Какие они – руководители?

Какие они – руководители?

За последний год я обучила большое количество руководителей разных мастей и разного уровня. Часто на тренингах я слышала, как руководители делятся между собой – каким стилем управления она обладают и какие есть в этом преимущества.

Руководители зачастую правильно диагностируют себе определенный стиль управления, но заблуждаются они в том принципе, что стиль управления в каждом руководителе должен быть один. Также часто мы забываем о недостатках определенных стилей управления, который иногда бывают неуместными при решении тех или иных задач.

Давайте разберем, какие стили управления часть встречаются в российских компаниях, в чем их плюсы и минусы и также выявим какой стиль управления на сегодняшний день считается лучшим. А вы, как руководители, уже сами сделаете вывод – менять что-либо или оставлять как есть.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Главная задача: немедленное исполнение требований путем давления и пушинга сотрудников

Основные принципы:

• Ставя задачи, всегда требует их немедленного исполнения

• Осуществляет жесткий контроль и мониторинг сотрудников

• Дает жесткую, негативную обратную связь, избегая корректирующей или позитивной обратной связи

• Мотивирует, объясняя негативные последствия несоблюдения приказа, не избегая авторитарной интонации

Когда наиболее эффективен:

• В кризисной ситуации, когда решение нужно здесь и сейчас, когда компания находится в затруднительном положении

• Когда отступление от поставленных задач грозит серьезными проблемами и издержками

Когда наименее эффективен:

• При решении сложных задач по отношению к талантливым и целеустремленным

Сотрудникам, которые создают инновации и хотят работать в экологичной атмосфере

В IT компаниях такой стиль не приживется

ВИЗИОНЕРСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Главная задача: формирование долгосрочного видения и объяснение контекста работы сотрудникам, путем разъяснения сути задачи и цели

Основные принципы:

• Ставя задачи, всегда объясняет, как это связано с ценностями и стратегией

Компании, придерживается принятым принципам регламентам, старается найти подход к каждому сотруднику

• Демонстрирует общее видение и перспективы развития, показывает путь

• Разъясняет, почему поставленные цели так важны для компании и сотрудников в

долгосрочной перспективе, ставит цели по SMART

• Устанавливает стандарты и следит за их исполнением

• Мотивирует, объясняя негативные последствия несоблюдения приказа, дает экологичную обратную связь

Когда наиболее эффективен:

• Когда необходимы новое видение, четкое направление и ясные стандарты работы и взаимодействия в коллективе

Когда наименее эффективен:

• Когда руководитель не пользуется доверием команды и авторитетом и не обладает достаточными компетенциями, чтобы привести команду к нужной цели.

МЕНТОРСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Главная задача: долгосрочное профессиональное развитие сотрудников, главная цель – вырастить ценные кадры и замотивировать работать в компании долгое время

Основные принципы:

• Значительную часть своего времени отводит на развитие подчиненных, считает, что в офисе должен быть штатный бизнес-тренер или коуч

• Помогает сотруднику выявить его сильные и слабые стороны, разработать план индивидуального развития

• Оговаривает, какую роль играет он, а какую сотрудник в рамках развития

cотрудника, раскрывает план взаимодействия

• Оказывает постоянную поддержку, дает экологичную обратную связь

• Обсуждает с подчиненными перспективы их роста в компании

Когда наиболее эффективен:

• Для решения сложных долгосрочных задач и сотрудниками, которые хотят создавать что-то новое и инновационное

• Когда сотрудники мотивированы на дальнейшее профессиональное развитие и у сотрудников закрыты базовые потребности (зарплата, соц.пакет, условия труда)

Когда наименее эффективен:

• Когда руководитель недостаточно компетентен и не является экспертом в своем деле

• Когда сотруднику необходимо постоянное руководство и мониторинг

• В кризисные моменты

ЭТАЛОННЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Главная задача: блестяще решать сложные задачи и вести за собой команду

Основные принципы:

• Всегда на собственном примере показывает, как надо выполнять ту или иную задачу, показывая и рассказывая свои кейсы и примеры

• Снимает ответственность с сотрудника, если предполагает, что тот не сможет выполнить задачу качественно и хорошо, не всегда дает 2 шанс на исправление ошибок

• Постоянно даёт понять, что работа членов команды могла бы быть сделана лучше, ставит грандиозные цели

• К низким результатам работы относится без сочувствия и эмпатии

Когда наиболее эффективен:

• Для более быстрого развития организации и сотрудников, похожих на руководителя

Когда наименее эффективен:

• Когда руководитель перегружен и не может повлиять на команду путем своего авторитета

• Когда руководитель недостаточно компетентен (не может сделать работу лучше, чем его сотрудники)

ДРУЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА

Главная задача: создать атмосферу доверительных и гармоничных отношений в команде

Основные принципы:

• Создает и поддерживает хорошие межличностные отношения в команде и с каждым сотрудником ведет коучиноговые беседы

• Заботиться о счастье людей в коллективе, обращается как с цельными личностями, проявляя эмпатию

• При обсуждении результатов работы избегает конфронтации и дает экологичную обратную связь

• Личные качества сотрудника ценит больше результатов его работы

• Отлично знает и учитывает личную ситуацию каждого члена команды, готов пойти на большие уступки в угоду компании

Когда наиболее эффективен:

• Для создания гармоничных отношений в работе разношерстных или конфликтующих групп

Когда наименее эффективен:

• Когда результаты работы не соответствуют поставленным задачам

• В кризисных или сложных ситуациях, когда необходимо четкое управление и

Контроль, когда компания нуждается в сильной руке и быстрых решениях

Данный стиль обычно миксуется с другими стилями управления

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА

Главная задача: создать сплоченный коллектив, где ценятся новые идеи и есть свобода для творчества

Основные принципы:

• Верит, что сотрудники могут сами разработать верное направление деятельности, как для себя, так и для организации в целом

• Вовлекает сотрудников в процесс формирования решений и мотивирует на новые задачи

• Устраивает встречи и выслушивает мнения сотрудников – любит проводить сеансы фасилитации

• Ценит хорошие результаты работы, редко дает негативную обратную связь

Когда наиболее эффективен:

• Когда сотрудникам нужна скорее координация, нежели руководство, сотрудники понимаю и поддерживают миссию компании

• Когда сотрудники являются знатокам своего дела

Когда наименее эффективен:

• В кризисных ситуациях

• Когда сотрудники недостаточно профессиональны, плохо осведомлены либо

нуждаются в постоянном контроле

• При решении сложных задач по отношению к талантливым и целеустремленным сотрудникам

По последним сводкам мы видим следующую картину:

В ЛУЧШИХ КОМПАНИЯХ МИРА

• 65% руководителей часто используют более трёх стилей лидерства

• 59% используют стили, эффективные в долгосрочной перспективе:

наставнический, визионерский, товарищеский, демократический

• 78% - используют визионерский стиль

• 85% используют наставнический стиль

Как мы видим – на рынке ценится гибкость. Попробуйте для себя выбрать несколько стилей, подходящих под ваши рабочие задачи и соединить их так, чтобы ваше управление приносило максимальную пользу и развитие.

Конечно же, попробуйте взять в дополнение именно те стили, которые сейчас приносят максимальную пользу – визионерский и наставнический стиль, которые уже показали свою жизнеспособность и получили положительную обратную связь от подчиненных.

11
Начать дискуссию