Надежда Кирилина: цифровой сервис «Экологическая карта» не имеет аналогов в мире

Надежда Кирилина: цифровой сервис «Экологическая карта» не имеет аналогов в мире

Инновационный центр «Безопасный транспорт» продолжает рассказывать о флагманских проектах для Транспортного комплекса Москвы и, конечно, людях, которые их воплощают в жизнь. Руководитель команды Экологии и Безопасности Надежда Кирилина в материале раскрывает интересные подробности цифрового сервиса «Экологическая карта» и отвечает на вопрос: почему у него нет аналогов в мире?

Возможно ли посчитать количество выбросов от загрязняющих веществ и парникового газа с помощью камер фото-видео фиксации? Существует ли подобная практика в других странах? Есть ли у девушек в IT карьерный рост? Ответы на эти и другие вопросы: о наставниках, применении принципа Парето в оценки результативности, о здоровом перфекционизме и планах на будущее Надежды – найдете в материале.

А еще читателей ждет приятный бонус: подборка книг по урбанистике и транспортной аналитике от нашего эксперта!

Начало пути, или как аналитика и данные стали призванием

Понимание того, что через работу с данными можно сделать этот мир лучше приходило постепенно.

В 2016 году Надежда Кирилина получила диплом бакалавра в Высшей школе экономики по направлению статистика и анализ данных. По словам Нади, это базовое образование в области вычислений и работы с цифрами и показателями.

Во время обучения в ВУЗе в нас закладывали базовые знания, но без подробностей того, как применять их на практике. Я видела потенциал, который открывает работа с данными, и понимала, что дальше хочу получать более глубокие знания.

После бакалавриата Надежда поступила в магистратуру на направление «Журналистика данных». Фокус в этом направлении был именно на обработку данных и их визуализацию с помощью SQL, Python и других языков программирования.

Тогда в очередной раз поняла – это мое направление. Поэтому пошла в аспирантуру, там, впоследствии, работала в рамках социологической школы над исследованием факторов дорожно-транспортного травматизма в Москве в рамках социологической школы

Первая работа и сразу «match»

Еще в студенческие годы до работы с аналитикой, Надя была дизайнером презентаций. В основном это был опыт больше про разработку дизайн-концепций или написание сценариев. «Работы с числами, корреляциями и моделями было очень мало. Чувствовала, что мне этого не хватает».

В сентябре 2018 года Надежда получила оффер в ЦОДД. Тогда относительно работы у нее был уже конкретный запрос:

В тот период уже точно поняла, что хочу влиять на жизнь вокруг, улучшая ее с помощью данных. И, когда я пошла в аспирантуру, там случился окончательный “match”.

Суть исследовательской работы Нади заключалась в том, чтобы проанализировать ДТП в Москве с помощью данных. «Я изучала факторный анализ: по какой причине, в каких локациях происходит ДТП, что повышает и что снижает риск, например, тяжелого ДТП».

На тот момент ЦОДД оказался тем работодателем, у которого можно было применить свои идеи, знания и навыки, они уже использовали данные для принятия каких-либо управленческих решений в городе.

Надя пришла в команду, в составе которой решались ad-hoc задачи.

Это была очень срочная, важная аналитика для руководства, которая зачастую влияла на принятия управленческих решений, направленных на повышение комфорта и безопасности в городе.

В тот период в основном Надя в команде аналитиков ЦОДД работала с числовыми метриками. С их помощью ребята показывали, что происходит на дорогах в конкретных участках и в целом.

Параллельно внутри команды мы пытались разрабатывать свой подход к обработке информации и тестировали собственную методологию. Например, решали вопрос: «Как корректно считать скорость потока автомобилей, которые проезжают между двумя камерами?»

В 2017-2018 годах как-то очень резко стала популярна тема урбанистики, появилось большое количество блогеров, пишущих на эту тему. «Я читала, изучала тему. Особенно было приятно, когда эксперты в своих материалах ориентировались и ссылались на конкретные цифры и аналитику».

Интересные задачи

Летом 2020 года Надежда вместе с командой перешла из ЦОДД в Инновационный центр «Безопасный транспорт».

В ЦОДД были небольшие задачи, над ними мы работали в формате сжатых сроков. После прихода в Инновационный центр, команде была обозначена цель более стратегического уровня – разработка линейки цифровых продуктов и сервисов. Это был уже совершенно другой подход, уровень и масштаб. Тут мы пришли работать в рамках целого цикла – от идеи до реализации продукта, который ты потом развиваешь, продвигаешь, ставишь OKR – выполняешь их

О команде, задачах и SCRUM культуре внутри «госов»

На сегодняшний день команда Нади состоит из трех человек. Вместе они развивают два продукта: «Экологическая карта» и «Индекс безопасности». Иногда ребята подключаются к каким-то задачам, с которыми приходят коллеги. «Недавно пришел еще один сотрудник, который закончила экологический факультет МГИМО и дает экспертные комментарии, это очень ценно».

Надя проводит ежедневные созвоны, на которых команда подводит итоги за предыдущий день и формирует планы на текущий.

Если есть какие-то затыки, то мы их обсуждаем. Это тоже элемент такой SCRUM культуры. Плюс все члены команды слушают друг друга, это позволяет быть в курсе того, чем занимаются коллеги.

Как руководитель Надя составляет дорожные карты, вычитывает разработки и курирует работу ребят.

Также у нас есть ИПР – индивидуальные планы развития. В соответствии с ними, каждый месяц я встречаюсь с членами команды, сверяемся с их личными целями. Стараемся выстроить работу так, чтобы учитывать это и обеспечивать постоянное развитие.

Суть работы в рамках проекта «Индекс безопасности» заключается в том, чтобы выявлять те участки на дороге, которые побуждают водителей нарушать правила дорожного движения. Инфраструктурный аспект играет очень высокую роль в вопросах, например, того же ДТП. Высокая скорость – одна из причин, появления пострадавших в ДТП. Чем выше скорость, тем больше шанс попасть в ДТП с более серьёзными последствиями.

Разбивая стереотипы работы в IT-подразделении в государственной структуре

Удивительно, но несмотря на прямое отношение к госструктуре – система отношений в Инновационном центре «Безопасный транспорт» и менеджмент внутренних процессов совершенно не похож на «гос» в привычном и клишированном понимании обывателя.

Интересно, что, когда рассказываешь друзьям, многие в шоке, что у нас элементы SCRAM, OKR. Мы современные, все планируем и стараемся выполнять в срок, а не просто сидим и гадаем: как то, что получилось потом применить?

Продукт Инновационного центра – цифровой сервис «Экологическая карта». История зарождения

В начале 2021 года у нас появилась идея: попробовать рассчитать выбросы от транспорта с помощью городских камер фото-видео фиксации.

Зарождалась концепция именно так – команда предположила, а что, если транспортные детекторы, расположенные по всему городу, использовать как аналоги станций воздуха. Но они только фиксируют транспортный поток, а цель задачи – проанализировать, проезжающие автомобили и перевести это в выбросы.

Тогда мы только начинали сотрудничество с коллегами в области экомониторинга. В начале 2021 года у нас было недостаточно компетенций, но мы были очень заряжены реализовать идею. Делали разные попытки, модели, но они были больше математические. Мы просто воспринимали выброс как некую переменную, которая меняется от конкретных факторов.

В последствии, все оказалось гораздо сложнее. Тема экологии включает большое количество аспектов, которые необходимо учитывать. Построением простой регрессионной модели тут не обойдешься.

В начале 2022 года Департамент природопользования и окружающей среды отправил официальное постановление о том, что городу нужен сервис оценки выбросов от автомобильного транспорта.

Это запустило цепочку активных действий с нашей стороны. Плюс, активно стали помогать коллеги из Мосэкомониторинга и нашу работу курировал Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

За 9 месяцев команда, в которую входила Надя, сформировала методологию, как и на основе каких инструкций все рассчитывать.

Как с помощь камер можно посчитать выбросы от автомобилей в рамках улицы, района, округа, города?

У проекта «Экологическая карта» в мире нет аналогов. Разработанный алгоритм позволяет считать выбросы для каждой улицы в городе, для каждого часа. И это, именно выбросы, перемещающихся автомобилей. Есть расчёты на Росстате, которые тоже отвечают на вопрос сколько автомобили выбросили в Москве. Но это одно значение для года, какую-либо детализацию получить нельзя. Кроме этого, показатель создается на основе автомобильного парка Москвы.

Во-первых, по городу перемещается не весь автомобильный парк, во-вторых, те автомобили, которые двигаются по улицам, не факт, что они входят в московский парк. Поэтому, мы очень гордимся нашей моделью т.к. фактически получаем данные в режиме реального времени и умеем рассчитывать выбросы с очень высокой детализацией.

В рамках проекта «Экологическая карта» в ИЦ поступают обезличенные данные, то есть без персональных данных о владельцах автомобилей. Даже марка машины не нужна.

Внутренняя механика работы сервиса «Экологическая карта» такова: в начале к нам поступает большое количество данных, мы из них выделяем только те, которые нам нужны, а дальше распределяем по «корзинам». «Корзина» – это сочетание:

- типа транспорта (легковые и грузовые автобусы),

- типа двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, электрический),

- экокласса (1,2,3,4, 5 и выше).

ГРЗ (государственный регистрационный знак) автомобили в «Экологической карте» не используем. Потом работаем с «корзинами» и их сущностью. Нам важно понимать, сколько конкретно автомобиль произвел выбросов, а выбросы зависят от вышеперечисленных характеристик.

Например, мимо камеры, размещенной на улице, проезжает 100 автомобилей. Мы эти автомобили распределяем по условным «корзинам». На выбросы влияет только тип средства, поэтому после распределения по «корзинам» данные по марке и модели больше не используем. При анализе транспортных средств типа автобус маркируем только вместимость, ее необходимо учитывать при оценке выбросов. Если грузовик – то важна масса.

К концу 2022 года ИЦ официально согласовал с Мосэкомониторингом методологию расчета. В 2023 году стартовала разработка сервиса «Экологическая карта». Летом 2023 года он был успешно реализован на домене mos.ru. «Сейчас мы на этапе различных тестирований, собираем обратную связь и в декабре, на ключевом внутреннем мероприятии года «Инновационная столица-2023», обязательно расскажем о том, какой путь мы прошли».

О мировом опыте

Относительно «Индекса безопасности», чтобы сделать лучший продукт, мы оценивали в том числе опыт стран в области наказаний за правонарушения. В каких-то лишают прав, где-то необходимо экзамены заново сдавать или остановиться и подождать. Мировой опыт важен, особенно для тех стран, где критически упал социальный риск (это число погибших в ДТП на 100 тысяч населения). Конечно, в качестве примера, берем ценные работы. Особенно полезным является опыт, построенный на математических моделях. Данных много, и задача из них взять то, что поможет достигнуть цели.

Надежда Кирилина: цифровой сервис «Экологическая карта» не имеет аналогов в мире

Личные взгляды на извечные вопросы

Возможен ли город без ДТП?

Не готова ответить на вопрос, может ли быть город без ДТП. Но уверена, что нужно стремится к этому. Вот концепция vision zero поставила себе эту цель, и у них снизился социальный риск. Конечно, хочется, чтобы продолжалась тенденция, что автомобиль - это не главный участник на дорогах города. Каждый из нас пешеход, даже если есть автомобиль. Поэтому хочется пешеходов сделать главными, чтобы им было комфортно перемещаться по городу. Будем стремиться к нулю ДТП. Не знаю достигнем ли, но будем стараться.

Хочется создавать больше продуктов, которые нацелены на снижение опасности вождения в городе. Чтобы у нас социальный риск на дорогах приблизился к значениям в крупных городах Европы, и возможно, тогда люди станут реже получать травмы в ДТП и еще хуже – погибать

Когда ты начала работать с экокартой, твое отношение к экологии изменилось?

Я живу в городе Королев и передвигаюсь только на велосипеде. До любой локации за минут 15 может доехать, поэтому это полностью мною управляемых процесс. Не нужно никого ждать и можно спокойно доехать. Очень комфортный мой стиль перемещения.

Надя верит в силу маленьких шагов. Если каждый человек на протяжении длительного времени будет делать, что-то маленькое, то получится большой и мощный эффект.

Экологическую карту» я тоже воспринимаю как-то так. Мы сделали продукт, который что-то объясняет, и дальше будут приниматься следующие решения, которые действительно повлияют на снижение выбросов.

Надя думает, что в будущем два ее продукта могут даже объединиться в один. Большие транспортные потоки повышают риск количества ДТП и экологическую нагрузку в том числе. «Вряд ли сервис будет побуждать собирать на переработку пластиковые бутылки, но я надеюсь, что на уровне городских решений, может привести к классным действиям и сделать нашу жизнь экологичнее и безопаснее»

«Без тебя не было бы меня». О наставниках

Удивительно, но мне очень везло. Все мои непосредственные руководители обладали «заразительными» hard и soft skills. И мне всегда было чему у них поучиться и самое ценное, что они находили время обучить чему-то меня.

В ЦОДД Надежда научилась основному стеку технологий, которые она использует и сейчас – это и SQL и геопространственный анализ.

Для меня было удивительно, что можно давать такие четкие замечания. У него был широкий кругозор. Когда я пришла в Инновационный центр, меня поддержал Николай Кустов, составлял со мной индивидуальный план развития. В ЦОДД я была больше Data-аналитиком. Это один стек направлений. Ты можешь быть очень крутым специалистом, но это не факт, что станешь таким же руководителем. Это новая сфера, в которой нужно развиваться. Например, у Кустова был обязательный пункт – чтение книг. Одна из книг попала прямо в душу, так как это была книга о том, как девушка из Москвы, работающая в IT, стала руководителем команды.

Нынешний наставник – руководитель в ИЦ дает ценную обратную связь, более верхнеуровневую. Его комментарии и замечания позволяют подняться и посмотреть на ситуацию выше.

Есть теория о том, что руководителями становятся перфекционисты.

Мне кажется, чрезмерный перфекционизм будет мешать в работе. Я стараюсь приводить все наши достижения к тому, чтобы они были с формулировкой «достаточно хорошо». Потому что, если уходить в перфекционизм, то релиз любого проекта был бы практически невозможен. Например, если брать любой пункт из to do листа, то можно продолжать совершенствоваться и т.д. Кроме этого, есть внешние факторы, которые могут нас ограничивать.

Успешная математическая модель руководителя и менеджера равна возможности учитывать наибольшее количество условий и вводных. Задача менеджера, чтобы 20% усилий приносили 80% результата. Это система Парето. «Руководитель должен расставлять приоритеты и отмечать, что важно. Перфекционизм штука опасная, хотя говорят, что многие крутые проекты сделаны именно перфекционистами.

О любимых продуктах и планах на будущее

Экологическая карта – это целый мир, где нельзя заскучать.

Во время работы по развитию проекта, ни в одних учебниках ты не найдешь правильного ответа на вопрос. Мы сами придумываем, как будем это решать и проверять себя. Это действительно очень творческий процесс. Так как это сервис, у нас есть работа над UX/UI, мы оцениваем, как пользователь видит сервис, как использует, проводим различные фокус-группы.

Для Надежды очень ценно, что ее работа про что-то хорошее. Она позволяет принимать эффективные управленческие решения, ты можешь посмотреть и оценить текущую ситуацию.

Например, изначально была идея в пределах ТТК ограничить въезд автомобилей ниже класса эко-4.

Мы посмотрели, что в рамках нашей модели, от ввода этих ограничений это бы не принесло никакого эффекта, так как у нас большинство легковых автомобилей «эко-4», «эко-5» и выше. До предоставления нашей аналитики руководство города могло бы принять непопулярное решение, которое бы стоило очень дорого. И это здорово, что мы можем реально оценить эффект от того, чтобы понять: какие меры действительно снизят количество выбросов? Я люблю, ценю свои продукты и даже вдохновляюсь ими.

В желаемых планах на будущее у Надежды – возможное создание экосистему, которая позволит улучшать транспортную безопасность в городе.

Работа над цифровым сервисом, приносящим пользу городу и его жителям, заряжает энергией и мотивирует на то, чтобы постоянно совершенствоваться и развиваться. Мы тестируем различные гипотезы ищем ответы на возникающие вопросы, а значит, казалось бы, даже в рамках одного проекта, не стоим на месте.

Инновационный центр «Безопасный транспорт» создан в 2017 году для работы c Big Data и решения задач Транспортного комплекса Москвы. Команда экспертов изучает и анализирует потребности жителей столицы, а также разрабатывает и внедряет инновационные продукты и решения для транспорта и дорог города. Еще больше информации о наших проектах, центрах, вакансиях, мероприятиях вы можете узнать на телеграм-канале нашего руководителя Александра Афанасьева.

Почитать еще авторские статьи:

Про наши проекты и исследования:

33
Начать дискуссию