реклама
разместить

Возможен ли эффективный маркетинг в период «идеального шторма»?

Начальник управления маркетинговых коммуникаций «Северстали» Татьяна Кондратьева поделилась, как найти эффективные каналы маркетинговых коммуникаций в кризисный период.

Возможен ли эффективный маркетинг в период «идеального шторма»?

Особенностью коммуникационной модели «Северстали» являются: более тщательный подход к выбору медиамикса с точки зрения эффективности на вложенные средства, подбор сообщений и каналов коммуникаций в соответствии с текущей реальностью и поведением потребителей, кооперация с партнерами и клиентами как одна из важнейших составляющих коммуникаций, ставка на развитие собственного сообщества как экосистемы каналов взаимодействия.

В начале года мы попали в «идеальный шторм», связанный с несколькими одновременно появившимися негативными факторами:

  • падение рекламного рынка
  • изменение потребительского поведения и ожиданий от брендов
  • уход ряда значимых каналов коммуникации, например, зарубежных соцсетей
  • вступление в силу закона о маркировке интернет-рекламы с 1.09
  • DDоS-атаки на корпоративные сайты

Что делать в такой ситуации – ждать штиля или искать пути эффективной коммуникации?

Многим игрокам рынка может казаться, что лучшей стратегией в создавшейся ситуации будет сокращение маркетинговых и PR-активностей, однако это может привести к дополнительным рискам. По данным исследования агентства OMI, проведённого по заказу Национального рекламного альянса, сейчас реклама выполняет роль помощника потребителя, которому важно знать, какие бренды остались в России, а какие появились в качестве замены ушедшим брендам. Так, 45% опрошенных заявили, что компаниям следует продолжать рекламировать свои товары и услуги. В значительной степени это же актуально и для b2b рынка. Опыт прошлых кризисов показал, что перерыв в рекламной активности даже на несколько месяцев негативно влияет на KPI бренда и бизнес-показатели. В кризисное время покупатель не прекращает покупать, но становится более избирательным. При этом важно, чтобы голос компании в медиаполе оставался заметным. Кризис – это в том числе время, когда важно выстраивать доверительные отношения с клиентами. Они ждут позитивные новости, сообщения о том, что существуют способы сохранить стабильность рынка. И то доверие, которое выстраивается сейчас, останется потом на долгие годы.

45 %
респондентов считают, что в кризис нужно продолжать инвестировать в продвижение

В 2022 году произошли существенные изменения во всех основных каналах коммуникаций: появились новые вызовы, и компаниям пришлось переформулировать свою стратегию и каналы продвижения.

Digital

Если смотреть на различные сегменты медиарынка, наиболее значительные изменения произошли в digital. Корпоративный сектор потерял ряд очень значимых каналов: произошло сокращение рекламного инвентаря, в частности сократились рекламные возможности в Google Adwords и YouTube, введена блокировка социальных сетей. По нашим данным, на 13-30% выросла стоимость поисковой рекламы. 1 сентября 2022 года вступил в силу ФЗ, который вносит изменения в закон «О рекламе». С этими изменениями вводятся требования к маркировке и учету digital-рекламы, демонстрируемой на территории России. Кроме того, крупнейшие компании в РФ столкнулись с масштабными DDoS-атаками на свои ресурсы, что привело к остановке рекламных кампаний на несколько дней или даже недель.

В качестве ответа на эти вызовы мы предприняли комплекс мер, в том числе перешли в ряде случаев от зарекомендовавших себя digital-only подходов к использованию медиамикса, включая наружную и радиорекламу. Также мы отказались от использования федеральных кампаний в пользу точечных региональных, что требует намного больших трудозатрат, но в текущей ситуации показывает эффективность. Потерю части аккаунтов в соцмедиа мы частично компенсировали за счет развития собственных медиа, включая наш канал для клиентов в Telegram @vmesteseverstal, выездные студии и медиапортал.

13-30 %
рост стоимости поисковой рекламы

Event

В сегменте event-маркетинга пока сохраняется ситуация неопределенности, частично связанная с последствиями пандемии. В 2022 году ситуация только усугубилась. Российским компаниям пришлось ограничить проведение мероприятий пределами РФ. При этом для крупных мероприятий с числом участников более 100 человек подходящие площадки есть только городах-миллионниках. Это ограничивает возможности по поиску оригинальных локаций.

Если говорить о мероприятиях лояльности, в b2c-сегменте во время пандемии компании начали достаточно эффективно внедрять онлайн-формат мероприятий. Мы попробовали транслировать этот опыт на b2b-сегмент, но результаты оказались неудовлетворительными. Корпоративные клиенты в большинстве своем по-прежнему хотят общаться лично, например, на главной выставке для металлургов «Металл-Экспо’2022» нашими продавцами было проведено боле 270 переговоров в офлайн-формате.

Происходит расширение аудитории за счёт гибридных форматов. В этом году сообщество «Вместе» организовало на стенде компании зону паблик-ток. В течение трех дней мы провели более 20 презентаций и дискуссий с экспертами «Северстали» и компаний-клиентов. Прямые эфиры транслировались на сайте «Вместе», а также на площадках ведущих металлургических и строительных СМИ. Это позволило выйти за рамки только участников выставки и привлечь новую аудиторию.

В этом году мы провели 8 выставок, 8 вебинаров и 14 мероприятий для клиентов и партнеров, это на 30% больше, чем в 2021 году. При этом, если раньше мы рассматривали мероприятия исключительно в контексте общего повышения лояльности клиентов и партнёров, с этого года мероприятия лояльности обеспечивали реальные возможности продаж. Это происходит благодаря тому, что мы разработали и интегрировали форматы нативного встраивания новых видов продукции, сервисов и прочих возможностей компании в мероприятия. Например, по итогам клиентского мероприятия в одной из стран СНГ, где во время неформальной части функционировали рабочие станции по продуктам и услугам, мы получили более 30 целевых лидов.

Также важна коллаборация с экспертами и партнерами. Очень интересный кейс был реализован, когда мы объединились с конкурентами, чтобы продвигать наши решения на базе биметаллов. Мы провели совместную конференцию с Объединенной металлургической компанией, Загорским трубным заводом и «Уральской Сталью», и по ее итогам было принято решение сформировать рабочую группу, которая займется развитием этого направления в будущем. То есть фактически новый формат партнерства привел к появлению важной дискуссионной площадки, которая может помочь развитию рынка в целом.

30 %
увеличение числа офлайн-мероприятий в 2022 году

Продуктовый PR

В этом году одним из трендов стало смещение акцента от имиджевого пиара к продуктовому: рынку больше интересна информация о том, какие продукты и услуги они могут использовать для решения своих задач. В бизнесе и в обществе сильно вырос запрос на позитивные новости и экспертность. Мы вовлекаем клиентов, экспертов, партнеров в разнообразные форматы контента: панельные дискуссии, экспертные колонки, подкасты, видеоролики, онлайн-вебинары, стендапы и проч. Такие материалы пользуются большим спросом и доверием.

PR продает: это один из важных инсайтов, к которым мы пришли за последние годы. Причём в некоторых случаях речь идет не о косвенном вкладе PR в воронку продаж, а о прямой причинно-следственной связи. К примеру, когда мы начали активно развивать работу с партнерами по толлинговой схеме, именно размещения в СМИ принесли нам 22 заполненных формы на лендинге, 8 из которых признаны продавцами целевыми.

Корпоративные медиа превращаются в СМИ с собственной редакционной политикой и становятся источником контента для независимых отраслевых изданий. К примеру, проект «Северстали» – сообщество клиентов и партнеров «Вместе» – в этом году активно привлекал в качестве комментаторов и экспертов ведущих специалистов из компаний-партнеров, представителей научного сообщества. В результате на базе «Вместе» формируется цифровая площадка для обмена экспертизой и лучшими практиками, поднимаются важные для отрасли вопросы. Индекс вовлеченности в Telegram-канале «Вместе» составил 54,2% (доля подписчиков, которая регулярно читает контент) , индекс цитируемости – 78% (каждый второй пост как минимум один раз цитируется) . Также «Вместе» стало информационным партнером 2-х крупнейших отраслевых выставок – ПМГФ и «Металл-Экспо’2022».

Креатив

Говоря о вызовах направления креативных и визуальных материалов, нужно отметить значительное снижение бюджетов на этот вид активностей. При этом остается важным поддерживать эмоциональную связь и удерживать внимание аудиторий. Сейчас как никогда потребители реагируют на искреннюю коммуникацию с позитивными посылами с долей эмпатии, понимания и поддержки от брендов.

Большее внимание мы уделяем понятным ситуациям потребления, продуктовым свойствам и преимуществам для клиентов, меньше акцентируя внимание на имиджевой составляющей. В основе сообщений лежат четкие рациональные посылы, реалистичный визуальный подход, в котором каждый клиент может узнать себя и близкие к своим задачам ситуации, и решения.

В целом если говорить о том, как трансформировались маркетинг и пиар в течение этого года, можно сделать несколько выводов.

  • Бюджеты уменьшились, что создаёт необходимость искать максимально эффективные медиамиксы, которые позволят сохранить эффективность при снижении объёма инвестиций.
  • Бюджеты уменьшились, что создаёт необходимость искать максимально эффективные медиамиксы, которые позволят сохранить эффективность при снижении объёма инвестиций.
  • Важнейшим инструментом остаются партнерство и кооперация, в том числе между производителями, переработчиками и потребителями продукции.
  • Существенно сократился горизонт планирования, мы перешли на ежемесячную актуализацию наших планов и бюджетов.

Чтобы выстоять в условиях «идеального шторма», необходимо быть гибкими и адаптивными к реальности, пробовать новое, проявлять креативность, действовать сообща и сохранять позитивный настрой.

22
реклама
разместить
1 комментарий

добрый день. как показала свою эффективность наружка и радиореклама? какова была цель? Вы же представляете сектор В2В

Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
5151
1515
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2525
1313
99
22
Думаю, нужен реестр
SourceCraft: как мы создавали платформу для разработчиков

В новом выпуске подкаста «Как мы делаем Yandex Cloud» — история создания SourceCraft: кто её разрабатывал и какие технологии легли в основу.

11
Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3535
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2525
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Почему в России мало хвалят, но много ругают? Отзывы как зеркало культуры

В России отрицательные отзывы на картах Яндекса, Google или 2ГИС появляются в разы чаще, чем положительные. В Европе и США баланс иной: люди охотнее благодарят, чем критикуют. Почему так? Ответ — в культурных кодах, доверии и восприятии обратной связи.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
4141
1616
44
[]