{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ-7 CRM для малого бизнеса

На начало мая в России зарегистрировано 6 млн компаний малого и среднего бизнеса. У каждой свой масштаб, цели, задачи и инструменты для их решения. Кто-то всё ещё работает в Excel и GoogleDocs, а кто-то автоматизирует бизнес-процессы с помощью CRM.

Малый бизнес переходит на CRM для ведения клиентской базы, контроля работы менеджеров, отслеживания аналитики, продаж в интернете и других задач. Вебфлай внедряли CRM десяткам компаний от 2 до 280 человек. Зная потребности предпринимателей, мы подготовили Топ-7 CRM для малого бизнеса, оценили их плюсы и минусы.

1) Битрикс24

2) 1C CRM

3) amoCRM

4) МегаПлан

5) RetailCRM

6) ПланФикс

7) FreshOffice

Сравнили системы по 8 критериям: наличие коробочной версии, бесплатного тарифа, документооборота, конструктора сайтов, отраслевых решений, приёма оплаты, интеграции с 1С и сквозной аналитики.

Также расскажем, как выбрать CRM для малого бизнеса, какие функции CRM являются основными и какие ошибки предприниматели совершают, внедряя CRM.

CRM для малого, среднего и крупного бизнеса. Есть опции для коммуникации с клиентом через различные каналы и соцсети в одном окне. Встроенный конструктор сайтов и интернет-магазинов. Можно легко создать лэндинг, подключить к нему рекламную кампанию, виджеты соцсетей и сбора обратной связи, чаты с менеджерами и многое другое.

У Битрикс24 есть CRM-блок для ведения подробной клиентской базы. Есть аналитика по выполнению планов и KPI, удобная работа с файлами и документооборот, синхронизация c различными редакциями 1C, инструменты для маркетологов, отчёты по разным показателям, которые формируются в пару кликов.

Можно формировать оплату заказа на любой удобной клиенту платформе, отправить ссылку на оплату через соцсети и мессенджеры, а когда клиент внесёт сумму, информация о платеже моментально отобразится в CRM.

В Битрикс24 есть множество готовых отраслевых CRM с настроенными воронками, туннелями продаж и роботами, которые могут предпринимателям понять, как система работает в его сфере. Отраслевые решения разрабатывают партнёры Битрикс24, у которых есть экспертиза в конкретной отрасли.

ЦЕНЫ: есть бесплатный тариф с неограниченным количеством пользователей и базовым функционалом, без глубокой автоматизации. Для работы этого достаточно.

Минимальный тариф стоит 1990 в месяц на 5 пользователей при оплате на год. Максимальный профессиональный тариф с неограниченным количеством пользователей обойдется в 9590 рублей в месяц при оплате за год.

ПЛЮСЫ: широкая функциональность, есть мобильное приложение, облачная версия, готовое решение по отраслям, есть тариф без ограничения по числу пользователей и бесплатная версия. Есть бесплатный пробный период.

МИНУСЫ: придётся потратить время, чтобы разобраться во всех функциях системы.

Сегменты — любой бизнес любого размера. Продукт от известного вендора, который разработал 1С: Бухгалтерия. У CRM есть бесшовная интеграция с 1С. Пользователь может работать в отчётном решении 1С и дополнять его функциями из CRM.

В системе есть организация сквозного процесса продаж, которая работает с контролем всех этапов, в том числе производства, если у вас установлена редакция 1С:ERP Управление предприятием или 1С: Комплексная автоматизация.

Есть возможность интеграции с внешними сервисами: электронной почтой, телефонией, мессенджерами, но не со всеми АТС. Есть подсистемы управления показателями: отслеживание индивидуальных показателей, выполнение плана и KPI.

ЦЕНЫ: стоимость 1 рабочего места составит минимум 8 500 рублей. Есть бесплатная пробная версия. Много конфигураций и модулей продукта.

ПЛЮСЫ: максимальная простота в интеграции с 1С, но интерфейс на любителя.

МИНУСЫ: большое количество функций. Чтобы в них разобраться лучше иметь штатного специалиста 1С, который будет обучать сотрудников.

Сегменты — малый и средний бизнес. Система имеет только облачную версию. Сервис позиционирует себя, как самую лёгкую в использовании CRM на рынке. Поэтому набор инструментов небольшой. Интерфейс интуитивно понятен. Система оптимальна для отдела продаж и оснащена самым необходимыми функциями. Это сбор заявок через внешние каналы, воронка продаж, интеграция с почтой и телефонией, встроенный мессенджер.

Есть возможность ставить задачи в виде списка или календаря для планирования загрузки менеджеров. Чтобы отслеживать продуктивность сотрудников есть подробная аналитика по сделкам и продавцам в разных разрезах, можно посмотреть, кто сколько продаёт.

Недавно появилось мобильное приложение аmoCRM, которое позволяет сканировать визитки и быстро добавлять контакты. В основном приложение работает как внутрикорпоративный мессенджер, а не как CRM.

У системы много готовых расширений, доступных для кастомизации CRM под задачи конкретного бизнеса, но отраслевых готовых решений нет.

ЦЕНЫ: минимальный тариф на 1 человека - 500 рублей в месяц при оплате за год. Максимальный — это 1500 рублей на 1 человека при оплате за год.

ПЛЮСЫ: интуитивный интерфейс, широкие возможности для кастомизации.

МИНУСЫ: небольшой набор функции, только облачная версия, цена за пользователя, а не за компанию, как в Битрикс24. По отзывам, есть сложности с техподдержкой.

Сегмент — малый и средний бизнес. Сервис для управления бизнесом с мощной системой task-менеджер. Заточен под российский рынок и страны СНГ. Есть возможность вести учёт клиентов, создавать журнал истории взаимодействия с клиентом и хранить истории задач. В системе можно совершать звонки и делать рассылки, автоматизировать работу с клиентами, создавать любые виды отчётов: по сотрудникам, продажам, коммуникациям.

Есть продуманная работа с персоналом. Через task-менеджер можно ставить задачи так же, как в Битрикс24. Можно учитывать рабочее время, просроченные задачи и строить отчёты по всем проектам. Есть график отпусков, календари.

Доступна интеграция с внешними программами и сервисами без программистов.

Например, синхронизация с Google-календарем, подключение телефонии, внешних сервисов email-рассылок и синхронизация с 1С.

ЦЕНЫ: 4 тарифа на выбор от 384 рублей до 979 рублей в месяц при оплате за год.

ПЛЮСЫ: широкая функциональность, есть тарифы без ограничения на количество сотрудников, грамотная работа с персоналом, есть мобильное приложение и готовые отраслевые решения.

МИНУСЫ: воронки продаж есть не во всех тарифах и судя по отзывам, могут возникнуть сложности с подключением телефонии.

Сегмент — малый и средний бизнес. RetailCRM позиционирует себя, как сервис для онлайн-торговли, есть крутая интеграция с маркетплейсами. Из таких функций — автоматическая загрузка заказов из различных маркетплейсов сразу с распределением на менеджеров. Синхронизация с мессенджерами, большое количество интеграций с внешними программами. Всего поддерживают порядка 90 сторонних сервисов. Есть отдельно разработанный модуль интеграции с Instagram.

Можно отслеживать остатки товаров, производить оплату, формировать и оформлять доставку через службу доставки. Можно интегрировать систему с дополнительными внешними платформами и отследить работу онлайн-магазина: какие товары продаются активнее, а какие больше задерживаются в остатках.

Можно построить эффективность по каждому сотруднику и увидеть, как он справляется с задачами в течение дня.

ЦЕНЫ: от 1500 рублей за 1 пользователя при оплате за год. Есть бесплатная ограниченная версия.

ПЛЮСЫ: удобный интерфейс, интеграция с маркетплейсами, бесплатная версия

МИНУСЫ: нет мобильного приложения, ограниченная функциональность, есть только облачная версия.

Сегменты — малый, средний и крупный бизнес. Можно работать с задачами и проектами, общаться с клиентами, планировать загрузку сотрудников, контролировать дела и поручения, создавать документы, ввести учёт затраченного времени, денег и многое другое.

Есть возможность построения бизнес-процессов, настройки прав доступа на блок автоматизации. Есть визуальное управление, то есть можно перетянуть карточку с задачей или контактом из одного списка в другой и он автоматически переместится.

Есть инструменты для управления персоналом и настройка рабочего места отдельно для каждого сотрудника, который может создавать документы по разным шаблонам, вести справочники с ограничением доступа. Есть готовые конфигурации для различных отраслей и настраиваемый интерфейс.

ЦЕНЫ: от 6 сотрудников платный тариф от 2 до 5 евро. Есть бесплатный тариф до 5 человек.

ПЛЮСЫ: отраслевые решения, бесплатный тариф, широкая функциональность.

МИНУСЫ: потребуется время, чтобы изучить все функции. Цена в иностранной валюте.

CRM исключительно для малого бизнеса. Это платформа микросервисов в едином пространстве, где все приложения интегрируются с друг другом: CRM для сделок, документы, финансы, заказы, склад, аналитика, маркетинг, телефония, рассылки. Их можно подключить по мере необходимости развития компании.

Есть полный набор функций CRM-системы. Хорошо прокачен финансовый раздел. Есть простой кассовый учёт: приход, расход и аналитика. Аналитика позволяет построить краткосрочные и долгосрочные прогнозы на основе имеющихся данных.

Есть возможность настроить разные уровни доступа к данным для любой группы сотрудников. Систему можно интегрировать с 1С, чтобы загружать контрагентов в документы и каталог товаров.

ЦЕНЫ: единый тариф 750 рублей за 1 человека при оплате за год, без ограничения по функционалу.

ПЛЮСЫ: понятный интерфейс, финансовый раздел, мобильное приложение. Есть бесплатный пробный период.

МИНУСЫ: нет отраслевых решений

Сравнительная таблица CRM

КАК ВЫБРАТЬ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА?

Выбирайте со взглядом в будущее: какие функции потребуются через полгода или год. Не стоит выбирать простую CRM-систему по нынешним потребностям. Например, вы начнёте делать email-рассылки по базе клиентов, а вашей CRM нет такой функции и придётся использовать дополнительные инструменты, интегрировать их в действующую CRM, а это дополнительные неудобства. Нужно выбрать ту систему, которая будет охватывать как можно больше функций, полезных вам в перспективе.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Основные функции для любого бизнеса: ведение клиентской базы, подключение телефонии и возможности коммуникации с клиентами. Эти 3 блока закрывают абсолютно все системы, которые есть на рынке. Дальше идут уже блоки для малого прокаченного бизнеса — это маркетинг, сквозная аналитика и другие.

БЕСПЛАТНЫЕ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Битрикс24: нет ограничений по количеству пользователей, но в бесплатной версии базовый функционал.

ПланФикс: бесплатный тариф до 5 пользователей и минимальный набор инструментов.

RetailCRM предлагает бесплатный тариф на 1 пользователя с ограничением по числу заказов.

У остальных CRM есть бесплатный пробный период. Не путайте его с бесплатной версией системы. У пробного периода срок использования в среднем 14 дней. За это время пользователь оценивает функционал и решает для себя, готов ли он платить за CRM деньги.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ CRM

Основная ошибка — собственник бизнеса при внедрении CRM спускает её сверху вниз, а не наоборот. Он хочет построить систему, которая поможет ему контролировать подчинённых. А CRM-система должна помогать сотрудникам работать эффективнее, значит её нужно внедрять снизу вверх. Стоит узнать какие функции необходимы команде, какие проблемы нужно решить, чтобы они быстрее обрабатывали заявки клиентов и быстрее достигали поставленных целей и задач.

Вторая ошибка — нет обучения работе с CRM-системой. 60% успеха использования CRM — когда она настроена правильно, без лишних действий, и каждый сотрудник знает как в ней работать. Даже если у системы интуитивно понятный интерфейс, обучение всё равно необходимо.

Третья ошибка — не собирается обратная связь от сотрудников. Они работают в CRM и понимают где нужно изменить и улучшить процессы, доработать функционал. Так CRM, станет более полезной для бизнеса, а сотрудники станут её больше любить и чаще использовать. Бизнес — живой организм. Его нужно постоянно изменять, дорабатывать и улучшать.

Четвертая ошибка — нет техподдержки. Если у сотрудников появляются вопросы по работе с CRM, то на них некому ответить. Мы советуем заключить договор на техподдержку с интегратором или обучить специалиста компании основным функциям CRM. Находясь на рабочем месте такой сотрудник сможет подойти и помочь коллегам решить вопрос.

Коллеги, какие ещё плюсы и минусы вы видите у этих CRM?

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Для глубинного анализа, нужно пользоваться системой не один день. Иначе это будет так же поверхностно :( но мы учтем вашу обратную связь.

Статья ориентирована в первую очередь на сравнительный анализ важных блоков для роста компании.

Внешнюю сквозную аналитику можно подключить фактически к любой CRM

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ким

СРМ нужна для развития отдела продаж в-первую очередь. Не будет продаж - не будут никому нужны все ваши заявления на отпуск.

А отслеживание времени, проведенного работником в СРМ для учета бухгалтерией - в аду должен быть отдельный котел для того, кто это придумал)

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Андрей, согласен с вами насчет нет продаж, нет компании! Плюсуем вам)

Насчет отслеживания времени, это нужно для бухгалтерии и соблюдения законодательства. Для тех кто разводит лишнюю бурократию в компании, согласны, нужно выделить отдельный котел)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Согласны с вами в большей степени, но писать свою CRM - утопия (если только потом из нее не делать SAAS отраслевое решение), тк содержать большого количетства разработчиков накладно =( + нужно описывать бизнес задачи на техническом языке, генерировать задачи для них и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Вот у нас проблема
Швейный цех, крой, упаковка, технолог
Всем им нужно ставить задачи как мне так и технологу
И желательно что бы в ней велся учет выработки каждой швеей
Вот какую выбрать систему?
т.к платить за 15 человек 7,5к в месяц, а и то и больше мы не готовы, т.к не понятно поможет нам эта система или нет, разберутся в ней наши работники из Средней Азии или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Мы делали внедрение Битрикс24 в спортивное ателье (отдел продаж + швейное производство), где один блок был посвящен постановке задачи с нужными данными для кройки и швейный цех. Нам получилось им помочь и вырости. За лицензию Битрикс24 оплачивают 2 990 рублей/месяц (архивный тариф), по аналогии вам подойдет тариф "Стандартный" 4 790 рублей/месяц.

Но если вам нужна для начала постановка задач вам подойдет бесплатный тариф. Вы сможете сделать рабочие группы, в них разделить задачи по стадия. Канбан поможем вам наглядно увидеть все задачи на одном экране разделенные по стадиям.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ким

Вам не СРМ нужна, а что-то типа Trello или Asana, где можно вести один проект с разными сотрудниками. Trello попроще, но, по-моему, они у нас уже не работают.

Про учет выработки непонятно, что именно имеется в виду и какие показатели вам надо учитывать - время, количество, метры, штуки и т.д. Но это точно не в СРМ надо делать.

Ответить
Развернуть ветку
RetailCRM

Хороший обзор по CRM-системам 👍 Статья подойдет для любого бизнеса и для ритейлеров, и для услуг. Позвольте только немного дополнить тем, что ещё есть в RetailCRM.

Да, система подходит и для малого, и для среднего бизнеса, но не только :) Крупным проектам RetailCRM тоже будет полезна, Lacoste, Sisley, Adamas, Tvoydom и многие другие это подтвердят. А ещё есть коробочные решения, но это уже совсем другая история.

Вы верно заметили, что у нас есть бесплатный тариф и многим его функционала достаточно, например, малому бизнесу. Но если хочется попробовать расширенный функционал профессионального тарифа, то есть триал-период на 14 дней. Этого хватит, чтобы понять на сколько широк функционал RetailCRM и чем система может помочь именно вашему бизнесу.

Мобильное приложение тоже есть, в нём можно работать с заказами и переписываться клиентами в мессенджерах и соцсетях из единого окна, управлять задачами и товарами. Важная информация о диалогах, заказах и задачах отображается в push-уведомлениях.

Кстати, в соцсетях мы пишем про обновления и публикуем кейсы с нашими клиентами. Вот наш Телеграм https://t.me/retailcrm подписывайтесь. Будем рады вас видеть :)

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Спасибо, что дополнили и рассказали о важных нюансах системы! Такие детали помогут бизнесу выбрать CRM под свои задачи

Ответить
Развернуть ветку
Artem Usmanov

У меня банерная слепота на столько развита, что я по первым двусм строчкам коммента все понял и сэкономил время на его чтении :D

Ответить
Развернуть ветку
К М

Можно ли пользоваться на бесплатном тарифе под одним пользователем с двух устройств, например с ноутбука и смартфона?

Ответить
Развернуть ветку
RetailCRM

Да, под одним пользователем можно одновременно использовать мобильное приложение и desktop версию

Ответить
Развернуть ветку
Ирина

Я бы еще добавила в подборку систему аспро.cloud, тоже довольно неплохая

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Спасибо, Ирина! Зафиксировали) В эту статью добавить уже не сможем, так как спустя месяц материалы в подсайтах на VC уже нельзя редактировать. Но ваш совет пригодится для новых публикаций

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ким

Совсем не понял, как автор разделяет бизнес по величине. Если бизнес совсем малый, то ему ваапщче СРМ не нужна, а только экселька или блокнотик в сельпо, чтобы долги записывать.

Непонятно, для каких отделов автор рекомендует СРМ - очевидно, что в-первую очередь это нужно для сейлзов (но это понятно мне, как опытному юзеру). Зачем СРМ, например, бухгалтерам?

Короче, поверхностная статья, имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Андрей, спасибо за обратную связь, учтем.

Зачем СРМ, например, бухгалтерии?
У нас CRM передает информацию о отработанном времени сотрудниками (необходимо для начисления ЗП), заявления о планируемом и согласованном отпуске + готовое заявление на отпуск (в CRM сотрудник видит сколько он может взять дней отпуска или взять БС), передается информация по выставленным счетам в 1с и обратно в CRM информация о поступлениях и др.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Прожерин

То что по сотрудникам - это HRM, никакого отношения к CRM не имеет...

Ответить
Развернуть ветку
Вебфлай
Автор

Мы за концепцию единого окна, а не дополнительных интеграций разных информационных систем.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ким

Это так называемый "музыкальный центр", где много разных блоков понапихано, а звук в целом куда хуже качественного винилового проигрывателя.

Наверное, суммирование всех эти фишек в кучу и позволило вам оценивать СРМ и сделать нерелевантный вывод)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Прожерин

CRM - управление взаимоотношениями с клиентам, при чем тут сотрудники и одно окно?
HRM - управление человеческими ресурсами, и да, бывают (и много) систем, где эти модули работают вместе (в «одном окне»), но писать, что из CRM вы получаете сведения по сотрудникам (из CRM вы можете получить, касательно сотрудников, только проценты по продажам), очень непрофессионально...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Starikov

Если вдруг, мой коммент вдруг не удалят. Для МСБ - присмотритесь к SugarCRM. Это - OpenSource решение. На первых порах - бесплатное решение.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy

Вроде как и odoo неплохое решение

Ответить
Развернуть ветку
Fafa7

1с ура купить

Ответить
Развернуть ветку
Широков Павел

На мой взгляд, CRM система нужна реально любому сотруднику, работающему с фармой. Это дает возможность анализировать работу. Я пользуюсь CRM МедПред, устраивает полностью и в сравнении с конкурентами имеет огромное количество преимуществ

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда