{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Grow Food Статьи редакции

Сервис для доставки правильного питания, рассчитанный на людей, которые занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни.

Запуск

Идею Grow Food мы с партнёром придумали летом 2015 года, сидя в баре за кружкой пива. Мы оба спортсмены — любим силовые нагрузки и хорошую еду. Но готовка и покупка продуктов точно не входит в список любимых занятий. Поэтому к нам пришла мысль создать сервис, который бы решил проблемы планирования рациона, подсчёта БЖУ, покупки продуктов и готовки. Через две недели мы выпустили первые коробочки с питанием.

Продукт

Начальная версия питания Grow Food по сравнению с той, что получают наши клиенты сейчас, — это небо и земля. Самая первая упаковка была сделана из пенопласта. Мы сразу же дали протестировать питание друзьям, и первое, что услышали: «Меняйте коробки». Они не помещались в сумки, были слишком большими и некомпактными.

Поначалу мы думали, что всё элементарно: достаточно просто придумать меню, а приготовить в принципе может любой. Однако мы быстро поняли, что так это не работает. Нам не хотелось, чтобы сервис выглядел как какое-то крафтовое производство в домашних условиях.

Мы арендовали кухню и наняли бренд-шефа. Он перевел всё меню в техкарту, а также в сотрудничестве со спортсменами и консультантами по питанию, которых мы привлекли, разработал принципы формирования меню и приготовления продуктов.

Сейчас наше производство — это 2000 м² в Санкт-Петербурге и столько же в Москве.

Команда

Сотрудников ищем по-разному: HeadHunter, рекомендации, соцсети. У нас подобралась отличная, заряженная команда. Ребята горят идеей и действительно хотят работать, что мы очень ценим.

Сейчас в штате около 400 человек, которые распределены по следующим отделам: ИТ-разработка, производство, колл-центр, логистика, маркетинг, финансовый отдел, HR-отдел. Главная особенность в том, что мы не строим корпорацию. Мы просто от души делаем то, что нам нравится, и вместе двигаемся к общим целям. Невероятно круто, когда команда смотрит в одном направлении с тобой.

Продвижение

Бюджет на старте составил около 200 тысяч рублей, поэтому мы по максимуму задействовали своих знакомых и друзей. Как-то раз наш знакомый тренер, который также помогал в разработке меню, поехал на соревнования по бодибилдингу в Санкт-Петербург. Там в перерыве он достал коробку Grow Food, и тут же все вокруг стали расспрашивать, что это.

В числе заинтересовавшихся был чемпион России, он попросил «подписать» его на доставку в обмен на публикации в Instagram. Уже после первой записи к нам пришли десять новых клиентов. Мы поняли, что этот инструмент работает, и нашли еще 20 спортсменов с популярными аккаунтами, и таким образом создали свою сеть амбассадоров. Также в нашем случае хорошо работают тематические спортивные выставки.

Монетизация

То, что продукт будет пользоваться спросом, стало понятно сразу. Достаточно было достать коробочку Grow Food, как все вокруг начинали спрашивать, что это и как это заказать. Количество клиентов активно росло, а точки безубыточности по первому раунду инвестиций от Addventure мы достигли в январе 2017 года.

Метрики в динамике

Сейчас у нас около 6 тысяч постоянных клиентов и 1,5-2 тысячи тех, кто пользуется сервисом время от времени. Есть процент людей, которые заказывают доставку без перерывов. Есть и те, кто берёт Grow Food на протяжении месяца, а затем делает паузу сроком в одну-две недели.

Линейка тарифов начинается от 3300 (Daily, трёхразовое питание на пять дней) и доходит до 5900 рублей (Power, семиразовое питание на неделю).

Планы

Первые инвестиции мы привлекли через полгода после запуска, в нас вложился Александр Бородич. Эти деньги очень помогли на старте: мы арендовали кухню и стали подключать маркетинг. Затем через полгода я познакомился с Максимом Медведевым из Addventure. Ему понравилось то, что мы делаем, он в нас поверил, и его фонд инвестировал в Grow Food 30 млн рублей. Летом 2017 года мы подняли ещё один раунд инвестиций от Addventure — на этот раз $5 млн.

Мы собираемся расширять набор линеек, начать включать не только спортивные. Например, среди клиентов отлично «зашла» линейка сбалансированного ежедневного питания Daily. Вдобавок мы запустили новый низкобюджетный сервис Unifood. Также в планах запуск Grow Food в Краснодаре, Казани, Екатеринбурге и настройка логистики в другие города через Москву.

Мнение эксперта

Фудтех-рынок в России принято считать «горячим». С одной стороны, питание — базовая и неизменная потребность человека, за минувшие столетия формат её удовлетворения менялся куда медленнее, чем у многих других потребностей, например, общения и коммуникации.

С другой, появление на консервативном рынке питания новых технологий открывает множество свободных ниш, — и это привлекает к рынку внимание венчурных инвесторов. Но не все так гладко. Для сервисов, подобных GrowFood, несложно предсказать схожие проблемы роста.

Во-первых, это проблема с масштабированием. Производство обычно завязано на собственной кухне или инфраструктуре партнера, которая также ограничена (кроме того, при работе с партнерами может страдать качество продукции).

И если сервис решит открыть продажи в новом городе, например, в Екатеринбурге, то ему придется искать местного партнера с нужным уровнем качества, либо открывать собственное производство. Наверно, компания уже тестирует или рассматривает модель франшизы для географического масштабирования.

Во-вторых, такой сервис по мере роста может испытывать сложности с оттоком пользователей. Хорошо, если экономика позволяет окупать нового клиента уже с первых недель пользования сервисом. Но зачастую компании при активном масштабировании вынуждены тратить на привлечение пользователя существенные деньги, которые отобьются только спустя продолжительное количество времени.

А со временем процент аудитории, которая готова питаться с помощью Grow Food несколько месяцев, скорее всего, будет падать: ведь компания начинает работать не только со спортсменами, но и с массовым рынком. Массовому же клиенту питание по плану будет быстро надоедать (как и масса коробочек с собой), или он будет быстро достигать своих коротких целей (например, сбросить пару килограмм к отпуску) — и отписываться от сервиса.

С другой стороны, основатели и инвесторы Grow Food наверняка рассчитывают не только на рост рынка при выходе к массовому клиенту, но и на увеличение закупочной силы компании и другие эффекты от масштаба, что должно помочь стартапу достичь лучшей операционной эффективности.

В этом уравнении важно не упустить unit-экономику из фокуса, иначе масштабирование бизнеса быстро станет масштабированием убытков и высоким burn rate.И третья проблема, которую я вижу, — это будущая продажа такой компании, ведь не всякий инвестор, особенно в венчуре, ориентируется на дивидендную модель. Сегодня явного стратега для фудтех-стартапа такого рода на российском рынке найти непросто.

Так, компания явно будет менее интересна Mail.Ru Group (главному стратегу на рынке еды на сегодня), так как связана с офлайновыми ограничениями в производстве. Ритейлеры и производители продуктов, по моим сведениям, пока также не проявляют интереса к таким моделям, хотя они, возможно, и помогли бы им увеличить продажи собственных продуктов. Дело в том, что по сравнению с их текущими продажами этот прирост был бы незначительным.

В любом случае, я буду рад услышать о ещё одной крупной компании на рынке еды. Это хороший знак того, что развивается весь рынок. Поэтому от всей души пожелаю команде Grow Food удачи.

Павел Никонов, инвестиционный менеджер ФРИИ

Прогноз

0
95 комментариев
Написать комментарий...
Vitaly Baev

Лично мы с супругой долго пользовались услугами Grow Food, однако бурный рост на инвестиционные деньги испортил сервис очень сильно (по крайней мере нам так повезло)

Дважды курьер привозил еду около часа ночи (учитывая, что мы встаём очень рано) в летний период часть рационов несмотря на все правила хранения нами была уже кислой/протухшей (особенно когда доставка на три дня)

Дважды тупо не положили 1 и 2 рациона, на просьбу доложить их в другой день пришёл ответ, что мы так не можем, можем компенсировать 100 рублей.

Несмотря на голосование в Инстаграме положили несколько раз печенку - как по мне это слишком специфичный продует и многие просто потеряли приём пищи.

Ответить
Развернуть ветку
Benjamin Growfoodsupport

По каждому подобному случаю у нас создаются индивидуальные претензии, которые, с описанием ситуации, отправляются на производство. Если с нашей стороны какое-то упущение, то мы стараемся компенсировать его и "наказать" виновного, что позволяет все реже сталкиваться с аналогичными неприятностями.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Baev

Донесите это тогда до вашей службы поддержки, потому что нам ничего такого не предлагали. На все наши многочисленные жалобы операторы только пожимали плечами и извинялись.

Ответить
Развернуть ветку
92 комментария
Раскрывать всегда