Руководитель Центра внутреннего консалтинга рассказал о работе подразделения и тонкостях профессии консультанта ИЦ

Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага

Руководитель Центра внутреннего консалтинга рассказал о работе подразделения и тонкостях профессии консультанта ИЦ

Руководитель одного из ключевых подразделений Инновационного центра «Безопасный транспорт» — Центра внутреннего консалтинга «Реактор» Игорь Гордеев рассказал, как эффективно работать на стыке консалтинга, аналитики и ИТ-технологий, на благо города и москвичей. Игорь Гордеев с отличием закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. После учебы работал в международной компании KPMG стратегическим консультантом. В ИЦ "Безопасный транспорт" пришел в 2020 году и участвовал в становлении и развитии консалтингового направления Транспортного комплекса Москвы, а затем его возглавил.За три года работа консультантов ИЦ, в тесном сотрудничестве с аналитиками и ИТ-специалистами, приобрела синергетический эффект. О том, как создавалась и развивалась система профессионального консалтинга в транспортном контуре столицы и какие перспективы имеет это направление, — в авторской статье Игоря Гордеева.

От стартапа до Центра внутреннего консалтинга

Серьезно заняться консалтингом в рамках Транспортного комплекса Москвы предложил нынешний руководитель ИЦ «Безопасный транспорт» Александр Афанасьев. В 2020 году он был советником руководителя ГКУ «Центр организации дорожного движения» Михаила Кизлыка. Михаил Александрович поддержал инициативу, и мы приступили к работе. Первая серьезная задача, которая была решена — это составление отчета по ежедневной транспортной аналитике. За ней последовала вторая, третья и множество других задач. Стало ясно, что Транспортный комплекс Москвы остро нуждается в профессиональном консалтинге. Поэтому наше предложениеорганизовать внутреннюю структуру по данному профилю также было утверждено Михаилом Кизлыком.Главным стимулом к организации собственного центра стало стремление руководства Транспортного комплекса иметь альтернативу крупнейшим международным компаниям, таким как McKinsey, Bain, BCG, PwC и др., консультационные услуги которых обходились довольно дорого. Практика показывала — стратегически важно иметь свою экспертную команду консультантов внутри Транспортного комплекса, в том числе потому, что это дешевле, чем обращаться к услугам международных консалтинговых компаний.Наши специалисты глубоко погружены в тематику отрасли, отслеживают современные тренды столичной инфраструктуры, обладают заточенным типом мышления. К тому же, в рамках Инновационного центра «Безопасный транспорт», мы можем протестировать свои гипотезы, взаимодействуя с коллегами из смежных подразделений. Например, обратиться в Центр аналитики, чтобы оценить — сколько сейчас транспортных средств в улично-дорожной сети, или в Центр больших данных, чтобы посмотреть сегментацию по различным тематикам. Такое взаимодействие рождает синергию результативности нашей работы, что высоко ценится руководством Транспортного комплекса Москвы. Можно сказать, что именно так зародился и сформировался и стал востребованным Центр внутреннего консалтинга «Реактор».Кстати, название «Реактор» также придумал наш основатель и архитектор — руководитель ЦОДД МихаилАлександрович Кизлык. Это образное сравнение нашей деятельности с работой реактора. Когда, при постановке задачи, ее, зачастую, не структурируют и не конкретизируют. И принимая ее к исполнению, Центр рождает нечто ценное — энергию разума, воплощенную в конкретику, которую можно ощущать, понимать и потреблять. То есть все, как в реакторе.

Чем занимаются консультанты

Консультант — сродни врачу, он структурированно диагностирует проблематику, понимает узкие места и проблемные зоны, предлагает оптимальные решения, подкрепленные серьезной аналитикой. В этом его главная ценность. Вообще популярность этой профессии пришла от военных. В свое время в ведущих армиях мира рисовали карты будущих сражений, заранее просчитывая взаимодействие и возможные сценарии боевой ситуации.Современный же отраслевой консалтинг развился в инженерии. Так немецкий Volkswagen и другие автомобильные концерны в своем развитии активно использовали консультантов. В доинтернетную эпоху это были штучные специалисты, обладавшие уникальными знаниями в различных областях. Они буквально читали лекции, транслируя свои подходы к решению проблем, свои знания мировых практик и т. п.Отсюда и вырос консалтинговый подход, определенный тип мышления. Консалтинг — это не наука, а ремесло, которое позволяет просто объяснять сложные вещи, показывая при этом всю целостность проблематики. Сегодня, когда информация доступна практически каждому, ценность консультанта заключается в том, чтобы научить правильно ей пользоваться для решения конкретного вопроса, определить адекватность определенных данных, выделить приоритетные направления,Консалтинг не выражает особое знание, он выражает знание на стыке различной аналитики, касаясь конкретного вопроса. Здесь добиваются результата, общаясь с экспертами, проверяя информацию, тестируя гипотезы. И в итоге получается краткая, четкая и понятная для руководства рекомендация, которая является ценнейшей информацией для принятия эффективного управленческого решения. На выходе продуктом консалтинга является свод рекомендаций, мыслей, анализа, проверенных гипотез.

Консалтинг в Транспортном комплексе Москвы

В столичном транспортном контуре Центр внутреннего консалтинга «Реактор» является связующим звеном, которое в ясной и доступной форме доводит свое стратегическое видение развития отрасли до центров принятия решений. Причем специалисты Центра не ограничиваются простой единоразовой трансляцией своих рекомендаций. Мы на постоянной связи с руководством Транспортного комплекса Москвы, разъясняем, как наши разработки могут быть применены к конкретной ситуации, в конкретных подведомственных организациях. Например, наш Центр участвовал в подготовке концепции «Умный перекресток». Сейчас он реализован под ключ, и вы можете увидеть на Лесной улице специальные насечки на асфальте, под которыми располагаются специальные магнитные петли. С их помощью распределяются транспортные потоки, чтобы отдавать приоритетный проход пешеходам или автомобилистам в час-пик. Это составная часть известной концепции «Умный город», в который со временем должна превратиться Москва. Команда консультантов «Реактор» помогла сформировать видение проблематики проекта, набор решений, с учетом изучения лучших международных практик. В таком же алгоритме мы участвовали в работе над стратегией развития беспилотного транспорта в Москве.Еще один важный для города проект, концептуальную матрицу которого сконструировал Центр консалтинга — это «Фабрика данных». «Фабрика» — единый инструмент доступа, анализа и визуализации показателей в контуре Транспортного комплекса столицы, который позволяет быстро принимать решения, основанные на больших данных из хранилища Инновационного центра «Безопасный транспорт». Например, вводить ограничения для проезда грузовиков или перераспределять нагрузки на ветки метро в утренний час-пик. Этот проект — результат совместной работы консультантов, аналитиков и ИТ-специалистов, один из удачных примеров синергии усилий.В настоящее время, среди прочих задач, приоритетным направлением для Центра консалтинга является разработка масштабного документа «Стратегия развития улично-дорожной сети для повышения пропускной способности до 2035 года». Проще говоря — как эффективно бороться с пробками на улицах Москвы в ближайшее время. Выход один — повысить эффективность управления транспортными потоками, за счет активного внедрения так называемой «интеллектуальной транспортной системы». Когда с помощью камер видеонаблюдения и ИТ-технологий возможно будет повлиять на поведение водителей, эффективно перераспределяя транспортные потоки. Уверен, что городские власти решат эту проблему — в том числе, опираясь на сформированный нашей командой пакет рекомендаций.

Взгляд в будущее

В начале своей деятельности Центр внутреннего консалтинга «Реактор» был замкнут, в основном, на проблематику Центра организации дорожного движения. Сейчас же мы взаимодействуем со многими структурами Дептранса Москвы. Например, наши специалисты разработали рекомендации для ГКУ «Организатор перевозок» по проблематике снижения числа безбилетников, по внедрению «интеллектуальной транспортной системы» — совместно с ЦОДД и Московским метрополитеном и т. д.Если рассуждать о дальнейших перспективах развития Центра, то, по моему мнению — это тиражирование в будущем лучших наших практик в регионы РФ. То, что успешно применялось в Москве и не несет значительных затрат для местных бюджетов.В международной практике такой род деятельности ближе соответствует понятию Trouble-Shooter (англ. «trouble» — проблема и «shooter» — стрелок). То есть это те специалисты, которые решают масштабные задачи, с которыми не удается справиться своими силами. Причем с минимальными финансовыми затратами и максимальным результатом.

О команде консультантов

За два года штат Центра внутреннего консалтинга «Реактор» вырос с двух до 15 человек. Однако наша цель не в количественном, а в качественном наполнении данной структуры. Иметь квалифицированную команду для решения поставленных задач — гарантия успешной работы.С точки зрения специальных требований, нам нужны специалисты, которые способны к аналитическому и структурированному мышлению, логическим рассуждениям с четкой подачей информации. К сожалению, в нашей образовательной системе очень плохо обучают правильно транслировать свои мысли. Это приводит к тому, что все, вроде бы, говорят об одном, но, в то же время, по-разному.Если смотреть по специализациям, то сейчас в Центре консалтинга можно встретить экономистов, финансистов, урбанистов, математиков и др. Главное — это люди, которые имеют необходимую экспертизу или готовы ее получить. Наши специалисты должны уметь мыслить масштабно, работать на результат, не бояться новых вызовов. Все эти качества сформулированы в англицизме Problem Solving Skills — человек, способный решить проблему любого уровня сложности и обладает для этого необходимыми навыками.Кого мы ждем себе в команду? Прежде всего людей с высшим образованием, с нестандартным мышлением, которые хотят влиять на транспортную ситуацию в Москве и в России в целом, не боятся трудностей и готовы развиваться в новых компетенциях. Нам нужны лучшие из лучших.

Современные тенденции в консалтинге

Основной тренд, который прослеживается в последнее время, связан с уходом крупных международных консалтинговых компаний с российского рынка. Были раньше McKinsey, Bain, BCG и др., теперь их сегмент пытается занять компания «Яков и Партнеры». Последствием сложившейся ситуации, по моему мнению, станет развитие в стране различных отраслевых центров внутреннего консалтинга, наподобие нашего. Почему мне видится такая перспектива? Раньше международные компании, работавшие в России, могли обратиться за необходимой экспертизой в любую точку мира, к любому специалисту. У них существовала сетевая структура. Но поскольку сейчас отечественный аналог McKinsey — компания «Яков и Партнеры» — не имеет таких возможностей, доступ к качественной экспертизе значительно ухудшился.В то же время, Транспортный комплекс Москвы сейчас заключает в себе значительный потенциал экспертов: ученых, инженеров, управленцев и т. п. Это, по большому счету, самодостаточная структура. Таким образом, рассчитывая на экспертную поддержку коллег, мы, как Центр консалтинга, способны создавать экспертизу, сопоставимую с той, что была у международных компаний с их сетевыми ресурсами, даже лучше. Описанная ситуация станет драйвером для тиражирования подобных схем в отечественных отраслевых практиках.Кстати, центры внутреннего консалтинга — не наше изобретение, у Volkswagen, Porsche Engineering и других автомобильных компаний имеются подобные структуры. Среди технологических фирм — та же картина: IMB X, например, осуществляет стратегический консалтинг для IBM.Практика, когда консультант работает внутри отраслевой компании и приобретает уникальные компетенции, пока мало развита у нас в стране, но за ней будущее.Вторая тенденция — мы видим сейчас большой приток специалистов из сферы консалтинга к нам. Потому что есть большой запрос, со стороны молодых коллег, специализироваться в конкретной отрасли, вместо того чтобы заниматься проектами в разных областях, как это было принято прежде в консалтинге. Сейчас для эффективной работы очень важно глубоко погрузиться в проблематику отрасли, понимать ее повестку, знать статистику и работать с профильными специалистами.

За рамками офиса

Для того, чтобы интенсивно работать, как принято у нас в Центре, нужно уметь вовремя и правильно разгружаться. В этом мне помогает игра в большой теннис. Раньше играл полупрофессионально, сейчас больше любительски. Для меня этот вид спорта сродни шахматам — здесь необходимо продумывать игровую ситуациюна шаг вперед. Также люблю путешествовать.В команде Центра консалтинга коллеги также имеют разные увлечения: один профессионально играет на фортепьяно, другой поет караоке, есть ребята серьезно занимающиеся верховой ездой.Имеется и любимый анекдот о консультанте:

«Ехал консультант по горам. Увидел чабана, пасущего отару овец. Подходит консультант к чабану и предлагает. Если я сейчас точно скажу Вам сколько у Вас овец, с Вас одна овца — идёт? Чабан согласился. Консультант открывает ноутбук, сотовый телефон, по спутнику выходит в Интернет, заказывает космический снимок. Через полчаса, получив его, специальной программой подсчитывает на нём овец и выдаёт результат: у Вас 151 овца! Одну я забираю!»

Чтобы двигаться вперед, в том числе и в консалтинге, важно просто следовать древней китайской поговорке: «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага».

Инновационный центр «Безопасный транспорт» создан в 2017 году для работы c Big Data и решения задач Транспортного комплекса Москвы. Команда экспертов изучает и анализирует потребности жителей столицы, а также разрабатывает и внедряет инновационные продукты и решения для транспорта и дорог города. Еще больше информации о наших проектах, центрах, вакансиях, мероприятиях вы можете узнать на телеграм-канале нашего руководителя Александра Афанасьева.

Почитать еще авторские статьи:

Про наши проекты и исследования:

11
Начать дискуссию