Кассовый разрыв. Что это и как его избежать

Если прибыльному бизнесу не хватает денег то на офис, то на зарплату — значит, случился кассовый разрыв. Выясним, почему он возникает, как с ним бороться и как не допускать его в будущем — разбираемся вместе со специалистами компании Профдело.

Кассовый разрыв. Что это и как его избежать

Что такое кассовый разрыв

Когда денег на расчетном счете нет неделю или две, и давно пора отправлять платежки на обязательные расходы, но в банке нули — это и есть кассовый разрыв. Обязательное условие: деньги когда-нибудь обязательно придут, потому что вам должны за отгруженные товары или услуги, вы работаете с прибылью — такова суть кассового разрыва простыми словами.

Если денег нет и не предвидится — это не кассовый разрыв. Это убыточный бизнес, и его надо либо закрывать, либо реанимировать — но мы сейчас не об этом.

Как считать кассовый разрыв

Кассовый разрыв — штука прогнозируемая. Берем листок бумаги, а лучше табличку в электронном виде и делаем простейший расклад: записываем суммы поступлений по датам и суммы обязательных расходов по дням. Выводим остаток денег после каждой операции.

Для тех, что привык мыслить математически, приводим формулу для расчета кассового разрыва. Она предельно проста:

Остаток на конец дня = Остаток на начало + Поступления – Выбытия

Кассовый разрыв получится, если Остаток на конец дня < 0

Но бизнес-то прибыльный! Как же такое возможно?

5 причин кассовых разрывов

Если в организации случаются просрочки обязательных платежей, значит, ее руководитель допускает одну или несколько ошибок. Финансисты называют 5 основных причин возникновения кассовых разрывов на предприятии. Рассмотрим каждую из них подробно. Возьмем для примера любую компанию. Все сказанное далее будет относиться к ней.

Хотите забыть о кассовых разрывах и наладить грамотное планирование доходов и расходов без больших затрат? Доверьте ведение учета удаленному финансовому директору от компании Профдело.

1. Денежные потоки не планируют

Если руководитель задумывается об остатке на расчетном счете только тогда, когда он обнуляется — управленец не планирует денежные потоки. Проще говоря, в компании совсем нет управления финансами. График обязательных платежей не увязан с прогнозом приходов. По этой причине нет положительной разницы между поступлениями и выбытиями — значит, образуется кассовый разрыв.

2. С дебиторской задолженностью не работают

Дебиторская задолженность — это деньги, которые должны предприятию контрагенты за товары или услуги. Отгрузка идет, затраты предприятие несет, а оплаты за это нет – вот и кассовый разрыв. А причина его в том, что никто не требует у потребителя оплаты.

Размер долга контрагента может расти и из-за «легальных» задержек: компания сама дала потребителю отсрочку или рассрочку платежа. Предоставлять такие льготы можно тогда, когда бизнес уже достаточно крепко обосновался на рынке. Начинающему предпринимателю лучше работать по предоплате.

3. Внешние факторы не учитывают

Внешние факторы — это обстоятельства, которые влияют на бизнес напрямую или косвенно. Управлять ими руководитель не может, но снизить риски реально, если заранее запланировать:

  • сезонность и падение спроса — в оптовой и розничной торговле;
  • этапность проектов — в строительстве;
  • характер заказчика — если известно, что ни один акт не был подписан без возражений, это надо учитывать — для тяжелых ИТ-решений;
  • выход на розничный рынок крупного игрока, который будет демпинговать, чтобы вытеснить малый бизнес — так, например, делает Леруа Мерлен в каждом новом городе своего присутствия.

На самом деле факторов гораздо больше и они уникальны для каждого бизнеса.

4. Складывают яйца в одну корзину

Если предприятие работает на один дорогой и долгосрочный контракт с большими периодами между платежами, оно неизбежно столкнется с кассовым разрывом: очередной транш уже потрачен, обязательные платежи висят, а других поступлений нет и не будет — здесь специфика расчетов с заказчиком накладывается на отсутствие планирования.

Чтобы подстраховаться, берут либо несколько коротких договоров в той же сфере, либо обеспечивают поступления за счет кардинально другого направления бизнеса. Пусть даже не очень прибыльное, оно покрывает обязательные платежи всей компании.

Пример:

Владелец ИТ-компании открыл SEO-агентство, чтобы за счет более стабильного финансового потока от агентства обеспечить деньгами основной бизнес.

5. Слишком много закупают

И неважно, чего именно: сырья или товаров для реализации. Тем самым деньги замораживаются в товаре. Пока сырье не станет продукцией, пока запасы не реализуют — денег не будет. Финансовые и нефинансовые активы должны находиться в равновесии.

Финансовые активы – это деньги в кассе и на расчетном счете, а также дебиторская задолженность.

Нефинансовые активы — это оборудование, мебель, оргтехника, сырье, материалы, готовая продукция, программное обеспечение и базы данных — все, что можно продать за деньги.

Денег в обороте должно хватать — это азбука. Когда денег мало, предприятие становится неповоротливым. Подвернулась возможность купить сырье или партию товара подешевле и тут же продать с неплохим наваром — а финансов на это нет. Обидно. В крайних случаях финансов недостаточно уже и на обязательные платежи — а значит, здравствуй, кассовый разрыв.

Что делать с кассовым разрывом

Если недостаток средств все же случился, надо что-то предпринять. В первую очередь логично будет устранить причины, но это долго. Никто не даст перезаключить дорогущий госконтракт на других условиях. И не сможет открыть авторемонт при ювелирной мастерской за неделю. Значит, нужны еще меры по борьбе с кассовыми разрывами:

  • Поработать с дебиторской задолженностью — вежливо потрясти клиентов, а потом установить крайние сроки оплаты и принимать меры при их несоблюдении, контролировать исполнителей.
  • Можно продать дебиторскую задолженность банку или специализированной компании со скидкой — это называется факторингом. Процент по скидке надо сравнивать с процентом по кредиту — и выбрать тот, что будет дешевле.
  • Поработать с кредиторской задолженностью — например, попросить отсрочку оплаты у арендодателя и других поставщиков.
  • Взять кредитные каникулы — как это сделать читаем в нашей статье на Яндекс Дзен.
  • Не совершать необязательных платежей — например, отменить корпоратив или перенести его на месяц.
  • Взять краткосрочный кредит — так себе мера, но может сработать, если больше ничего не помогает.
  • Реализовать готовую продукцию со скидкой — но надо оценить все последствия. Вполне возможно, что кредит обойдется дешевле.
  • Отсрочить выплату собственникам бизнеса или учредителям компании — такая мера подходит, пожалуй, только для управляющих-владельцев.
  • Продать часть оборудования — такая мысль может прийти в голову, но ее следует гнать. Это самый худший вариант, краткосрочный кредит явно обойдется дешевле.
  • Задержать зарплату — плохой вариант, чреват административной и уголовной ответственностью. Но можно задержать выплату премиальных частей — будут деньги, будет и премия. А ответственных за финансовый блок в компании и вовсе депремировать: кассовый разрыв — это их недосмотр.

Надеемся, эти советы позволят вам понять, как выйти из кассового разрыва с наименьшими потерями.

Как предотвратить кассовый разрыв в будущем

Кассовых разрывов нет в бизнесе, где управление финансами, запасами и затратами находится в системе. Ее выстраивает квалифицированный финансовый директор. Он превращает пять причин возникновения кассовых разрывов в точки роста:

  • Выстроенные и сбалансированные финансовые потоки. Инструментов автоматизации для этого полно, Профдело умеет их применять. Финансовый директор должен управлять и поступлениями, и выбытиями, планировать их.
  • Управляемая дебиторская задолженность. Необходимо установить нормы дебиторки и следить за их соблюдением. В обязанности и KPI продавцов включаем и сбор задолженности.
  • Страховка от влияния внешних факторов. Здесь сложно давать советы — у всех эти обстоятельства свои.

Пример:

В период высокого спроса создаем финансовый резерв такого размера, чтобы он покрыл спрогнозированные обязательные и необязательные платежи в низкий сезон.

  • В компании несколько направлений бизнеса. И необязательно из разных областей. Главное, чтобы финансовые потоки были стабильны.

Пример:

Если компания торгует только срезанными цветами, стоит добавить в ассортимент горшечные растения и аксессуары — на них сезонный спрос не так выражен. Можно открыть школу флористов, проводить мастер-классы по икебане — вариантов масса.

  • Управляемые складские запасы. В компании есть план закупок: если не по ассортименту, то хотя бы по деньгам. И план реализации тоже соблюдается: даем скидки тогда, когда запланировали, а не когда жареный петух клюнул.

Меры сами по себе элементарные, но требующие постоянного внимания. Как, собственно, и все в бизнесе.

Выводы

Залог грамотного планирования выплат — наличие достоверных и своевременных данных о кассовых и фактических расходах предприятия, точные прогнозы поступлений. За это отвечает финансовый директор.

Передайте функции финдира в Профдело. Делайте бизнес, получайте прибыль, увеличивайте доходы и не беспокойтесь о рутине. Мы возьмем на себя финансовое планирование без кассовых разрывов.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Читайте, когда есть время, сохраняйте понравившиеся посты. Не пропускайте интересные анонсы. Ваши подписки мотивируют нас писать больше статей.

https://t.me/profdelo

2
Начать дискуссию