«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Привет, vc.ru! Меня зовут Миша Янович, я работаю в «Яндекс.Практикуме». Мы делаем образовательный сервис, который помогает получить новую профессию. Первыми запустили курсы по фронтенду и аналитике данных.

Перед созданием сервиса мы провели около ста интервью со студентами разных онлайн-курсов. Условно мы разделили их на три сегмента.

  • Искатели — любят познавать новое и учатся ради того, чтобы учиться. Чёткой цели в обучении у них нет.
  • Смежники — уже работают маркетологами, дизайнерами или менеджерами продукта. Хотят прокачаться в аналитике и программировании, чтобы повысить свою профессиональную ценность и лучше понимать коллег.
  • Будущие профессионалы — учатся, чтобы поменять работу, зарабатывать больше и самореализоваться.

Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию. И во время интервью мы пытались прочувствовать, что в обучении давалось им особенно тяжело. В результате мы разделили сегмент на две группы.

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

С каждой историей мы всё больше убеждались, что пол, возраст, склад ума, прошлая профессия не могут быть барьерами для того, чтобы получить новые навыки. Мешают другие проблемы, и они связаны с образовательным процессом:

  • учиться скучно;
  • сложно, а иногда — внезапно сложно;
  • нет уверенности, получится или нет;
  • а если получится — понравится это или нет.

Эти проблемы мы пытаемся решить в «Яндекс.Практикуме». Я проведу по курсу и расскажу, как мы это делаем.

Увлекательный контент против скуки

Огромное количество онлайн-курсов и вебинаров обещают прекрасное будущее. Их лендинги открывают образовательный гештальт и дают человеку ощущение, что новая профессия совсем близко. Само по себе это здорово, и те, кто может влюбить в идею, — большие молодцы.

Между тем только 10–13% студентов доходят до конца открытых курсов. Все остальные не могут продраться через неудобный образовательный дизайн и не очень увлечённых преподавателей. Или не могут справиться со сложными заданиями, разочаровываются в себе и бросают.

Накладывают отпечаток и две образовательные травмы:

  • приобретённая незаинтересованность;
  • выученная беспомощность.

В разной степени с ними сталкиваются все, кто чему-то учились.

Приобретённая незаинтересованность возникает, когда мы работаем со сложным и скучным контентом, а выученная образовательная беспомощность — когда получаем травмирующую обратную связь. Вспомните ситуации, когда преподаватель не вникал в ход решения задачи и сразу ставил плохую оценку. Или когда начальник кричал, хотя сам не разобрался в вопросе и был неправ.

Так постепенно появлялась мысль, что учиться скучно. Да и, видимо, склад ума неправильный, раз не получается.

Наша цель в «Яндекс.Практикуме» не просто влюбить в профессию обещаниями на лендингах, а довести студента до конца и дать билет в профессию. Мы в ответе за образовательный гештальт, который открываем.

Проблему «скучно» мы решаем с помощью увлекательного контента.

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Самую сложную теорию мы подаём на простых примерах. В этом мы вдохновлялись научно-популярными книгами и видео, где учёные на пальцах объясняют устройство Вселенной. Смотришь их и думаешь: «Надо же, почему я раньше этого не понимал». За пять минут становится ясно то, что не смогли объяснить все учебники по физике.

В «Яндекс.Практикуме» мы учимся вызывать такую же реакцию. Одно и то же явление можно объяснить по-разному.

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути
Первое знакомство пользователя с HTML
Первое знакомство пользователя с HTML

У студента нет задачи распутывать сложные объяснения. Наоборот, контент должен помогать двигаться в обучении дальше.

Наш главный посыл такой: если студент прикладывает усилия для обучения и инвестирует достаточно времени, но не может дойти до конца и получить билет в профессию, это проблема нашего сервиса. Сейчас проходит бета-тестирование курса для фронтенд-разработчика и аналитика данных. Мы видим, где студенты спотыкаются, и тут же на лету работаем с контентом и делаем его понятнее.

Постепенно нарастающая нагрузка

Часто обучение новому выглядит так: ребёнку дают ведёрко, просят насыпать в него песка, перевернуть и постучать сверху — получается башенка. А потом говорят: «Иди и строй настоящую башню». В этот момент большинство людей фрустрирует, мозг даёт им сигнал: «Это слишком сложно и не для меня».

Вот эта шутка хорошо иллюстрирует образовательный процесс:

Арифметика для начинающих <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fabstrusegoose.com%2F474&postId=59189" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">с сайта abstrusegoose.com</a>
Арифметика для начинающих с сайта abstrusegoose.com

Чтобы процесс обучения не казался безнадёжно бесконечным, мы разделили каждую профессию на несколько спринтов. Например, фронтенд-разработчик проходит профессию за десять спринтов. Каждый спринт — отдельный образовательный процесс.

Студент начинает курс с простого задания в тренажёре. Он подставляет нужный код в нужные строчки, и через десять минут у него получается страница с поисковой строкой «Яндекса».

Дальше студент изучает теорию и прорабатывает её в заданиях. Постепенно они усложняются, но каждые 3–5 минут студент получает результат.

В тренажёре студент пишет свою первую страницу, пока простую. Это его первая победа, а лучшая терапия в образовательном процессе — победы.

В тренажёре студент изучает основы HTML и CSS, теги и стили, собирает первые страницы

Дальше он переходит на следующий уровень и начинает писать страницы с нуля.

Помощь в пустыне отчаяния

Студент может столкнуться со сложным заданием, не справиться, разочароваться в себе и бросить. Через такой этап проходят все, кто учится, это нормально.

Условно мы делим процесс обучения на четыре этапа: медовый месяц, скалу смятения, пустыню отчаяния, подъём благоговения. Терминологию мы подсмотрели в материале Viking Code School. Примерно это выглядит так:

«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути

Медовый месяц — работа в тренажёре, когда одна победа подкрепляет другую. Потом студент скатывается со скалы смятения: теперь всё нужно делать с чистого листа и самому писать код. А дальше — бесконечная пустыня отчаяния. Вокруг множество источников информации, но ни один из них не помогает решать сложные задачи.

Студент понимает, что он никогда не сможет выучить всё и стать полноценным программистом. В этот момент появляется наставник. Он нужен, чтобы студент не погиб в пустыне отчаяния.

Наставник не ждёт, пока студент разуверится в себе и поймёт, что эта профессия не для него. Он пропитывает мыслью, что для развития в карьере важно признавать, что чего-то не знаешь. Наставник учит обращаться за помощью и задавать правильные вопросы.

Наставники помогают развивать коммуникацию, коллаборацию, критическое мышление, креативность — навыки, без которых сложно будет в настоящей рабочей среде.

При общении со студентом наставник не даёт готовые советы и не становится отвечалкой на вопросы. Ему важно научить студента справляться с трудностями самому, ведь на работе не будет тренажёра и постоянной поддержки.

Студент столкнулся со сложной задачей. Наставник начинает с вопросов: «Расскажи, в чём твоя задача и проблема? Что ты уже делал, чтобы справиться с ней? У кого спрашивал? Что тебе сказали?».

Наставник не даёт конкретных ответов, но рассказывает, как сам действует в подобных ситуациях: «Когда я сталкиваюсь с таким, иду за ответом туда, разрезаю задачу на куски или делаю так. Как бы поступил ты?». Наставник даёт не решения, а инструменты. Он помогает отрефлексировать полученные знания и опыт.

Главная задача наставника — чтобы у студента появилось понимание, как выбраться из пустыни отчаяния.

Наставник учится давать развивающую обратную связь, без высокомерия и грубости направлять студентов, учить критическому мышлению. Цель наставника — самостоятельные выпускники, которые продолжают развиваться и изучать новое, но уже на работе.

Оценка своих сил

Чтобы человек мог оценить свои силы, мы разделили курс на две части: бесплатную и платную. Бесплатная — двадцать часов в тренажёре для изучения базовых навыков. Дальше — платная часть: практика и погружение в рабочую среду.

Работа с тренажёром отличается от реального рабочего процесса. В тренажёре человек чувствует себя героем, у него всё получается. На работе всё по-другому. Его ждут жёсткая обратная связь от старших коллег «Что за костыли ты тут придумал!» и реальные задачи, которых не было в тренажёре.

Во время курса мы постепенно уводим студента от тренажёра и погружаем в рабочую среду: написание кода в Visual Studio Code, обсуждение рабочих нюансов в Slack и двухнедельные спринты с выполнением проектов. Готовый проект проверяет код-ревьюер и оставляет отзыв с комментариями и замечаниями.

Пример одной страницы из задания

На старте мы честно сообщаем, что придётся тратить примерно десять часов в неделю и соблюдать дедлайны. Это наше негласное соглашение со студентами. Мы не ручаемся дать билет в профессию всем, кто зайдёт в бесплатный тренажёр. Но мы в ответе за тех студентов, которые готовы прикладывать усилия и справляться с трудностями.

Если студент ещё не закончил бесплатный курс и сразу хочет подписаться на платную версию, мы не возьмём деньги до окончания бесплатного курса. Нам важно, чтобы студент ощутил нагрузку и осознал, что для обучения придётся прикладывать немало усилий.

Конечно, мы не исключаем, что студент может расхотеть учиться в платной версии, бывают разные обстоятельства. В этом случае мы возвращаем деньги за непройденную часть курса.

Каждый познаёт свой «синдром самозванца»

В «Яндекс.Практикуме» мы хотим уйти от идеи, что студент должен изучить всё — и только тогда получит билет в профессию. Если говорить начистоту, мы все обречены на частичную некомпетентность. Кажется, пора принять это профессиональной нормой. Даже известные специалисты не знают всё и не могут решить всех задач. Как и все мы, они периодически ощущают на себе «синдром самозванца».

Девиз сервиса — «Каждый может стать». Мы создавали его с такой мыслью: чтобы стать программистом, не нужно специально устроенного мозга или образования в определённом университете. Достаточно прикладывать усилия и быть самостоятельным, чтобы находить решения задач.

Этот блок временно не поддерживается
7676
71 комментарий

Очень хорошая статья, и реклама ненавязчивая

24

Толя, ты бы еще логотип Яндекса на аватар поставил, ей богу.

4

Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию.

Несколько тысяч человек отвалял котлету рублевых банкнот в надежде получить билет в профессию, а затем столкнутся со следующим:

1) Их не везде возьмут даже джуниором. Опыт создания какого-нибудь мобильного или web приложения в рамках прохождения курса !== умение решать поставленные задачи. Такие, как правило, не знают что и как загуглить, сталкиваясь с не совсем тривиальной для них задачей.

2) Писать код не всегда бывает весело и интересно. Иногда приходится решать неинтересные задачи, проходить ревью, искать и править баги. А пором специалиста накатывает прокрастинация и эмоциональное выгорание.

Хотелось бы, чтобы информация о том, что Яндекс Практикум будет погружать своих студентов именно в рабочую среду (с прохождением многочисленных код-ревью и решением нетривиальных задач) не оказалась пустословием, как это случилось с другими известными онлайн школами. Иначе, в скором времени, мы к большому числу недоюристов на рынке труда получим еще и недопрограммистов

8

Александр, вы абсолютно правы по обоим пунктам. Я не буду утверждать, что мы знаем сейчас как решить обе эти проблемы, но мы точно ставим себе задачу именно приземление студентов в работу и их выживание в первые 3 месяца испытательного срока.

Сейчас мы инвестируем в решение этих проблем и строим эксперименты: например, код-ревью с реальной, местами жесткой обратной связью; наставники, которые не дают готовых решений, но поддерживают и помогают справится с неверием в себя и т.д.

За 6 месяцев-год мы отточим эти процессы и подведем результаты.

11

Мне в этом плане нравится подход от Devman (по крайней мере то, что рассказывал их фаундер). Они каждому ученику выносят мозг через код-ревью, неполные ТЗ, которые внезапно меняются по ходу реализации задачи. В общем, всё как в реальном мире :)

9

Предлагаю открыть вам случайный урок из середины, а лучше где нибудь из конца, чтобы понимать до каких высот вы развиваете ваши уроки. Так не будет комментариев в стиле Бизнес-Молодости, Портнягина итп. Мы хотим знать к чему придет наше обучение и за что мы платим!
Я ни разу не пользовался python и вообще не программирую, и как раз хочу этому научиться, я ваша ЦА. Задания уровня ctrl-c ctrl-v и все на функцию принт(), хотя бы начальное обращение с таблицами нормальное сделали, а не тупое вбитие цифр руками. С такой динамикой кажется, что за 60к за 6 месяцев научишься таблицу 10 на 20 обработать с помощью питона.

2
Раскрывать всегда
“Продала квартиру, чтобы похудеть”: Как я заработала 2.000.000 на ожирении

Утро 15 января 2023 года началось с того, что я не смогла застегнуть джинсы 56-го размера. Я стояла перед зеркалом, слёзы капали на пузо, которое свисало как тесто из кастрюли

"До" липосакции и "после"
1212
55
11
реклама
разместить
Как я сделал сайт, который привел 2 126 заявок за 3 месяца. А у меня его украли, так еще и подали в суд за авторство...

Сделал идеальный структурный сайт, которая приносит 10-20% конверсии из трафика - у меня его скопировали 1 в 1 и подали в суд за авторство. Пожалуй, такая структура позволит оставаться на коне в любой нише в 2025 году - забирайте, только в суд не подавайте!

Как я сделал сайт, который привел 2 126 заявок за 3 месяца. А у меня его украли, так еще и подали в суд за авторство...
3434
1616
1515
33
22
11
На старом сайте были примеры цен для разных заказов (при чём, иногда по несколько рублей за этикетку). На новом везде написано «от 10 копеек». Не знаю, конечно, как другие клиенты, но я когда подобный обман вижу, ищу другого, где цены указаны более реальные и более подробные. В идеале, нормальный прайс
Создай образ мечты: фотосессия с ИИ по твоему описанию

Визуальный контент перестаёт быть статичным. Сегодня мы можем управлять образом не только с помощью фильтров, но и через текст. ИИ фото по тексту — новая эра в генерации изображений. Не просто нажать кнопку, а описать, что ты хочешь: стиль, фон, эмоции, одежду — и получить это в виде реалистичного фото. Звучит как магия? Это и есть магия нейросетей…

Создай образ мечты: фотосессия с ИИ по твоему описанию
Распродажи, заморозки, выжидание: как мировой автопром реагирует на тарифы Дональда Трампа

Речь о пошлине в 25% на ввозимые в США автомобили, которую к маю 2025 года распространят ещё и на автозапчасти.

Источник фото: Collecting Cars
33
Где и как предпринимателю брать энергию на свои свершения

И не только предпринимателю. Статья про энергию на дела и решения с научной точки зрения.

Где и как предпринимателю брать энергию на свои свершения
4848
88
44
33
22
11
11
ФНБ: кубышка пустеет?

В последнее время не утихают споры, разбазарили ли в правительстве наш Фонд Национального Благосостояния.

ФНБ: кубышка пустеет?
66
Полезные функции Telegram, о которых мало кто знает

Telegram — это не просто мессенджер, а мощный инструмент с множеством скрытых возможностей, которые могут значительно упростить его использование. Многие знают о секретных чатах и возможности редактирования сообщений, но есть и менее известные функции, которые могут быть очень полезны. Давайте разберем самые интересные из них!

Полезные функции Telegram, о которых мало кто знает
3333
22
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
144144
66
44
44
Мне нужна нейросеть чтобы разобраться в подборке из 80 нейросетей