Грузовые беспилотники: как БПЛА работают в доставке, и насколько жизнеспособна эта идея

Грузовые беспилотники: как БПЛА работают в доставке, и насколько жизнеспособна эта идея

В этой статье рассказываем об особенностях рынка грузовых беспилотников и сферах их применения. Также рассмотрим преимущества и недостатки БПЛА на основании зарубежного опыта и поговорим о прогнозах роста рынка на обозримое будущее.

Обзор рынка грузовых беспилотников

Грузовые дроны предназначены для перевозки товаров и различных полезных грузов. Их используют для транспортировки еды, воды, одежды и даже крупной бытовой техники там, куда нельзя добраться автомобилем или другим транспортом. Например, в населенные пункты, расположенные высоко в горах.

В городских условиях грузовые БПЛА не зависят от пробок и светофоров. Доставлять товары можно практически по прямой из точки А в точку В, что особенно привлекательно в условиях роста электронной коммерции.

Зачем переплачивать за доставку дроном, если есть курьеры на электровелосипедах, которые тоже не зависят от пробок и светофоров? Ответ простой — время.

Простой расчет. Средняя скорость электровелосипеда 25-30 км/ч. А курьера на обычном велосипеде еще ниже. Средняя скорость коммерческого дрона 70-100 км/ч. Значит, пицца, доставленная дроном, прилетит как минимум в два-три раза быстрее.

Объем мирового рынка грузовых дронов, по прогнозам, достигнет $16,9 млрд в 2032 году при среднегодовом приросте 38,1%. Самый активный рост использования грузовых дронов наблюдается в Северной Америке. В США это чаще всего транспортировка медицинских образцов в лаборатории, доставка готовой еды, товаров повседневного спроса и т. д.

В Канаде, где много населенных пунктов, в которые трудно добраться, работают даже правительственные программы. Например, одна из компаний, специализирующаяся на логистике дронами, получила от правительства Канады контракт на оказание услуг по доставке БПЛА Condor. Этот дрон способен перевозить грузы до 180 кг на расстояние до 200 км.

Грузовой БПЛА, доставка грузов по воздуху
Грузовой БПЛА, доставка грузов по воздуху

Теперь, даже если какой-нибудь FedEx не доедет в отдаленный канадский «Маунтинвилль», потому что затаскивать трехкамерный холодильник высоко в гору нерентабельно, с этой миссией играючи справится БПЛА Condor.

Мексика — страна с множеством труднодоступных мест, особенно в сельских и горных регионах. Грузовые дроны могут быстрее доставлять товары и материалы в отдаленные места, расширяя доступ к жизненно важным ресурсам. Эти факторы стимулируют спрос на грузовые БПЛА.

Рост рынка грузовых дронов обусловлен повышением спроса на более быструю и эффективную доставку. Грузовые БПЛА позволяют обходить оживленные дороги, порты и другие препятствия. Это сокращает время транспортировки и финансовые затраты.

Использование дронов также очень удобно для обратного логистического процесса. С развитием e-commerce возврат и обмен товаров — важный аспект. Компании и клиенты хотят быстрого возврата, чтобы гарантировать оперативное возмещение, обмен и обработку новых заказов. При этом росту рынка грузовых дронов могут препятствовать несколько факторов:

  • Высокая первоначальная стоимость. Это серьезная проблема для малого и среднего бизнеса с ограниченными бюджетами. Помимо покупки дронов, необходимо вкладываться в средства зарядки, запасные части, персонал для эксплуатации и обслуживания беспилотников.
  • Соответствие нормативным требованиям. Соблюдение правил, установленных государством, требует от предприятий инвестиций в персонал, обучение и спецоборудование. Дроны должны соответствовать стандартам безопасности, что еще больше увеличивает эксплуатационные расходы.

На рынке логистики значительный рост доходов пришелся на период пандемии COVID-19. Дроны оказались отличным способом ограничения физического контакта при доставке средств для санитарной обработки помещений.

Грузовые БПЛА использовались для переброски лекарств и других предметов медицинской группы в зоны, пострадавшие от каких-либо бедствий и эпидемий. Также с помощью дронов транспортировали тестовые образцы в лаборатории для дальнейшей диагностики.

С начала пандемии беспилотники начали играть важную роль в самых разных областях, и эта тенденция продолжает быстро набирать обороты.

И если сегодня доставка в почтомат в подъезде стала уже привычным явлением, скорее всего, никто не удивится, если завтра на каком-нибудь маркетплейсе появится предложение обзавестись личным дроном-курьером со скидкой 15%.

Только представьте, как эта чудо-пташка развозит документы, отправляет и забирает посылки и даже товары из супермаркета, пока вы занимаетесь более важной интеллектуальной или творческой деятельностью. Эдакий предсказуемый механический почтовый голубь, который гарантированно вложится в установленный дедлайн.

Основные ниши применения грузовых дронов

Современные грузовые БПЛА оснащены мощными датчиками и программным обеспечением нового поколения. Технически они отличаются размерами, максимальной полезной нагрузкой и дальностью действия. По этим параметрам дроны условно можно разделить на четыре категории:

  • Внутрифирменные складские поставки. Используют для оптимизации внутренних процессов: сортировки товаров по складам, центрам распределения и доставки. Пример использования — складские помещения Amazon.
  • Доставка последней мили. Используются на короткие и средние расстояния для доставки товаров и промышленной продукции между компаниями и корпоративными партнерами, например, в B2B-сегменте.
  • Погрузка/разгрузка грузовиков и судов. Товары перемещаются дронами с терминалов на склады, пункты выдачи и могут доставляться ближайшим потребителям.
  • Междугородная доставка и по городу. Эта категория находится в стадии развития, если говорить о глобальных расстояниях. Однако уже сейчас есть компании, которые организуют доставку в пределах крупных мегаполисов и между соседними городами.

Воображение так и хочет добавить в этот список дронов-официантов, но с такой роскошью, скорее всего, придется подождать еще несколько лет.

Мировой рынок грузовых дронов сегментирован по ключевым характеристикам, которые отражены ниже.

Тип БПЛА

  • неподвижное крыло;

  • роторное крыло;

  • гибрид.

Дальность действия

  • малая — до 10 км;

  • средняя — 10-50 км;

  • большая — от 50 км.

Полезная нагрузка

  • до 10 кг;

  • от 10 до 50 кг;

  • от 50 кг.

Конечные потребители

  • коммерческие,

  • некоммерческие,
  • муниципальные.

География потребителей

  • Северная Америка (США и Канада),

  • Европа и Россия,

  • Азиатско-Тихоокеанский регион,
  • Африка, Латинская Америка и Ближний восток.

Нюансы использования БПЛА в сфере услуг

Доставка дронами меняет правила игры в мире логистики. Использование грузовых БПЛА открывает новые возможности для транспортных компаний и других бизнесов, связанных с перемещением товаров и продукции.

Плюсы использования грузовых дронов:

  • скорость доставки — БПЛА не зависят от пробок на дорогах, аварий и не нуждаются в дополнительной помощи погрузчиков;
  • снижение эксплуатационных расходов — не требуется использование топлива;
  • доступ к удаленным районам — беспилотники быстро доставят грузы по воздуху в горы, на острова и другие труднодоступные области;
  • экологическая чистота — дроны не выбрасывают в атмосферу вредные вещества в больших объемах, а также способствуют снижению шумового загрязнения.

Как и у любой сравнительно новой технологии у грузовых БПЛА пока ещё много недостатков.

Минусы использования грузовых дронов:

  • зависимость от погодных условий создает проблемы с доставкой;
  • дроны — дорогостоящее оборудование, из-за этого услуги доставки также не будут стоить дешево;
  • необходим жесткий контроль за техническим состоянием, иначе техника может врезаться в дома, банально падать на головы людям или повреждать имущество при падении;
  • у большинства беспилотников ограниченное время полета из-за небольшого ресурса установленных аккумуляторов — это создает дополнительные сложности и делает доставку на большие расстояния еще дороже;
    Пример. Допустим у компании 10 парков дронов в городе. Они находятся в разных районах города и каждый обеспечивает доставку определенных районов. Основную часть доставок стараются совершать в пределах одного парка. Но иногда груз надо доставить из одного конца города в другой. В такой доставке могут быть задействованы два, три или даже четыре дрона из разных парков. Соответственно, нужно платить за доставку не одним, а несколькими дронами.
  • при большом количестве грузовых БПЛА в воздушном пространстве во избежание аварийных ситуаций потребуется координировать их маршруты с курсами, проложенными для самолетов и вертолетов.

Конечно, каждый производитель БПЛА активно работает над усовершенствованием своего детища. Поэтому большинство из этих минусов станет полностью или частично не актуальными в обозримой перспективе.

Краткий прогноз по развитию рынка грузовых дронов

В 2022 году рынок грузовых дронов оценивался в $0.6 млрд, а по прогнозам, к 2030 году он вырастет до $9.4 млрд. При этом ежегодный темп роста составит около 38.6%.

По оценкам экспертов, на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится самый высокий темп роста за счет того, что Индия, Китай и Япония существенно увеличили инвестиции в логистику грузовыми дронами.

В других регионах также наблюдается стабильный рост, преимущественно в следующих отраслях:

  • здравоохранение;
  • розничная торговля;
  • сельское хозяйство;
  • морское судоходство;
  • оборона.

В число известных компаний на этом рынке входят поставщики грузовых дронов, которые предлагают разнообразный ассортимент, современные технологии и глобальные маркетинговые сети по всему миру:

  • Sabrewing Aircraft Company (США);
  • Silent Arrow (США);
  • Dronamics (Великобритания);
  • Natilus (США);
  • Elroy Air (США).

В производстве грузовых БПЛА доминируют крупные производители:

  • Phoenix Wings (Германия);
  • Steadicopter и Gadfin (Израиль);
  • Airspace Experience Technologies Inc. (США);
  • Drone Delivery Canada Corp. (Канада).

К объективным причинам роста рынка грузовых дронов относятся все преимущества беспилотных летательных аппаратов. В первую очередь — это увеличение скорости доставки и снижение финансовых затрат на обслуживание дронов.

Не последнее место играет и фактор зеленой логистики. Согласно результатам исследования Inmarsat совместно с Университетом Крэнфилда, грузовики выделяют 3394 г CO2 в сутки при доставке 10 посылок за 8-часовую смену.

Дроны выбрасывают при таких же условиях около 2160 г CO2. За счет использования дронов можно существенно сократить выброс в атмосферу CO2 и парниковых газов.

Как видим, грузовые БПЛА, подобно механическим пчелам, способны приносить пользу экономике, создавая новые рабочие места под свой рынок, экологии, сокращая вредные выбросы в атмосферу, а также каждому отдельно взятому человеку, упрощая доставку любых товаров даже в самых сложных условиях.

Развитие направления доставки грузовыми БПЛА остается перспективным даже несмотря на минусы, которые, скорее всего, будут лишь временным явлением по мере совершенствования технологии.

11
1 комментарий

Отлично работают
НИЖНЯЯ ПОДСВЕТКА ВКЛ