Как Customer Experience будет влиять на бизнес-показатели в 2023 году

Нет ритейла без клиентского опыта. Эту мысль транслировали и аргументировали участники конференции Customer Experience в ритейле 2023, которая прошла в Москве 26 января 2023 года.

Спикеры Customer Experience в ритейле 2023
Спикеры Customer Experience в ритейле 2023

Гостями мероприятия стали представители компаний OBI, Музторг, ВсеИнструменты.ру, Ansaligy, Marc & Andre, VEDMA и Работа.ру. Модерировала мероприятие Евгения Караван, эксперт по стратегиям клиентского опыта и владелец агентства DM Global.

Весь маркетинг и продажи сейчас неразрывно связаны с клиентским опытом, в работу с CX эксперты приходят разными путями: кто-то из продаж, кто-то из клиентского сервиса, кто-то из аналитики. И, несмотря на глобальное совпадение цели «сделать клиенту хорошо», компании по-разному решают задачи в сфере CX.

Так, Арина Аванесова, операционный директор OBI, поделилась, что после сложного для компании 2022 года, главная задача – вернуть уровень CX, привычный для покупателей сети.

Приостановка работы магазинов, отключение ИТ-систем, уход ключевых иностранных поставщиков привели не только к оттоку клиентов, но и к трансформации бизнеса. Но в 2023 году сеть планирует работать над восстановлением клиентского сервиса и опыта, опираясь на изменения в покупательском поведении.

Стратегия экономии не привела российского покупателя к полному отказу от покупок для дома и дачи, но переключила его с дорогих (тяжёлых) категорий на легкие и доступные по цене. Поэтому в текущем году в фокусе внимания покупателей и ритейлера будет декоративный ассортимент, для которого актуальны иные параметры выбора, триггеры к покупке, приоритеты по типу доставки, и т.д.

Участники рынка FMCG и исследовательские компании говорят о том, что покупатель становится всё более рациональным и экономным. Игнорировать этот тренд не могут участники и других сегментов рынка, в том числе Fashion и Beauty.

Михаил Барабаш, эксперт по работе с CRM и лояльностью интернет-магазина VEDMA, поделился, что при выводе в 2022 году на рынок нового бренда женской одежды они строили коммуникации с опорой на рациональные моменты, такие как комфорт, качество, долговечность вещей, их универсальность и «базовость».

Анна Гарцеева, руководитель направления бизнес-аналитики бренда премиальной уходовой косметики ANSALIGY, рассказала, что в категории Beauty тренд экономии проявился в том, что покупатели более осознанно делают выбор: дольше идут к покупке, в отзывах отмечают такие рациональные нюансы, как цена, качество товара и их соотношение. Следуя за потребителями, бренд ANSALIGY перестраивает свои коммуникации и даже ассортимент.

Эмоции в онлайне и офлайне

Созданию положительных эмоций, связанных с шопингом и брендом, большое внимание уделяет компания Marc & Andre – продавец купальников, нижнего белья и домашней одежды.

Всеслава Рарова, руководитель программы лояльности и прямых коммуникаций Marc & André, рассказала, что эмоции являются ключевым элементом коммуникаций бренда и в онлайне, и в офлайне.

В онлайн-магазине Marc & Andre фокус сделан на качественный видеоконтент и удобство сайта. Дополнительно для создания положительных эмоций (и положительного СХ) бренд использует подарки и бонусы.

Всеслава Рарова, руководитель программы лояльности и прямых коммуникаций Marc & André
Всеслава Рарова, руководитель программы лояльности и прямых коммуникаций Marc & André

В традиционной торговой точке эмоция начинается с витрины и входной группы, а также важным звеном коммуникации в магазине становится продавец-консультант. У него не просто задача – помочь выбрать и продать товар. У него миссия – научить покупательницу, как правильно подбирать себе белье. Потому что 80% женщин не умеют это делать и покупают белье не по размеру.

Направляя усилия в обучение покупательниц, компания укрепляет связь со своей аудиторией, так как знание о продукте и том, как им пользоваться, – важнейший триггер лояльности.

Влияние логистики и доставки на СХ

В компании ВсеИнструменты.ру не разделяют эмоциональный и рациональный клиентский опыт, а считают, что в бизнесе «всё должно быть прекрасно»: классный сайт, качественные фотографии, чистый ПВЗ, улыбчивый опрятный курьер.

Мы понимаем, что покупатель ассоциирует курьера с компанией. И развиваем свою собственную службу доставки, внимательно следим за её качеством, а курьеры, по сути, выполняют функции продавцов-консультантов – помогают настроить, учат пользоваться, отвечают на вопросы и т.п.

Андрей Спирин, ВсеИнструменты.ру

Значимость доставки в рамках клиентского сервиса и CX подчеркнули все спикеры. Арина Аванесова отметила, что OBI для организации доставки пользуется услугами сторонних логистических компаний и отслеживает такой показатель, как Perfect Order. Это позволяет видеть в динамике, как меняется число заказов, полностью удовлетворяющих списку условий: нужный товар соответствующего качества в необходимом количестве доставлен своевременно в нужное место с минимально-возможными затратами и с возможностью качественной обработки возврата в случае необходимости.

Андрей Спирин, директор по качеству онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру, подчеркнул, что CX клиентов гипермаркета определяется также опытом, полученным у конкурентов. И даже шире – опытом, который клиент получает на рынке в целом. Например, сервисы экспресс-доставки еды задали высокую планку не только для e-grocery, но и для DIY. «Клиент больше не считает, что доставка день в день это круто, он считает это нормой».

Когда клиент не прав

Клиентоориентированный сервис строится вокруг тезиса «клиент всегда прав», но с уточнениями «пока не доказано обратное» или «пока не нарушает правила и договоренности». В связи с этим Арина Аванесова обратила внимание коллег на необходимость тщательно продумывать механики промоакций – например, связанных с получением повышенного кешбэка в партнерских программах с банками, или подарков за покупки.

В таких ситуациях особенно хитрые покупатели стараются заполучить повышенный кешбэк или товар-подарок, а потом купленный товар возвращают.

Евгения Караван рассказала, что в агентстве DM Global таких клиентов привлекают к сотрудничеству в рамках фокус-групп, тестируя промо-механики. Это помогает юристам защитить клиентов агентства от таких «изобретательных» покупателей.

Ожидания VS реальность

Одна из самых сложных задач СХ – преодолевать разрыв между ожиданиями клиентов и реальностью. Работа в этом направлении строится в первую очередь на позиционировании компании, чтобы сформировать у покупателя реалистичные ожидания, как минимум, на уровне ценового сегмента.

Евгения Караван, модератор, Генеральный директор DM Global
Евгения Караван, модератор, Генеральный директор DM Global

Например, покупая премиальную косметику, женщины не готовы увидеть пластиковую банку для крема. А покупатель, зашедший в эконом-магазин, который после ребрендинга выглядит как супермаркет, не поверит, что цены здесь низкие.

Кроме того важна работа с продуктом. Нужно активно собирать обратную связь, обрабатывать её и учитывать в дальнейшем – например, при создании новых коллекций в fashion.

Интересно, что тренд на персонализацию, который называют ключевым уже более трех лет на рынке, все еще относится к тем инструментам клиентского опыта, которые предвосхищают ожидания клиентов.

CJM - карта болей и слёз клиентов

Именно так эксперты характеризуют этот инструмент для работы с СХ, подразумевая, что задача компании «залечить» эти боли и сделать опыт взаимодействия клиента с компанией «безболезненным».

Большинство бизнесов работают с неоднородной аудиторией. Как минимум, это может быть разделение на b2b и b2с, или сегментация по психотипу, или разделение по роли/функции, которую человек выполняет в компании, по задачам, и т.д. Для каждой аудитории актуальная собственная «карта пути», но не для каждой имеет смысл её составлять.

Делать десять CJM – не вариант. Смотрите, кто приносит вам деньги, и работайте в первую очередь с этой аудиторией.

Алёна Артемьева, Работа.ру

Составление CJM не является задачей само по себе, а требует от бизнеса готовности меняться. Можно нарисовать то, как компания представляет себе путь клиента, но это будет всего лишь картинка. Только изменения на основе обратной связи от клиентов и вовлечение в этот процесс разных подразделений компании позволят оживить её и сделать рабочим инструментом.

Евгения Караван рассказала, что хотя CJM – это полезный, известный, широко внедряемый инструмент, по статистике, 70% CJM не приводят к изменениям бизнеса компании. Поэтому первое, что важно, это готовность компании к изменениям!

Кажется, что клиентским опытом и картами клиентского пути озабочены все компании, но на самом деле далеко не все используют этот инструмент. Чтобы «продать» проект CJM топ-менеджменту, Мария Агеева, руководитель отдела развития клиентского сервиса Музторг, рекомендует делать акцент на цифры, которые можно посчитать.

Рассматривая CJM как карту болей клиента, мы понимаем, что боли рождают барьеры к покупке, снижают конверсию, увеличивают отток клиентов, то есть влияют на LTV и показатели продаж в будущем

Мария Агеева, Музторг

Персонализация в СХ

Отвечая на вопрос, о том какой уровень персонализации нужно давать клиенту, Алёна Артемьева подчеркнула, что это зависит от возможностей компании. А они, в свою очередь, определяются наличием аналитической CRM и качеством представленных в ней данных.

Сейчас и крупные игроки типа Lamoda, и ритейлеры поменьше, такие как Музторг, работают с персонализацией в разрезе товарных рекомендаций и строят её на анализе истории покупок и поведенческих факторов. Но работа с CRM и персонализация – это ресурсоемкий процесс, и фокусироваться на нём имеет смысл только тогда, когда в компании налажены базовые процессы и обеспечен гигиенический уровень сервиса.

Сложности омниканальности

Основным вызовом в работе с данным инструментом по-прежнему остается задача, как объединить данные о клиенте, полученные в разных каналах коммуникации, и особенно в офлайне, где «опознать» клиента и учесть его покупки можно только через программу лояльности.

Крайне важно дотянуть омниканальность до офлайна, чтобы иметь возможность узнать клиента во всех точках, на всех уровнях и знать, как он себя в них ведет. Это не только влияет на СХ, но и позволяет корректно учитывать результаты работы маркетинга.

Мария Агеева, Руководитель отдела развития клиентского сервиса Музторг
Мария Агеева, Руководитель отдела развития клиентского сервиса Музторг

Мария Агеева отметила, что, несмотря на рост ecommerce, офлайн сохраняет свою значимость и влияет на онлайн-заказы. Так, интернет-продажи в тех регионах, где появляется офлайновый магазин Музторг, идут активнее, потому что покупателю важно иметь возможность и пощупать товар, и получить консультацию, и «дотянуться» до компании в случае, если возникнут трудности с заказом или товаром.

Как срастить CX-метрики с бизнес-показателями

Влияние клиентского опыта на продажи нельзя оценивать через NPS, так как это суперзапаздывающая метрика. На первый план выходят показатели, которые позволяют оценить степень удовлетворенности клиента каким-то конкретным элементом или этапом CJM – к примеру, процессом заказа, ценами, ассортиментом, доставкой, работой сервисного менеджера, торговыми залами и проч.

Важна и интегральная оценка удовлетворенности сервисом в целом, а также понимание, насколько анализируемые параметры важны для респондента. Например, клиент может быть недоволен ценой, но этот фактор не является для него определяющим, так как он покупает премиальный товар и ориентируется в первую очередь на качество, уровень обслуживания, наличие персонального менеджера, доступность компании в режиме 24/7.

Алёна Артемьева рекомендует использовать для оценки удовлетворенности клиентов показатели CSI (Customer Satisfaction Index), CSAT (Customer Satisfaction), TER (Temkin Experience Rating) и внимательно подходить к выбору диапазона и градации оценочных шкал.

***

СХ входит в топ-3 стратегий развития компаний в 2023 году. Его влияние на LTV, бизнес и доходы уже никем под сомнение не ставится. При этом у каждой компании свой путь, универсального рецепта не существует: клиенты разные, проблемы разные, влияет и то, на каком этапе компания находится. Поэтому важно правильно подобрать инструменты управления клиентским опытом, метрики для оценки, обеспечить вовлеченность сотрудников и быть готовыми перестраивать бизнес-процессы.

44
Начать дискуссию