{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Grow Food Статьи редакции

Сервис для доставки правильного питания, рассчитанный на людей, которые занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни.

Запуск

Идею Grow Food мы с партнёром придумали летом 2015 года, сидя в баре за кружкой пива. Мы оба спортсмены — любим силовые нагрузки и хорошую еду. Но готовка и покупка продуктов точно не входит в список любимых занятий. Поэтому к нам пришла мысль создать сервис, который бы решил проблемы планирования рациона, подсчёта БЖУ, покупки продуктов и готовки. Через две недели мы выпустили первые коробочки с питанием.

Продукт

Начальная версия питания Grow Food по сравнению с той, что получают наши клиенты сейчас, — это небо и земля. Самая первая упаковка была сделана из пенопласта. Мы сразу же дали протестировать питание друзьям, и первое, что услышали: «Меняйте коробки». Они не помещались в сумки, были слишком большими и некомпактными.

Поначалу мы думали, что всё элементарно: достаточно просто придумать меню, а приготовить в принципе может любой. Однако мы быстро поняли, что так это не работает. Нам не хотелось, чтобы сервис выглядел как какое-то крафтовое производство в домашних условиях.

Мы арендовали кухню и наняли бренд-шефа. Он перевел всё меню в техкарту, а также в сотрудничестве со спортсменами и консультантами по питанию, которых мы привлекли, разработал принципы формирования меню и приготовления продуктов.

Сейчас наше производство — это 2000 м² в Санкт-Петербурге и столько же в Москве.

Команда

Сотрудников ищем по-разному: HeadHunter, рекомендации, соцсети. У нас подобралась отличная, заряженная команда. Ребята горят идеей и действительно хотят работать, что мы очень ценим.

Сейчас в штате около 400 человек, которые распределены по следующим отделам: ИТ-разработка, производство, колл-центр, логистика, маркетинг, финансовый отдел, HR-отдел. Главная особенность в том, что мы не строим корпорацию. Мы просто от души делаем то, что нам нравится, и вместе двигаемся к общим целям. Невероятно круто, когда команда смотрит в одном направлении с тобой.

Продвижение

Бюджет на старте составил около 200 тысяч рублей, поэтому мы по максимуму задействовали своих знакомых и друзей. Как-то раз наш знакомый тренер, который также помогал в разработке меню, поехал на соревнования по бодибилдингу в Санкт-Петербург. Там в перерыве он достал коробку Grow Food, и тут же все вокруг стали расспрашивать, что это.

В числе заинтересовавшихся был чемпион России, он попросил «подписать» его на доставку в обмен на публикации в Instagram. Уже после первой записи к нам пришли десять новых клиентов. Мы поняли, что этот инструмент работает, и нашли еще 20 спортсменов с популярными аккаунтами, и таким образом создали свою сеть амбассадоров. Также в нашем случае хорошо работают тематические спортивные выставки.

Монетизация

То, что продукт будет пользоваться спросом, стало понятно сразу. Достаточно было достать коробочку Grow Food, как все вокруг начинали спрашивать, что это и как это заказать. Количество клиентов активно росло, а точки безубыточности по первому раунду инвестиций от Addventure мы достигли в январе 2017 года.

Метрики в динамике

Сейчас у нас около 6 тысяч постоянных клиентов и 1,5-2 тысячи тех, кто пользуется сервисом время от времени. Есть процент людей, которые заказывают доставку без перерывов. Есть и те, кто берёт Grow Food на протяжении месяца, а затем делает паузу сроком в одну-две недели.

Линейка тарифов начинается от 3300 (Daily, трёхразовое питание на пять дней) и доходит до 5900 рублей (Power, семиразовое питание на неделю).

Планы

Первые инвестиции мы привлекли через полгода после запуска, в нас вложился Александр Бородич. Эти деньги очень помогли на старте: мы арендовали кухню и стали подключать маркетинг. Затем через полгода я познакомился с Максимом Медведевым из Addventure. Ему понравилось то, что мы делаем, он в нас поверил, и его фонд инвестировал в Grow Food 30 млн рублей. Летом 2017 года мы подняли ещё один раунд инвестиций от Addventure — на этот раз $5 млн.

Мы собираемся расширять набор линеек, начать включать не только спортивные. Например, среди клиентов отлично «зашла» линейка сбалансированного ежедневного питания Daily. Вдобавок мы запустили новый низкобюджетный сервис Unifood. Также в планах запуск Grow Food в Краснодаре, Казани, Екатеринбурге и настройка логистики в другие города через Москву.

Мнение эксперта

Фудтех-рынок в России принято считать «горячим». С одной стороны, питание — базовая и неизменная потребность человека, за минувшие столетия формат её удовлетворения менялся куда медленнее, чем у многих других потребностей, например, общения и коммуникации.

С другой, появление на консервативном рынке питания новых технологий открывает множество свободных ниш, — и это привлекает к рынку внимание венчурных инвесторов. Но не все так гладко. Для сервисов, подобных GrowFood, несложно предсказать схожие проблемы роста.

Во-первых, это проблема с масштабированием. Производство обычно завязано на собственной кухне или инфраструктуре партнера, которая также ограничена (кроме того, при работе с партнерами может страдать качество продукции).

И если сервис решит открыть продажи в новом городе, например, в Екатеринбурге, то ему придется искать местного партнера с нужным уровнем качества, либо открывать собственное производство. Наверно, компания уже тестирует или рассматривает модель франшизы для географического масштабирования.

Во-вторых, такой сервис по мере роста может испытывать сложности с оттоком пользователей. Хорошо, если экономика позволяет окупать нового клиента уже с первых недель пользования сервисом. Но зачастую компании при активном масштабировании вынуждены тратить на привлечение пользователя существенные деньги, которые отобьются только спустя продолжительное количество времени.

А со временем процент аудитории, которая готова питаться с помощью Grow Food несколько месяцев, скорее всего, будет падать: ведь компания начинает работать не только со спортсменами, но и с массовым рынком. Массовому же клиенту питание по плану будет быстро надоедать (как и масса коробочек с собой), или он будет быстро достигать своих коротких целей (например, сбросить пару килограмм к отпуску) — и отписываться от сервиса.

С другой стороны, основатели и инвесторы Grow Food наверняка рассчитывают не только на рост рынка при выходе к массовому клиенту, но и на увеличение закупочной силы компании и другие эффекты от масштаба, что должно помочь стартапу достичь лучшей операционной эффективности.

В этом уравнении важно не упустить unit-экономику из фокуса, иначе масштабирование бизнеса быстро станет масштабированием убытков и высоким burn rate.И третья проблема, которую я вижу, — это будущая продажа такой компании, ведь не всякий инвестор, особенно в венчуре, ориентируется на дивидендную модель. Сегодня явного стратега для фудтех-стартапа такого рода на российском рынке найти непросто.

Так, компания явно будет менее интересна Mail.Ru Group (главному стратегу на рынке еды на сегодня), так как связана с офлайновыми ограничениями в производстве. Ритейлеры и производители продуктов, по моим сведениям, пока также не проявляют интереса к таким моделям, хотя они, возможно, и помогли бы им увеличить продажи собственных продуктов. Дело в том, что по сравнению с их текущими продажами этот прирост был бы незначительным.

В любом случае, я буду рад услышать о ещё одной крупной компании на рынке еды. Это хороший знак того, что развивается весь рынок. Поэтому от всей души пожелаю команде Grow Food удачи.

Павел Никонов, инвестиционный менеджер ФРИИ

Прогноз

0
95 комментариев
Написать комментарий...
Maria Mekhanik

"Идею Grow Food мы с партнёром придумали летом 2015 года, сидя в баре за кружкой пива. Мы оба спортсмены". окей)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Сразу видно, что нормальные люди, а не повернутые зожники.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Johnny Vorony

Ну это же не за ложкой "геры"?!

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Не путайте с пропагандой нездорового образа жизни. Ни для кого не секрет, что и спортсмены позволяют себе немного расслабиться.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дима Лесин

Меню и самый дешевый тариф на 5 дней напомнил анекдот:
Собака в понедельник заглядывает в миску - вау! гречка!
Во вторник заглядывает - ммм! гречка!
В среду - хм. гречка.
В четверг - гречка.
В пятницу - бл*ть, гречка!
В субботу в миске пусто.
В воскресенье в миске пусто.
В понедельник - вау! гречка!

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Гречка в меню осталась, никуда не делась и не денется. Не в таких количествах мы ее предлагаем, как вырисовывает анекдот. При оформлении заказа даем ознакомиться с подробным меню, чтобы клиент сначала сам мог решить для себя - хватит ему гречки или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Важно доставать гречку именно в коробке Grow Food (tm)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Николаевич

Сервис хороший, пользовался несколько месяцев ещё в 16 году. Надоел одинаковый рацион и обилие блюд, которые я не ем (рыба, бобы), но их темпы развития интересные. Думаю попробовать ещё раз в ближайшее время.

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Varakina

Здравствуйте, Георгий! С 2016 года у нас многое, что переменилось. В том числе и меню, в составе которого, к слову, рыбы нет совершенно. Мы получили множество отзывов от клиентов, с просьбой убрать ее из меню. Что мы, собственно, и сделали.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Макаров

Спасибо. Всё понятно. И о чём вы собираетесь писать в ближайший год об этих ребятах?

По существу. Конкуренция на рынке запредельная, кроме спортивного питания там Малышева, Санжаровская всякие толкаются. Актуально в основном для Москвы и Питера для регионов дорого. Самого интересного (цифр) нет. Там цена около 2,5к в день, а в регионах з/п 40к в месяц это хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuchumov

Цифры есть же - 6000 постоянных + 2 тысячи непостоянных, бери по среднему чеку в 4000 в неделю (16 000 в месяц), получаешь оборот в районе 64 000 000.

400 человек, даже по 40 000 рублей - это 16 000 000 рублей сразу на ФЗП.

Ну и остальное посчитать можно тоже)

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Anton Kuchumov

Цифр нет, потому что денег в этом бизнесе тоже нет по сути.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Здоровая конкуренция - хорошо для бизнеса, без нее никуда. Цены на линейки начинаются от 3200 рублей, это 5-дневный рацион питания.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuchumov

"Сейчас в штате около 400 человек, которые распределены по следующим отделам: "

"Главная особенность в том, что мы не строим корпорацию."

Дааааа, не строите XD

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Ruhtra

Так уже взлетел. Это уже не стартап. Погубить его могут только ошибки в паре и качестве как это было у пьюр протеин.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Ruhtra

*ошибки в пиаре

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vitaly Baev

Лично мы с супругой долго пользовались услугами Grow Food, однако бурный рост на инвестиционные деньги испортил сервис очень сильно (по крайней мере нам так повезло)

Дважды курьер привозил еду около часа ночи (учитывая, что мы встаём очень рано) в летний период часть рационов несмотря на все правила хранения нами была уже кислой/протухшей (особенно когда доставка на три дня)

Дважды тупо не положили 1 и 2 рациона, на просьбу доложить их в другой день пришёл ответ, что мы так не можем, можем компенсировать 100 рублей.

Несмотря на голосование в Инстаграме положили несколько раз печенку - как по мне это слишком специфичный продует и многие просто потеряли приём пищи.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

По каждому подобному случаю у нас создаются индивидуальные претензии, которые, с описанием ситуации, отправляются на производство. Если с нашей стороны какое-то упущение, то мы стараемся компенсировать его и "наказать" виновного, что позволяет все реже сталкиваться с аналогичными неприятностями.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Федоров

проследите за моим БЖУ, девушка-голем

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shiryaev

Это еще что, я не понимаю зачем печатать на контейнеров супер-качков, ведь я не хочу таким быть, я просто хотел бы нормальный рацион, а не недоуменные взгляды коллег ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrew Stoleshnikov

Ой, не. Идея кайф, но еда - пиздец. Как в школьной столовке. Лучше немного доплатить, но нормально кушать в кафешках, если уж совсем готовить лень. Горячее, вкусное, граммы пишут, бжу/калории гуглятся за секунду. Если вы не упоротый билдер, сушащий себя с 3 до 2 процентов жира, тогда нет смысла это кушать.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Пятиразовое питание в кафе низкокалорийной едой это проблематично. Но для постоянного использования GF не очень, да.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Benjamin Growfoodsupport

Как ни странно, но многие в этом смысл находят. И большинство из них - не "упоротые билдеры". Питаться в кафе? - Пожалуйста. Готовить самостоятельно? - Замечательно! Если нет ни желания, ни времени на кухонные хлопоты, то мы просто готовы предоставить альтернативу в виде нашего сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Toxuch Tut

Ничего здорового в этом питании нет. Сервис для нищебродов. Низкое качество по низкой цене. Хотя чего еще можно ожидать от сервиса за 5к.
Полное отсутствие свежих овощей и фруктов + вонь несвежести из холодильника, где стоят коробки.
Почти все конкуренты делают их по качеству (но и по ценам тоже) - так что для сохранения здоровья лучше юзать их или готовить самим.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Есть линейки стоимостью от 3200 до 6900 рублей. Называть наших клиентов "нищебродами" - пожалуй, лишнее. Стараемся учитывать меру финансовой распущенности каждого, кто может быть заинтересован в правильном питании.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александр

Да, еда часто пахнет говном, это факт. Ещё гигнские кучи пластика отправляются в урну и убивают экологию.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Для переработки пластика существуют специальные учреждения. Мы используем пластик, который без проблем поддается переработке. Вот это факт. А чем пахнет еда - это Ваше субъективное мнение, весьма утрированное.

Ответить
Развернуть ветку
Alex P

Удивлен количеством людей, которым лень оторвать задницу, закупиться в магазине и приготовить нормальной еды себе дома.
(Конечно же, все занятые с 6 утра до ночи и ценят свое время, поэтому жрут дерьмо втридорога)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Бусел

Просыпаюсь в шесть. В семь двадцать уже еду на работу. Домой приезжаю в девять часов вечера. Если я хочу спать семь часов, то у меня остаётся два часа. Вы предлагаете потратить их на поход в магазин и готовку?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Алекс, мне когда диету расписали из 15-20-ти наименований продуктов, которые я никогда в жизни не то что не пробовал, а и не видел, я тоже первым делом спросил - а кто это будет готовить и сколько это хранится? На этом и закончилось.

Полноценная еда (свежая), готовится средними или большими порциями, и по-хорошему должна тут же и быть съеденной ...

Но собственного повара (кухарку), к сожалению, не все могут себе позволить.

А _все_ остальное можно смело считать нездоровым питанием :(

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Все хочу попробовать. Коллеги юзали. Отзывались больше положительно.

Ответить
Развернуть ветку
Алиночка Кочера

Только мы не знаем главного, на сколько там здоровое питание, никто не станет делать так как дома, это экономически не выгодно будет:
- замачивают ли в соленой воде овощи (нитраты)
- замачивают ли в соленой воде крупы (фитин)
- вырезают ли сердцевину у овощей
- какие масла используют
- а если готовят на масле...... то как часто меняют...
- качество ингридиентов
- состав приправ
- окисляются ли продукты, лежат ли на свету
- промывают ли многократно крупы
- есть ли консерванты

100% это никто делать вам не станет.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Benjamin Growfoodsupport

Всегда готовы помочь с выбором линейки и оформлением заказа. Любые отзывы всегда имеют место быть - как положительные, так и отрицательные. Попробуйте, и у Вас образуется собственное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Kalinin

Как раз ищу похожий сервис. Спасибо всем, GF пробовать не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Лесин

буквально минут 20 назад видел в ВК рекламу сервиса, где для студентов доставляют еду за 1100-1300 в неделю )

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Benjamin Growfoodsupport

Ваше право, конечно. Если вывод был сделан на основе вышенаписанных отзывов, то могу предложить пачку-другую таких же, только положительных. В любом случае, свое мнение у Вас сложится только если сами попробуете на вкус предмет спора.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктор Бусел

Заказывал на неделю. Еда как из столовки. Самый эпик был с яйцами пашот. Яйца просто залили в сувит и сварили в крутую. Плюс изжога была. Заботы ноль. Единственный плюс - оплата по карте. Ушёл к конкурентам.

По деньгам сейчас плачу 36 600₽ за пять недель на двоих. Доволен как слон. В магазин только в выходные захожу. В день около 2 часов экономии.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Baev

А к кому ушли, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Renat Badgiev

Виктор, в кому ушли? Напишите плиз в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Не позиционируем себя как гастрономически первоклассный сервис с ресторанными изысками. Еда довольно простая, но не примитивная, разнообразная. Сейчас уже около 70 блюд в неделю для каждой линейки.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yury Molodtsov

GrowFood как-то слабо собирает фидбек на самом деле.
Сервисы в США, работающие по подписке хоть в плане еды, хоть в плане одежды, обычно стараются в конце каждого периода дать фидбек, поставить оценку каждому пункту.
GrowFood можно только голосом сказать, что никому не сдалось их гороховое пюре с мятой, хватит его класть.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Юрий, у каждого клиента есть доступ в личный кабинет, в котором он, при желании, может оценить любые блюда. На основе оценок составляется и меню. Также отзывы в нашей группе не остаются без внимания, все обрабатываются и заносятся в базу.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alen Altman

Дело в том, что с приходом интернета всё в мире приходит к автоматизации. Я думаю, вы согласитесь с тем, что в ближайшие 20 лет в доме будет холодильник с интегрированным счётчиком БЖУ, продуктов, уровнем заполняемости и подпиской на: Delivery Club, UberEats, GrowFood и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

"Любовь к трем цукербринам" рисует нам другое будущее - больше похожее на Матрицу.
Зачем эти промежуточные этапы с холодильником, если питательную массу можно подавать через трубочку?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Валерий Абрамов

Пробовал очень много подобных доставщиков здорового питания. Могу сказать, что у GF - одно из лучших предложений цена/вкус. Так же приятные славянские курьеры. Тем не менее, тоже делаю паузы в заказах, ибо приедается и не все идет в удовольствие. (например супы не всегда с собой удобно брать (хотя вкусные), мясные рулеты так себе, в "цезаре роле" какая-то ужасная приправа (типа кинзы), кус-кус и бесконечные омлеты на завтрак достали) Обещали ввести "кастомное" меню - то есть самому можно будет миксовать блюда. Вот жду. Удачи ребятам!

Ответить
Развернуть ветку
Антон И.П.

Да кастомного меню не хватает. Через месяц омлеты, курица и индейка уже не лезет (разве только копченая). Поэтому 1 из 3-4 ежедневных коробочек в итоге улетает в урну. И приходится делать перерывы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Benjamin Growfoodsupport

Спасибо за объективный отзыв! На счет кастомного меню - мы на данном этапе стараемся учитывать предпочтения клиентов, для это существует личный кабинет с возможностью указать рейтинг для каждого блюда. Этот рейтинг напрямую влияет на состав меню, т.к. низкорейтинговые блюда надолго в нем не задерживаются.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

До сих пор не поддерживают карты наЛанч, в Питере очень актуально

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Есть ещё конкуренция. Например, Gym Meal. У них выходит подешевле, особенно если оплатить сразу месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

Мы тоже предлагаем программы лояльности, скидки для клиентов, приобретающих абонементы на 2,3 или 4 недели.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Denisov

Нда, комменты наглядно свидетельствуют, что если продукт хреновый, то на это сразу укажут в 21 веке. Где маркетологи чудо-корма? Где их оперативные ответы? Или все - KPI выполнены перед начальством, статья опубликована и все забили?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Лесин

Это рекламный пост ФРИИ. Они рекламируются перед запуском акселератора.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Benjamin Growfoodsupport

Хотелось бы отвечать быстрее. Фронтов много, везде нужно успеть.

Ответить
Развернуть ветку
92 комментария
Раскрывать всегда