Философия самостоятельности Haier: как завод на грани банкротства стал брендом, который выбирают 1 млрд семей в мире

Если составить список главных инноваторов среди брендов, — одно из мест в топе займёт Haier. За 38 лет компания прошла путь от маленького завода по производству холодильников до международной корпорации, в которой работают 100­ тысяч человек. Расскажем, как устроен огромный бизнес, где нет традиционной иерархии.

Философия самостоятельности Haier: как завод на грани банкротства стал брендом, который выбирают 1 млрд семей в мире

Этим материалом мы продолжаем цикл статей о цифровизации бизнеса. Читайте также о том, как Xiaomi стал мировым лидером по продаже смартфонов.

От хаоса до экосистемы талантов: 38 лет эволюции

Бессменный СЕО Чжан Жуйминь перестраивал структуру компании почти каждые семь лет. Весь путь Haier — это пять этапов трансформации и умелой адаптации к условиям постоянно меняющегося мира. Рассмотрим каждый этап подробно.

<p>Так выглядела структура Haier на каждом этапе</p>

Так выглядела структура Haier на каждом этапе

1984–1991: рождение гиганта

Границы открыты

В 1978 году в Китае началась политика реформ и открытости. Страну посетили японские бизнес-лидеры: основатель Panasonic Коносукэ Мацусита и глава Sony Акио Морита. Они объяснили китайским предпринимателям роль компаний в возрождении экономики, вдохновив на перемены. В то время большинство китайцев не знали даже основ менеджмента и совершенно не понимали международный рынок.

Американская Coca-Cola открыла предпринимателям глаза на маркетинг: компания провела первую в Китае промоакцию в магазине и разместила визуальную рекламу.

Так китайские первопроходцы перенимали опыт двух ведущих управленческих культур — японской и американской.

Чжан Жуйминь начинает борьбу с хаосом

В 1984 году 35-летний Чжан Жуйминь стал генеральным директором Циндаоского завода холодильников, где до этого возглавлял мастерскую.

Я принадлежал к рабочему классу, но в то же время получил школьное образование, воспитывался как коммунист и патриот. Нас учили, что мы должны что-то сделать для страны и не быть посредственностями.

Чжан Жуйминь, CEO Haier

До этого в течение года пост покинули три человека: никто не хотел нести ответственность за убыточное предприятие. Завод к тому времени пришёл в упадок, среди рабочих не было дисциплины. Они считали, что молодой директор скоро уйдёт, как и его предшественники.

Первое, что сделал Жуйминь, — взял заём, чтобы выплатить рабочим зарплаты и купить подарки на Китайский Новый год. Он стремился пробудить веру в будущее и разжечь энтузиазм. Но чтобы будущее наступило, предстояло навести порядок. В тех условиях самым адекватным решением стало классическое управление «сверху вниз», или иерархическая пирамида.

Структура управления в начале пути Haier — бюрократическая пирамида для жёсткого контроля и отчётности
Структура управления в начале пути Haier — бюрократическая пирамида для жёсткого контроля и отчётности

Новые правила поведения на заводе отражают масштабы проблем, с которыми Жуйминю пришлось столкнуться: он запретил спать, употреблять алкоголь и играть в карты на рабочем месте. Исполнение правил строго контролировали, и вскоре рабочие поняли: руководитель всерьёз решил добиться перемен.

Бескомпромиссное качество ложится в основу политики Haier

Жуйминь впервые выехал за границу, в Германию, в 1984 году. Визит в местный супермаркет шокировал его: не было ни одного товара китайского производства. Чжан подписал контракт с немецким производителем холодильников Liebherr, чтобы обеспечить завод современным оборудованием и технологиями. После чего вернулся на родину, полный решимости и амбициозных планов — построить китайский бренд международного уровня.

В 1985 году поступила жалоба клиента на качество холодильника. Чжан немедленно приказал проверить все 400 экземпляров на складе. Проблемы обнаружили у 76 холодильников. Директор собрал рабочих, раздал им кувалды и приказал уничтожить брак. Стоимость холодильника тогда составляла 800 юаней — она равнялась зарплате рабочего за два года, а в КНР был острый дефицит товаров. Но это стало началом новой политики бескомпромиссного качества. Дефектные продукты больше не допускались. В том же году качество получило имя — Haier.

Так выглядели китайские холодильники в 1980-х гг. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fimg.mp.itc.cn%2Fupload%2F20170730%2F53079a46effe4a4e8ac705d71dcc8fd1_th.jpg&postId=396998" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Так выглядели китайские холодильники в 1980-х гг. Источник

1992–1998: курс на разнообразие

Конкуренция растёт — спрос на холодильники падает

В 1992 году инициатор политики реформ и открытости Дэн Сяопин отправился в южный тур по городам Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Чжухай. Он выступал с речью: либерализация экономики и сотрудничество с капиталистическими странами неизбежны. Китай остро нуждался в технологиях, экспертизе и смелых лидерах.

Сяопин вдохновил многих представителей элит начать бизнес, и в Китае стартовал предпринимательский бум. На арену выходят, среди прочих, Лун Фэн и Ю Минхонг. Первый стал трансформатором китайского рынка недвижимости, открыв девелоперскую компанию Vantone Real Estate. Ю Минхонг основал New Oriental Education & Technology Group Inc. — и сейчас это крупнейшая компания в Китае, предлагающая частные образовательные услуги. В то время им приходилось бороться за внимание покупателей с транснациональными компаниями. И отечественные предприниматели, как правило, проигрывали.

Кроме растущей угрозы в виде иностранных конкурентов Haier столкнулся со снижением продаж. К концу 1980-х примерно 60% китайских семей обзавелись холодильниками. В результате к 1992 году поставки превысили спрос: тот, кто мог позволить себе холодильник, уже купил его. Чжан Жуйминь понял: пора расширяться. Тем более компания уже завоевала доверие в хорошо знакомой отрасли.

Haier «реанимирует» 18 компаний и расширяет ассортимент

Чжан назвал новую стратегию «оживлением оглушенной рыбы». «Рыбы» — убыточные конкуренты, технически мощные, но с плохо построенной системой лидерства. Haier начал приобретать бездействующие или терпящие крах предприятия, чтобы вернуть их к жизни.

Один из примеров — производитель стиральных машин, завод «Красная звезда» (手青岛红星电器厂, Red Star Electric Appliance Factory) с миллионными убытками. Всё, что понадобилось Жуйминю для воскрешения компании, — направить туда троих сотрудников отдела корпоративной культуры. Они регулярно рассказывали коллективу о ценностях Haier: стремлении к совершенству во всём, что касается качества, и индивидуальной ответственности. Постепенно культура Haier становилась и культурой «Красной звезды». На пятый месяц прибыль новоприобретённой компании составила миллион юаней, или около $150 000.
Так Haier начал быстро расширять ассортимент благодаря слиянию с 18 предприятиями:

  • с 1984-го — холодильники,
  • с 1991-го — морозильные камеры, кондиционеры,
  • с 1995-го — стиральные машины, микроволновые печи, водонагреватели,
  • с 1997-го — телевизоры.

«Матрица» сменяет бюрократию

Чжан Жуйминь понял, что жёсткое управление подавляет инициативу талантливых сотрудников и замедляет реакцию на потребности рынка, — а значит, мешает конкурентоспособности. Он начал внедрять гибкий менеджмент. Так Haier перешёл к матричной структуре.

Управлением по вертикали занялись функциональные подразделения, такие как отделы финансов или исследований. По горизонтали создали проекты, отвечающие за выпуск стиральных машин, кондиционеров и другой техники. Над каждым проектом работала группа сотрудников из разных подразделений. Работники отчитывались перед двумя руководителями — главой отдела и менеджером проекта.

<p>Так выглядела матрица в Haier, где BU – это бизнес-юнит, Pj – проект, а стрелками обозначено направление иерархии от руководителей к сотрудникам</p>

Так выглядела матрица в Haier, где BU – это бизнес-юнит, Pj – проект, а стрелками обозначено направление иерархии от руководителей к сотрудникам

При этом между отделами и проектами нет иерархических отношений. Они сотрудничают, координируют работу, распределяют ресурсы. Такая децентрализация для Жуйминя — ключ к раскрытию потенциала людей. Компания могла менять сотрудников между проектами, чтобы применять их опыт и знания там, где это необходимо сейчас. Каждый мог глубже понять бизнес и проявить свои сильные стороны. А Haier получил возможность быстрее реагировать на запросы рынка и эффективнее работать над выпуском сразу нескольких продуктов.

Так «матрица» дала компании гибкость для динамичного расширения.

1999–2005: приоритет — международный рынок

Ценовые войны в Китае — стимул для роста за рубежом

Так называемые ценовые войны между производителями бытовой техники начались в Китае в конце 1990-х. Падение спроса и наплыв иностранных конкурентов вызвали панику у китайских компаний. Чтобы как-то сохранить долю на рынке, они массово снижали цены.

Вступление Китая в ВТО 11 декабря 2001 года усугубило ситуацию. С одной стороны, это означало полное возвращение страны на мировую экономическую арену: расширение экспорта, новые иностранные инвестиции, возможность участвовать в установлении правил международной торговли. Но событие принесло и проблемы: в Китай с новой силой хлынул поток импорта.

Haier не поддался давлению: Жуйминь предложил привлекать не ценой, а ценностью продукта для покупателя. А ещё — сместить фокус с китайского рынка на международный.

Haier укрепляет позиции на Западе

Вместо менее «сложных» регионов, таких как Юго-Восточная Азия или Африка, Жуйминь решил повысить популярность бренда на рынках с максимально жёсткой конкуренцией — американском и европейском.

Haier экспортировал технику в США ещё с начала 1990-х. Американцы активно покупали компактные холодильники для студенческих общежитий и гостиниц, а также винные шкафы: Haier изучил рынок и создал продукты, которых так не хватало местным пользователям.

Дальше — больше. В 1999 году компания начала производство в Южной Каролине. Это стало выгодной инвестицией: Haier получил передовые технологии и квалифицированный персонал. И вскоре, 4 марта 2002 года, название бренда украсило знаменитое неоклассическое здание на Манхэттене: бывший офис Гринвичского банка стал американской штаб-квартирой Haier.

Параллельно покоряли Европу: в 2001 году Haier купил итальянский завод по производству холодильников Meneghetti. Многим это решение казалось недальновидным, но именно здесь бренд начал выпускать технику премиум-класса, которую полюбили немецкие покупатели.

«Разрушение стен»: Жуйминь создаёт рынок внутри компании

Для конкуренции с международными гигантами, такими как Whirpool или General Electrics, нужна была очередная перестройка. Чтобы реагировать быстро, Haier вводит модель рыночных цепочек.

Макроконтроль сохранялся, но отношения между отделами и должностями уже не были иерархическими — они стали рыночными. Жуйминь назвал это «разрушением стен». К примеру, отдел разработок — рынок для отдела HR. Когда первому нужны сотрудники, HR-отдел получает заказ напрямую, без указания сверху, и начинает подбор кандидатов. А размер зарплаты HR-сотрудника зависит от того, насколько он удовлетворит потребность своего рынка, то есть разработчиков, — последнее слово будет за ними.

В результате реорганизации Haier пришёл к спутниковой модели: все подразделения напрямую взаимодействуют с рынком и друг с другом
В результате реорганизации Haier пришёл к спутниковой модели: все подразделения напрямую взаимодействуют с рынком и друг с другом

2006–2012: строительство глобального бренда

Кризис становится точкой роста

Мировой экономический кризис 2008 года тормозил экспорт бытовой техники и электроники. Рост составил всего 3% — в предыдущие годы эта цифра была двузначной. Чтобы смягчить удар, Китай активно стимулировал внутренний спрос. Государство компенсировало жителям сельской местности 13% от стоимости товара. Также запустили программу обмена: можно было продать переработчикам старую технику и получить сертификат, чтобы купить новую со скидкой 10%. Китайские потребители «меняли» телевизоры, компьютеры, стиральные машины, холодильники, кондиционеры.

Так компании не только выдержали последствия кризиса, но и нарастили обороты. Производство холодильников Haier в Хэфэе стало крупнейшим в мире — здесь выпускали 6 млн единиц в год.

В начале 2011 года Китай официально обогнал Японию и стал второй экономикой в мире.

Жуйминь переворачивает пирамиду — и ставит клиента в основу бизнеса

В этот период Жуйминь решился на ещё одну трансформацию — начался этап глобального брендинга. Цель — сделать торговую марку Haier узнаваемой и признанной во всём мире. Транснациональная корпорация должна быть ближе к клиентам в разных странах и быстрее реагировать на запросы.

Решением стала новая структура, которую «возглавляет» клиент. Это значит, что Haier перевернул традиционный иерархический треугольник:

1. Отделы продаж, маркетинга, исследований, производства напрямую работают с рынком и изучают его потребности. Предполагается, что каждый — независимо от должности — регулярно общается с клиентами. Сотрудники разных отделов свободно объединяются в самоуправляемые команды и вместе работают над заказами.

2. Создавать ценность для пользователя им помогают поставщики ресурсов — отделы финансов и HR.

3. Внизу пирамиды — топ-менеджеры. Они получают информацию о потребностях клиентов, на её основе определяют стратегию и направления развития.

Перевернутый треугольник — структура Haier на этапе глобализации. Tier 1 — команды, напрямую работающие с клиентами (маркетинг, производство, дизайн), Tier 2 — поставщики ресурсов, Tier 3 — менеджеры, которые определяют стратегию и направления развития
Перевернутый треугольник — структура Haier на этапе глобализации. Tier 1 — команды, напрямую работающие с клиентами (маркетинг, производство, дизайн), Tier 2 — поставщики ресурсов, Tier 3 — менеджеры, которые определяют стратегию и направления развития

В этот период Haier смещает фокус с массового производства на решение индивидуальных проблем локальных клиентов. Эта глобальная стратегия требовала выпускать больше продукции на местных предприятиях. Чтобы достичь цели, Haier покупает иностранных производителей бытовой техники и электроники, в том числе крупных игроков — японскую компанию Sanyo и новозеландскую Fisher & Paykel.

С 2013 года: бизнес как совместное творчество

Haier идёт по пути цифровой трансформации

Наступила эра Big Data и IoT — компании поняли, насколько новая реальность может изменить традиционные бизнес-модели. Интернет проникал повсюду, а его пользователи по-прежнему покупали кондиционеры, стиральные машины и телевизоры. Но с 2012 года запросы выросли. Раньше клиент искал простой холодильник для хранения продуктов, а теперь — модель с веб-камерой для проверки содержимого через приложение. Трансформация отрасли была неизбежна: бытовая техника и электроника должны принять новые правила игры и перейти на интернет-мышление.

В 2014 году Apple представила новую платформу «умного» дома HomeKit. С её помощью можно включить свет, открыть дверь и отрегулировать температуру в один клик. Среди первых производителей, получивших доступ к HomeKit, был Haier — единственная китайская компания в списке.

Haier выпустил собственную систему U+ Smart Life, совместимую с техникой Apple и других брендов. Всего за десять секунд U+ запускала слаженное взаимодействие всех устройств в «умном» доме. Так компания начала переход к сетевой платформе: интегрируя интернет во всё, что делает.

Новая модель — сетевая платформа

Жуйминь снова реорганизовал структуру: он стремился к созданию сети, где каждый сотрудник станет предпринимателем, получит доступ к лучшим мировым ресурсам и будет творить совместно с другими, принося больше пользы клиентам.

Глава Haier принял решение, которое назвал самым трудным в жизни: ликвидировать средний менеджмент. Он поставил 12 тысяч сотрудников перед выбором: стать настоящим предпринимателем внутри Haier или уйти. Те, кто выбрал первый вариант, вошли в тысячи небольших независимых компаний — микропредприятий.

Сетевая платформа Haier — это экосистема микропредприятий, взаимодействующих друг с другом, внешними ресурсами и пользователями
Сетевая платформа Haier — это экосистема микропредприятий, взаимодействующих друг с другом, внешними ресурсами и пользователями

Как работает сетевая платформа Haier:

1. Независимые стартапы проходят скоринг и попадают на инкубационную площадку iHaier. Она объединяет ресурсы для помощи начинающим предпринимателям: здесь можно получить консультацию юриста, пройти курс бизнес-планирования, найти офисное помещение или поставщика комплектующих.

2. Стартапы становятся микропредприятиями. Каждое из них принимает решения, подбирает персонал и распределяет прибыль. Они связаны рыночным механизмом: предлагают друг другу товары и услуги, а также могут подписать контракт с компанией за пределами Haier.

3. Через глобальную платформу микропредприятия имеют открытый доступ ко всем мировым ресурсам для исследований.

4. Микропредприятия тесно взаимодействуют с пользователями. Они напрямую обращаются к рынку, узнают потребности и создают ценность.

5. В этой философии роль центрального руководства — создание контекста, в котором ориентированные на клиента микропредприятия продвигают компанию вперёд.

По данным на конец 2021 года, внутри платформы Haier 4 тысячи стартапов ежедневно работают над созданием лучших решений для пользователей.

Haier сегодня: участвуют все — выигрывает каждый

Что сегодня помогает компании соответствовать духу времени: предпринимательство, развитие с помощью управления, центральная роль клиента и зарплата, основанная на ценности созданного продукта.

Как работает организация в стиле Haier

Экосистема тропического леса

Чжан Жуйминь часто сравнивает организацию в Haier с тропическим лесом — экосистемой, которая самостоятельно развивается и адаптируется. В ней постоянно появляются новые виды, а значит, она никогда не умрёт. Эти виды в Haier — микропредприятия. И сегодня компания предлагает людям не работу, а возможность начать собственное дело в открытой сетевой платформе.

Для Haier предпринимательство — это жёсткая фиксация целей, отсутствие отговорок и достижение того, что другим кажется невозможным. Компания культивирует независимость: сотрудники должны проявлять инициативу и генерировать идеи. Развивать предпринимательский дух — это единственный способ получить колоссальные результаты.

Компания видит мир как огромный HR-отдел. Она объединяет глобальные человеческие ресурсы: сторонние эксперты обогащают Haier новыми идеями, тогда как инсайдеры отлично знакомы с его культурой и механизмом работы.

Отчёты как инструмент развития, а не контроля

В Haier убеждены: если сотрудник не справляется, это не означает, что он работает плохо. Его результат зависит от компетентности руководителей, а также ясности и выполнимости задач, которые перед ним ставят. Чтобы росло качество исполнения, менеджмент должен непрерывно совершенствоваться.

Для этого Haier практикует пятиступенчатую систему отчётов: смысл в том, чтобы поступательно, проходя через все пять ступеней, описывать результаты — от самого простого подведения итогов до размышлений о развитии. Отчётность сотрудников — это в первую очередь средство для анализа руководителем собственной эффективности.

Философия самостоятельности Haier: как завод на грани банкротства стал брендом, который выбирают 1 млрд семей в мире

Клиент — главный человек в Haier

Не продавать, а улучшать качество жизни

Клиент для Haier — это не одноразовый покупатель, а долгосрочный пользователь, вовлечённый в создание лучшего для себя продукта. Вместо того чтобы продать, например, стиральную машину один раз, Haier фокусируется на сложных потребностях, объединяя ресурсы множества предпринимателей.

Так, в марте 2021 года Haier представил первый в мире умный холодильник, в основе которого — «интернет еды».

Что он умеет

1. Идентифицирует продукты, следит за свежестью, рекомендует рецепты на основе купленных ингредиентов.

2. Предлагает прямые трансляции по сети 5G, где можно учиться готовить с профессиональными поварами.

3. Распознаёт лица и голоса членов семьи, чтобы предлагать то, что они любят, — на основе пользовательского опыта.

4. Напоминает, когда нужно пополнить запасы, подсказывает, какие продукты самые полезные, и позволяет заказать доставку продуктов и готовой еды на интернет-платформе Haier.

Интегрируя усилия многих микропредприятий, Haier не просто создаёт холодильник, подключенный к интернету, — он помогает клиенту вести желаемый образ жизни.

Клиент платит за решение

В большинстве компаний система оплаты труда основана либо на должности, либо на компетенциях. Размер зарплаты в обоих случаях определяет высшее руководство. Haier пошёл по другому пути.

Жуйминь отказался от надзора начальников в пользу системы самоуправления. Теперь вознаграждение зависит от достижения целей: размер зарплаты в Haier определяет то, создана ли ценность для клиента.

В Haier у каждого есть небольшая фиксированная зарплата: то есть даже если продукт предпринимателя не пользуется спросом, он всё равно получит минимальную выплату. Но основной источник дохода динамичен, и как раз его определяет созданная ценность:

1. Микропредприятие ставит чёткую цель: описывает, какую задачу хочет передать на аутсорсинг. Оно предоставляет информацию о рынке и требованиях к продукту. Рассказывает, каких показателей продаж нужно достичь и каким будет вознаграждение.

2. Любой предприниматель может подать заявку, если чувствует в себе силы. Если заявка принята, он становится ответственным за результат.

3. Когда цель достигнута, предприниматель получает процент от прибыли. Так он мотивирован не просто создать 5 тысяч телевизоров, а потом получить оплату за каждый. В экосистеме Haier, чтобы заработать большие деньги, нужно создать телевизоры, которые купят.

Так компания стимулирует фокусироваться на потребностях рынка. А ещё она формирует культуру равенства: система оплаты в Haier исключает кумовство и политические игры в борьбе за должность.

Haier принадлежит к тому небольшому числу первопроходцев, которым удалось полностью избавиться от бюрократии. За десятилетия работы компания несколько раз буквально изобретала себя заново, чтобы в итоге прийти к двум принципам. Первый — каждый может быть предпринимателем. Второй — между клиентом и компанией не должно быть расстояния.

Да, модель Haier сложна: её невозможно скопировать, а адаптация под себя потребует времени и усилий. Но из истории бренда стоит вынести главный урок — не бояться инноваций и пробовать то, на что не решаются другие.

Этой статьёй продолжаем серию материалов об опыте бизнес-трансформаций самых крупных мировых игроков.

Если понравилось, что генерируют наши нейросети, читай материал про трансформацию банка DBS — он провёл цифровую модернизацию и стал крупнейшим в Юго-Восточной Азии. А также — статью о том, как цифровая трансформация помогла Xiaomi вырасти до AI + IoT-экосистемы с более 320 млн подключённых устройств.

Мы изучаем тему цифровизации со всех сторон и делимся наблюдениями и выводами на разных площадках. Чтобы ничего не пропустить, следи за развитием рынка цифры вместе с нами:

VK

Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

5757
15 комментариев

Классная статья!

Мой внутренний перфекционист не смог пройти мимо двух моментов.

Здесь нужно бы поправить на 1991-го:
с 1984-го — холодильники,
с 1991 — морозильные камеры, кондиционеры,
с 1995-го — стиральные машины, микроволновые печи, водонагреватели,
с 1997-го — телевизоры.

General Electrics нужно заменить на General Electric.

Было очень интересно почитать, спасибо!

5
Ответить

Спасибо, что так внимательно читаете! Исправили :-)

1
Ответить

Спасибо. Очень интересно и познавательно.

4
Ответить

Купил посудомойку Haier, такое не пожелаешь даже врагу

3
Ответить

Почему?

Ответить

Все мастера отговаривали от их кондиционеров.

Ответить