Какие они – руководители?
За последний год я обучила большое количество руководителей разных мастей и разного уровня. Часто на тренингах я слышала, как руководители делятся между собой – каким стилем управления она обладают и какие есть в этом преимущества.
Руководители зачастую правильно диагностируют себе определенный стиль управления, но заблуждаются они в том принципе, что стиль управления в каждом руководителе должен быть один. Также часто мы забываем о недостатках определенных стилей управления, который иногда бывают неуместными при решении тех или иных задач.
Давайте разберем, какие стили управления часть встречаются в российских компаниях, в чем их плюсы и минусы и также выявим какой стиль управления на сегодняшний день считается лучшим. А вы, как руководители, уже сами сделаете вывод – менять что-либо или оставлять как есть.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Главная задача: немедленное исполнение требований путем давления и пушинга сотрудников
Основные принципы:
• Ставя задачи, всегда требует их немедленного исполнения
• Осуществляет жесткий контроль и мониторинг сотрудников
• Дает жесткую, негативную обратную связь, избегая корректирующей или позитивной обратной связи
• Мотивирует, объясняя негативные последствия несоблюдения приказа, не избегая авторитарной интонации
Когда наиболее эффективен:
• В кризисной ситуации, когда решение нужно здесь и сейчас, когда компания находится в затруднительном положении
• Когда отступление от поставленных задач грозит серьезными проблемами и издержками
Когда наименее эффективен:
• При решении сложных задач по отношению к талантливым и целеустремленным
Сотрудникам, которые создают инновации и хотят работать в экологичной атмосфере
В IT компаниях такой стиль не приживется
ВИЗИОНЕРСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Главная задача: формирование долгосрочного видения и объяснение контекста работы сотрудникам, путем разъяснения сути задачи и цели
Основные принципы:
• Ставя задачи, всегда объясняет, как это связано с ценностями и стратегией
Компании, придерживается принятым принципам регламентам, старается найти подход к каждому сотруднику
• Демонстрирует общее видение и перспективы развития, показывает путь
• Разъясняет, почему поставленные цели так важны для компании и сотрудников в
долгосрочной перспективе, ставит цели по SMART
• Устанавливает стандарты и следит за их исполнением
• Мотивирует, объясняя негативные последствия несоблюдения приказа, дает экологичную обратную связь
Когда наиболее эффективен:
• Когда необходимы новое видение, четкое направление и ясные стандарты работы и взаимодействия в коллективе
Когда наименее эффективен:
• Когда руководитель не пользуется доверием команды и авторитетом и не обладает достаточными компетенциями, чтобы привести команду к нужной цели.
МЕНТОРСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Главная задача: долгосрочное профессиональное развитие сотрудников, главная цель – вырастить ценные кадры и замотивировать работать в компании долгое время
Основные принципы:
• Значительную часть своего времени отводит на развитие подчиненных, считает, что в офисе должен быть штатный бизнес-тренер или коуч
• Помогает сотруднику выявить его сильные и слабые стороны, разработать план индивидуального развития
• Оговаривает, какую роль играет он, а какую сотрудник в рамках развития
cотрудника, раскрывает план взаимодействия
• Оказывает постоянную поддержку, дает экологичную обратную связь
• Обсуждает с подчиненными перспективы их роста в компании
Когда наиболее эффективен:
• Для решения сложных долгосрочных задач и сотрудниками, которые хотят создавать что-то новое и инновационное
• Когда сотрудники мотивированы на дальнейшее профессиональное развитие и у сотрудников закрыты базовые потребности (зарплата, соц.пакет, условия труда)
Когда наименее эффективен:
• Когда руководитель недостаточно компетентен и не является экспертом в своем деле
• Когда сотруднику необходимо постоянное руководство и мониторинг
• В кризисные моменты
ЭТАЛОННЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Главная задача: блестяще решать сложные задачи и вести за собой команду
Основные принципы:
• Всегда на собственном примере показывает, как надо выполнять ту или иную задачу, показывая и рассказывая свои кейсы и примеры
• Снимает ответственность с сотрудника, если предполагает, что тот не сможет выполнить задачу качественно и хорошо, не всегда дает 2 шанс на исправление ошибок
• Постоянно даёт понять, что работа членов команды могла бы быть сделана лучше, ставит грандиозные цели
• К низким результатам работы относится без сочувствия и эмпатии
Когда наиболее эффективен:
• Для более быстрого развития организации и сотрудников, похожих на руководителя
Когда наименее эффективен:
• Когда руководитель перегружен и не может повлиять на команду путем своего авторитета
• Когда руководитель недостаточно компетентен (не может сделать работу лучше, чем его сотрудники)
ДРУЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА
Главная задача: создать атмосферу доверительных и гармоничных отношений в команде
Основные принципы:
• Создает и поддерживает хорошие межличностные отношения в команде и с каждым сотрудником ведет коучиноговые беседы
• Заботиться о счастье людей в коллективе, обращается как с цельными личностями, проявляя эмпатию
• При обсуждении результатов работы избегает конфронтации и дает экологичную обратную связь
• Личные качества сотрудника ценит больше результатов его работы
• Отлично знает и учитывает личную ситуацию каждого члена команды, готов пойти на большие уступки в угоду компании
Когда наиболее эффективен:
• Для создания гармоничных отношений в работе разношерстных или конфликтующих групп
Когда наименее эффективен:
• Когда результаты работы не соответствуют поставленным задачам
• В кризисных или сложных ситуациях, когда необходимо четкое управление и
Контроль, когда компания нуждается в сильной руке и быстрых решениях
Данный стиль обычно миксуется с другими стилями управления
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА
Главная задача: создать сплоченный коллектив, где ценятся новые идеи и есть свобода для творчества
Основные принципы:
• Верит, что сотрудники могут сами разработать верное направление деятельности, как для себя, так и для организации в целом
• Вовлекает сотрудников в процесс формирования решений и мотивирует на новые задачи
• Устраивает встречи и выслушивает мнения сотрудников – любит проводить сеансы фасилитации
• Ценит хорошие результаты работы, редко дает негативную обратную связь
Когда наиболее эффективен:
• Когда сотрудникам нужна скорее координация, нежели руководство, сотрудники понимаю и поддерживают миссию компании
• Когда сотрудники являются знатокам своего дела
Когда наименее эффективен:
• В кризисных ситуациях
• Когда сотрудники недостаточно профессиональны, плохо осведомлены либо
нуждаются в постоянном контроле
• При решении сложных задач по отношению к талантливым и целеустремленным сотрудникам
По последним сводкам мы видим следующую картину:
В ЛУЧШИХ КОМПАНИЯХ МИРА
• 65% руководителей часто используют более трёх стилей лидерства
• 59% используют стили, эффективные в долгосрочной перспективе:
наставнический, визионерский, товарищеский, демократический
• 78% - используют визионерский стиль
• 85% используют наставнический стиль
Как мы видим – на рынке ценится гибкость. Попробуйте для себя выбрать несколько стилей, подходящих под ваши рабочие задачи и соединить их так, чтобы ваше управление приносило максимальную пользу и развитие.
Конечно же, попробуйте взять в дополнение именно те стили, которые сейчас приносят максимальную пользу – визионерский и наставнический стиль, которые уже показали свою жизнеспособность и получили положительную обратную связь от подчиненных.
Вы можете уже завтра уволить восемь менеджеров, а продажи и лояльность клиентов от этого только вырастут. При этом вы еще 2,8 млн руб/год на ФОТ (фонд оплаты труда) сэкономите. Как это возможно? Сейчас расскажу.
С 1 марта 2025 года продавать энергетики несовершеннолетним запрещено по всей России.
А быстрее всех «умерла» GPT-4o.
В строительной компании без CRM – как на стройке без плана: заявки теряются, менеджеры забывают перезвонить, а договора хранятся в почте, WhatsApp и голове бухгалтера. Приходит момент, когда все говорят: «Нужна CRM!» Но какую выбрать – amoCRM или Bitrix24? Разбираемся!