{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Технологии за рулем: отвлекают или нет

Злоупотреблять браузингом в смартфоне за рулем опасно. Однако инфотейнмент системы несут не менее высокие риски. Обсудим тему.

Фото: Alexandre Boucher

Технологии отвлекают

Еще в конце 80-х годов американские ученые оценили, насколько успешно пилоты вертолетов обрабатывают информацию на дисплеях в кабине. Итог оказался неутешительным — когнитивная перегрузка повышала вероятность возникновения аварийной ситуации. К аналогичным выводам приходят исследователи, изучающие поведение водителей на дорогах.

Еще в 2017 году специалисты из американского Фонда безопасности дорожного движения подтвердили, что работа с системой навигации, телефонные звонки, а также выбор радиостанции и регулировка громкости отвлекают от дороги. Ситуация усугубилась с распространением крупных сенсорных экранов, которыми сложно управлять на ощупь.

В конце лета группа немецких исследователей провела эксперимент. Они попросили испытуемых выполнить серию простых операций — включить любимую радиоволну, настроить климат и так далее. В это время машина двигалась по полигону на скорости 110 км/ч. Время выполнения всех действий в автомобилях с сенсорными экранами составило 20–40 секунд (в зависимости от марки и модели). Но в семнадцатилетнем универсале с обычными кнопками аналогичная последовательность операций заняла всего 10 секунд.

Очевидно, что чем дольше водитель не смотрит на дорогу, тем выше вероятность ДТП. По этой причине в США происходит 3–4 тыс. аварий ежегодно. В Европе примерно каждое десятое ДТП — из-за смартфона. По России такой статистики нет, но, скорее всего, значения сопоставимые. При этом цифры учитывают только водителей, признавших, что в момент столкновения они писали сообщение или меняли радиостанцию. Делают они это неохотно — часть осознает вину, и им стыдно, другие опасаются финансовых последствий. В общемировой практике отвлечение за рулем служит своеобразным «отягчающим обстоятельством», поэтому страховые компании могут отказывать в выплате и ремонте (если это прописано в договоре).

Технологии помогают (?)

Когда западные инженеры осознали опасность большого количества дисплеев в кабине пилота, они пересмотрели подход к разработке вертолетов. Сегодня в автомобилестроении идут аналогичные процессы. Концерны внедряют решения, призванные снизить отвлекающие факторы — например, голосовые команды и управление жестами. Однако все эти инструменты до сих пор несовершенны.

И исследования показывают, что они могут быть такими же опасными, как и уже имеющиеся технологии, которые стремятся заместить. Еще три года назад группа профессоров из Университета Юты подтвердила, что голосовые команды повышают когнитивную нагрузку на водителя. Их точность оставляет желать лучшего, а выполнение занимает длительное время. В теории системы автопилота должны решить проблему с отвлечением за рулем. Водители смогут заниматься чем угодно, за обстановкой на дороге будут следить камеры и сенсоры — но до этого момента еще очень далеко. Пока современные умные системы все-таки создают ложное чувство полной безопасности.

Выход регуляторов

Вопрос отвлекающих факторов за рулем решают и в законодательной сфере. Однако здесь встречаются поразительные ситуации. В 2020 году в Германии водитель попытался изменить скорость работы стеклоочистителей — соответствующая настройка была «зашита» в инфотейнмент систему. В итоге он потерял управление, попал в ДТП, а также получил штраф. Суд посчитал, что водитель нарушил правила поведения за рулем, и фактически приравнял сенсорный экран мультимедийной системы к смартфону.

Фото: Jonas Leupe

В этом моменте еще предстоит разобраться — так как непонятно, как в автомобиле оказалось устройство, которым нельзя пользоваться с точки зрения административного законодательства. Но мысль о том, что из автомобилей необходимо убрать сенсорные элементы, звучит достаточно часто.

С другой стороны, в Европе планируют обязать автопроизводителей устанавливать системы мониторинга поведения водителя. Компании, которые откажутся это сделать, не смогут получить высшую оценку по безопасности NCAP. В каком направлении будет развиваться ситуация, еще увидим.

О чем еще я пишу на vc.ru и не только:

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Ксения Крылова

Всегда нужно за дорогой следить

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Red Hot Wine
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Спасибо за комментарий.
Тема на самом деле слишком многогранна. Дело в том, что каждая технология имеет под собой не только положительный окрас в минимизации какого-то бессмысленного действа, но и инструмент зарабатывания денег.
Пример: свыше 10 вариантов освещения в салоне на том же БМВ, при этом за доп. опцию можно вообще любой цвет скомбинировать. Как кто-то верно подметил опция "настройки громкости" также на мой взгляд - баловство.

А если предположить, что ряд автолюбителей стараются разные иностранные языки, чтобы усовершенствовать навыки, то логично, что при нестандартной ситуации скорость принятия решения может быть дольше. А значит высоки риски попадания в ДТП и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Т.е. хотите сказать, что завтра утром меня поведёт в школу автоматизм?) У меня стаж вождения 19 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

А как же опция подключения авто к телефону?)

Ответить
Развернуть ветку
Диана Полякова

познавательно...

Ответить
Развернуть ветку
Megan Porter

мне кажется тут даже без исследований понятно, что гаджеты за рулем отвлекают от дороги

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Хотел бы шире показать картину, где мы под технологиями понимаем не только применение внешних мобильных устройств (телефоны), но и сами технологии, как например - опция контроля дорожной полосы, опции удержания дистанции между автомобилями и т.д.

Часть этих опция - полезны, например, контроль мертвых зон, но как только идёт сильный дождь, то блокируется система парковки и соответственно и сама опция "мёртвых зон". Проходил это на своём стареньком Land Rover.

И так можно часами говорить.

Ответить
Развернуть ветку
Dark Soul

Нужно просто сохранять логику действий. И выносить в электронные системы только третичные функции.
Но и так не лучше. У меня несколько машин. В бмв управление джойстиком(про жесты не говорю, вообще идиотизм) отнимает больше времени чем если тыкнуть в экран.
У меня также есть машина(не настолько навороченная, там почти все выведено на физические кнопки. И да, физические кнопки лучше.
Но это зависит от количества действий на кнопке. Например, на шеви сильверадо, управление дворниками просто ад.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Всё правильно говорите!
Мы все разные. Условно мне удобнее джостиком пользоваться, чем в экране, но при этом управлять жестами ну ни разу не пользовался.

Интересный пример о логике привели.
Опция подсветки "ноздрей" на BMW X6. Технологи продумали, чтобы в движении данная опция не работала. При этом менять варианты подсветки в движении - ну зачем?)

Ответить
Развернуть ветку
Лена Кащеева

Да, интересно. Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда