Современные тенденции в консалтинге
Основной тренд, который прослеживается в последнее время, связан с уходом крупных международных консалтинговых компаний с российского рынка. Были раньше McKinsey, Bain, BCG и др., теперь их сегмент пытается занять компания «Яков и Партнеры». Последствием сложившейся ситуации, по моему мнению, станет развитие в стране различных отраслевых центров внутреннего консалтинга, наподобие нашего. Почему мне видится такая перспектива? Раньше международные компании, работавшие в России, могли обратиться за необходимой экспертизой в любую точку мира, к любому специалисту. У них существовала сетевая структура. Но поскольку сейчас отечественный аналог McKinsey — компания «Яков и Партнеры» — не имеет таких возможностей, доступ к качественной экспертизе значительно ухудшился.В то же время, Транспортный комплекс Москвы сейчас заключает в себе значительный потенциал экспертов: ученых, инженеров, управленцев и т. п. Это, по большому счету, самодостаточная структура. Таким образом, рассчитывая на экспертную поддержку коллег, мы, как Центр консалтинга, способны создавать экспертизу, сопоставимую с той, что была у международных компаний с их сетевыми ресурсами, даже лучше. Описанная ситуация станет драйвером для тиражирования подобных схем в отечественных отраслевых практиках.Кстати, центры внутреннего консалтинга — не наше изобретение, у Volkswagen, Porsche Engineering и других автомобильных компаний имеются подобные структуры. Среди технологических фирм — та же картина: IMB X, например, осуществляет стратегический консалтинг для IBM.Практика, когда консультант работает внутри отраслевой компании и приобретает уникальные компетенции, пока мало развита у нас в стране, но за ней будущее.Вторая тенденция — мы видим сейчас большой приток специалистов из сферы консалтинга к нам. Потому что есть большой запрос, со стороны молодых коллег, специализироваться в конкретной отрасли, вместо того чтобы заниматься проектами в разных областях, как это было принято прежде в консалтинге. Сейчас для эффективной работы очень важно глубоко погрузиться в проблематику отрасли, понимать ее повестку, знать статистику и работать с профильными специалистами.