От гонцов и гужевых повозок до международных транспортных хабов: как менялась индустрия грузоперевозок

Привет! Это ППР — экосистема сервисов для бизнеса. Мы помогаем российским компаниям оптимизировать работу автопарка, планировать и контролировать деловые поездки и эффективно работать с грузами.

Раньше рассказывали, как владельцы автопарков перешли от бумажных чеков и талонов на бензин к цифровым решениям для оплаты заправок. А в этой статье решили разобраться, как менялась индустрия грузоперевозок: вспомнить, как предприниматели помогали клиентам с логистикой — от Средних веков до наших дней.

От гонцов и гужевых повозок до международных транспортных хабов: как менялась индустрия грузоперевозок

Доставка грузов: тогда и сегодня

Транспортировку всегда доверяли людям: один средневековый курьер мог переносить между населенными пунктами по 20-30 килограммов. Так как дороги были не самым безопасным местом, носильщики объединялись в караваны: вместе было проще защитить товары, организовать привал на случай непогоды — сориентироваться в любой непонятной ситуации. Человек легко проходил там, где было невозможно провести лошадь или мула, а тем более телегу — носильщикам не требовалось развитое дорожное сообщение.

От гонцов и гужевых повозок до международных транспортных хабов: как менялась индустрия грузоперевозок

После изобретения колеса и до XIX века

На Руси с X века существовала повинность, которая обязывала население выставлять повозки с лошадьми для княжеских гонцов. Чуть позже для пересылки письменных сообщений появилась специальная служба — ямская гоньба.

У человеческой смекалки была и обратная сторона — караванщики не гарантировали сохранность груза. Поэтому движение личных вещей и корреспонденции попадало под контроль государства — в Европейских странах начали развиваться почтовые службы. На грузы и послания наносили специальные отметки, которые помогали защитить содержимое от разграбления или подмены. А на почтовых трактах действовали особые правила безопасности.

Хотя почтовая служба снижала связанные с грузоперевозками риски, транспортировка вещей оставалась хлопотной задачей. Качество путешествия зависело от человеческого фактора — профессиональных навыков и добросовестного отношения извозчика. А на дорогах экипажи подстерегали опасности, например, метель или распутица могли привести к серьезному ДТП с риском для здоровья и жизни.

От гонцов и гужевых повозок до международных транспортных хабов: как менялась индустрия грузоперевозок

Леса, болота и отсутствие хороших дорог в России Средних веков — препятствие для легкого передвижения грузов по стране. Поэтому в России главными транспортными магистралями стали реки. По ним можно было достаточно быстро и свободно передвигаться. Не надо было заботиться о корме для животных, думать, как безопасно переночевать, и платить пошлины за провоз грузов по чужим землям. А до некоторых мест в России доставить товар можно было только по рекам (в какие-то места и в современной России можно добраться только по воде).

К XVIII веку почтовые тракты соединяли несколько крупных городов и предоставляли не только услуги по перевозке письменных посланий, но и транспортировку людей и грузов. Путешественники вносили обязательную плату за прогон и техническое обслуживание транспорта, например, подмазку колес.

А что с международной торговлей?

Международные торговые маршруты по протяженности и в Средние века не уступали современным. Но если сегодня отправляют товары повседневного спроса, то несколько веков назад в дальние страны отправлялись предметы роскоши и рабы. Работа с низкомаржинальным товаром просто не имела смысла — небольшая выручка не покрывала дорожных расходов.

Во времена феодальной раздробленности каждый землевладелец устанавливал таможню и взимал пошлину за проход каравана. При этом дорожную сеть не поддерживали и не реставрировали — тракты постепенно приходили в упадок.

Более перспективным направлением для путешествия были страны Востока — однако такие поездки занимали около года и предполагали дополнительные расходы на охрану каравана, проживание, питание и форс-мажоры.

Альтернативой сухопутным маршрутам было движение по морям и рекам. В XIV веке, например, на кораблях венецианского флота можно было перевезти 40 тысяч тонн груза — в 8 раз меньше, чем на одном современном танкере. При этом морские поездки были сопряжены с огромными рисками, поэтому по воде также отправлялись дорогостоящие товары.

От гонцов и гужевых повозок до международных транспортных хабов: как менялась индустрия грузоперевозок

Грузоперевозки после промышленной революции

Индустрия страхования еще не работала с сухопутными грузами — внимание страховщиков было сосредоточено на недвижимости и судоходстве. Сделать частные и коммерческие грузоперевозки по суше безопасными получилось только после запуска железных дорог.

XIX век и развитие железнодорожных путей и автодорог

Переломом в развитии грузовых перевозок стало изобретение парового двигателя. Использование пара вывело индустрию перевозки грузов на новый уровень — конная и человеческие силы были заменены на механические. Это существенно увеличило грузооборот как между городами, так и между странами.

Вторая половина XIX века — период повсеместного строительства железных дорог. Именно в этот момент перевозка грузов стала более простой и доступной. Грузовые поезда сделали отдаленные труднодоступные регионы близкими — теперь доставлять грузы можно, не боясь непогоды.

Следующим ключевым моментом в эволюции грузоперевозок стало изобретение двигателя внутреннего сгорания и автомобиля. Грузовые и легковые автомобили логически завершили развитие сухопутных грузоперевозок — теперь перемещать грузы можно с высокой скоростью в отдаленные районы. А также можно выстраивать цепочки, комбинируя ж/д и автомобильные перевозки.

От гонцов и гужевых повозок до международных транспортных хабов: как менялась индустрия грузоперевозок

Стремительный XX век

Развитие железнодорожного сообщения, морского транспорта и портов, автомобилей и дорог изменило логику перевозок. Перемещать грузы стало быстрее, дешевле и безопаснее. Предприниматели смогли значительно расширить ассортимент, а частные лица — больше путешествовать: легко перемещаться между странами в поисках работы или впечатлений.

Дальше грузоперевозки поднялись на новый уровень — в небо. Изобретение самолета снова перевернуло индустрию и послужило образованию отдельного направления. Грузы доставляют еще быстрее и с самыми минимальными рисками. Стремительное развитие предполагало и новые вызовы. Структура логистических компаний приближалась к современной.

XXI век: движение грузов и цифровизация

Цифровая трансформация становится для индустрии не менее важным этапом, чем промышленная революция, которая подарила миру новые виды транспорта и способствовала развитию международной системы авиа-, железнодорожного и автомобильного сообщения.

Владельцам бизнеса предстояло организовать работу крупных транспортных узлов, собрать штат компетентных специалистов, обеспечить контроль за движением грузов и выбрать инструменты страхования. Сегодня цифровые сервисы помогают логистическим компаниям упростить документооборот и повысить качество контроля за перевозками и водителями.

Человеческая смекалка во все времена была особым явлением, если раньше гонцы могли присвоить себе пару килограмм перевозимого зерна, то в начале XXI века водители пытались обсчитать компании на пару литров бензина. Автоматизация и тут сыграла на руку — дала возможность контролировать расходы без чеков или талонов на заправках.

От гонцов и гужевых повозок до международных транспортных хабов: как менялась индустрия грузоперевозок

С помощью продуктов ППР можно закрыть все потребности бизнеса с автопарком: все услуги оплачиваются с единого счета компании, а в личном кабинете можно контролировать расходы и получать отчетные документы. ППР предлагает комплексные решения для автопарков: топливные карты, мойки и шиномонтаж, ремонт, оплата парковок, мониторинг и уплата штрафов, страхование грузов и многое другое. Владельцу автопарка не нужно выстраивать отношения с десятком подрядчиков и тратить время на обработку закрывающих документов в конце месяца.

Кроме того, в рамках нового сервиса ППР — управление автопарком, можно: автоматизировать регулярные предрейсовые осмотры, контролировать топливо, вести учет шин и запчастей, подсчитывать все затраты на эксплуатацию. Система анализирует данные, а владелец получает информацию о расходах на обслуживание автопарка.

Подписывайтесь на ППР на vc.ru. Мы рассказываем о том, как бизнесу с автопарком экономить на топливе, мойках и других сервисах, а также автоматизировать работу с документами.

2424
11
5 комментариев

Иллюстрашки огонь!

1
Ответить

Видали и получше

Ответить

Повозки и сегодня актуальности не теряют, пусть и не для грузов

1
Ответить

Казалось бы не самая увлекательная тема, а супер интересно!

Ответить

Как классно, что я живу в мире, где все уже продумано и очень удобно

Ответить