Работай на бедных

Как за два года построить онлайн-брокер и получать доход 20 000 000 рублей в месяц на займах до зарплаты и кредитных карточках.

Коротко о проекте

Finspin — финансовая онлайн-платформа или маркетплейс. Она объединяет крупнейших владельцев данных (телеком-операторы, программатик-платформы, интернет-провайдеры и т.д.) и финансовые компании с кредитными продуктами любого уровня. Например, микрозаймами, потребительскими кредитами или кредитными картами.

Для поиска клиентов, расчета их намерения взять кредит, и анализа кредитных возможностей заемщиков мы используем технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. Наша цель — предложить клиенту такой кредит и тогда, когда он хочет и может его получить с большой долей вероятности.

Маркетинговые партнеры Finspin — это крупнейшие владельцы данных в стране. Они обладают широкими возможностями коммуникации с пользователями. Это телеком-операторы, интернет сервисные компании, eCommerce и платежные системы. Вот, что происходит дальше:

  • Кредитор предлагает свои продукты — микрозаймы, потребительские кредиты и кредитные карты.
  • Маркетинговый партнер проводит маркетинговую коммуникацию на собственном рекламном инвентаре (SMS, виджеты цифровых витрин, RTB закупки и т.п.). Затем клиент переходит на нашу платформу.
  • Finspin анкетирует заемщика, собирает необходимые согласия, проводит скоринг (первичную оценку) заемщика, подбирает ему кредитный продукт и кредитора. В общем, Finspin — это кредитный брокер. Только современный, автоматизированный и в онлайне.

___

Кредитный брокер — это посредник между кредитором и заемщиком. Он помогает заемщику подобрать и получить кредит. За последние десять лет брокеры серьезно эволюционировали.

Пример интеграции сервиса в экосистемы маркетинговых партнеров
Пример интеграции сервиса в экосистемы маркетинговых партнеров

Эволюция брокера

В начале нулевых, когда вы приходили в магазин бытовой техники, автосалон или офис застройщика, и не могли позволить себе купить товар за наличные, вам надо было пройти долгий путь.

Сначала вы выписывали заявку. Потом с этой заявкой шли в банк и некоторое время ждали его решения. Затем получали одобрение или отказ, возвращались в магазин, на чей счет уже была перечислена необходимая сумма. Это было неудобно никому.

Покупателю приходилось днями (или неделями) ждать решения банка. Продавец терял покупателей, а с ними и прибыль.

Затем кредиторы стали конкурировать за клиентов из магазинов. Низкие риски, целевое расходование средств, часто покупки совершались под залог имущества. Они посадили своих людей прямо в точках продаж. Приходя в условный магазин «Эльдорадо» или салон «Рено» вы видели там три-четыре стойки крупных федеральных кредиторов. Осуществить покупку в кредит стало значительно проще. Можно было подать заявку сразу во все представительства и получить решение здесь же. Правда, на каждого представителя вам нужно было потратить 10 — 15 минут. И еще час ждать решения. Но в целом покупка могла завершиться в день обращения в точку продаж.

Кризис 2008 года заставил банки оптимизировать лишние затраты. Теперь в точке продаж сидел уже только один человек — кредитный специалист, брокер. Он был подключен сразу к нескольким банкам. Заполнял одну анкету и она разлеталась нескольким кредиторам. Заемщик получил возможность не только оформить кредит, но и выбрать наиболее выгодные условия. Конкурентную борьбу выигрывал тот банк, кто быстрее принимал решение о выдаче и условиях кредитования. Заемщику стало еще удобнее.

Примерно с 2014 года своими кредитными инспекторами — или брокерами — обзавелись даже застройщики.

___

В течение всего времени существования рынка потребительского кредитования в России заемщика терзает одни и те же «боли» — чтобы получить кредит, надо многократно выполнить одно и то же действие. Заполнить заявку, указать все свои данные, дождаться ответа кредитора. Сравнить условия. Получить деньги. Процесс этот затягивается по времени. Требует выхода в оффлайн. Похода в отделение, подписания бумаг. В XXI веке это неудобно и странно.

Сейчас банки и МФО (микро-финансовые организации) довольно активно осваивают онлайн. Отчасти они готовы оказывать свои услуги в реальном времени. К этому же готовы заемщики. Потребление финансовых услуг через интернет становится нормой. Если взять именно МФО, доля займов, оформленных через онлайн уже превысила количество кредитов, оформленных в офисах. И продолжает уверенный рост.

Почему мы решили сделать это

Наша компания на рынке с 2008 года. Она начиналась как классический ипотечный брокер. В 2009 году была создана онлайн-платформа для работы оффлайн-брокеров. Она включала в себя сервисы по привлечению и проверке клиента. Позже там был реализован функционал передачи заявок от клиентов брокеров напрямую в МФО.

В 2016 году мы почувствовали, что «точка кипения» близко. Рынку нужен полноценный онлайн-брокер. Несмотря на то, что других компаний на российском рынке не было — они были только на западе — решили построить именно такой сервис.

  • Заемщик получает окончательное решение — и деньги! — от одного из нескольких кредиторов, заполнив всего одну анкету.
  • Владельцы данных — например, телеком-компании — получают возможность дополнительной монетизации своей клиентской базы.
  • Кредиторы получают целевой трафик, клиента, который точно подходит под заданные параметры, не тратит деньги на работу с лишними заявками.
Создание маркетплейсов — тренд 2015-2016 годов
Создание маркетплейсов — тренд 2015-2016 годов

Первым продуктом стали микрозаймы или займы «до зарплаты». Просто потому что сектор МФО был готов к этому технологически, а банки — нет. До сих пор из 100 ведущих банков технология API, позволяющая интегрироваться с онлайн-брокерами, есть только у 4-5.

___

Микрозаймы — сложный продукт. С одной стороны, они действительно помогают людям продержаться до зарплаты, в случае задержки, купить самое необходимое, продукты питания или лекарства. С другой стороны российский заемщик часто использует микрозаймы для покупки «удовольствий», на которые он не заработал.

Как это работает

Пользователь попадает на страницу Finspin. Заполняет короткую анкету в 6 полей. Дает свое согласие на проверку данных и проходит предварительный скоринг (прескоринг). Цель прескоринга — выяснить, есть у заемщика просрочки в кредитной истории или нет. Просрочка до 30 дней кредит в МФО получить позволяет. Более длительная просрочка — нет. Если просрочек нет или она минимальна, анкета пользователя отправляется кредиторам. Так мы узнаем, повторный для них это клиент или первичный. За первичных клиентов нам платят больше, чем за повторных.

<i> Схема работы сервиса</i>
Схема работы сервиса

Затем анкета отправляется кредиторам по принципу каскада: один кредитор → решение отрицательное → другой кредитор → решение отрицательное → третий кредитор → решение положительное. Если клиент получает одобрение, он переходит в личный кабинет кредитора, где ему остается только пройти дополнительную проверку личности, указать СНИЛС или ИНН, платежные реквизиты, и получить деньги.

В каскаде кредиторы расставлены, исходя из количества одобрений. Те кредиторы, которые чаще одобряют наших клиентов и дают наибольший профит для сервиса, стоят по каскаду выше.

Та же схема, но подробнее
Та же схема, но подробнее

___

Можно отправлять заявки веерно, сразу всем кредиторам, подключенным к брокерам. Однако это невыгодно ни заемщику, ни кредитору. Каждый кредитор запрашивает кредитную историю заемщика, и от нескольких одновременных запросов она портится. Кредиторы тратят деньги на проверку заемщика. Выгоднее тратить деньги только на тех клиентов, которые хотя бы гипотетически могут забрать кредит.

Сколько мы зарабатываем

Сейчас к платформе подключено 10 кредиторов по API и еще 7 представлены реферальными ссылками. Средний микрозайм составляет 11 000 рублей. Через нас пользователи оформляют от 7 000 до 10 000 займов в месяц. В среднем один полученный займ приносит компании 2 000 рублей. 30% клиентов приходят на Finspin повторно. Просто потому, что не надо еще раз заполнять анкету, вводить и подтверждать данные. Остается указать сумму и выбрать срок кредита.

___

Операторы данных — телекомы — через брокера получают дополнительный доход на абонента. Раньше телекомы были заняты формированием клиентской базы. Теперь это потеряло смысл. Средний чек на клиента не растет. Однако базы сформировались и это огромный объем данных. А как говорит Герман Оскарович Греф, данные — это новая нефть. Они у телекомов есть. Один из способов монетизации — финансовые сервисы. Например, подбор кредита, исходя из данных клиента. Если данные — это нефть, мы помогаем телекомам сделать из этой нефти бензин. Но важно и то, что пользователь получает новый релевантный сервис прямо в среде нашего партнера. Так что этот бизнес не только про деньги, он еще про удобство для клиента и развитие рынка в целом.

<i>Количество выданных через Finspin кредитов за последний год</i> Павел Бабушкин
Количество выданных через Finspin кредитов за последний год Павел Бабушкин

Сколько стоит сделать такой же проект

MVP (minimum viable product) нам удалось сделать за 3 месяца и $100 000. Мы запустили проект с двумя маркетинговыми партнерами — телеком компаниями — и двумя МФО на борту.

Еще полгода ушло на договоренности между всеми сторонами процесса кредитования. Поскольку это работа с персональными данными, федеральным кредитным законодательством. 6 месяцев над юридической конструкцией работали лучшие юристы телекомов, кредитных компаний, в том числе мы консультировались со специалистами из ЦБ.

___

Еще один участник рынка кредитования — вебмастера. Они поставляют кредитные заявки (лиды) кредиторам. Мы закупаем трафик у web-мастеров, он хорошо конвертируется в заполненную анкету, хотя он и ниже качеством, чем в телекомах: людям из этого канала нужен любой кредит на любых условиях.

За два года работы наши инвестиции в проект составили $ 1 000 000. При том, что у нас был опыт, технологии и инфраструктурный партнер, который имел опыт работы в сфере онлайн-кредитования как в России, так и за рубежом.

Если у вас крепкая IT-компания, есть компетенции в работе с Big Data и machine learning, вам потребуется примерно столько же денег — около $ 1 000 000 — и 2-3 года работы, в течение которых вы будете накапливать знания: рынка, законодательства, маркетинговых партнеров.

Перспективы развития онлайн-брокеров

У нас очень развитый банковский сектор. Несмотря на юный возраст, сектору удалось вовлечь в банкинг большое количество людей. 55 млн человек выплачивают кредит прямо сейчас (IV квартал 2018). Бюро кредитных историй хранят данные 70 — 80 миллионов человек. Это почти каждый трудоспособный гражданин России.

___

Наша практика показывает, что пока к сотрудничеству с онлайн-брокерами больше готовы МФО. Но банки обязательно подтянутся. Их продуктов будет больше. В том числе и на FinSpin. Сначала кредитные карты и потребительские кредиты, затем автомобильные и ипотечные программы.

Развитие онлайн-брокеров выгодно всем участникам процесса кредитования. Заемщик получает окончательное — а не предварительное или примерное — решение сразу нескольких кредиторов, заполнив всего одну анкету. Конкретная сумма, ставка, размер переплаты. Кредитор получает целевой трафик, на привлечение которого и обработку не нужно тратить лишние деньги. Они научатся конкурировать между собой, ускорятся в развитии, станут более прозрачными и удобными для клиентов. А значит, получат дополнительное преимущество.

Компании, обеспечивающие поток клиентов (например, телекомы) смогут генерировать больший трафик, зарабатывать на этом. По прогнозам OneFactor к 2020 году телекомы смогут зарабатывать на обработке данных до 4% своей выручки.

Рынок кредитования точно пойдет в онлайн. Частично, кредитование уже там. За счет POS-кредитов и микрозаймов. Ведь часто микрофинансовые компании основаны молодыми и «бесстрашными» людьми, обладающими IT-компетенциями. Они сразу строят компании с развитыми API-решениями. Все, что им требовалось, чтобы подключиться, например, к Finspin, — настроить свое API под нас.

И большие банки понимают, что это нонсенс в 2018 году получать лид, звонить по нему, звать человека в офис, чтобы там он заполнил анкету, отправлять домой, снова звать в офис, чтобы выдать кредит. Банки разработают API — сначала лидеры, затем остальные банки — и будут выдавать деньги онлайн.

Этому способствуют и действия центрального банка. Прямо сейчас регулятор создает инфраструктуру, маркетплейс для кредиторов, а при ней базу биометрических данных. Когда технологическое ограничение будет снято, законодательно будут прописаны нормы удаленной идентификации и банки смогут выдавать кредиты полностью онлайн.

В итоге появится несколько крупных онлайн брокеров — таких, как наш сервис, мастер подбора кредитов banki.ru, банк Тинькофф, который и сейчас работает как брокер по ипотеке — и мы вступим в новую эру развития кредитного рынка.

И кажется, это будет интересно.

 Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
2 комментария

То есть выбрать лучшие условия нельзя? А лучшие ваши партнеры - это партнеры с наибольшей ставкой(иначе как вам больше заработать). То что портится кредитная история это смешная отговорка, конечно. Нет, спасибо.

1
Ответить

Прямо сейчас выбрать лучшие условия нельзя. Но это вопрос про то что всё сделать сразу не получается. Через пару месяцев у пользователя будет опция продолжить поиск кредита, если его не устроило первое предложение. И дело тут не в жадности, мы конечно можем показывать самый выгодный для нас офер, но если клиент его не будет забирать, то толку от этого будет мало.

Ответить