Тысячи исков в месяц и тысячи долларов выплат: как бразильцы судятся с авиакомпаниями за задержки рейсов и потерю багажа

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, именно в Бразилии оформляется 98,5% всех жалоб против авиаперевозчиков, пишет Bloomberg.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fktvz.com%252Fcnn-other%252F2021%252F12%252F08%252Fbrazil-will-have-sold-off-dozens-of-airports-by-end-of-2022-government-says%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw3AXqASdR3j1GrHGM_TzbBz%26amp%3Bust%3D1709471771709000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bopi%3D89978449%26amp%3Bved%3D0CBQQjhxqFwoTCJiu4N7U1YQDFQAAAAAdAAAAABAJ&postId=1056476" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">KTVZ</a>
Источник: KTVZ

Для жителей большинства стран мира задержки рейсов и потеря багажа — типичные издержки авиаперелётов, с которыми просто нужно смириться. Мало ли что могло случиться: испортилась погода, возникла неполадка у воздушного судна или образовалась «пробка» в небе.

Бразильцы принимать это за данность не привыкли. Ежемесячно они подают против авиакомпаний тысячи исков: по 10 тысяч к местным перевозчикам и по 5000 к международным.

Каждый такой иск может принести недовольному пассажиру от 8000 до 15 тысяч бразильских реалов — то есть до 277 тысяч рублей или $3000 по курсу на 3 марта 2024 года. А бразильским фирмам вместе взятым разбирательства обходятся в 1 млрд реалов в год (18,5 млрд рублей или $201,8 млн), следует из данных Национальной ассоциации авиакомпаний страны.

В Бразилии вероятность того, что пассажир внутреннего рейса обратится с жалобой против авиакомпании в суд, в 800 раз выше, чем в США.

Объяснить это нетрудно: подать иск можно бесплатно и без помощи юриста, поэтому местных по сути ничто не останавливает.

Но страшнее для авиакомпаний то, что в 80% случаев именно потребители и выигрывают, отметил бразильский юридический консультант Международной ассоциации воздушного транспорта Рикардо Бернарди. Так хорошо в стране работает закон о защите потребительских прав.

Например, в 2019 году собеседница Bloomberg Джоанна осталась без багажа во время поездки из Рио-де-Жанейро на горнолыжный курорт в Аспене, штат Колорадо. Девушка не успела на стыковочный рейс в Хьюстон из-за снежной бури (других деталей издание не приводит).

Авиакомпания возместила расходы на новую одежду и предложила ваучер на $500 (46 тысяч рублей), но Джоанну компенсация не устроила: она подала иск и отсудила у перевозчика ещё 10 тысяч реалов (185 тысяч рублей).

Бразильские авиакомпании признались Bloomberg, что число поступающих против них судебных исков «непомерное», а сама ситуация стала «острой проблемой».

Azul Linhas Aereas Brasileiras, например, больше не летает в бразильский штат Рондония, потому что в 2023 году получила «тысячи» исков от местных. По той же причине Gol Linhas Aereas Inteligentes прилетает туда всего раз в день — из столицы страны, Бразилии, в Порту-Велью. Бернарди отмечает: в Рондонии судьи защищают потребителей ещё яростнее, чем в других штатах.

Около 98% исков в Бразилии подают против Latam Airlines Group — главного перевозчика в регионе. Он не сокращал количество рейсов, но отрицать, что обеспокоен ситуацией, тоже не стал.

Глава министерства портов и аэропортов Бразилии Сильвио Коста Фильо считает, что правительству просто необходимо внести законодательные поправки, которые поддержат авиаотрасль.

Мало того, что местные игроки вынуждены мириться с растущими ценами на топливо и задержками выпуска новых самолётов, так им вдобавок к этому приходится сокращать рейсы, а это сказывается в том числе на потребителях, потому что дорожают билеты. В таких условиях строить бизнес на перевозках невыгодно.

С сентября по декабрь 2023 года стоимость авиабилетов в Бразилии выросла на 65%.

По данным Bloomberg, бразильские чиновники уже разрабатывают временные поправки, которые изменят правила подачи исков и пересмотрят положения, при которых компанию могут привлечь к ответственности. Но пока никаких официальных подвижек в этом секторе нет.

55
9 комментариев

Это Бразилия, там очень просто подать в суд. И бразильцы судятся друг с другом по любому поводу. Адвокаты процветают.

Подавать может и легко, но авиакомпании нравится такая репутация и такие проблемы?

1

А чего так?

Мало ли что могло случиться: испортилась погода, возникла неполадка у воздушного судна или образовалась «пробка» в небе.

У меня пробка от тонзиллита, мне тоже можно багаж потерять?

А как насчет не терять багаж?

В России есть бесплатный сервис, позволяющий выскать неустойку за повреждение или потерю багажа. Гуглится по фразе "Рисковер утеря багажа"

За потерю багажа однозначно нужно штрафовать, это ответственность компании. Но вот как можно оштрафовать за задержку рейса по погодным условиям или заминке в обслуживании самолёта, я не представляю. Вот в данный момент после прилёта в аэропорт у самолёта образовалась какая-то неисправность, он с ней не может лететь дальше и её нужно устранять, у пассажира есть два выбора: 1) смириться с тем, что существует физика и всё вокруг подвержено износу и поломке; 2) не летать.