Где незрячему узнать новости? Доступность онлайн-версий деловых СМИ и информагентств

Инклюзивный проект Everland провел второй этап проверки сайтов и мобильных приложений компаний в различных сферах услуг на доступность для незрячих пользователей. Важно, чтобы информация на онлайн-сервисах была доступна для специальных озвучивающих программ (скринридеров), а также, в случае с сайтами, можно было перемещаться по разделам с помощью клавиатуры.

Незрячие люди не живут в своем отдельном мире, а живут в тех же городах, странах и точно так же, как и зрячие интересуются новостями. Читают различные издания, в том числе деловые, кто-то из них может мониторить информацию на сайтах и приложениях информагентств.

Поэтому незрячие тестировщики инклюзивного сообщества Everland проверили доступность онлайн-версий основных деловых изданий и информационных агентств («RT на русском», «Известия», «Российская газета», «ИТАР-ТАСС», «РБК», «Коммерсант», «Интерфакс», «РИА Новости»). Про доступность социальных и городских СМИ расскажем в следующей статье.

Тестировщики рассмотрели основные пользовательские сценарии:

  • Доступность общей структуры сервиса и загруженность главной страницы;
  • Доступность категоризации материалов;
  • Доступность отдельно взятого материала;
  • Доступность информации о социальных сетях СМИ;
  • Доступность информации для связи с редакцией;
  • Доступность оформления подписки/отписки на новостной дайджест от СМИ, если такой функционал существует;
  • Доступность модуля комментариев, если такой функционал существует.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

— для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

— с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:

4.6+ — отличная доступность.

4-4.5 — доступность выше среднего.

3.3-3.9 — доступность средняя, фактически требуется улучшение.

2.6-3.2 — доступность хуже среднего.

2.5 и ниже - доступность практически не реализована.

Расскажем подробнее о результатах по каждому сервису.

«RT на русском»

Сайт доступен выше среднего, мобильные приложения на Android и iOS — на среднем уровне. На сайте СМИ незрячий человек сможет выбрать нужный материал в конкретной рубрике, прочесть его и поделиться в своих социальных сетях. Здесь навигация с помощью скринридера затруднена, так как кнопки для репоста не подписаны и являются кликабельными, а новости не размечены по заголовкам. Также при желании человек может написать в редакцию и подписаться на страницы «RT на русском» во «ВКонтакте», Facebook и других сетях.

В мобильных приложениях есть несколько неподписанных кнопок (например, «Меню» на главной странице и кнопки репостов в приложении на Android), но в целом все доступно. Связаться с редакцией можно только через сайт.

«Известия»

Проверяли только сайт, он доступен хуже среднего. Пользователю скринридера мешает перегруженная главная страница, где нет заголовков и много неподписанных и кликабельных элементов. Также ничем не обозначен блок с категориями материалов, социальными сетями СМИ и кнопки репостов на странице конкретного материала. При желании незрячий человек может написать в редакцию и подписаться на новостную рассылку.

«Российская газета»

Проверяли только сайт, доступность — выше среднего. Так же, как и у «Известий», перегружена главная страница. Но в остальном почти все доступно для незрячего читателя, в том числе он может оставить комментарий к статье. Кнопка для подписки на новостную рассылку есть, но при нажатии на нее ничего не происходит.

«Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»

Проверяли только сайт — средняя доступность. Опять же, перегруженная главная страница. Также на ней очень много неподписанных элементов и не размечены заголовки, кроме заголовка «Новости». Все это затрудняет чтение статей и других материалов для незрячего пользователя. Есть кнопка «Подпишись на ТАСС», но оформить подписку на новостную рассылку не получится. При нажатии на кнопку ничего не происходит.

«Интерфакс»

Проверяли только сайт, он отлично доступен. Незрячий человек сможет выбрать нужную категорию материала, прочесть конкретную статью и при желании поделиться ей в соцсетях. Также у него получится найти информацию о соцсетях СМИ, подписаться на новостную рассылку и связаться с редакцией.

«РБК»

Сайт и приложение на Android доступны средне, приложение на iOS — хуже среднего. Перегруженная главная страница сайта и отсутствие заголовков на ней сильно затрудняют навигацию с помощью скринридера. Также мешает большое количество баннеров, которые нельзя скрыть. Тем не менее незрячий человек сможет прочесть конкретную статью, поделиться ей в соцсетях, связаться с редакцией, подписаться на новостную рассылку.

Приложение на Android загружено, из-за этого курсор постоянно скачет. Не на всех новостях есть кнопки репостов в социальные сети. У читателя со слепотой получится написать в редакцию и подписаться на новостную рассылку.

Несмотря на то, что приложение на iOS так или иначе доступно для скринридера, пользоваться им с его помощью невозможно. Незрячий человек не сможет прочитать новости, то есть ему не доступна основная функция приложения.

«Коммерсант»

Сайт доступен отлично. Мобильное приложение на Android — на среднем уровне, на iOS — доступно ниже среднего. На сайте человек, который использует программу экранного доступа, сможет найти нужную статью, прочитать ее и оставить комментарий, написать в редакцию, оформить подписку на новости.

Через приложение на Android незрячий читатель сможет выбрать нужную статью из категорий и прочитать ее. Поделиться в соцсетях или добавить в избранное ему будет сложно: эти кнопки не подписаны. Так же, как и кнопки «Выбор редакции» для оформления подписки на новости и «Слушать радио».

Приложение на iOS обладает весьма широким функционалом. Пользователю Voiceover доступен переход по рубрикам, чтение текстовых материалов (но есть много неподписанных кнопок), просмотр видео и прослушивание аудио/радио. Также доступно чтение комментариев к тому или иному материалу. Недоступны подписка на дайджест и общение в комментариях, так как для этого требуется регистрация. Самостоятельной регистрации пользователя с глубоким нарушением зрения препятствует необходимость вводить код с картинки, причем он требуется также и при регистрации через сайт. Введение альтернативной капчи в значительной мере бы повысило доступность приложения.

«РИА Новости»

Сайт доступен средне, приложение на Android — хуже среднего, на iOS — почти не доступно. На сайте незрячий читатель сможет найти нужную рубрику и конкретную статью в ней. Нормальному взаимодействию мешает множество неподписанных кнопок и не отмеченные заголовки.

В приложении на Android также есть много неподписанных кнопок, не подписаны фотографии, нет информации о соцсетях СМИ и информации о том, как связаться с редакцией. Все это затрудняет использование приложения для человека со слепотой.

Через приложение на iOS незрячий сможет отсортировать публикации и прочесть заголовки материалов, а также зарегистрироваться. В остальном приложение недоступно.

Выводы

Самым удобным для человека со слепотой оказались сайт «Коммерсанта» и «Интерфакса». Также он может практически без проблем узнавать новости на порталах «RT на русском», «Российская газета».

Сайты СМИ в целом доступны лучше приложений, хотя иногда и страдают перегруженностью главных страниц.

22
Начать дискуссию