системам.

Виды поведенческих факторов

Поведенческие факторы делятся на две категории:

Внешние — это те действия пользователей, которые они совершают в поисковой выдаче (SERP). В эти данные входит информация о том, откуда пользователь пришел, какие запросы использовал, как долго он искал нужную ему информацию и т.д.

В статье про прогнозирование трафика мы упоминали параметр, который назывался CTR в SERP. Это коэффициент отношения пользовательских кликов к показам вашего сайта в выдаче поисковика.

Самостоятельное прогнозирование органического трафика

Прогнозирование органического трафика — это совокупность аналитических процессов для определения потенциала ваших поисковых позиций, количества посетителей и в том числе тех ресурсов, которые вам нужно заложить при планировании seo оптимизации.

Так же к внешним факторам поведения относятся:

Смена поисковой системы (например, когда пользователь не нашел нужную ему информацию и ушел с Google в Bing);

Какой клик становится финальным для пользователя, что сигнализирует алгоритмам, что именно данный результат стал качественным и отвечающим на вопросы пользователя;

Среднее количество переходов на сайт по поисковому запросу;

Среднее количество времени до перехода на нужный сайт;

Это основные внешние факторы пользовательского поведения, которое учитывает поисковая система Google.

Теперь, рассмотрим внутренние поведенческие факторы. Это те, действия пользователей на вашем сайте, которые собирают алгоритмы поисковой системы для ранжирования в SERP.

К ним относятся:

Количество пользователей, посетивших ваш сайт(в сервисах веб-аналитики, данный параметр называется посещаемостью сайта);

Время сессии пользователя — n-ое количество времени, которое пользователь проводит на вашем ресурсе;

Глубина пользовательской сессии и скролла страницы — первый параметр сигнализирует о среднем количестве страниц, которые пользователь посетил за время одной пользовательской сессии, а вот второй параметр отвечает за глубину просмотра определенной страницы;

Bounce rate – коэффициент отказов пользователя, который сигнализирует, что пользователь покинул ваш сайт с первой страницы.

Дополнительно к внутренним факторам можно отнести такой показатель, как конверсия.

Вот один важный документ от компании Google, с которым мы вам очень рекомендуем ознакомиться. По факту Гугл запатентовал поведенческие факторы пользователей, чтобы использовать их в своих алгоритмах.

Второй важный момент — это постоянный мониторинг данных показателей.

Чтобы отследить внешние поведенческие факторы, воспользуйтесь сервисом Google Search Console. А для мониторинга внутренних факторов используйте GoogleAnalytics 4, чтобы получать данные действий пользователей с вашего сайта. Например, чтобы посмотреть средний CTR вашего сайта в поиске, достаточно перейти на раздел SearchResults в категории Performance.

Там же, выбрав пункт Pages, вы получите статистику CTR по отдельным страницам. Что касается Google Analytics, то в одной из наших статей, мы уже писали о том, как подключить и настроить GA4 к вашему сайту на Wordpress. В целом процесс настройки схож для многих веб-движков, поэтому рекомендуем к ознакомлению.

Интент поискового запроса

Важным аспектом для понимания поведенческих факторов является поисковый интент. По сути интент — это подтекст или намерение пользователя, которые он закладывает в поисковый запрос.
Интент ключевых вопросов безумно важен при разработке SEO
стратегии и разработке семантического ядра.
И да, интент не является
видом поведенческих факторов, однако тесно связан с ними.

Существует 4 вида пользовательского интента:

Информационный: Пользователь ищет конкретную информацию или ответ на вопрос. В преимуществе ищет учебные материалы или информационные статьи. Например, если кто-то ищет "The best places in Amsterdam", его намерение — информационное.

Навигационный: Пользователь ищет конкретный веб-сайт, ресурс или страницу. Например, пользователь ищет “IMAX web site”, его намерение — навигационное.

Транзакционный: Пользователь хочет купить конкретный товар или услугу. Например, пользователь ищет “buy iphone 15 pro max titan”, его намерение — транзакционное.

Коммерческий: Пользователь находится на стадии изучения нужного товара или услуги, сравнивает различные сервисы и/или предложения. Например, его запрос “best tablet for drawing”. В таком случае его намерение — коммерческое.

Уметь работать с интентом поисковых запросов очень важно. Ведь алгоритмы поисковой системы нацелены на то, чтобы ранжирование в поисковой системе было максимально релевантно.

Тут, как и в тиндере должен быть полный “match” между двумя сторонами, в нашем случае между ключевым запросом с определенным интентом и контентном, который вы хотите отображать по данному запросу.

Один из простых вариантов понять, какой поисковый интент подразумевает под собой ключевое слово, это воспользоваться сервисом Semrush. Конкретно эту функцию можно использовать и в бесплатном режиме, но с ограничениями. Открываем Keyword Magic Tool и вводим нужный нам ключевой запрос, в нашем случае возьмем “best tablet”.

Собственно, вот вам и интент по ключевым запросам во втором столбце после самих ключевых слов. Так что при сборе семантики не забудьте проверить интент и разбить ключи по категориям.

Как клики влияют на ранжирование в Google

Переходим к самому интересному вопросу данной статьи –
“Как клики влияют на поисковую выдачу в Google?”

Для начала погрузимся в теорию и интересные факты. Например, коллеги из команды Backlinko в своем исследование органического CTR изучили
4 миллиона поисковых запросов и выдачи по ним, чтобы узнать об его влиянии на ранжировании в Google.

И вот подборка интересных фактов, которые они обнаружили:

1.Средний органический CTR первой позиции в Google – 27,6%;

2. Вероятность клика по первой позиции в органическом поиске,
в 10 раз выше, чем на странице, находящейся на 10-м месте;

3. Средний CTR для 8 и 10 позиции в выдаче практически одинаковый;

4. В среднем перемещение на 1 позицию вверх в SERP увеличивает
CTR на 2,8%. Однако это зависит от того, с какой позиции перемещается ваш сайт. Перемещение с третьей на 2 позицию обычно приводит к значительному увеличению CTR. Однако перемещение с десятой на девятую не дает статистически значимой разницы.

5. Тайтлы содержащие вопрос имеют такой же CTR, как и те тайтлы, которые вопрос не содержат;

6. Более длинные ключевые слова, как правило, имеют более высокий CTR: ключевые слова из 10-15 слов получают в 1,76 раза больше кликов, чем ключи из одного слова.

7. URL-адреса, содержащие термины, схожие с ключевым словом, имеют на 45% более высокий показатель кликов по сравнению с URL-адресами, не содержащими ключевого слова;

Что касается фактического подтверждения влияние кликов на ранжирование в поисковой выдаче, то все чуточку сложнее, но есть несколько весомых доказательств того, что клики все же имеют значение.

Первый случай — это презентация сотрудника Google Пола Хаара на тему
“Как работает Google: Взгляд инженера по ранжированию”. Да, эта презентация достаточно стара, тем не менее актуальна.

Если еще не смотрели, рекомендуем ознакомиться.
SMX West 2016 - How Google Works: A Google Ranking Engineer's Story

Из презентации становится понятно, что Google использует CTR, но не для прямой корректировки ранжирования. Вместо этого они используются косвенно в контролируемых ситуациях для проверки качества SERP.

Контролируемые ситуации подразумевают собой следующее –
Google берет часть результатов выдачи поисковика, тестирует изменения алгоритмов и использует CTR в качестве индикатора изменений.
CTR повысился – отлично, упал – значит, что-то пошло не по плану.

Как раз это и подтверждает слайд из презентации Хаара.

Второй интересный эксперимент провел наш коллега Ренд Фишкин.
В апреле 2014 года он разместил публикацию в своем блоге, которая заняла
7 место в выдаче.

Затем у себя в твиттере, он попросил продвинуть пост, чтобы проверить гипотезу.

Как думаете, получилось ли у него в итоге?
Запись получила более 200 посещений из-за помощи людей,
которые увидели пост.

И вот сама статистика:

А вот выдача на следующий день.
И страница блога уже находится на первой позиции.

Резюмируя данный эксперимент, то можно сделать вывод, что
клики влияют на не персонализированную выдачу. Остается резюмировать, что поведенческие факторы, в том числе и клики влияют на ранжирование позиций в поиске. Да, возможно оно работает не совсем прогнозируемо, но все же работает.

В следующей статье мы продолжим тему поведенческих факторов и поговорим про их накрутку и ее необходимость при SEO-продвижении.

Друзья, спасибо, что дочитали статью до конца. Надеемся статья была интересной, а главное полезной! Мы будем рады, если вы напишите в комментариях ваше мнение!

0
3 комментария
Michael

Кейс 2014 года в конце 2023 это круто, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Это классический кейс.
Вот поновее данные: https://searchengineland.com/google-search-ranking-documents-434141

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Да, проскакивали тут давеча откровения из буржа, что Гугл реально не понимает контента, на самом деле ориентируется на пользовательские сигналы в оценке, а все данные на эту тему гуглоиды рекомендуют просто умалчивать. Чисто по классике:
"Ребята, не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте, что тут писалось. Я вполне понимаю, что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп. Остальные просто не найдут."

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда