Технологии за рулем: отвлекают или нет

Злоупотреблять браузингом в смартфоне за рулем опасно. Однако инфотейнмент системы несут не менее высокие риски. Обсудим тему.

Технологии отвлекают

Еще в конце 80-х годов американские ученые оценили, насколько успешно пилоты вертолетов обрабатывают информацию на дисплеях в кабине. Итог оказался неутешительным — когнитивная перегрузка повышала вероятность возникновения аварийной ситуации. К аналогичным выводам приходят исследователи, изучающие поведение водителей на дорогах.

Еще в 2017 году специалисты из американского Фонда безопасности дорожного движения подтвердили, что работа с системой навигации, телефонные звонки, а также выбор радиостанции и регулировка громкости отвлекают от дороги. Ситуация усугубилась с распространением крупных сенсорных экранов, которыми сложно управлять на ощупь.

В конце лета группа немецких исследователей провела эксперимент. Они попросили испытуемых выполнить серию простых операций — включить любимую радиоволну, настроить климат и так далее. В это время машина двигалась по полигону на скорости 110 км/ч. Время выполнения всех действий в автомобилях с сенсорными экранами составило 20–40 секунд (в зависимости от марки и модели). Но в семнадцатилетнем универсале с обычными кнопками аналогичная последовательность операций заняла всего 10 секунд.

Очевидно, что чем дольше водитель не смотрит на дорогу, тем выше вероятность ДТП. По этой причине в США происходит 3–4 тыс. аварий ежегодно. В Европе примерно каждое десятое ДТП — из-за смартфона. По России такой статистики нет, но, скорее всего, значения сопоставимые. При этом цифры учитывают только водителей, признавших, что в момент столкновения они писали сообщение или меняли радиостанцию. Делают они это неохотно — часть осознает вину, и им стыдно, другие опасаются финансовых последствий. В общемировой практике отвлечение за рулем служит своеобразным «отягчающим обстоятельством», поэтому страховые компании могут отказывать в выплате и ремонте (если это прописано в договоре).

Технологии помогают (?)

Когда западные инженеры осознали опасность большого количества дисплеев в кабине пилота, они пересмотрели подход к разработке вертолетов. Сегодня в автомобилестроении идут аналогичные процессы. Концерны внедряют решения, призванные снизить отвлекающие факторы — например, голосовые команды и управление жестами. Однако все эти инструменты до сих пор несовершенны.

И исследования показывают, что они могут быть такими же опасными, как и уже имеющиеся технологии, которые стремятся заместить. Еще три года назад группа профессоров из Университета Юты подтвердила, что голосовые команды повышают когнитивную нагрузку на водителя. Их точность оставляет желать лучшего, а выполнение занимает длительное время. В теории системы автопилота должны решить проблему с отвлечением за рулем. Водители смогут заниматься чем угодно, за обстановкой на дороге будут следить камеры и сенсоры — но до этого момента еще очень далеко. Пока современные умные системы все-таки создают ложное чувство полной безопасности.

Выход регуляторов

Вопрос отвлекающих факторов за рулем решают и в законодательной сфере. Однако здесь встречаются поразительные ситуации. В 2020 году в Германии водитель попытался изменить скорость работы стеклоочистителей — соответствующая настройка была «зашита» в инфотейнмент систему. В итоге он потерял управление, попал в ДТП, а также получил штраф. Суд посчитал, что водитель нарушил правила поведения за рулем, и фактически приравнял сенсорный экран мультимедийной системы к смартфону.

<p>Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2F81DQcYCS8sQ&postId=533630" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Jonas Leupe</a></p>

Фото: Jonas Leupe

В этом моменте еще предстоит разобраться — так как непонятно, как в автомобиле оказалось устройство, которым нельзя пользоваться с точки зрения административного законодательства. Но мысль о том, что из автомобилей необходимо убрать сенсорные элементы, звучит достаточно часто.

С другой стороны, в Европе планируют обязать автопроизводителей устанавливать системы мониторинга поведения водителя. Компании, которые откажутся это сделать, не смогут получить высшую оценку по безопасности NCAP. В каком направлении будет развиваться ситуация, еще увидим.

О чем еще я пишу на vc.ru и не только:

1212
16 комментариев

Всегда нужно за дорогой следить

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить
3
Ответить

Спасибо за комментарий.
Тема на самом деле слишком многогранна. Дело в том, что каждая технология имеет под собой не только положительный окрас в минимизации какого-то бессмысленного действа, но и инструмент зарабатывания денег.
Пример: свыше 10 вариантов освещения в салоне на том же БМВ, при этом за доп. опцию можно вообще любой цвет скомбинировать. Как кто-то верно подметил опция "настройки громкости" также на мой взгляд - баловство.

А если предположить, что ряд автолюбителей стараются разные иностранные языки, чтобы усовершенствовать навыки, то логично, что при нестандартной ситуации скорость принятия решения может быть дольше. А значит высоки риски попадания в ДТП и т.д.

Ответить

познавательно...

3
Ответить