Как выбрать нишу для будущего миллионного стартапа начинающему билдеру или IT-предпринимателю и запустить проект

Как выбрать нишу для будущего миллионного стартапа начинающему билдеру или IT-предпринимателю и запустить проект

По классике начну статью с небольшого контекста.

Я считаю себя великим IT-предпринимателем и около 8 месяцев назад я начал разработку собственного сервиса для селлеров на маркетплейсе. Сервис соединяет в себе элементы аналитики, оцифровки и CRM-системы, всё это элегантно упаковано в телеграм-бот. Подробная история как все начиналось - тут. С момента написания первой статьи многое поменялось, проект не слабо хайпанул, похвастаться успел тут.

В общем, главный тейк вводного абзаца заключается в том, что у меня нет ни большого опыта в непосредственно разработке, ни какого-то большого опыта по управлению командами разработчиков…есть только свой проектик, который я начал с полного нуля и довел до оборота в 90.000₽/месяц и первых привлеченных инвесторских денежек, ну а ниже вас будут ждать мои субъективные выводы и мысли касательно главных вопросов любого начинающего билдера или предпринимателя, который хочет вложиться во что-то ITшное:

1. Как выбрать нишу? И какой проект пилить?

2. Как и кто это будет делать? Обращаться в агентство или нанимать команду самому?

3. Как продвигать проект и когда он все же начнет приносить деньги?

Всех, кто считает, что моего опыта недостаточно для написания такого рода текста, или кто не согласен с моими выводами — вызываю на честную дуэль в комментариях.

Как выбрать нишу для будущего IT-проекта и на что обратить внимание?

Понятно, что супер четкого ответа или алгоритма по поиску «золотого» направления нет. Но есть несколько важных моментов, которые я считаю основными.

1. Не надо выдумывать велосипед.

Многие люди, когда речь заходит про IT разработку, начинают представлять себе какую-то гипертрофированную историю супер сложных, буквально, лабораторий, занимающихся жутко мудреной и непонятной штуковиной, например: (набрел на это умное слово на Хабре) биоинформатикой, или чем-то связанным с обработкой большого кол-ва данных и упорядочиванием их.

Разумеется, такое есть, но вряд ли туда реально зайти вам — человеку не из этой ниши и без опыта работы в больших проектах по сложной разработке. Наверное, в эти проекты можно инвестировать свои миллионы долларов и тогда и не надо особо понимать структуру, так как всегда найдутся те, кто за такие деньги вам все объяснит, но все же этот материал скорее про то, как эти первые деньги для инвестирования заработать и как понять всю кухню, поэтому, рассматривать супер-сложные и относительно «закрытые ниши» не нужно точно.

Во-вторых, выдумывать велосипед не нужно в том числе и потому, что скорее всего вы его не сможете выдумать… Многие предприниматели или билдеры считают, что проект имеет право на жизнь и нормальную монетизацию только в случае, если это что-то новое и инновацонное, нууууу… это мягко говоря не так, передадим коллективный привет всем тысяче и одному приложению на основе GPT для какого-нибудь саммарайзинга видео из ютуба, или такому же расширению в Гугл. Тысячи приложений на одну и ту же тему имеют десятки тысяч юзеров и живут себе очень даже вполне.

Лучше всего этот тезис раскроется после прочтения этой статьи. В ней подробно описан абсолютно реальный кейс, как на одной простой функции, в данном случае на функции записи экрана монитора, люди сделали 1 млрд долларов. И да, уже был Zoom и на MAC уже была встроенная функция записи экрана по комбинациям клавиш, ничего нового и 1 млрд.. почитайте, это мотивирует.

Так вот на старте лучше отказаться от своих невероятных амбиций в построении вторых Apple или Microsoft, по причине того, что вряд ли вы сможете достичь такого и это вечное сравнение будет просто все обесценивать, да и задача у вас другая — построить простой продукт, монетизировать его и закрыть базовые потребности на жизнь, чтобы потом уже развивать и вкладываться в серьезные проекты. Необходимо убрать установку из головы, что продукт должен не иметь конкурентов и быть инновационным, здесь даже скорее наоборот, большой спрос для вас должен быть метрикой, добавляющей условный плюсик в «копилку» этой конкретной идеи, но об этом подробнее будет ниже.

2. Отсутствие конкурентов — это дурной знак.

Продолжая тему поиска идеи для стартапа я советую смотреть туда, где уже есть спрос. На рынке полным полно продуктов, которые создавались амбициозными людьми, у которых была «гениальная идея», эта идея была настолько «гениальна», что не нуждалась даже в обсуждении или проверке. Нужно было только создать продукт… ну а после создания такого продукта, на который, ну конечно же, нужно миллионов 10 рублей минимум и минимум два года работы, так вот, после создания этих гениальных сервисов, они разбивались просто в щепки о реальность. Оказывалось, что они не так уж и нужны, оказывалось, что «гениальная идея» не так уж и гениальна в глазах юзера и вообще, все это сомнительно. Вывод: не нужно искать сложных решений.

Выберите относительно понятную для вас нишу. Наверняка вы можете хотя бы с натяжкой сказать, что вы являетесь экспертом по какому-то роду деятельности, ну или хотя бы вам просто банально интереснее следить за какой-то отдельной нишей. Это уже хороший знак. Присмотритесь к этому направлению. Также выбирайте нишу и идею для продукта, только ту, которая показала уже свою нужность в проектах конкурента, только так. Не иначе.

Не надо полностью копировать, большие проекты, как правило, перенасыщены функционалом и сложны, выявите главную на ваш взгляд функцию (самую популярную) и создайте простой продукт с главной и единственной функцией. Нужно лишь присмотреться повнимательнее и вы сможете найти множество таких направлений и фич.

Также избегайте больших и долгих разработок даже если у вас очередная гениальная идея. У меня есть правило, я не начинаю проекты, на реализацию которых нужно больше одного месяца. При оценке идеи это главный критерий, он защищает сразу от двух возможных факапов:

1. Потратить кучу бабла и ,извините, обосраться на релизе проекта

2. Схлопотать туннельное зрение (это когда проект вечно хочется допилить, он пока не готов и еще слишком рано и тд… вечное «слишком рано»)- это было пройдено на себе, жуткая вещь…

За месяц создается MVP проекта и выпускается в свет. По результатам мы оцениваем перспективность и принимаем решение о «допиливании». Только так.

Кому доверить разработку проекта? И как все организовать?

Как выбрать нишу для будущего миллионного стартапа начинающему билдеру или IT-предпринимателю и запустить проект

Сразу скажу, что, если вы самостоятельный билдер, то все ок, просто делайте сами, если можете, это, наверное, наилучший сценарий. Я же таковым не являюсь и опишу путь от лица человека который ничего не понимает во всех этих ваших кодах и языках.

По сути, вариантов не так много, вы можете либо обратиться в агентство по разработке, либо собирать команду самому. Базовые плюсы и минусы, которые лежат на поверхности по типу, что в агентстве дороже, но зато процессы выстроены и т.д. я трогать не буду, расскажу про такие моменты, которые на мой взгляд на поверхности не лежат.

1. В агентстве вам сделают любого «Франкенштейна».

Часто бывает, что обратившись в агентство по разработке и презентовав идею, вы ждете одобрения или оценки этой идеи, вам важна реакция человека на другом конце провода, как воспримет и что ответит. Если к этому добавлено еще абсолютное непонимание базовых вещей в программировании в целом - это опасный коктейль.

Рынок устроен так, что в агентстве смогут реализовать любую вашу идею, вот абсолютно, если надо, то на десять костылей посадят, но запустят, но это не будет означать, что ваше чудо получит признание и окажется полезным для юзеров. Так что, вместо какой-то адекватной критики вашего проекта, вы получите только признание, которое может вас повести по неверному пути.

Сразу скажу, это не камень в огород студий разработки. Вполне возможно, что продукт получится хорошо сделанным, но вот сама идея, она обычно получает везде зеленый свет в агентствах, так как определенный коммерческий интерес подталкивает сильно не противоречить клиенту.

На старте вашей карьеры IT-предпринимателя рекомендую работать с агентствами только в случае, если вы прямо хорошо понимаете что вам нужно и как это надо делать, и в агентство вы приходите с конкретным ТЗ. Либо, если вы наняли опытного проджекта для своего проекта с опытом в IT, который будет заниматься переговорами и контролировать все и вся. Сами не лезьте.

2. Опытный проджект-менеджер никогда не повредит.

Раскрою подробнее идею. Не важно по какому пути вы идете, агентство или своя команда, если бюджет позволяет нанять проджекта — нанимайте. 50-60 тысяч в месяц и с вами будет работать человек, который будет вести нормальную отчетность и станет вашими глазами и ушами при работе с командой разрабов. Найти такого человека можно за 3 дня собеседований выложив вакансию на HH — проверено на себе.

3. А если лишних денег нет ни на проджектов, ни на агентство, что делать тогда?

Приготовится к сложностям, но этот путь однозначно самый интересный, по нему я и пошел в первый раз со своим проектом. Что ж, тут можно наговорить очень многое, возможно руки дойдут до отдельной статьи на эту тему, пока что лишь несколько основных тезисов:

1. Подготовьте нормальную презентацию своей идеи. Не «...что-то там как у вот у той компании, только кнопка зеленая, а не черная...», а нормальный документ с конкурентами и описанием нужной задачи. Иными словами — опишите как можно подробнее функционал, этот документ можно будет прислать после первого диалога, когда у вас попросят ТЗ. Скорее всего ваш документ не подойдет, но это будет хоть что-то.

2. Сразу говорите, что ничего не понимаете, потому что прочитав пару терминов в интернете вы не произведете впечатление человека «в теме», только вызовете улыбку. А если начнете спорить не понимая темы - вызовете раздражение. Куда лучше честно на старте сказать, что вы энтузиаст, есть идея, нужна помощь и у вас есть бюджет. Это настроит всех на более приятную беседу.

3. Минимум 5 мнений. Золотое правило. Поговорили с одним программистом и записали его тезисы, поговорили со вторым и записали уже его мнение. При разговоре с третьим прогером вы уже активно беседуете, предлагая и обсуждая тезисы предыдущих двух кандидатов и выявляя новые данные. К пятому звонку вы практически в теме и беседуете на равных условиях. После этого трюка уже можно принимать решение о работе.

4. Программисты бывают странными - смиритесь. Про прогеров, особенно на относительном фрилансе ходят разные мемы и слухи, скажу возможно обидную вещь — зачастую это правда. Плохо отвечают на сообщения, сдвигают ддл, иногда плохо с тайм-менджментом. Но не знаю как описать иначе, чем метафорой с Хабра: «Программист создан из ребра человека. Попытаешься его выпрямить или расправить - сломаешь.» Суть в том, что просто надо принять тот факт, что зачастую будет сложно найти общий язык.

Вам придется проявить максимум своих дипломатических навыков, чтобы ваш тандем был успешным. Им будет также сложно с вами, потому что они будут считать, что вы не понимаете всей сложности их работы…) но и это правда, нам не понять. И тут есть грань, не надо давать слишком много свободы, нет ничего хуже, чем разработчик, который считает себя незаменимым царем и богом в проекте, но и постоянно жюрить за минимальные сдвиги, или что вам не сразу ответили в рабочем чате — не надо. Ловите баланс, вам предстоит увлекательный «аттракцион» по выстраиванию рабочих отношений.

5. Программист не чинит «чайники». Старый мем, который показывает, что для обывателя прогер он и в Африке прогер, занимается всем и сразу, но это не так. Выявите на консультациях какие зоны есть у вашего проекта и не пытайтесь повесить все на одного специалиста. Прогер может быть супер-профи, но если вы заставите его отрисовывать дизайн PHP-странички, он просто потратит на это в 3 раза больше рабочего времени и сделает хуже, чем фрилансер с биржи за 3 дня. Учтите это и не вешайте все задачи на одного человека.

Ставьте месячные планы, все большое бейте на подзадачи, проводите недельные планерки и держите руку на пульсе и все будет хорошо.

Продвижение проекта и выход на монетизацию. Что? Где? Когда и как?

Как выбрать нишу для будущего миллионного стартапа начинающему билдеру или IT-предпринимателю и запустить проект

Само наличие этого пункта и есть главная мысль. Многие энтузиасты не задумываются об этом от слова совсем. Логику обычно используют такую, что если продукт полезный, то люди как-то сами про него узнают, или будет какой-то адский сарафан, или что-то еще волшебное. Это отголоски истории про «гениальную идею», которую, очевидно, люди должны по запаху почувствовать и найти сервис сами. Такого не бывает. Больше скажу, это чуть ли не главный вопрос , о котором нужно подумать.

В мире полным полно крутых сервисов и ими бы пользовались даже вы сами, но вы о них просто не знаете, так что вот некоторые правила, которые могут помочь провести релиз успешно.

1. Монетизация сразу. С самого начала вы должны уже понимать, за счет каких функций и фич вы будете монетизировать проект. Ни потом, ни когда будут первые 100 пользователей, ни когда будут первые 1000 пользователей - сразу. Сразу и с монетизацией. Не надо этого бояться, никто не будет ждать от вас благотворительный проект. Старайтесь делать полезный продукт и назначать актуальную цену и люди будут платить, достаточно лишь адекватного пробного периода.

2. Продвижение - это 80% успеха. Здесь либо вам самим придется овладеть какими-то базовыми навыками размещения рекламы, по типу найти группы или чаты, в которых могут сидеть ваши будущие юзеры и договориться с админом о рекламе, либо обратиться к профессионалам. К слову, мой проект продвигают ребята из e-Laba, у них есть свой VC и они написали о моем проекте кейс. Делюсь ссылкой и рекомендую.

3. Начинайте работать по продвижению проекта сразу. Многие недооценивают сложность процесса. Но стратегию присутствия и выбор рекламных каналов нужно делать заранее, до создания проекта. Под любой бюджет можно найти решение, главное его искать.

Основной вывод, которым хочется зафиналить.

Не бойтесь экспериментировать, даже если сейчас далеки от чего-то «своего», всегда можно найти и время и деньги для того, чтобы попробовать реализовать мечту, а если подходить правильно - то все может получиться и с первого раза;)

Полезные ссылки ниже👇🏻

1. Мой продукт - сервис для селлеров на Маркетплейсе. К слову ищем покупателя или инвестора, так как собираем средства на новый проект, по всем вопросам - сюда

2. Продвижение сервисов или IT-продуктов: сюда

3. Мой унылый телеграм, который ждет первых 10 подписчиков, чтобы я начал там писать жесткую базу, которая будет полезна всем новичкам, которые решили что-то разработать: сюда

55
Начать дискуссию