{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Основатель Wheely Антон Чиркунов: «Дептранс Москвы отслеживает ваши частные поездки»

Колонка основателя компании, который с весны конфликтует с мэрией из-за блокировки работы сервиса и обращался к мэру Москвы со страниц «Коммерсанта».

Что происходит

В эту пятницу Wheely предстанет перед судом за отказ разглашать конфиденциальную информацию наших клиентов. На кону не только защита данных, но и будущее свободной конкуренции против «Яндекса» и других квазигосударственных компаний.

Это не первая попытка Дептранса принять меры против нас. В апреле, под прикрытием режима повышенной готовности, нам запретили работать из соображений безопасности, хотя желтые такси продолжали работу.

Строгие санитарные требования, которые мы внедрили для борьбы с распространением COVID-19, не были приняты во внимание. Потому что речь никогда не шла о безопасности, ни тогда, ни сейчас.

В мае мы смогли победить благодаря жалобе в ФАС. Мы доказали, что наши водители были отстранены от работы без уважительной причины (что стоило Москве налоговой выручки).

Но наше возвращение произошло с уловкой — новым требованием о предоставлении в режиме реального времени доступа к данным геолокации водителей, которые можно использовать для отслеживания того, где и когда начинается и заканчивается каждая пассажирская поездка, и по какому именно маршруту она была совершена.

Мы не сможем предоставить эти данные. Хотя мы рады работать в соответствии с законодательством, закона с такими требованиями не существует.

Каждое правительство, которое пыталось принять такой закон, терпело неудачу (часто потому, что более трезво мыслящие представители власти соглашались с тем, что подобные требования являются чрезмерными, как это было и во Франции, и в Египте).

Дептранс скажет, что данные геолокации нужны только для того, чтобы обеспечить безопасность и улучшить анализ трафика, и что эти данные в любом случае невозможно идентифицировать.

Вот то, чего они вам не скажут

  • Департамент транспорта не имеет никаких легальных полномочий на рынке перевозок по заказам (на федеральном уровне наша деятельность регулируется Ространснадзором). Они используют положения приказа о режиме повышенной готовности как предлог для получения данных, за которыми они давно охотятся. (Хотя Дептранс утверждает, что поддерживает запрос Роспотребнадзора, они не смогли предоставить нашим юристам доказательства).
  • Если бы дело было в безопасности, мы бы увидели доказательства, что предоставление данных геолокации делает поездки на такси более безопасными. Но с того момента как Дептранс впервые запросил службы такси передавать данные геолокации в систему ЕРНИС в 2017 году, количество аварий с участием такси выросло на 50% с 2017 по 2018 год и на 80% с 2018 по 2019 год. Для сравнения, общий прирост числа поездок на такси с 2017 по 2019 год составил всего 25%.
  • Данные, которые запрашивает Дептранс, могут быть использованы для отслеживания передвижения пассажира вплоть до двери здания, где завершилась поездка. То, что пользователя легко идентифицировать по якобы анонимным данным геолокации, было доказано уже не раз и не два, а многократно. (Известный эксперт Пол Ом утверждает, что точные данные геолокации «абсолютно невозможно» обезличить, труднее будет разве что обезличить ДНК человека).
  • Что касается анализа трафика, то данные, которые они получат от нас, практически не добавят ничего нового.
  • ЕРНИС не способен принимать зашифрованные данные геолокации. Таким образом, передвижения пассажиров сможет отслеживать не только Дептранс, но и другие «слушатели».

В мире нет прецедентов принудительного исполнения такого рода запросов, и на то есть веские причины. Дело не в законе или безопасности. Дело в контроле. И наша позиция заключается в том, что и правительства, и частные компании должны стараться собирать и хранить как можно меньше данных.

Если суд в пятницу вынесет решение против нас, мы рискуем быть закрытыми на 90 дней. Это оставит нашим клиентам квазигосударственную дуополю Яндекса и Citymobil (91,8% рынка), которые активно транслируют незашифрованные данные геолокации во всех поездках.

Предоставить эти данные для нас — значит предать наших пассажиров. У нас на сайте опубликован более подробный разбор Департамента транспорта о безопасности данных.

#wheely

0
208 комментариев
Написать комментарий...
Станислав Швагерус

На месте Антона Чиркунова я бы уволил тех юристов, которые его консультируют. За полное незнание российского законодательства и вопиющую некомпетентность в транспортном праве.
С уважением, Станислав Швагерус, автор федерального и региональных законов в сфере такси, международный эксперт IRU по законодательству о такси и перевозкам по заказу.

Ответить
Развернуть ветку
Nekton

Довольно громогласно. Хочется пояснений по пунктам.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Швагерус

Готов дать публично. Но не в формате общения в соцсетях. Антон меня знает, найдет, если захочет. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лицо истины

Потому что это очередной почтальон Печкин, у которого есть посылка для нас, только он её не отдаст. 

С уважением, и так далее по тексту.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Яровой

А здесь страшно ответить?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Швагерус

Коротко для юристов - полномочия регионов РФ:
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Статья 26.3. подпункт 12 пункта 2
Организация транспортного обслуживания
населения воздушным, водным,
автомобильным транспортом, включая
легковое такси, в межмуниципальном и
пригородном сообщении и железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мудрый

Этот пункт говорит об организации осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, но нигде в федеральном законе не сказано, что перевозка пассажиров и багажа обязательно сопровождается передачей данных  GPS о поездках. Всё что можно контролировать - это путевые листы, состояние ТС и наличие разрешения. 

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Швагерус

Право субъектов РФ принимать свое законодательство
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации имеют право
принимать законы, иные нормативные
правовые акты, в том числе региональные
программы субъектов Российской
Федерации, вне зависимости от наличия в
федеральных законах положений,
устанавливающих указанное право.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мудрый

Имеют право принимать законы, ДА! Но эти законы не должны противоречить основному Федеральному Законодательству . Поэтому, пока в фед законе нет требований о передачи данных о передвижении, то такое местное законодательство становится нелегитимным

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Вы не совсем понимаете, что значит «не противоречить». :) Региональное законодательство уточняет федеральное — в федеральном запрета на передачу такого рода данных нет, но нет и требования, региональное законодательство такое требование вводит.

Но в этом споре я на стороне Wheely. В законе много всего можно написать, бумага стерпит. Например, что каждый гражданин должен передавать своё местоположение и три раза в день восхвалять правительство. Вопрос же обоснований.

Дептранс не предоставил разумных обоснований, зачем им нужны настолько приватные данные как геолокация. Я дал разрешение на передачу этих данных Wheely и Яндексу, но нигде мне не упоминали, что carbon copy получает и большой брат.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Швагерус

Юристы Антона Чиркунова поставили под сомнение принципы организации государственной власти в РФ. Понятное дело - из Лондона трудно законы РФ изучить. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мудрый

Прочитайте свои ответы еще раз, в низ нет ни одного доказательства, что дептранс может законно требовать передачу треков. Вы опять голословны

Ответить
Развернуть ветку
Nekton

Закон про эксперимент с ИИ на территории Москвы с 1 июля. Там и гео и фото..со всех ДИТ камер и камер тех кто захочет поучавствовать;) и усе это для создания «удобной и полезной» муниципальной струкутуры управляемой ИИ. На 5 лет запустили. 

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Beep

Настало время хотя бы осознать, что вы находитесь не в соцсетях, а на вполне себе новостном специализированном сайте

Ответить
Развернуть ветку
Petr Yellow

В РФ пока не выявлено ни одной компании такси или агрегатора такси, которые бы соблюдали полностью законы РФ. Все нарушают.

Ответить
Развернуть ветку
205 комментариев
Раскрывать всегда