Додо Пицца: в чём секрет самой большой российской франшизы

«Умная пиццерия» – так по аналогии с умным домом называет сеть Додо Пицца её создатель Фёдор Овчинников. Автоматизация и технологии здесь настолько вплетены в рабочие процессы, что даже в часы пик заказы выполняются быстро, качество не теряется, а штат сотрудников не раздут. В чём феномен Додо – рассказываем ниже.

Фото: retail.ru
Фото: retail.ru

Итак, взлёт сети впечатляет:

2011 год. Додо Пицца появляется в Сыктывкаре, выходит в операционный плюс за 2 месяца и окупается в течение года. Тогда же появляются желающие купить франшизу и открыть пиццерию в своих городах.

2022 год. Додо Пицца – это сеть пиццерий с точками в России, Румынии, Казахстане, Словении, Беларуси, Германии, Узбекистане, Литве, Эстонии, Великобритании, Вьетнаме, Нигерии, Польше, Кыргызстане и Китае.

И ещё немного из внушительного:

Додо в цифрах:

805 ресторанов в 15 странах

Выручка российской сети за апрель 2022 года: 3 999 596 046 ₽

Выручка российской сети за 2021 год: 34 567 429 782 ₽

Средняя окупаемость пиццерии сети: 3 года

Фото: ksonline.ru
Фото: ksonline.ru

Что именно позволило франшизе Додо стать настолько успешной?

Не «изобрели велосипед», а улучшили уже готовую модель бизнеса

До открытия первой пиццерии Фёдор поехал в Санкт-Петербург и работал там в Papa John’s, Sbarro, McDonald’s и «Теремок», где на практике изучал как построена работа этих заведений: кухня, персонал, взаимодействие с посетителями. Опыт пригодился, и вскоре Фёдор сфокусировался на идее доставки пиццы, которая не будет конкурировать с ресторанами и кафе. При этом зал заведения будет выглядеть стильно, там можно перекусить за столиками, а заказ оформить через приложение или прямо на месте. Гость видит на табло свою очередь, а пицца выдаётся в коробках.

Фото: mperspektiva.ru
Фото: mperspektiva.ru

Прозрачность бизнес-процессов и кухни

Свой бизнес Фёдор всегда вёл открыто — в личном блоге делился финансовыми отчетами, внутренними процессами, новостями. Получилось будто реалити-шоу, где читатели блога наблюдали за созданием и развитием Додо Пиццы. Даже сейчас на сайте есть раздел, в котором можно посмотреть информацию о выручке в реальном времени.

Для клиента тоже все открыто: в пиццериях с залом кухни устроены так, что посетителям через стекло видно как готовится их заказ, а при заказе на сайте можно посмотреть за работой кухни через веб-камеру. А еще все желающие могут записаться на экскурсию или поучаствовать в мастер-классе.

Фото: dodobrands.io
Фото: dodobrands.io

Собственная облачная система

Чтобы управлять пиццерией было удобно, разработана специальная система «Додо ИС». Она работает в браузере, так что не нужно устанавливать программу, достаточно планшета или компьютера с доступом к интернету. Планшеты с «Додо ИС» установлены даже на кухне, там с помощью системы организована работа поваров: выстроен порядок заказов и их состав, отслеживается время приготовления.

В «Додо ИС» контролируются все процессы, например, поступившие заказы направляются сразу на кухню, автоматически формируются и печатаются маршрутные квитанции, координируются курьеры, ведётся статистика, считается выручка. Руководитель видит в системе как идут дела у других пиццерий сети, может сравнить показатели и даже поинтересоваться кому как удалось увеличить прибыль. Так, Додо создали партнёрскую сеть, в которой приветствуется обмен опытом.

Фото: producttoday.ru
Фото: producttoday.ru

Одинаково вкусная пицца в любом заведении сети

Бывает, что даже в хорошем кафе посетители каждый раз получают немного разную пиццу: отличается пышность и вкус теста, количество топпингов, а иногда в двух одинаковых пиццах ингредиенты и вовсе разные. Неприятно, когда повторно заказываешь понравившуюся пиццу, а получаешь что-то совсем иное. Хорошо, если будет вкуснее, а если нет? Дело или в мастерстве поваров, или в «сырости» рецептов.

В Додо разработали свою систему рецептов и процесс приготовления, что позволило им добиться стабильного качества. Для сотрудников всё максимально просто и понятно, а для клиента всегда вкусно.

Пиццамейкерам не нужно помнить наизусть рецепты и стандарты, порядок приготовления, состав заказа – нужная информация всегда перед глазами на схемах и в планшетах. Сами рецепты сбалансированы: пицца получается вкусной, а готовить по ним просто даже начинающим сотрудникам.

Фото: stokled.ru
Фото: stokled.ru

Почему покупают франшизу Додо?

Для сети важен долгосрочный успех каждого франчайзи, а не его финансовые вложения на старте. Поэтому подбирают близких по духу людей, разделяющих ценности компании. Таких, кто готов много работать и даже сам встать за кассу.

Додо не просто дают разрешение работать под их именем, а предлагают сопровождение на всех этапах от дизайн-проекта до поиска выгодной точки и закупки продуктов, помогают с продвижением. Каждый новый партнёр проходит обучение, тренинги, практические занятия, где узнаёт всё о работе пиццерии.

Фото: iom.anketolog.ru
Фото: iom.anketolog.ru

А что за птичка на логотипе?

Была такая птица — додо или маврикийский дронт. В 17 веке их истребили, но именно в честь птиц додо названа сеть пиццерий. Маврикийские дронты были крупные и совсем не умели летать, зато хорошо бегали. Льюис Кэрролл описал птицу додо в своём произведении «Алиса в стране чудес», там додо организовал круговой забег, в котором победителем стал каждый участник. Курьеры Додо Пиццы тоже довольно быстры и доставляют заказы в срок. При этом клиенту обещают изготовить и привезти заказ за 60 минут, иначе он получает пиццу бесплатно.

Компания также делает отсылку к доверчивости этой птички:

«Додо, или маврикийские дронты, были очень доверчивыми и наивными, и вымерли в конце семнадцатого века с приходом колонизаторов. Жаль, что маврикийские дронты не дожили до сегодняшнего дня. Мы уверены: сейчас доверие, отзывчивость и открытость — серьёзные конкурентные преимущества. Именно благодаря открытости и доверию, мы смогли за семь лет стать самой крупной сетью пиццерий в России. Звучит как парадокс, но мы видим в этом закономерность.
Мы хотим жить и работать в мире, где люди доверяют друг другу. Мы создаём такой мир, делая очень простой и приземлённый продукт: пиццу. Это лишь способ жить так, как мы хотим!»

Скрин с сайта dodopizza.ru
Скрин с сайта dodopizza.ru

Итак, Додо Пицца – отличный пример отечественного проекта, который через грамотно выстроенные бизнес-процессы вырос из региональной пиццерии в международную франшизу. Пример, которым можно и нужно вдохновляться!

1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить