«Ладно блогеры, чёрт с нами, но подумали бы о малом бизнесе — у него нет лишних денег на продвижение» Статьи редакции
Замены для Instagram нет: в каналах Telegram сложно ориентироваться, а во «ВКонтакте» и «Яндекс.Дзене» своя атмосфера. Люди с бизнесом вспоминают, чем так сильно отличался сервис от остальных площадок.
За 12 лет работы Instagram превратился из примитивного фотохостинга в многофункциональный сервис: с видеороликами, прямыми трансляциями, мессенджером, голосовыми сообщениями, магазином и маркетинговыми инструментами. Не то витрина магазина, не то отдельный интернет.
Благодаря этому же он стал для многих компаний и блогеров дополнительным способом продвигаться и зарабатывать, а для кого-то и вовсе единственным спасательным кругом.
Но 11 марта 2022 года — на фоне конфликта в Украине — Роскомнадзор обещал ограничить доступ к соцсети из-за «призывов к насилию в отношении россиян». А после дал пользователям два дня, чтобы перенести фотографии на другие платформы: до 14 марта.
Что отличало Instagram от других сервисов, смогут ли последние его заменить и почему увести за собой аудиторию будет крайне непросто — рассуждают блогеры, SMM-специалисты и владельцы брендов.
За годы работы Meta, на мой взгляд, сделала всё, чтобы превратить фотохостинг Instagram в отлаженную и полноценную экосистему: будто заходишь не в обособленное приложение, а в целый интернет. Поэтому соцсеть быстро заняла лидирующую позицию на рынке.
По удобству конкурировать с ней пока что не может никто — при всём уважении к российским сервисам. Они в большинстве своём «костыльные»:
- Во «ВКонтакте» есть неплохие видеосервисы, но он всё равно ближе к соцсети Facebook, там другая аудитория. Да и возвращаться туда спустя столько лет уже как-то не хочется.
- «Яндекс.Дзен» нужно постигать с нуля. Да и он — по движкам и интерфейсу — тоже альтернатива скорее Facebook, чем Instagram.
- Telegram не заменит Instagram тем, кто продвигает визуальный контент, — это всё-таки больше текстовая площадка. Даже если мы начнем публиковать фотографии и видео, сервис останется информационным. Владельцы соответствующих продуктов, может, и справятся. А те, кому важна эстетическая составляющая, — сомневаюсь.
Ужасно ещё и то, что раньше у всех был один беспроигрышный вариант — Instagram, а теперь придётся выбирать между вот этими тремя платформами. Если третья по описанным причинам отпадает, остаются только «ВКонтакте» и «Яндекс.Дзен». Оба сервиса неудобные и, что важно для некоторых, никак не помогут в работе с иностранными брендами, партнёрами или клиентами.
Все ещё ждали, что Instagram вот-вот запустит в России систему донатов как дополнительный источник заработка, а в итоге соцсеть вообще блокируют. И ладно блогеры, чёрт с нами, — подумали бы хоть о малом бизнесе, тысячах микрокомпаний и заведений.
Instagram ведь был дешёвым способом раскрутиться, а теперь его отбирают ещё и у тех, у кого нет и не было лишних денег на продвижение. То есть меры по поддержке предпринимателей вводят, а инструментов лишают. Чего ж тогда заблаговременно не позаботились и не разработали отечественные альтернативы? Сюр.
Развивались и набирали подписчиков мы в TikTok, который теперь ограничен для пользователей из России, а продавали через Instagram. Аккаунтов в других социальных сетях у нас нет. И Instagram был нашей основной и, можно сказать, единственной продающей площадкой.
К нам в Telegram перешло всего 500 человек из 48 тысяч подписчиков в Instagram и 576 тысяч в TikTok. Что ждёт компанию — пока не знаю. Но думаю, что без Instagram произойдёт полное обнуление до уровня начала нашей деятельности. И любая замена Instagram будет уже не мировой площадкой, а закрытой — российской.
Instagram обеспечивал нам основную часть трафика на сайт и приводил большую часть покупателей. А ещё это:
- Сарафанное радио — в сохранённых «Историях» у нас более 800 репостов с отзывами от клиентов.
- Канал обратной связи — увлечённое онлайн-сообщество нередко давало нам обратную связь на разработки и делилось идеями по улучшению продукта.
- Коммуникация с потенциальными клиентами — это работа с входящими обращениями и опросы в «Историях».
- Реклама — возможность рассказывать о продукте и новостях в разных форматах: фото, видео, текст.
Из-за блокировки мы всего этого лишаемся. А заменить Instagram будет сложно, так как социальная сеть располагает удобными инструментами для онлайн-шопинга и развития малого бизнеса. Но верим, что нет ничего невозможного. Люди в целом достаточно быстро адаптируются под новые обстоятельства — пандемия в 2020 году это доказала.
У нас был закрытый Telegram-канал для владельцев продукции, который сейчас мы открыли для всех желающих. Правда, есть сложность. Последние два-три дня все бренды и блогеры приглашали подписчиков из Instagram в Telegram, и конкуренция за аудиторию огромная. Если в Instagram пользователь мог спокойно следить за 200-500 аккаунтами, то в Telegram «читать» такое количество каналов вряд ли кто станет. Поэтому многие потеряют подписчиков.
Ввиду этого думаем развивать аккаунт во «ВКонтакте». Страница есть, но активной деятельности до этого момента не вели. Планируем оперативно наладить работу. Плюс — поставили себе задачу плотно заняться SEO-оптимизацией сайта и ищем экспертов, которые смогут нам помочь.
Instagram — это 60% доходов и столько же трафика: и для нас, и для клиентов. Он простой, общедоступный, в нём есть внешние ссылки, в отличие от того же ограниченного теперь TikTok. Мы всегда получали хорошие охваты, видели высокую вовлечённость. В общем: Instagram был самой эффективной площадкой и по заработку, и по медийности, и по активности пользователей.
Найти замену не так просто — это отработанные механики, лояльная аудитория, алгоритмы. Нельзя просто взять и поставить на место Instagram что-то другое в надежде на тот же выхлоп. Конечно, есть другие соцсети — скажем, «ВКонтакте». Наверное, для кого-то именно он станет спасательным кругом, но равноправной альтернативой Instagram сервис не назовёшь.
Для большинства блогеров и артистов блокировка — большая и невосполнимая потеря. И собрать ровно ту же аудиторию в каком-то одном новом месте они, скорее всего, не смогут. Так что позитивного видим мало, но верим, как всегда, в лучшее.
Instagram для нас — незаменимый инструмент поиска аудитории: причём не только по России, но и по миру. Правда, внешний рынок, очевидно, на ближайшие годы исчезнет. А ещё для нашего продукта важно самовыражение и визуальная составляющая, и тот же Telegram для этих целей подходит плохо. В нём нет сформированной экосистемы, «Историй», репостов. Да и вряд ли кто-то подпишется на 100-500 каналов, которые ему не мешали бы в Instagram.
В результате мы испытываем целый ряд проблем: начиная с полной неясности с поставками компонентов (95% из них в нашем продукте европейские) и заканчивая самой «свежей» — блокировкой Instagram. Сложнее будет привлекать новую аудиторию, демонстрировать работы. Как следствие, ухудшится финансовое и моральное состояние бизнеса. Instagram, к слову, был также важным каналом поддержки, которая порой необходима.
Вести аккаунт всё равно нужно, чтобы не потерять интерес клиентов из-за рубежа. Это и даёт нам хоть какие-то надежды: что получится переместить производство на более нейтральную территорию и поддержать статус нашей страны как всё-таки не совсем безнадёжной.
Instagram всегда был комфортной площадкой для продвижения, потому что располагал всеми необходимыми инструментами. Люди любят визуальный контент, хорошо его понимают, поэтому в соцсети удавалось эффективно строить личный бренд. Кто-то скажет, что во «ВКонтакте» можно делать почти то же самое, но основной трафик блогерам приносил именно Instagram.
Соцсеть давала мне возможность проявлять себя и благодаря этому же помогала привлекать потенциальных клиентов, которые потом рассказывали обо мне знакомым. Теперь мы лишаемся банального комфорта и аудитории. Последняя у блогеров и магазинов давно сформирована и за один день «переместить» её в другие соцсети просто невозможно.
Большинство перейдёт либо во «ВКонтакте», либо в Telegram — просто потому, что эти платформы лучше других освоены. Мало кто захочет изучать и строить что-то с нуля. А ещё там есть зарегистрированные пользователи — это уже лучше, чем ничего, даже если они пока что не самые активные.
Но продавать так же хорошо, как в Instagram — через «Истории» и публикации, пока вряд ли получится. Во-первых, будет огромная борьба за внимание. Во-вторых, информационный поток слишком перегружен, и люди станут отключать уведомления.
Telegram, как мне кажется, это в целом комфортная среда, чтобы продолжить работу: можно публиковать и фотографии и текст, есть «видеокруги» — это своеобразная альтернатива «Историй», а ещё сервис позволяет записывать голосовые сообщения и подключать комментарии. Но идеальным сервис не назовешь: там и личные переписки, и каналы, и информационный шум — легко запутаться.
Сколько времени уйдёт на то, чтобы освоиться вне Instagram, зависит от того, что компании или блогеру удалось к этому времени наработать: это качество и численность аудитории. Кто-то справится за две недели, а кому-то потребуются месяцы — если, например, ниша слишком узкая.
Нелегко сейчас и SMM-специалистам: именно нас ведь просят помочь с переходом в новую реальность. Так что всем нам придётся не просто, но, думаю, привыкнем и адаптируемся быстро.
Мы уже лишились возможности принимать оплату от клиентов из-за границы. Нам отключили PayPal, заблокировали Etsy, ограничили международные отправки — посылки без движения уже несколько недель. А теперь мы потеряем ещё и часть клиентов из России.
Для нас Instagram — основная, но не единственная площадка. У нас есть страница во «ВКонтакте» — там около 4,7 тысяч подписчиков, есть Telegram-канал, сайт, а ещё офлайн-партнёры в Санкт-Петербурге и Москве. А вот клиентам из других стран мы пока ничего предложить не можем.
Кто-то, как и мы, тоже переключится на Telegram и «ВКонтакте», а кто-то, увы, закроется. Жаль, что многих лишают возможности зарабатывать и вести бизнес.
Instagram — это основная социальная сеть магазина. Съёмки, анонсы акций, видеообзоры и целые рубрики в «Историях» — мы «собирали» нашу страницу на протяжении двух лет по крупицам. Столько же времени потребовалось, чтобы аудитория аккаунта выросла до 100 тысяч подписчиков.
Как освещать крупные акции теперь — без Instagram и таргетированной рекламы — пока не представляем. Раньше, чтобы привлечь внимание к запуску, шла масштабная подготовка: тематические медиа, специальные съёмки, разработка контент-плана — в ход шёл весь арсенал. Сейчас ни одна площадка не даст нам такой же возможности. Поэтому инструменты придётся менять и адаптироваться к текущим реалиям.
Мы запустили Telegram-канал и завели страницу во «ВКонтакте», чтобы не потерять связь с аудиторией. Оба сервиса располагают интересными функциями, но лучше работали бы как дополнение к Instagram, чем как его замена. И всё равно вынуждают нас пересматривать привычные механики работы.
Так что замены Instagram нет. Самая близкая альтернатива для уникального контента — это TikTok, но и он пока ограничен. Поэтому ждём отмены блокировок, чтобы вернуться в привычные соцсети с новыми силами.
Открывая студию, мы твёрдо решили использовать только Instagram — и чтобы продвигать услуги, и чтобы их продавать. Для этого в соцсети есть и аудитория, и маркетинговый арсенал. Без Instagram мы потеряем более 70% заказов, а ещё шанс быстрее расти. Осознавать это больно.
Пришлось в срочном порядке публиковать в «Историях» ссылку на Telegram-канал, задуматься о маркетплейсах вроде «Яндекс.Маркета». Но продавать и продвигаться там сложнее и дороже, так что удобной и эффективной альтернативы Instagram пока для себя не видим.
В Instagram я создавала рекламу для самозанятых экспертов и коммерческих проектов. Аудитория там очень вовлечённая и привыкла покупать. Вложения в рекламу при эффективной рекламной стратегии, за которую SMM-специалисты и отвечают, окупались в несколько раз за очень короткий срок.
Из доступных альтернатив на сегодняшний день — «ВКонтакте». Там тоже можно запускать рекламу на узкие сегменты аудиторий, что крайне важно для продвижения малого бизнеса. Но будет ли площадка способствовать столь же активному покупательскому поведению, как это было в Instagram, — пока вопрос.
Я завела Instagram после разгара пандемии, а до этого продвигалась во «ВКонтакте» и через сарафанное радио. Соцсеть для меня — лишь дополнительный источник заработка, поэтому я не отчаиваюсь. Можно вести блоги в «Яндекс.Дзене», выкладывать ролики на видеохостингах — уж какой-нибудь точно выживет. Нельзя забывать и о Telegram. Мой канал, например, за месяц вырос почти на 700 человек: все узнали о нём из Instagram.
В воскрешение «ВКонтакте» я не верю: он слишком «грузный», а моя целевая аудитория — это подростки, которые привыкли к лёгкому контенту. Однако вести страницу там всё равно продолжу. Как показала практика, работать с одним каналом — значит, рисковать. Сегодня миром правит омниканальность.
я честно не понимаю, как что-то может быть серьёзно завязано на эту картиночную соцсеть, что после её блокировки всё рушится, это инфоцыганство наверно какое-то было, энерготерапевты, нумерологи, астропсихологи, которых не успеваешь блокировать
по-хорошему ведь в маркетплейсах размещаются, делают свой сайт, оптимизируют его под поиск и геолокацию, чтобы продукция легко находилась
или это сейчас норма когда захотел что-то купить открываешь инстаграм и ищешь там?
Ну не всегда. Например делать сайт для маленького кафе не всегда целесообразно, то ли дело красочный и информативный инстаграм.
Вся шумиха, в основном, как раз вокруг малого бизнеса. Самозанятые, фрилансеры, можно просто выложить портфолио, например в случае гр. дизайнера. Открывать и крутить даже лендинг со своими дудлами и скретчами ни к чему. В инсте всё для этого есть.
Я как потенциальная целевая аудитория обхожу инсту за километр. Извините, но смотреть меню в виде сториз - верх маразма. Я понимаю желание съэкономить, но обычный лендинг сегодня не стоит космических денег и находиться на нём в разы приятней чем на этом убожестве.
Мир же только вокруг тебя крутится. Такого принципиального и беспощадного игнорщика Инстаграма.
Я про меню в виде сториз ничего не говорил.
Но я обязательно учту ваше мнение, оно важно для меня.
Вот и очередной сборник стереотипов от очередного существа, горизонт планирования которого — ближайший поход в магазин.
эту картиночную соцсетьРазорву твой манямирок, но это не так
это инфоцыганство наверно какое-то было, энерготерапевты, нумерологи, астропсихологиКлючевое слово — наверное. То есть ты сам не знаешь, что там, но делаешь выводы.
которых не успеваешь блокироватьТы настолько популярный, что они к тебе все сами навязываются и ты не успеваешь их блокировать? Или ты не способен выстроить свою ленту по интересам? Или просто пиздишь.
по-хорошему ведь в маркетплейсах размещаютсяРесторанам, кафе тоже на маркетплейсе размещаться? Или производителям хэнд мейда, где потока точно не будет.
По итогу таким вот комментаторам могу лишь пожелать, что иногда лучше жевать, чем говорить.
Сколько боли в тебе, Max!
к сожалению мы все сейчас такие существа, как в этой стране теперь что-то планировать?
Live from hand to mouth
Ресторанам в деливери и Яндекс, хэндмедерам на лайвмастер. Альтернатив много. И есть плюс - шлак отсеится, останутся только производители с качественной продукцией
С дивана виднее, это да
Расскажите, Илья, какой у вас бизнес? Вы как не диванный эксперт поделитесь своим кейсом и сложностями
Как поделился выше - бренд одежды, производство в мо, 43 сотрудника, почти 7 млн налогов в год (не много, но лучше чем ничего).
А еще мы обеспечивали работой аутсорсеров из рф, покупали кучу российских saas платформ, покупали ткань и фурнитуру в том числе у российских поставщиков, доставляли нам заказ российские службы доставки и т п.
Что еще рассказать, кроме того что заказы сложились более чем в 2 раза а вк не выдает и примерного того же перформанса что иг?
Кстати, скиньте мнет
реально в личку сайт вашего предприятия и контактную инфу. У меня есть одна идея, вам как бизнесмену она должна понравиться)
А комиссию от деливери и яндекс забыли? Часть мелких кафешек не может себе позволить эти деливери, потому что придется закрываться.
Только не говорите, что раз и на комиссию не могут заработать, то пусть закрываются. Не все могут быть успешными.
А кто-то покупал доставку еды через инсту? Seriously?
То, что вы о таком не слышали, не значит что такого нет
Я достаточно активный пользователь. Живу в Москве. Если я о таком не слышала, значит это настолько мало используется, что почти не существует. И да, сервис доставки еды реализованный через инсту - это крик что эта самая еда ваяется в подвале в полнейшей антисанитариии без надлежащего контроля.
Яндекс Еда, Деливери Клаб.
Или производителям хэнд мейдаЯрмарка мастеров.
Если вы всерьёз считаете, что агрегаторы заменяют страничку в Инстаграм, а уж тем более говно-ярмарки, то я могу лишь вам соболезновать.
Просто не нужно столько ресторанов
Куплю ваш курс, сколько стоит?
Вы сейчас ответили (совершенно справедливо) человеку с ником Сарделькин. Ну не поймёт он все равно.
У нас свое производство, например, индивидуальный пошив на заказ, 10 человек официально трудоустроены, работаем полностью в белую, 95% заказов - инстаграм
Странно, по идее у вас должно быть 95% заказов - по рекомендациям. Точно правильная статистика?
Да, все верно, у нас индивидуальный пошив на заказ по меркам с отправкой по всему миру, все заказы оформлялись онлайн и аккаунт генерировал по 15-20 заказов в день, инстаграм был самой эффективной площадкой для рекламы и другие даже рядом не стояли и при правильной подаче все рекламные вложения окупались в 10-20 раз, а теперь сохранить постоянных клиентов и перевести их на другую платформу - та еще задача, а о всей аудитории в 93 тысячи подписчиков которую мы собирали с нуля четыре года и мечтать не приходится, перевести хотя бы 10 тысяч - и то хоть что-то
Я всегда покупаю там, где мне понравилась продукция. А если это одноразовые покупатели, то стоит задуматься. Все у вас будет хорошо, если делаете на совесть
Ещё один с одной извилиной. А первую продажу как тебе сделать? 🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️
С одной извилиной тот, кто первую продажу делает только в Инстаграм. Маркетплейсы, например, зачем?
Как попасть на маркетплейсы, если ты производишь продукцию на заказ и это является ключевым преимуществом бизнеса, а в наличии у тебя только материалы?
ВКонтакте например делать рекламу. У меня знакомая печет там тортики и неплохо получается. И вообще, Производство продукции на заказ - это явно начинающий бизнес, в котором финансовые вложения минимальны и чаще всего человек параллельно работает на другой работе. И финансовые поступления от такого рода деятельности совсем небольшие. Тут и в Инстаграме, что выстрелит 50 на 50.
Ну, как писал выше - у нас работает 10 человек на данном этапе, и только фонд оплаты труда в месяц около 750 000 рублей, это уже давно не бизнес на коленке. И подобных бизнесов тысячи, так что эта блокировка оставит без работы десятки тысяч человек, а то и сотни, потому что только маленький процент сможет адаптироваться
Что у вас именно за бизнес, Антон? То, что вы пишите- это не бизнес на коленке, а можно подробнее. Я тут человеку, который писал, что у него 40 человек в штате и налогов на 7 миллионов рублей в прошлом году, при этом аудитория из Инстаграма - 95 процентов, хотел помочь с рекламой бесплатно, но он слился. Отсюда вывод - не особо верить просто словам. И вот не поверю, что у него нет своего сайта с таким оборотом. Тем более там бизнес, я как понял по пошиву одежды.
Я лично знаю строительную компанию (с довольно приличным оборотом), которой нет сайта. Все клиенты идут только из инсты. 100 процентов клиентов. Компания строит частные дома премиум-класса. В чем проблемы? Иметь свой сайт - это давно уже необязательно.
Скиньте пожалуйста ссылку на Инстаграм страницу этой компании по строительству домов премиум-класса, пока не заблокировали
Маникюрщицам тоже на маркетплейс идти? На какой? 😂😂
На тверской
По своему опыту, они делали аккаунты в инсте потому что им удобно, а не пользователям. В итоге все привыкли, что в инсте можно купить у мелких мастеров/фирм.
Ни разу не было такого, чтобы я что-то купила из инсты. Чаще увидела-порекомендовали-нашла в поиске - и эти чуваки ничего, кроме инсты и не ведут, только там отвечают на вопросы и т.д.
Причем половина ведет аккаунт серыми методами, делая гивы, покупая подписчиков и активность и т.д.
А те, у кого не только акк в инсте, но и нормальный бизнес, ничего не потеряют. Да на том же Авито те же мелкие получастные мастерские могут все продавать.
Комментарий недоступен
Так я и сказала, что вам удобно. А не покупателям.
Ничего плохого в том, что вам удобно, нет. И "мастера" соцсетей, которые мухлюют с контентом - это тоже очень, очень удобно. Вам. Какие в инсте инструменты для бизнеса - я знаю прекрасно.
Но как клиенту мне все равно, где смотреть ваш портфолио.
Комментарий недоступен
Ну вообще в том что касается товаров правда неудобно. Все эти бесконечные "ответим вам в личку"... Интернет-черкизон какой-то.
Комментарий недоступен
А с какого перепугу мне необходимо ввязываться в диалог с продавцом, если я сперва хочу оценить товар по критериям и цене в том числе, а потом уже общаться непосредственно о покупке. В инсте просто уходила с таких страниц
потому что Инста – это не интернет-магазин, а лента фоточек. Фильтры не поставишь, в корзину не положишь, цену спрашивать надо, актуальное наличие тоже
Как это работает? Кто-то идёт в Инстаграм и ищет там "замена покрышек в Чертаново"?
Комментарий недоступен
Нет рекламы? Да там жесть какая-то, каждый пост мне предлагает какой-нибудь банк открыть у него счет, брокер купить акции компании, а дилеры автомобиль. И это только рекламные посты, а я заходил туда деградировать и до 2018 года это отлично получалось
Я сейчас в первый раз за долгое время зашла в инсту и чувствую, что мне хорошо, посты с танцевальными связками, на которые я подписывалась. Листаю, закладываю для себя, радуюсь. Думаю, что ж мне так хорошо-то. Что же на редкость классный день сегодня )))
Потом поняла, что просто рекламы нет )))
Именно так и есть и чиновники все перешли в Одноклассники и ВК))
Комментарий недоступен
Замена покрышек, продажа саженцев...... просто интересно стало. Ну допустим я хочу поменять покрышки. Я иду в инсту, нахожу аккаунт кто якобы меняет покрышки (потому что вижу соответствующие фото) и дальше начинается квест. Мне нужно узнать где именно они находятся, сколько стоит, когда есть запись и т.д. Разумеется никакой информации нет. Я должен это все спрашивать и получать ответы с задержкой от часа и до бесконечности. В чем тут удобство?
Не обращай внимания на заплюсованный комментарий ниже. Я, как представитель одной из самых платежеспособных категорий населения (мужчина ближе к 30 с ВО и постоянной работой без семьи, детей и кредитов, проживающий в ближайшем Подмосковье) даже не имею аккаунта в Инстаграм и как-то не умер
Вот-вот. Поддерживаю.
Бренд одежды, 40+ сотрудников, собственное производство 500кв м, 90% трафика было из инсты.
Нет, в вк будет вообще не то, мы естественно тестировали, тикток тоже.
Нет, маркетплейсы тоже не панацея.
В инсте есть своя ца, которой концентрировано нет больше нигде.
Комментарий недоступен