Шуруповёрт из Cyberpunk 2077
Роботы Figure на кухне
Nothing Phone 3a

Цифровизация спорта на паузе. Итоги 2022 года в российском SportTech

Цифровизация спорта на паузе. Итоги 2022 года в российском SportTech

Общая выручка топ-10 крупнейших российских sporttech-компаний за 2022 год составила 714,78 млн рублей. По сравнению с 2021 годом компании показали среднюю динамику 29,8 8%. 7 из 10 компаний упали по выручке год к году в диапазоне от 10 до 52%. Крупнейшие компании рассказали Smart Ranking, почему объем отрасли называют «ничтожно маленьким», как на неё повлиял уход зарубежных компаний и какой поддержки игроки ожидают от государства.

SportTech в России: глобальный и локальный контекст

Объем мирового SportTech-рынка к 2027 году по прогнозам составит $41,8 млн со среднегодовым ростом 13,8% — в него входят устройства, умные стадионы, спортивная аналитика, решения для киберспорта. Основным драйвером роста глобального рынка сегодня становятся инвестиции в «пользовательский опыт» — попытки сделать просмотры игр на стадионах и цифровых устройствах наиболее зрелищными. Например, с помощью разработанного в 2022 году шарфа от американской ТНК Cisco организаторы отслеживают эмоциональное состояние болельщиков во время матчей, чтобы лучше понимать взаимосвязи между клубами и фанатами. Или благодаря внедрению технологий AR и VR на стадионах: прямую трансляцию в виртуальной реальности использовали на Олимпийских играх в Токио в 2020-м, чтобы обеспечить 360-градусный обзор для экранных зрителей.

Объем же российского SportTech-рынка эксперты называют «ничтожно маленьким»: по данным проекта «Русский спорттех» в 2021 году уровень зрелости сферы в стране был на 4 месте из 10 возможных, где 1 ступень — это нахождение в зачатке, а 10 — положение наравне со странами-лидерами. И без того незрелое состояние отрасли подорвалось с началом СВО: российский рынок под санкциями, многие IT-компании релоцируются. Несмотря на попытки государства в сделать цифровую трансформацию спорта национальной задачей до 2030 года, тот же рынок фитнес-услуг, тесно связанный со SportTech, по подсчетам BusinesStat просел по итогам 2022 года на 13%, а по сравнению с 2019-м — вообще сократился почти на треть. Причины падения — снижение платежеспособности населения и потеря корпоративных клиентов из зарубежных компаний, которые являлись одним из основных драйверов рынка.

Тем не менее направлений потенциального развития для SportTech в России множество: сбор больших данных о спортсменах и аудитории, геймификация и виртуализация спортивных пространств, развитие стриминга и «зеленых инноваций», а также, безусловно, импортозамещение ушедших сервисов. По словам основателя проекта «Русский спорттех» и руководителя проектов венчурной компании Startech.vc Марка Лиепинша, в России SportTech как такового в чистом виде почти не существует, однако при этом любые цифровые решения, которые применяются в спорте и спортивных организациях, потенциально можно отнести к SportTech: «Например, если спортивные организации, клубы или атлеты используют какие-то датчики, аналитику, обработку данных, пришедшие из других отраслей, то такие кейсы также можно отнести к спортивным технологиям».

Цифровизация спорта на паузе. Итоги 2022 года в российском SportTech

По сравнению с постпандемийным 2021 годом, когда сохранялся высокий спрос на digital-продукты на стыке спорта и технологий, а зарубежные партнеры и клиенты были открыты к сотрудничеству, по итогам 2022-го динамика топ-10 компаний ускорилась, общий объем их выручки увеличился на 29,88% год к году. С началом СВО в первом полугодии 2022-го общая выручка компаний показала падение на 15,44%, однако во втором полугодии отрасль начала восстанавливаться — общая выручка топ-10 выросла примерно на 79,30%.

Лидером рынка по итогам 2022 года стала wellbeing-компания Fitmost. Выручка от ее продукта — единого абонемента на спорт и заботу о себе, — по оценке экспертов IP Fund, во втором полугодии 2022 года составила около 230 млн рублей. С первого полугодия 2022-го выручка компании выросла на 155,56%, а общая выручка за 2022 год составила 320 млн рублей — на 65,8% больше, чем в 2021 году.

«Нам удалось перестроить бизнес с учетом новых условий: мы подключили новые инструменты продвижения, запустили корпоративные продукты для банков и страховых компаний».

Александра Герасимова, CEO Fitmost

На втором месте по выручке и на первом месте по росту за год тоже находится wellbeing-сервис — платформа чемпионки России по фитнес-бикини Екатерины Усмановой GymTeam, ориентированный не на профессиональных спортсменов, а на новичков. GymTeam разрабатывает ассистирующую систему для фитнес-тренеров на базе анализа fitness data и алгоритмов CV: она анализирует действия и исходные данные клиента, а затем выводит на экран тренера подсказки, которые позволят корректировать тренировку в прямом эфире.

Наибольшую динамику роста между полугодиями в 2022-м по эффекту низкой базы показала компания SPORTUNIVER — международный образовательный ресурс для подготовки спортсменов: ее полугодовая динамика в 2022 году по эффекту низкой базы составила 122,61%. По словам основателя и генерального директора компании Ярослава Савина, в 2022 году SPORTUNIVER ощутила значительное снижение покупательской способности. Поэтому компания пересмотрела свою линейку продуктов и вышла на рынки дружественных стран, чтобы укрепить свои позиции:

«Ниша, в которой представлены мы — спортивное инновационное образование, — только сейчас начинает получать внимание. Мы принесли лучшие мировые практики и видим, что в России есть огромный интерес к развитию у молодого поколения экспертов. К сожалению, еще сильны позиции старых методик и подходов к обучению».

Ярослав Савин, сооснователь и гендиректор проекта Sportuniver

Тренды и проблемы российского SportTech в 2022 году

Импортозамещение

Освобождение ниш, ранее занятых крупными зарубежными компаниями, дало локальным проектам шанс привлечь их аудиторию и в целом переосмыслить свой продукт. К примеру, проект S10.run получил новые возможности и пользователей с уходом приложения для бега Strava. Компания заместила его на российском рынке, начав обрабатывать треки напрямую с часов и фитнес-приложений.

«Здесь для нас освободилось место, но это компенсировалось общей ситуацией неопределенности на рынке и потерей интереса к инвестированию в SportTech-проекты».

Юрий Строфилов, основатель беговой платформы S10.run

Иностранные компании не только составляли конкуренцию российским, но и предоставляли решения, которых не было на отечественном рынке SportTech-продуктов. Как отметил гендиректор SPORTUNIVER Ярослав Савин, большинство отечественных спортивных организаций привыкли пользоваться зарубежными наработками, поэтому переключиться на российские аналоги было сложно. В свою очередь Андрей Марков, генеральный директор АО «Мой спорт», убежден, что сложившаяся ситуация выгодна для компаний, которые ранее не могли обойти крупных конкурентов:

«У российских разработчиков появились возможности зайти в те ниши, в которые сложно или невозможно было пробиться из-за масштаба мировых игроков».

Андрей Марков, директор «Мой спорт»

Однако вместе с компаниями-конкурентами ушли и зарубежные спортивные бренды, которые становились своеобразными драйверами рынка благодаря партнерствам с российскими проектами — например, фитнес-приложениями. Александра Герасимова, CEO и кофаундер FITMOST, подчеркнула их важность для локальных компаний:

«К сожалению, из России ушли зарубежные спортивные бренды, которые были заинтересованы в коллаборациях с wellness-сервисами ― а это один из ключевых источников дохода. Спортивные бренды создают инновационные решения, рассчитанные на активную молодую аудиторию, и всегда заинтересованы в новых способах привлечения пользователей».

Александра Герасимова, CEO Fitmost

Непропорциональный уклон в профессиональный спорт

По мнению участников рынка, бóльшее развитие получают технологичные проекты, ориентированные на профессиональный спорт. CEO FITMOST Александра Герасимова отметила, что недостаток финансирования является главной особенностью и болью сферы SportTech в России. Эксперт добавляет, что те проекты, которым все же удается найти инвесторов, в основном связаны с большим спортом: «У нас мало проектов, которые привлекают сколько-нибудь значимые инвестиции и способны масштабироваться. Плюс есть большой уклон в профессиональный спорт, в то время как за рубежом уделяют больше внимания продуктам, которые нацелены на широкую аудиторию».

Юрий Строфилов из S10.run акцентирует внимание на том, что из-за невозможности профессиональных спортсменов выступать на международной арене государству стоит обратить внимание на любительский спорт: «Например, сейчас мы видим большой рост результатов в любительских беговых проектах, которые не связаны с министерством спорта или федерацией легкой атлетики».

Изменение инвестиционного климата

Пока, по словам основателя «Русский спорттех» Марка Лиепиша, российский SportTech находится в неутешительном положении — инвесторы неохотно вкладываются в рынок, так как он очень консервативен и часто зациклен на определённом виде спорта. Тем не менее попытка интегрировать уже имеющиеся технологии из развитых ниш других рынков в SportTech может определить скачок индустрии в будущем, так как больший интерес инвесторов вызовут проекты на стыке разных индустрий:

«Основной актив спортивных организаций — фанатская база. Спонсорам они продают данные или дают доступ к большой “тёплой” аудитории, которая ходит на стадионы, смотрит трансляции и покупает мерч. Такие базы могут быть интересны банкам, телекомами, разным экосистемам. Думаю, вложение в SportTech будет также интересно создателям метавселенных — это может создать новых пользовательский опыт спортивных соревнований. Также, возможно, российские корпорации начнут вкладываться в SportTech вследствие трендов на цифровизацию и импортозамещение. Ещё одним важным блоком для вложения может стать спортивная медицина».

Марк Лиепинш, основатель проекта «Русский спорттех»

Для привлечения инвесторов, считает эксперт, фаундерам стартапов нужно больше работать над своими предложениями и доказать, что продукт соответствует рынку и полезен для него.

Разрывы цепочек оплаты и снижение покупательской способности

Одной из главных проблем в 2022 году стала приостановка работы Visa и Mastercard. Сохранение зарубежных клиентов стало одной из важнейших задач для компаний, которые вывели свой продукт на международный рынок и собрали лояльную аудиторию. Так, руководители проекта S10.run, 30% клиентов которого находились за рубежом, были вынуждены создать еще одну компанию за пределами России и направлять средства туда.

Для проектов же, ориентированных на российский рынок, основной сложностью стало общее снижение покупательской способности, и, как следствие, падение выручки. Однако платить меньше стали не только физические, но и юридические лица — в 2022 году компании неохотно приобретали услуги российских SportTech-игроков.

Технологическая неразвитость отрасли и дефицит айтишников

Игроки рынка отмечают, что основным сдерживающим фактором развития отрасли остается высокая нехватка кадров, прежде всего в IT-направлении. Директор компании «Мой спорт» Андрей Марков также выделяет невысокую цифровую грамотность и низкое умение работать с высокотехнологичными инструментами как одну из ключевых проблем сферы: «Отрасль спорта в России на протяжении многих лет вела в основном бумажную работу, а полномасштабное проникновение цифры в нее началось совсем недавно, особенно в государственном сегменте».

Чем государство может помочь SportTech

Подавляющее большинство опрошенных компаний видит в партнерстве с государством шанс на укрепление позиций в кризисных условиях. Даже те проекты, которые ранее не участвовали в программах государственной поддержки и финансирования, сейчас открыты к такому сотрудничеству.

Опрошенные игроки выделили три основных результата, которые SportTech-компании ждут от сотрудничества с государством:

  • Поддержка непрофессиональных спортсменов и их сообществ. По мнению представителей рынка, проекты, ориентированные на массового пользователя, не получают должного внимания и финансирования, так как государство больше заинтересовано в развитии профессионального спорта;
  • Совместная работа над повышением качества услуг и квалификации экспертов; развитие цифровизации спортивной сферы и внедрение новых технологий для массового использования;
  • Все виды взаимовыгодного партнерства с государственными организациями и учреждениями. Например, проект FITMOST пытается подключить к своему фитнес-абонементу государственные бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы. «Кажется, это выгодно всем: бассейны получают возможность увеличить доход, мы расширяем предложение, но при этом мы не можем договориться об этом партнерстве уже несколько лет», — говорит CEO FITMOST Александра Герасимова.

Скачать полную версию отчета по исследованию вы можете по этой ссылке.

22
реклама
разместить
4 комментария

Ой, с выручкой Фитмоста оценка очень неправильная, конечно)

1

Связались и поправили!

Во-первых, Strava не "приложение для бега", это мультиспорт.
А во-вторых, оно прекрасно работает из-под впн (ща опять набегут дебилы с высерами про блокировки ркн). Бесплатной версии за глаза для базового анализа тренек, есть соревновательная составляющая, соответственно и мотивация.

Да, забыл про интеграцию со сторонними сервисами, например с разными производителями спортчасов

День 1096: в Великобритании анонсировали «крупнейший пакет санкций» против России

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Ian Taylor / Unsplash
3131
66
44
33
22
11
Михалков как теперь будет объяснять, что в войне России с США победила коалиция России с США?
реклама
разместить
Как девушка не пришла со мной на свидание, а я создал приложение для DeepSeek на 30 000 пользователей

Это история о том, как я добивался девушку, получил отказ, зато создал приложение на 30К пользователей. Которое растет, а я – думаю над тем, как его монетизировать.

Как девушка не пришла со мной на свидание, а я создал приложение для DeepSeek на 30 000 пользователей
3535
2727
77
66
11
Яна - дура. Автор - красавчик 🔥
Как кратно повысить конверсию из лидов в покупателей: реальные кейсы с нейросетями в маркетинге и продажах

В этой статье мы не будем в очередной раз говорить про генеративный AI, создание картинок и текстов. Вместо этого расскажем, как на самом деле бизнес использует нейросети, чтобы изучить аудиторию, получить качественные лиды и сделать продажи.

Как кратно повысить конверсию из лидов в покупателей: реальные кейсы с нейросетями в маркетинге и продажах
1717
22
11
11
11
Я украл рекламный пост, потерял половину бюджета, получил подписчика в 3 раза дороже рынка. И это не сюжет ужастика

«Ты украл мой креатив», — это сообщение в личных сообщениях стало для меня настоящим ударом. Я потратил половину бюджета, получил подписчиков в три раза дороже рынка, а теперь ещё и оказался в неловкой ситуации. Как я дошёл до жизни такой? Давайте расскажу по порядку...

Я украл рекламный пост, потерял половину бюджета, получил подписчика в 3 раза дороже рынка. И это не сюжет ужастика
33
11
Приобретение актива по цене ниже рынка. Что следует знать покупателю?

На примере конкретного дела из нашей практики рассказываем, какие риски таит в себе сделка на нерыночных условиях, а также даем практические рекомендации, как защитить свои интересы в суде.

Приобретение актива по цене ниже рынка. Что следует знать покупателю?
2323
44
11
11
Рынок акций в критическом положении! Продолжится ли рост бумаг?

Эта неделя была очень богата на события и новости, как и предыдущая, однако рынок провел ее в боковике, так и не определившись с дальнейшим направлением движения. Похоже, для продолжения роста теперь нужны более веские основания, чем просто слова, которых оказалось достаточно неделю назад, чтобы разогнать индекс с 3000 до 3300 пунктов за пару дней.…

График (H1) индекса ММВБ
33
11
От любимого тоже выгорают
От любимого тоже выгорают

Зачастую мы стараемся успеть все на свете, живя на износ. Но мозг и психика не могут трудиться бесконечно долго.

88
22
11
Личины мужественности: психология мужчин
Личины мужественности: психология мужчин
77
33
[]