{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Можно ли учиться онлайн, если ты не видишь?

Инклюзивный проект Everland провел второй этап проверки сайтов и мобильных приложений компаний в различных сферах услуг на доступность для незрячих пользователей. Важно, чтобы информация на онлайн-сервисах была доступна для специальных озвучивающих программ (скринридеров), а также, в случае с сайтами, можно было перемещаться по разделам с помощью клавиатуры.

Вводную информацию по второй части исследования можно посмотреть здесь.

Ранее мы писали о доступности:

сервисов опросов;

электронной почты;

авиакомпаний;

— магазинов косметики;

электронных библиотек;

— магазинов электронных книг;

курьерских доставок.

Чаще всего незрячие дети учатся в школах-интернатах, поскольку в программе обучения есть своя специфика. Например, необходимо научиться писать и читать по Брайлю или ориентироваться в пространстве с помощью трости. Однако общеобразовательная часть программы не отличается от массовых школ. Незрячие школьники точно также сдают экзамены, учат иностранные языки и другие предметы, по которым может потребоваться помощь репетитора.

Поэтому незрячие тестировщики инклюзивного сообщества Everland проверили доступность сервисов, полезных для школьников («Яндекс.Репетитор», Foxford, Skyeng), а также портал Edu.ru и сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Тестировщики рассмотрели основные пользовательские сценарии:

  • Основная структура сервиса, доступность и удобство главной страницы;
  • Доступность входа, регистрации и восстановления пароля;
  • Редактирование и заполнение профиля ученика, изменение данных аккаунта, связанных с безопасностью;
  • Каталогизация/фильтрация курсов, возможность удобного выбора из предлагаемых вариантов;
  • Доступность и удобство страницы с информацией об отдельном курсе: программа, длительность, стоимость и прочее;
  • Доступность программы курса и общей структуры курса в личном кабинете после покупки;
  • Доступность отдельных материалов курса с точки зрения технической реализации, а не содержимого уроков;
  • Доступность контактов преподавателя или формы связи с ним на платформе;
  • Доступность функционала сдачи домашних заданий, если это предусмотрено функционалом платформы;
  • Доступность обратной связи и технической поддержки платформы.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

— для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

— с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:

4.6+ — отличная доступность.

4-4.5 — доступность выше среднего.

3.3-3.9 — доступность средняя, фактически требуется улучшение.

2.6-3.2 — доступность хуже среднего.

2.5 и ниже - доступность практически не реализована.

Расскажем подробнее о результатах по каждому сервису. Проверяли только веб-версии.

«Яндекс.Репетитор»

Доступность выше среднего. Сайт не перегружен ссылками, у него размечены заголовки. Недостаток на главной странице, который отметили тестировщики: при нажатии на ссылку «Уроки» внизу страницы появляется кнопочное меню. Но при этом страница не обновляется, скринридер не считывает это меню, и незрячему человеку сложно понять, что что-то изменилось. Зарегистрироваться и войти в личный кабинет незрячий сможет без проблем, как и в других сервисах «Яндекса». Также удобно сделан поиск по всем курсам. На странице отдельного курса можно прочесть, какая программа обучения, ее сроки, стоимость и т.д. Сам материал курса с технической точки зрения доступен, но, например, в видеоуроках не всегда можно понять на слух всю информацию. Школьнику или студенту со слепотой было бы удобнее, если бы скачиваемый материал урока был бы не только в формате презентации, но и в обычном текстовом виде.

Foxford

Сайт доступен средне. Зарегистрироваться на этом сайте можно как школьник, родитель или учитель. Но человек, который пользуется скринридером, не сможет самостоятельно выбрать нужный тип аккаунта: диалоговое окно, появляющееся после заполнения первой формы, не озвучивается. В профиле можно заполнить или отредактировать личную информацию и настройки.

Незрячий человек сможет найти нужный курс на сайте и узнать всю необходимую информацию о нем. Но в личном кабинете главная страница курса не имеет заголовков. Это усложняет работу с сайтом, если используется скринридер. На подстранице с записью занятия есть только видеоплеер и кнопка чата. Они работают корректно. На странице домашнего задания также нет заголовков, но выполнить и сдать работу ученик со слепотой сможет.

Можно связаться с техподержкой, но невозможно написать преподавателю в чат на платформе.

Skyeng

Средняя доступность сайта. Часто отсутствуют заголовки, а также незрячему сложно разобраться в личном кабинете. Информация о конкретном курсе появляется после вводного урока на главной странице личного кабинета. Она доступна пользователю скринридера. можно позвонить в техподдержку сервиса по телефону или через Skype, но написать в чат не получится.

На уроке общаться с преподавателем можно только в режиме видео- или аудиосвязи без использования интерактивных элементов, что значительно снижает возможности для незрячих учеников. Нет возможности написать преподавателю в чат. На странице с домашними заданиями не структурированы заголовки, а также много неподписанных кнопок. Все это мешает работе через скринридер. Также интерфейс подписан на английском языке. Для начинающего пользователя со слепотой это может быть затруднительно.

Сайты Edu.ru и ФИПИ проверялись по старой системе критериев, без оценок. Поэтому просто опишем впечатления от них, но не станем сравнивать с тремя вышеописанными платформами.

Edu.ru

Сайт доступен для незрячего человека, который пользуется скринридером. Есть правильная разметка везде, кроме раздела документов и правовых актов. При просмотре какого-либо документа, его начало не отмечено заголовком. С клавиатуры портал также доступен, за исключением списка внизу страницы. Незрячий человек не сможет взаимодействовать с ним, даже через управление курсором, хотя сам список озвучивается скринридером.

«ФИПИ»

Опытный незрячий пользователь сможет узнать необходимую информацию на сайте, однако доступность требует доработки. Например, нет разметки, которая облегчила бы навигацию с помощью программы экранного доступа; множество элементов «по щелчку», неподписанные поля форм. С клавиатуры сайт полностью доступен.

Выводы

«Яндекс.Репетитор» наиболее доступен для ученика со слепотой. А времени на поиск нужной информации к ЕГЭ или другим экзаменам на портале ФИПИ ему придется заложить больше, чем зрячему человеку.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда