Топ-7 CRM для малого бизнеса
На начало мая в России зарегистрировано 6 млн компаний малого и среднего бизнеса. У каждой свой масштаб, цели, задачи и инструменты для их решения. Кто-то всё ещё работает в Excel и GoogleDocs, а кто-то автоматизирует бизнес-процессы с помощью CRM.
Малый бизнес переходит на CRM для ведения клиентской базы, контроля работы менеджеров, отслеживания аналитики, продаж в интернете и других задач. Вебфлай внедряли CRM десяткам компаний от 2 до 280 человек. Зная потребности предпринимателей, мы подготовили Топ-7 CRM для малого бизнеса, оценили их плюсы и минусы.
1) Битрикс24
2) 1C CRM
3) amoCRM
4) МегаПлан
5) RetailCRM
6) ПланФикс
7) FreshOffice
Сравнили системы по 8 критериям: наличие коробочной версии, бесплатного тарифа, документооборота, конструктора сайтов, отраслевых решений, приёма оплаты, интеграции с 1С и сквозной аналитики.
Также расскажем, как выбрать CRM для малого бизнеса, какие функции CRM являются основными и какие ошибки предприниматели совершают, внедряя CRM.
CRM для малого, среднего и крупного бизнеса. Есть опции для коммуникации с клиентом через различные каналы и соцсети в одном окне. Встроенный конструктор сайтов и интернет-магазинов. Можно легко создать лэндинг, подключить к нему рекламную кампанию, виджеты соцсетей и сбора обратной связи, чаты с менеджерами и многое другое.
У Битрикс24 есть CRM-блок для ведения подробной клиентской базы. Есть аналитика по выполнению планов и KPI, удобная работа с файлами и документооборот, синхронизация c различными редакциями 1C, инструменты для маркетологов, отчёты по разным показателям, которые формируются в пару кликов.
Можно формировать оплату заказа на любой удобной клиенту платформе, отправить ссылку на оплату через соцсети и мессенджеры, а когда клиент внесёт сумму, информация о платеже моментально отобразится в CRM.
В Битрикс24 есть множество готовых отраслевых CRM с настроенными воронками, туннелями продаж и роботами, которые могут предпринимателям понять, как система работает в его сфере. Отраслевые решения разрабатывают партнёры Битрикс24, у которых есть экспертиза в конкретной отрасли.
ЦЕНЫ: есть бесплатный тариф с неограниченным количеством пользователей и базовым функционалом, без глубокой автоматизации. Для работы этого достаточно.
Минимальный тариф стоит 1990 в месяц на 5 пользователей при оплате на год. Максимальный профессиональный тариф с неограниченным количеством пользователей обойдется в 9590 рублей в месяц при оплате за год.
ПЛЮСЫ: широкая функциональность, есть мобильное приложение, облачная версия, готовое решение по отраслям, есть тариф без ограничения по числу пользователей и бесплатная версия. Есть бесплатный пробный период.
МИНУСЫ: придётся потратить время, чтобы разобраться во всех функциях системы.
Сегменты — любой бизнес любого размера. Продукт от известного вендора, который разработал 1С: Бухгалтерия. У CRM есть бесшовная интеграция с 1С. Пользователь может работать в отчётном решении 1С и дополнять его функциями из CRM.
В системе есть организация сквозного процесса продаж, которая работает с контролем всех этапов, в том числе производства, если у вас установлена редакция 1С:ERP Управление предприятием или 1С: Комплексная автоматизация.
Есть возможность интеграции с внешними сервисами: электронной почтой, телефонией, мессенджерами, но не со всеми АТС. Есть подсистемы управления показателями: отслеживание индивидуальных показателей, выполнение плана и KPI.
ЦЕНЫ: стоимость 1 рабочего места составит минимум 8 500 рублей. Есть бесплатная пробная версия. Много конфигураций и модулей продукта.
ПЛЮСЫ: максимальная простота в интеграции с 1С, но интерфейс на любителя.
МИНУСЫ: большое количество функций. Чтобы в них разобраться лучше иметь штатного специалиста 1С, который будет обучать сотрудников.
Сегменты — малый и средний бизнес. Система имеет только облачную версию. Сервис позиционирует себя, как самую лёгкую в использовании CRM на рынке. Поэтому набор инструментов небольшой. Интерфейс интуитивно понятен. Система оптимальна для отдела продаж и оснащена самым необходимыми функциями. Это сбор заявок через внешние каналы, воронка продаж, интеграция с почтой и телефонией, встроенный мессенджер.
Есть возможность ставить задачи в виде списка или календаря для планирования загрузки менеджеров. Чтобы отслеживать продуктивность сотрудников есть подробная аналитика по сделкам и продавцам в разных разрезах, можно посмотреть, кто сколько продаёт.
Недавно появилось мобильное приложение аmoCRM, которое позволяет сканировать визитки и быстро добавлять контакты. В основном приложение работает как внутрикорпоративный мессенджер, а не как CRM.
У системы много готовых расширений, доступных для кастомизации CRM под задачи конкретного бизнеса, но отраслевых готовых решений нет.
ЦЕНЫ: минимальный тариф на 1 человека - 500 рублей в месяц при оплате за год. Максимальный — это 1500 рублей на 1 человека при оплате за год.
ПЛЮСЫ: интуитивный интерфейс, широкие возможности для кастомизации.
МИНУСЫ: небольшой набор функции, только облачная версия, цена за пользователя, а не за компанию, как в Битрикс24. По отзывам, есть сложности с техподдержкой.
Сегмент — малый и средний бизнес. Сервис для управления бизнесом с мощной системой task-менеджер. Заточен под российский рынок и страны СНГ. Есть возможность вести учёт клиентов, создавать журнал истории взаимодействия с клиентом и хранить истории задач. В системе можно совершать звонки и делать рассылки, автоматизировать работу с клиентами, создавать любые виды отчётов: по сотрудникам, продажам, коммуникациям.
Есть продуманная работа с персоналом. Через task-менеджер можно ставить задачи так же, как в Битрикс24. Можно учитывать рабочее время, просроченные задачи и строить отчёты по всем проектам. Есть график отпусков, календари.
Доступна интеграция с внешними программами и сервисами без программистов.
Например, синхронизация с Google-календарем, подключение телефонии, внешних сервисов email-рассылок и синхронизация с 1С.
ЦЕНЫ: 4 тарифа на выбор от 384 рублей до 979 рублей в месяц при оплате за год.
ПЛЮСЫ: широкая функциональность, есть тарифы без ограничения на количество сотрудников, грамотная работа с персоналом, есть мобильное приложение и готовые отраслевые решения.
МИНУСЫ: воронки продаж есть не во всех тарифах и судя по отзывам, могут возникнуть сложности с подключением телефонии.
Сегмент — малый и средний бизнес. RetailCRM позиционирует себя, как сервис для онлайн-торговли, есть крутая интеграция с маркетплейсами. Из таких функций — автоматическая загрузка заказов из различных маркетплейсов сразу с распределением на менеджеров. Синхронизация с мессенджерами, большое количество интеграций с внешними программами. Всего поддерживают порядка 90 сторонних сервисов. Есть отдельно разработанный модуль интеграции с Instagram.
Можно отслеживать остатки товаров, производить оплату, формировать и оформлять доставку через службу доставки. Можно интегрировать систему с дополнительными внешними платформами и отследить работу онлайн-магазина: какие товары продаются активнее, а какие больше задерживаются в остатках.
Можно построить эффективность по каждому сотруднику и увидеть, как он справляется с задачами в течение дня.
ЦЕНЫ: от 1500 рублей за 1 пользователя при оплате за год. Есть бесплатная ограниченная версия.
ПЛЮСЫ: удобный интерфейс, интеграция с маркетплейсами, бесплатная версия
МИНУСЫ: нет мобильного приложения, ограниченная функциональность, есть только облачная версия.
Сегменты — малый, средний и крупный бизнес. Можно работать с задачами и проектами, общаться с клиентами, планировать загрузку сотрудников, контролировать дела и поручения, создавать документы, ввести учёт затраченного времени, денег и многое другое.
Есть возможность построения бизнес-процессов, настройки прав доступа на блок автоматизации. Есть визуальное управление, то есть можно перетянуть карточку с задачей или контактом из одного списка в другой и он автоматически переместится.
Есть инструменты для управления персоналом и настройка рабочего места отдельно для каждого сотрудника, который может создавать документы по разным шаблонам, вести справочники с ограничением доступа. Есть готовые конфигурации для различных отраслей и настраиваемый интерфейс.
ЦЕНЫ: от 6 сотрудников платный тариф от 2 до 5 евро. Есть бесплатный тариф до 5 человек.
ПЛЮСЫ: отраслевые решения, бесплатный тариф, широкая функциональность.
МИНУСЫ: потребуется время, чтобы изучить все функции. Цена в иностранной валюте.
CRM исключительно для малого бизнеса. Это платформа микросервисов в едином пространстве, где все приложения интегрируются с друг другом: CRM для сделок, документы, финансы, заказы, склад, аналитика, маркетинг, телефония, рассылки. Их можно подключить по мере необходимости развития компании.
Есть полный набор функций CRM-системы. Хорошо прокачен финансовый раздел. Есть простой кассовый учёт: приход, расход и аналитика. Аналитика позволяет построить краткосрочные и долгосрочные прогнозы на основе имеющихся данных.
Есть возможность настроить разные уровни доступа к данным для любой группы сотрудников. Систему можно интегрировать с 1С, чтобы загружать контрагентов в документы и каталог товаров.
ЦЕНЫ: единый тариф 750 рублей за 1 человека при оплате за год, без ограничения по функционалу.
ПЛЮСЫ: понятный интерфейс, финансовый раздел, мобильное приложение. Есть бесплатный пробный период.
МИНУСЫ: нет отраслевых решений
КАК ВЫБРАТЬ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА?
Выбирайте со взглядом в будущее: какие функции потребуются через полгода или год. Не стоит выбирать простую CRM-систему по нынешним потребностям. Например, вы начнёте делать email-рассылки по базе клиентов, а вашей CRM нет такой функции и придётся использовать дополнительные инструменты, интегрировать их в действующую CRM, а это дополнительные неудобства. Нужно выбрать ту систему, которая будет охватывать как можно больше функций, полезных вам в перспективе.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Основные функции для любого бизнеса: ведение клиентской базы, подключение телефонии и возможности коммуникации с клиентами. Эти 3 блока закрывают абсолютно все системы, которые есть на рынке. Дальше идут уже блоки для малого прокаченного бизнеса — это маркетинг, сквозная аналитика и другие.
БЕСПЛАТНЫЕ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Битрикс24: нет ограничений по количеству пользователей, но в бесплатной версии базовый функционал.
ПланФикс: бесплатный тариф до 5 пользователей и минимальный набор инструментов.
RetailCRM предлагает бесплатный тариф на 1 пользователя с ограничением по числу заказов.
У остальных CRM есть бесплатный пробный период. Не путайте его с бесплатной версией системы. У пробного периода срок использования в среднем 14 дней. За это время пользователь оценивает функционал и решает для себя, готов ли он платить за CRM деньги.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ CRM
Основная ошибка — собственник бизнеса при внедрении CRM спускает её сверху вниз, а не наоборот. Он хочет построить систему, которая поможет ему контролировать подчинённых. А CRM-система должна помогать сотрудникам работать эффективнее, значит её нужно внедрять снизу вверх. Стоит узнать какие функции необходимы команде, какие проблемы нужно решить, чтобы они быстрее обрабатывали заявки клиентов и быстрее достигали поставленных целей и задач.
Вторая ошибка — нет обучения работе с CRM-системой. 60% успеха использования CRM — когда она настроена правильно, без лишних действий, и каждый сотрудник знает как в ней работать. Даже если у системы интуитивно понятный интерфейс, обучение всё равно необходимо.
Третья ошибка — не собирается обратная связь от сотрудников. Они работают в CRM и понимают где нужно изменить и улучшить процессы, доработать функционал. Так CRM, станет более полезной для бизнеса, а сотрудники станут её больше любить и чаще использовать. Бизнес — живой организм. Его нужно постоянно изменять, дорабатывать и улучшать.
Четвертая ошибка — нет техподдержки. Если у сотрудников появляются вопросы по работе с CRM, то на них некому ответить. Мы советуем заключить договор на техподдержку с интегратором или обучить специалиста компании основным функциям CRM. Находясь на рабочем месте такой сотрудник сможет подойти и помочь коллегам решить вопрос.
Коллеги, какие ещё плюсы и минусы вы видите у этих CRM?
В 2023 я больше всех продавал на маркетплейсах в своей товарной категории, работал со всеми крупными ритейл-сетями, а всего бизнес приносил 1,1 млрд ₽ выручки и 55 млн ₽ прибыли в год.
Открытие риэлторского агентства в Дубае требует соблюдения ряда юридических и лицензионных требований. Разберём основные расходы и этапы регистрации.
Самые интересные новости финансов и технологий в России и мире за неделю: самозапрет кредитования через Госуслуги, Илон Маск рассылает DOGE-письма счастья бюрократам, новые передовые AI-модели Claude 3.7 и GPT-4.5 Orion, стартап для AI-управления потогонными фабриками в Индии, а также падение крипторынка.
Селигдар - полиметаллический холдинг, в который входят 2 дивизиона: добыча золота и производство олова. Компания, которая работает с 1975 года, Владеет 7 золодобывающими и 2 оловодобывающими предприятиями в Якутии, Бурятии, Алтайском и Хабаровском краях, Оренбургской области.
Как сотрудничать с блогерами, чтобы реклама действительно работала? Что важно учитывать при выборе инфлюенсеров? Об этом рассказал Иван Карсаков — Head of Influencer Marketing в FitStars и CEO в WOWBlogger в последнем выпуске моего подкаста «WOW Маркетинг».
С появлением ИИ-поисковиков и голосовых помощников пациенты перестали листать страницы выдачи Google. Вместо этого они доверяют алгоритмам, которые мгновенно анализируют запросы и выдают готовые ответы. Если раньше клиники боролись за первые строчки SEO-рейтинга, сегодня пользователи даже не смотрят результаты поисковой выдачи.
Комментарий недоступен
Для глубинного анализа, нужно пользоваться системой не один день. Иначе это будет так же поверхностно :( но мы учтем вашу обратную связь.
Статья ориентирована в первую очередь на сравнительный анализ важных блоков для роста компании.
Внешнюю сквозную аналитику можно подключить фактически к любой CRM
Вот у нас проблема
Швейный цех, крой, упаковка, технолог
Всем им нужно ставить задачи как мне так и технологу
И желательно что бы в ней велся учет выработки каждой швеей
Вот какую выбрать систему?
т.к платить за 15 человек 7,5к в месяц, а и то и больше мы не готовы, т.к не понятно поможет нам эта система или нет, разберутся в ней наши работники из Средней Азии или нет.
Мы делали внедрение Битрикс24 в спортивное ателье (отдел продаж + швейное производство), где один блок был посвящен постановке задачи с нужными данными для кройки и швейный цех. Нам получилось им помочь и вырости. За лицензию Битрикс24 оплачивают 2 990 рублей/месяц (архивный тариф), по аналогии вам подойдет тариф "Стандартный" 4 790 рублей/месяц.
Но если вам нужна для начала постановка задач вам подойдет бесплатный тариф. Вы сможете сделать рабочие группы, в них разделить задачи по стадия. Канбан поможем вам наглядно увидеть все задачи на одном экране разделенные по стадиям.
Вам не СРМ нужна, а что-то типа Trello или Asana, где можно вести один проект с разными сотрудниками. Trello попроще, но, по-моему, они у нас уже не работают.
Про учет выработки непонятно, что именно имеется в виду и какие показатели вам надо учитывать - время, количество, метры, штуки и т.д. Но это точно не в СРМ надо делать.
Хороший обзор по CRM-системам 👍 Статья подойдет для любого бизнеса и для ритейлеров, и для услуг. Позвольте только немного дополнить тем, что ещё есть в RetailCRM.
Да, система подходит и для малого, и для среднего бизнеса, но не только :) Крупным проектам RetailCRM тоже будет полезна, Lacoste, Sisley, Adamas, Tvoydom и многие другие это подтвердят. А ещё есть коробочные решения, но это уже совсем другая история.
Вы верно заметили, что у нас есть бесплатный тариф и многим его функционала достаточно, например, малому бизнесу. Но если хочется попробовать расширенный функционал профессионального тарифа, то есть триал-период на 14 дней. Этого хватит, чтобы понять на сколько широк функционал RetailCRM и чем система может помочь именно вашему бизнесу.
Мобильное приложение тоже есть, в нём можно работать с заказами и переписываться клиентами в мессенджерах и соцсетях из единого окна, управлять задачами и товарами. Важная информация о диалогах, заказах и задачах отображается в push-уведомлениях.
Кстати, в соцсетях мы пишем про обновления и публикуем кейсы с нашими клиентами. Вот наш Телеграм https://t.me/retailcrm подписывайтесь. Будем рады вас видеть :)
Спасибо, что дополнили и рассказали о важных нюансах системы! Такие детали помогут бизнесу выбрать CRM под свои задачи