Топ-7 CRM для малого бизнеса

На начало мая в России зарегистрировано 6 млн компаний малого и среднего бизнеса. У каждой свой масштаб, цели, задачи и инструменты для их решения. Кто-то всё ещё работает в Excel и GoogleDocs, а кто-то автоматизирует бизнес-процессы с помощью CRM.

Малый бизнес переходит на CRM для ведения клиентской базы, контроля работы менеджеров, отслеживания аналитики, продаж в интернете и других задач. Вебфлай внедряли CRM десяткам компаний от 2 до 280 человек. Зная потребности предпринимателей, мы подготовили Топ-7 CRM для малого бизнеса, оценили их плюсы и минусы.

1) Битрикс24

2) 1C CRM

3) amoCRM

4) МегаПлан

5) RetailCRM

6) ПланФикс

7) FreshOffice

Сравнили системы по 8 критериям: наличие коробочной версии, бесплатного тарифа, документооборота, конструктора сайтов, отраслевых решений, приёма оплаты, интеграции с 1С и сквозной аналитики.

Также расскажем, как выбрать CRM для малого бизнеса, какие функции CRM являются основными и какие ошибки предприниматели совершают, внедряя CRM.

CRM для малого, среднего и крупного бизнеса. Есть опции для коммуникации с клиентом через различные каналы и соцсети в одном окне. Встроенный конструктор сайтов и интернет-магазинов. Можно легко создать лэндинг, подключить к нему рекламную кампанию, виджеты соцсетей и сбора обратной связи, чаты с менеджерами и многое другое.

У Битрикс24 есть CRM-блок для ведения подробной клиентской базы. Есть аналитика по выполнению планов и KPI, удобная работа с файлами и документооборот, синхронизация c различными редакциями 1C, инструменты для маркетологов, отчёты по разным показателям, которые формируются в пару кликов.

Можно формировать оплату заказа на любой удобной клиенту платформе, отправить ссылку на оплату через соцсети и мессенджеры, а когда клиент внесёт сумму, информация о платеже моментально отобразится в CRM.

В Битрикс24 есть множество готовых отраслевых CRM с настроенными воронками, туннелями продаж и роботами, которые могут предпринимателям понять, как система работает в его сфере. Отраслевые решения разрабатывают партнёры Битрикс24, у которых есть экспертиза в конкретной отрасли.

Топ-7 CRM для малого бизнеса

ЦЕНЫ: есть бесплатный тариф с неограниченным количеством пользователей и базовым функционалом, без глубокой автоматизации. Для работы этого достаточно.

Минимальный тариф стоит 1990 в месяц на 5 пользователей при оплате на год. Максимальный профессиональный тариф с неограниченным количеством пользователей обойдется в 9590 рублей в месяц при оплате за год.

ПЛЮСЫ: широкая функциональность, есть мобильное приложение, облачная версия, готовое решение по отраслям, есть тариф без ограничения по числу пользователей и бесплатная версия. Есть бесплатный пробный период.

МИНУСЫ: придётся потратить время, чтобы разобраться во всех функциях системы.

Сегменты — любой бизнес любого размера. Продукт от известного вендора, который разработал 1С: Бухгалтерия. У CRM есть бесшовная интеграция с 1С. Пользователь может работать в отчётном решении 1С и дополнять его функциями из CRM.

В системе есть организация сквозного процесса продаж, которая работает с контролем всех этапов, в том числе производства, если у вас установлена редакция 1С:ERP Управление предприятием или 1С: Комплексная автоматизация.

Есть возможность интеграции с внешними сервисами: электронной почтой, телефонией, мессенджерами, но не со всеми АТС. Есть подсистемы управления показателями: отслеживание индивидуальных показателей, выполнение плана и KPI.

Топ-7 CRM для малого бизнеса

ЦЕНЫ: стоимость 1 рабочего места составит минимум 8 500 рублей. Есть бесплатная пробная версия. Много конфигураций и модулей продукта.

ПЛЮСЫ: максимальная простота в интеграции с 1С, но интерфейс на любителя.

МИНУСЫ: большое количество функций. Чтобы в них разобраться лучше иметь штатного специалиста 1С, который будет обучать сотрудников.

Сегменты — малый и средний бизнес. Система имеет только облачную версию. Сервис позиционирует себя, как самую лёгкую в использовании CRM на рынке. Поэтому набор инструментов небольшой. Интерфейс интуитивно понятен. Система оптимальна для отдела продаж и оснащена самым необходимыми функциями. Это сбор заявок через внешние каналы, воронка продаж, интеграция с почтой и телефонией, встроенный мессенджер.

Есть возможность ставить задачи в виде списка или календаря для планирования загрузки менеджеров. Чтобы отслеживать продуктивность сотрудников есть подробная аналитика по сделкам и продавцам в разных разрезах, можно посмотреть, кто сколько продаёт.

Недавно появилось мобильное приложение аmoCRM, которое позволяет сканировать визитки и быстро добавлять контакты. В основном приложение работает как внутрикорпоративный мессенджер, а не как CRM.

У системы много готовых расширений, доступных для кастомизации CRM под задачи конкретного бизнеса, но отраслевых готовых решений нет.

Топ-7 CRM для малого бизнеса

ЦЕНЫ: минимальный тариф на 1 человека - 500 рублей в месяц при оплате за год. Максимальный — это 1500 рублей на 1 человека при оплате за год.

ПЛЮСЫ: интуитивный интерфейс, широкие возможности для кастомизации.

МИНУСЫ: небольшой набор функции, только облачная версия, цена за пользователя, а не за компанию, как в Битрикс24. По отзывам, есть сложности с техподдержкой.

Сегмент — малый и средний бизнес. Сервис для управления бизнесом с мощной системой task-менеджер. Заточен под российский рынок и страны СНГ. Есть возможность вести учёт клиентов, создавать журнал истории взаимодействия с клиентом и хранить истории задач. В системе можно совершать звонки и делать рассылки, автоматизировать работу с клиентами, создавать любые виды отчётов: по сотрудникам, продажам, коммуникациям.

Есть продуманная работа с персоналом. Через task-менеджер можно ставить задачи так же, как в Битрикс24. Можно учитывать рабочее время, просроченные задачи и строить отчёты по всем проектам. Есть график отпусков, календари.

Доступна интеграция с внешними программами и сервисами без программистов.

Например, синхронизация с Google-календарем, подключение телефонии, внешних сервисов email-рассылок и синхронизация с 1С.

Топ-7 CRM для малого бизнеса

ЦЕНЫ: 4 тарифа на выбор от 384 рублей до 979 рублей в месяц при оплате за год.

ПЛЮСЫ: широкая функциональность, есть тарифы без ограничения на количество сотрудников, грамотная работа с персоналом, есть мобильное приложение и готовые отраслевые решения.

МИНУСЫ: воронки продаж есть не во всех тарифах и судя по отзывам, могут возникнуть сложности с подключением телефонии.

Сегмент — малый и средний бизнес. RetailCRM позиционирует себя, как сервис для онлайн-торговли, есть крутая интеграция с маркетплейсами. Из таких функций — автоматическая загрузка заказов из различных маркетплейсов сразу с распределением на менеджеров. Синхронизация с мессенджерами, большое количество интеграций с внешними программами. Всего поддерживают порядка 90 сторонних сервисов. Есть отдельно разработанный модуль интеграции с Instagram.

Можно отслеживать остатки товаров, производить оплату, формировать и оформлять доставку через службу доставки. Можно интегрировать систему с дополнительными внешними платформами и отследить работу онлайн-магазина: какие товары продаются активнее, а какие больше задерживаются в остатках.

Можно построить эффективность по каждому сотруднику и увидеть, как он справляется с задачами в течение дня.

Топ-7 CRM для малого бизнеса

ЦЕНЫ: от 1500 рублей за 1 пользователя при оплате за год. Есть бесплатная ограниченная версия.

ПЛЮСЫ: удобный интерфейс, интеграция с маркетплейсами, бесплатная версия

МИНУСЫ: нет мобильного приложения, ограниченная функциональность, есть только облачная версия.

Сегменты — малый, средний и крупный бизнес. Можно работать с задачами и проектами, общаться с клиентами, планировать загрузку сотрудников, контролировать дела и поручения, создавать документы, ввести учёт затраченного времени, денег и многое другое.

Есть возможность построения бизнес-процессов, настройки прав доступа на блок автоматизации. Есть визуальное управление, то есть можно перетянуть карточку с задачей или контактом из одного списка в другой и он автоматически переместится.

Есть инструменты для управления персоналом и настройка рабочего места отдельно для каждого сотрудника, который может создавать документы по разным шаблонам, вести справочники с ограничением доступа. Есть готовые конфигурации для различных отраслей и настраиваемый интерфейс.

Топ-7 CRM для малого бизнеса

ЦЕНЫ: от 6 сотрудников платный тариф от 2 до 5 евро. Есть бесплатный тариф до 5 человек.

ПЛЮСЫ: отраслевые решения, бесплатный тариф, широкая функциональность.

МИНУСЫ: потребуется время, чтобы изучить все функции. Цена в иностранной валюте.

CRM исключительно для малого бизнеса. Это платформа микросервисов в едином пространстве, где все приложения интегрируются с друг другом: CRM для сделок, документы, финансы, заказы, склад, аналитика, маркетинг, телефония, рассылки. Их можно подключить по мере необходимости развития компании.

Есть полный набор функций CRM-системы. Хорошо прокачен финансовый раздел. Есть простой кассовый учёт: приход, расход и аналитика. Аналитика позволяет построить краткосрочные и долгосрочные прогнозы на основе имеющихся данных.

Есть возможность настроить разные уровни доступа к данным для любой группы сотрудников. Систему можно интегрировать с 1С, чтобы загружать контрагентов в документы и каталог товаров.

Топ-7 CRM для малого бизнеса

ЦЕНЫ: единый тариф 750 рублей за 1 человека при оплате за год, без ограничения по функционалу.

ПЛЮСЫ: понятный интерфейс, финансовый раздел, мобильное приложение. Есть бесплатный пробный период.

МИНУСЫ: нет отраслевых решений

Сравнительная таблица CRM
Сравнительная таблица CRM

КАК ВЫБРАТЬ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА?

Выбирайте со взглядом в будущее: какие функции потребуются через полгода или год. Не стоит выбирать простую CRM-систему по нынешним потребностям. Например, вы начнёте делать email-рассылки по базе клиентов, а вашей CRM нет такой функции и придётся использовать дополнительные инструменты, интегрировать их в действующую CRM, а это дополнительные неудобства. Нужно выбрать ту систему, которая будет охватывать как можно больше функций, полезных вам в перспективе.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Основные функции для любого бизнеса: ведение клиентской базы, подключение телефонии и возможности коммуникации с клиентами. Эти 3 блока закрывают абсолютно все системы, которые есть на рынке. Дальше идут уже блоки для малого прокаченного бизнеса — это маркетинг, сквозная аналитика и другие.

БЕСПЛАТНЫЕ CRM ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Битрикс24: нет ограничений по количеству пользователей, но в бесплатной версии базовый функционал.

ПланФикс: бесплатный тариф до 5 пользователей и минимальный набор инструментов.

RetailCRM предлагает бесплатный тариф на 1 пользователя с ограничением по числу заказов.

У остальных CRM есть бесплатный пробный период. Не путайте его с бесплатной версией системы. У пробного периода срок использования в среднем 14 дней. За это время пользователь оценивает функционал и решает для себя, готов ли он платить за CRM деньги.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ CRM

Основная ошибка — собственник бизнеса при внедрении CRM спускает её сверху вниз, а не наоборот. Он хочет построить систему, которая поможет ему контролировать подчинённых. А CRM-система должна помогать сотрудникам работать эффективнее, значит её нужно внедрять снизу вверх. Стоит узнать какие функции необходимы команде, какие проблемы нужно решить, чтобы они быстрее обрабатывали заявки клиентов и быстрее достигали поставленных целей и задач.

Вторая ошибка — нет обучения работе с CRM-системой. 60% успеха использования CRM — когда она настроена правильно, без лишних действий, и каждый сотрудник знает как в ней работать. Даже если у системы интуитивно понятный интерфейс, обучение всё равно необходимо.

Третья ошибка — не собирается обратная связь от сотрудников. Они работают в CRM и понимают где нужно изменить и улучшить процессы, доработать функционал. Так CRM, станет более полезной для бизнеса, а сотрудники станут её больше любить и чаще использовать. Бизнес — живой организм. Его нужно постоянно изменять, дорабатывать и улучшать.

Четвертая ошибка — нет техподдержки. Если у сотрудников появляются вопросы по работе с CRM, то на них некому ответить. Мы советуем заключить договор на техподдержку с интегратором или обучить специалиста компании основным функциям CRM. Находясь на рабочем месте такой сотрудник сможет подойти и помочь коллегам решить вопрос.

Коллеги, какие ещё плюсы и минусы вы видите у этих CRM?

5
25 комментариев