Почему так мало успешных примеров выхода российского бизнеса за рубеж?

Привет! Меня зовут Валерий Комягин, я основатель SVK.Digital. Мы занимаемся разработкой IT-продуктов.

Почему так мало успешных примеров выхода российского бизнеса за рубеж?

Позвонил знакомый, которого я лет десять не слышал. Последний раз, когда мы контактировали, он был CTO крупной российского корпорации. Теперь живет в Арабских Эмиратах, руководит компанией по заказной разработке, пилит на C++ и Go, около 150 человек в команде, работает преимущественно на зарубежных заказчиков. В общем – красавчик!

И я задумался – почему так мало российских компаний успешно обосновались на зарубежном рынке?

Ну серьезно. Сколько у нас успешных примеров? Самый крупный, наверное, EPAM - да и то, это изначально не российская, а белорусская компания. А кто еще?

На нашем рынке года два назад случился прямо бум – на конференциях я только и слышал о том, как все мейджоры инвестируют в открытие зарубежных филиалов. Как минимум, слышал это от Nimax и Chulakov. И … тишина. Никаких особенных новостей ни от одной, ни от другой компании.

Не скрою, мы тоже пытались выйти на рынок Германии. Дважды. Оба раза через партнеров – первый раз это был местный молодой немец, второй раз – российские экспаты с юридическим лицом и опытом работы на немецком рынке. Свернули обе инициативы, потеряв деньги и время.

Почему так?

У меня есть своя гипотеза. Для того, чтобы всё получилось, у предпринимателя не должно быть “отходных путей”. Это должна быть ставка “ва-банк”. Идеальные условия – закрытие или продажа российского бизнеса перед тем, как выходить на другой рынок. Как с Дуровым получилось. Уверен, если бы не вынужденная продажа ВК, не было бы никакого Телеграмма.

На новый рынок нужно переехать, вот прямо физически оказаться там. Новый рынок должен стать пресловутым “центром жизненных интересов”.

Во-вторых, на это точно нужны время и деньги. Новый рынок – это новый бизнес, да еще и в совершенно иных реалиях с совершенно другими правилами игры, менталитетом и поведением потребителей.

В-третьих, нужно убедиться, что в новой стране вообще есть рынок для выбранной услуги. У меня, к примеру, складывается ощущение, что такие инвестиции в IT и автоматизацию, как в России, характерны далеко не для всякого региона и те же немцы гораздо менее требовательны к софту, чем российский бизнес.

Ну и, в-четвертых, если у вас успешный бизнес на каком-то одном рынке (при этом не важно – на российском, немецком или турецком), очень важно ответить себе на главный вопрос – выйти на зарубежный рынок чтобы что? Просто, чтобы поставить галочку “я смог?”

Разумных причины я вижу всего две – невозможность продолжения ведения бизнеса в домашнем регионе (война, резкое изменение делового и политического климата, и т.д.) или достижение “потолка” на местном рынке (то есть наращивать долю рынка здесь нужными темпами по тем или иным причинам труднее, чем захватывать с нуля долю нового рынка).

Павел Дуров – это как раз хороший пример первого варианта. Додо Пицца – отличный вариант второго кейса.

В телеграм-канале делюсь своим честным мнением о продуктовой разработке, развитии стартапов и управлении IT-командами. Подписывайтесь

22
Начать дискуссию