Сегодня мы рассмотрим статью генерального директора «ВКонтакте» Марины Красновой и постараемся выяснить, какие показатели на самом деле могут говорить о реальной активности в социальной сети.Всем доброго дня! Меня зовут Александр Бакалов, я занимаюсь продвижением в социальных сетях с 2016 года.В предыдущих серияхНа прошлой неделе я опубликовал статью, в которой с помощью открытых данных постарался выяснить реальную активную аудиторию ВКонтакте. Из-за особенностей API и работы парсера, данные не удалось показать в динамике (периодичность заходов задним числом собирается некорректно), на что указали комментаторы VC. После этого я отредактировал статью и дал об этом комментарий.В этот понедельник CEO ВКонтакте Марина Краснова опубликовала ответ на мою статью, где привела статистику по MAU (месячное число активных пользователей), DAU (дневное число активных пользователей) и retention.По этим графикам наблюдается рост. Именно эти показатели и должны были опровергнуть данные из моей статьи.Но и здесь аудитория VC не дала автору спуска, сразу же указав на более корректную метрику, говорящую о реальной вовлеченности аудитории:Автор первого комментария, несмотря на формулировку, задал верный вопрос «Сколько времени пользователь проводит в день во ВКонтакте?»Давайте попробуем разобраться, есть ли в открытом доступе статистика по среднему времени в день, которое пользователь проводит в приложении и веб-версии.Среднее время пользователя в день - ликбезНа английском такая метрика называется Average Daily Duration (также еще встречается название Average min. per day). Этот показатель демонстрирует среднее количество минут, проведенных одним пользователем на сайте / в мобильном приложении за сутки (согласно определению mediascope).Почему важна именно эта метрика? Как мы знаем, в сутках всего 24 часа и время пользователя ограничено именно этой цифрой. По мере появления новых приложений, внимание пользователя может перетягиваться на другие ИТ-продукты, но, при этом, человек может по-прежнему 1-2 раза в день заходить в уже знакомые приложения.Перетягивание внимания пользователя может приводить к снижению вовлеченности в уже используемых продуктах или к полному отказу от их использования. Именно поэтому только Average Daily Duration может служить реальной достоверной метрикой при анализе интереса пользователей к социальной сети.Сколько один пользователь ВКонтакте сидит в социальной сети?На просторах интернета я нашел интересную статью РБК, в которой, с использованием данных сервиса App Annie, говорится, что с апреля 2020 по апрель 2021 года пользователь в среднем проводил 7,2 часа в ТикТоке и 4 часа во ВКонтакте.В этой же статье представитель App Annie указывает, что суммарное время, проведенное пользователями в ТикТоке было равно 8,2 млрд часов и только 10,3 млрд часов во ВКонтакте. И это при разнице в размере аудитории MAU более чем в 2 раза (по данным Mediascope, 35 млн в ТикТоке и 72.4 млн в ВК).Из официального комментария App Annie мы видим, что по абсолютному времени ТикТок почти догнал ВКонтакте. Но это данные по версии App Annie, давайте посмотрим на эти показатели под углом mediascope. Данные Mediascope о ВКонтакте: падение среднего времени в сервисеИнтересно получается. ТикТок выстрелил в России в конце 2019 года, и люди стали реально «залипать» в него. Но как это сказалось на ВКонтакте? Для этого давайте обратимся к сервису mediascope. Ведь, даже директор ВКонтакте сослалась на mediascope в своей ответной статье.Сразу же дам вам ссылки, чтобы вы могли меня проверить:Данные mediascope по ВКонтакте: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=16571Данные mediascope по ТикТок: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byGeo=2&byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byMonth=202105&id=384931Для начала давайте разберемся с фильтрами:1. Этот фильтр позволяет анализировать 3 сегмента аудитории: «Россия 100к+» – города РФ с населением от 100к человек, «Россия 0+» - аудитория всех городов и Москву:2. Это месяц, которым заканчивается период измерения (конечная дата графика):3. Устройства, которые учитываются при измерении статистики:4. В разделе «Динамика» мы можем посмотреть статистику по отдельным метрикам в периоде (в том числе и по среднему времени на пользователя в день):5. Для этого выбираем параметр «Avg. min. Per day»:6. На всякий пожарный, уточняем, что мы правильно поняли метрику – это действительно среднее время, которое пользователь провел на ресурсе:7. Теперь перед нами во всей красе предстает график со средним временем пользователя на сайте. Данные по всем типам устройств доступны только с декабря 2019 года:Давайте сравним данные декабря 2019 и декабря 2020 года (месяц к месяцу). Данные получаются в динамике и, таким образом, их можно считать достоверными и исключающими сезонный фактор.1. Итак, среднее время пользователя на декабрь 2019 года:- Мобильная аудитория – 41 минута в день на пользователя- ПК-аудитория – 21 минута в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 39 минут в день на пользователя2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:- Мобильная аудитория – 37 минут в день на пользователя- ПК-аудитория – 18 минута в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 34 минуты в день на пользователяЕсли подытожить, то с декабря 2019 по декабрь 2020 среднее время пользователя снизилось на всех устройствах:Слабо похоже на рост, правда? А ведь CEO ВКонтакте рапортует о росте MAU в этот период. Видимо, рост пользователей не равен росту вовлечения.Давайте теперь посмотрим цифры на май 2021 года (самые последние данные, доступные в mediascope).3. Среднее время пользователя в сервисе на май 2021 года:- Мобильная аудитория – 35 минут в день на пользователя- ПК-аудитория – 16 минута в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 31 минута в день на пользователяПонятно, что сравнивать декабрь и май не совсем корректно из-за фактора сезонности. Но, как мы можем видеть по графику, вне зависимости от сезонности график постоянно, с небольшими отскоками, идет вниз. Итак, сравнение декабря 2019 и мая 2021 года:Все это открытые данные. Вы можете самостоятельно их посмотреть и проверить меня. Еще раз продублирую здесь ссылку на открытую статистику mediascope: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=16571Mediascope: статистика ТикТокВ TikTok отсчет статистики начинается с февраля 2020 года. Многие скажут, что ТикТок и ВКонтакте нельзя сравнивать, ведь ТТ не является полноценной социальной сетью со множеством функций. Я считаю, что сравнивать ТТ и ВК можно, так как оба сервиса конкурируют за внимание пользователя и являются местом для потребления контента.1. Среднее время пользователя на февраль 2020 года:- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя- ПК-аудитория – 2 минуты в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя2. Среднее время пользователя на февраль 2021 года:- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя (рост на 8 минут за год!)- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя3. Среднее время пользователя на май 2021 года:- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя - ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователяС февраля 2020 по февраль 2021 года среднее время пользователя в ТикТоке выросло с 28 до 36 минут! Как вы можете заметить, ТикТок обошел ВКонтакте по среднему времени пользователя на всех ресурсах, кроме ПК-версии. Данные mediascope по ТикТок: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byGeo=2&byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byMonth=202105&id=384931Mediascope: статистика Инстаграм1. Среднее время пользователя на декабрь 2019 года:- Мобильная аудитория – 27 минут в день на пользователя- ПК-аудитория – 3 минуты в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя3. Среднее время пользователя на май 2021 года:- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователяСреднее время пользователя в Инстаграм остается стабильным: 27 минут с мобайла в декабре 2019 года и 28 минут на декабрь 2020-го. Время на ПК даже чуть-чуть выросло: с 3 до 4 минут в день.Данные mediascope по Инстаграму: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=156688Промежуточные итоги1. В расчетах выше я использовал открытые данные сервиса mediascope. На этот же сервис ссылается CEO ВКонтакте Марина Краснова в своей статье2. При сравнении показателей год к году, наблюдается падение среднего времени по всем типам устройств без исключения3. В сравнении ВКонтакте с ближайшими конкурентами мы видим, что разрыв либо минимальный, либо ВКонтакте уже позади4. На протяжении всего периода прослеживается явный тренд по снижению (с небольшими отскоками, которые не перекрывают падения):5. У конкурентов отсутствует тренд на снижение: время пользователя в Инстаграме стабильно, время пользователя в ТикТоке выросло на 8 минут за год!6. В сервисах-конкурентах не наблюдается спада метрики, даже при сравнении декабря и мая (месяцев из разных кварталов года)Можно ли сказать, что ВКонтакте умирает?Считаю, что это открытый вопрос, так как в mediascope представлены только данные за 1.5 года. Чтобы категорично заявить о будущем сервиса, нам нужен график на дистанции нескольких лет. Я бы хотел официально обратиться к администрации ВКонтакте и попросить их о следующем:1. Предоставьте открытую статистику по Average Daily Duration (Average min. per day) за последние 7-8 лет. Это поможет увидеть реальную динамику вовлечения аудитории в социальную сеть и снимет все вопросы у аудитории VC2. Раскройте, в каких именно микросервисах люди проводят больше всего времени. Предлагаю предоставить время по следующим разделам продукта (в процентах и минутах от среднего времени):Ср. время в разделе «Новости»Ср. время в «Сообщениях»Ср. время в «Музыке»Ср. время в разделе «Видео»Ср. время в «Сторис»Ср. время в «Клипах»Ср. время в рекламном кабинетеЭто позволит понять, с какими целями люди чаще всего посещают социальную сеть и показать их реальную вовлеченность в потребление контента. Это очень важно для администраторов сообществ и рекламодателей.Вместо послесловияХочу поблагодарить администрацию ВКонтакте за то, что они дали официальный ответ на мою первую статью и «тыкнули носом» в ошибки. Это очень важно, так как именно критика заставляет нас расти и повышать профессионализм. Без вашего ответа я бы не стал глубоко копать поведенческие метрики продукта, просто ограничившись данными о частоте заходов из первой статьи.Прошу не считать эту статью попыткой «хайпануть» или наехать на крупную компанию. Просто официальный ответ от ВКонтакте пробудил профессиональный азарт и желание разобраться в реальном положении вещей в ВК, а также рассказать об этом аудитории VC. Читателям особая благодарность за критическую обратную связь, сразу видно, что здесь сидит очень много профессионалов.Ждем официальный ответ от администрации социальной сети. Как мы знаем, сюда они все-таки заходят. Надеюсь, что они предоставят открытую статистику и подробно пояснят цифры для читателей VC.RUАвтор статьи: Александр Бакалов. Если есть вопросы, то пишите!
ВЕРНИТЕ СТЕНУ!
К сожалению, спад активности людей в ВК слишком заметен невооружённым глазом, поэтому нет особой веры в цифры, приведенные СЕО.
с счастью
Зато "патриоты" себя там великолепно чувствуют, потому что уходит в основном адекватная часть аудитории)
Просто человек на голубом глазу вышел с презентацией рассчитанной, видимо по привычке, на коллег, с которыми есть негласный контракт в духе "мы все понимаем, но по презенташкам мы должны расти". А тут хуяк, не сработало.
Просто он стал не интересен. Есть много других сетей, которые намного лучше, чем ВК!