Цифровизация спорта на паузе. Итоги 2022 года в российском SportTech

Цифровизация спорта на паузе. Итоги 2022 года в российском SportTech

Общая выручка топ-10 крупнейших российских sporttech-компаний за 2022 год составила 714,78 млн рублей. По сравнению с 2021 годом компании показали среднюю динамику 29,8 8%. 7 из 10 компаний упали по выручке год к году в диапазоне от 10 до 52%. Крупнейшие компании рассказали Smart Ranking, почему объем отрасли называют «ничтожно маленьким», как на неё повлиял уход зарубежных компаний и какой поддержки игроки ожидают от государства.

SportTech в России: глобальный и локальный контекст

Объем мирового SportTech-рынка к 2027 году по прогнозам составит $41,8 млн со среднегодовым ростом 13,8% — в него входят устройства, умные стадионы, спортивная аналитика, решения для киберспорта. Основным драйвером роста глобального рынка сегодня становятся инвестиции в «пользовательский опыт» — попытки сделать просмотры игр на стадионах и цифровых устройствах наиболее зрелищными. Например, с помощью разработанного в 2022 году шарфа от американской ТНК Cisco организаторы отслеживают эмоциональное состояние болельщиков во время матчей, чтобы лучше понимать взаимосвязи между клубами и фанатами. Или благодаря внедрению технологий AR и VR на стадионах: прямую трансляцию в виртуальной реальности использовали на Олимпийских играх в Токио в 2020-м, чтобы обеспечить 360-градусный обзор для экранных зрителей.

Объем же российского SportTech-рынка эксперты называют «ничтожно маленьким»: по данным проекта «Русский спорттех» в 2021 году уровень зрелости сферы в стране был на 4 месте из 10 возможных, где 1 ступень — это нахождение в зачатке, а 10 — положение наравне со странами-лидерами. И без того незрелое состояние отрасли подорвалось с началом СВО: российский рынок под санкциями, многие IT-компании релоцируются. Несмотря на попытки государства в сделать цифровую трансформацию спорта национальной задачей до 2030 года, тот же рынок фитнес-услуг, тесно связанный со SportTech, по подсчетам BusinesStat просел по итогам 2022 года на 13%, а по сравнению с 2019-м — вообще сократился почти на треть. Причины падения — снижение платежеспособности населения и потеря корпоративных клиентов из зарубежных компаний, которые являлись одним из основных драйверов рынка.

Тем не менее направлений потенциального развития для SportTech в России множество: сбор больших данных о спортсменах и аудитории, геймификация и виртуализация спортивных пространств, развитие стриминга и «зеленых инноваций», а также, безусловно, импортозамещение ушедших сервисов. По словам основателя проекта «Русский спорттех» и руководителя проектов венчурной компании Startech.vc Марка Лиепинша, в России SportTech как такового в чистом виде почти не существует, однако при этом любые цифровые решения, которые применяются в спорте и спортивных организациях, потенциально можно отнести к SportTech: «Например, если спортивные организации, клубы или атлеты используют какие-то датчики, аналитику, обработку данных, пришедшие из других отраслей, то такие кейсы также можно отнести к спортивным технологиям».

Цифровизация спорта на паузе. Итоги 2022 года в российском SportTech

По сравнению с постпандемийным 2021 годом, когда сохранялся высокий спрос на digital-продукты на стыке спорта и технологий, а зарубежные партнеры и клиенты были открыты к сотрудничеству, по итогам 2022-го динамика топ-10 компаний ускорилась, общий объем их выручки увеличился на 29,88% год к году. С началом СВО в первом полугодии 2022-го общая выручка компаний показала падение на 15,44%, однако во втором полугодии отрасль начала восстанавливаться — общая выручка топ-10 выросла примерно на 79,30%.

Лидером рынка по итогам 2022 года стала wellbeing-компания Fitmost. Выручка от ее продукта — единого абонемента на спорт и заботу о себе, — по оценке экспертов IP Fund, во втором полугодии 2022 года составила около 230 млн рублей. С первого полугодия 2022-го выручка компании выросла на 155,56%, а общая выручка за 2022 год составила 320 млн рублей — на 65,8% больше, чем в 2021 году.

«Нам удалось перестроить бизнес с учетом новых условий: мы подключили новые инструменты продвижения, запустили корпоративные продукты для банков и страховых компаний».

Александра Герасимова, CEO Fitmost

На втором месте по выручке и на первом месте по росту за год тоже находится wellbeing-сервис — платформа чемпионки России по фитнес-бикини Екатерины Усмановой GymTeam, ориентированный не на профессиональных спортсменов, а на новичков. GymTeam разрабатывает ассистирующую систему для фитнес-тренеров на базе анализа fitness data и алгоритмов CV: она анализирует действия и исходные данные клиента, а затем выводит на экран тренера подсказки, которые позволят корректировать тренировку в прямом эфире.

Наибольшую динамику роста между полугодиями в 2022-м по эффекту низкой базы показала компания SPORTUNIVER — международный образовательный ресурс для подготовки спортсменов: ее полугодовая динамика в 2022 году по эффекту низкой базы составила 122,61%. По словам основателя и генерального директора компании Ярослава Савина, в 2022 году SPORTUNIVER ощутила значительное снижение покупательской способности. Поэтому компания пересмотрела свою линейку продуктов и вышла на рынки дружественных стран, чтобы укрепить свои позиции:

«Ниша, в которой представлены мы — спортивное инновационное образование, — только сейчас начинает получать внимание. Мы принесли лучшие мировые практики и видим, что в России есть огромный интерес к развитию у молодого поколения экспертов. К сожалению, еще сильны позиции старых методик и подходов к обучению».

Ярослав Савин, сооснователь и гендиректор проекта Sportuniver

Тренды и проблемы российского SportTech в 2022 году

Импортозамещение

Освобождение ниш, ранее занятых крупными зарубежными компаниями, дало локальным проектам шанс привлечь их аудиторию и в целом переосмыслить свой продукт. К примеру, проект S10.run получил новые возможности и пользователей с уходом приложения для бега Strava. Компания заместила его на российском рынке, начав обрабатывать треки напрямую с часов и фитнес-приложений.

«Здесь для нас освободилось место, но это компенсировалось общей ситуацией неопределенности на рынке и потерей интереса к инвестированию в SportTech-проекты».

Юрий Строфилов, основатель беговой платформы S10.run

Иностранные компании не только составляли конкуренцию российским, но и предоставляли решения, которых не было на отечественном рынке SportTech-продуктов. Как отметил гендиректор SPORTUNIVER Ярослав Савин, большинство отечественных спортивных организаций привыкли пользоваться зарубежными наработками, поэтому переключиться на российские аналоги было сложно. В свою очередь Андрей Марков, генеральный директор АО «Мой спорт», убежден, что сложившаяся ситуация выгодна для компаний, которые ранее не могли обойти крупных конкурентов:

«У российских разработчиков появились возможности зайти в те ниши, в которые сложно или невозможно было пробиться из-за масштаба мировых игроков».

Андрей Марков, директор «Мой спорт»

Однако вместе с компаниями-конкурентами ушли и зарубежные спортивные бренды, которые становились своеобразными драйверами рынка благодаря партнерствам с российскими проектами — например, фитнес-приложениями. Александра Герасимова, CEO и кофаундер FITMOST, подчеркнула их важность для локальных компаний:

«К сожалению, из России ушли зарубежные спортивные бренды, которые были заинтересованы в коллаборациях с wellness-сервисами ― а это один из ключевых источников дохода. Спортивные бренды создают инновационные решения, рассчитанные на активную молодую аудиторию, и всегда заинтересованы в новых способах привлечения пользователей».

Александра Герасимова, CEO Fitmost

Непропорциональный уклон в профессиональный спорт

По мнению участников рынка, бóльшее развитие получают технологичные проекты, ориентированные на профессиональный спорт. CEO FITMOST Александра Герасимова отметила, что недостаток финансирования является главной особенностью и болью сферы SportTech в России. Эксперт добавляет, что те проекты, которым все же удается найти инвесторов, в основном связаны с большим спортом: «У нас мало проектов, которые привлекают сколько-нибудь значимые инвестиции и способны масштабироваться. Плюс есть большой уклон в профессиональный спорт, в то время как за рубежом уделяют больше внимания продуктам, которые нацелены на широкую аудиторию».

Юрий Строфилов из S10.run акцентирует внимание на том, что из-за невозможности профессиональных спортсменов выступать на международной арене государству стоит обратить внимание на любительский спорт: «Например, сейчас мы видим большой рост результатов в любительских беговых проектах, которые не связаны с министерством спорта или федерацией легкой атлетики».

Изменение инвестиционного климата

Пока, по словам основателя «Русский спорттех» Марка Лиепиша, российский SportTech находится в неутешительном положении — инвесторы неохотно вкладываются в рынок, так как он очень консервативен и часто зациклен на определённом виде спорта. Тем не менее попытка интегрировать уже имеющиеся технологии из развитых ниш других рынков в SportTech может определить скачок индустрии в будущем, так как больший интерес инвесторов вызовут проекты на стыке разных индустрий:

«Основной актив спортивных организаций — фанатская база. Спонсорам они продают данные или дают доступ к большой “тёплой” аудитории, которая ходит на стадионы, смотрит трансляции и покупает мерч. Такие базы могут быть интересны банкам, телекомами, разным экосистемам. Думаю, вложение в SportTech будет также интересно создателям метавселенных — это может создать новых пользовательский опыт спортивных соревнований. Также, возможно, российские корпорации начнут вкладываться в SportTech вследствие трендов на цифровизацию и импортозамещение. Ещё одним важным блоком для вложения может стать спортивная медицина».

Марк Лиепинш, основатель проекта «Русский спорттех»

Для привлечения инвесторов, считает эксперт, фаундерам стартапов нужно больше работать над своими предложениями и доказать, что продукт соответствует рынку и полезен для него.

Разрывы цепочек оплаты и снижение покупательской способности

Одной из главных проблем в 2022 году стала приостановка работы Visa и Mastercard. Сохранение зарубежных клиентов стало одной из важнейших задач для компаний, которые вывели свой продукт на международный рынок и собрали лояльную аудиторию. Так, руководители проекта S10.run, 30% клиентов которого находились за рубежом, были вынуждены создать еще одну компанию за пределами России и направлять средства туда.

Для проектов же, ориентированных на российский рынок, основной сложностью стало общее снижение покупательской способности, и, как следствие, падение выручки. Однако платить меньше стали не только физические, но и юридические лица — в 2022 году компании неохотно приобретали услуги российских SportTech-игроков.

Технологическая неразвитость отрасли и дефицит айтишников

Игроки рынка отмечают, что основным сдерживающим фактором развития отрасли остается высокая нехватка кадров, прежде всего в IT-направлении. Директор компании «Мой спорт» Андрей Марков также выделяет невысокую цифровую грамотность и низкое умение работать с высокотехнологичными инструментами как одну из ключевых проблем сферы: «Отрасль спорта в России на протяжении многих лет вела в основном бумажную работу, а полномасштабное проникновение цифры в нее началось совсем недавно, особенно в государственном сегменте».

Чем государство может помочь SportTech

Подавляющее большинство опрошенных компаний видит в партнерстве с государством шанс на укрепление позиций в кризисных условиях. Даже те проекты, которые ранее не участвовали в программах государственной поддержки и финансирования, сейчас открыты к такому сотрудничеству.

Опрошенные игроки выделили три основных результата, которые SportTech-компании ждут от сотрудничества с государством:

  • Поддержка непрофессиональных спортсменов и их сообществ. По мнению представителей рынка, проекты, ориентированные на массового пользователя, не получают должного внимания и финансирования, так как государство больше заинтересовано в развитии профессионального спорта;
  • Совместная работа над повышением качества услуг и квалификации экспертов; развитие цифровизации спортивной сферы и внедрение новых технологий для массового использования;
  • Все виды взаимовыгодного партнерства с государственными организациями и учреждениями. Например, проект FITMOST пытается подключить к своему фитнес-абонементу государственные бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы. «Кажется, это выгодно всем: бассейны получают возможность увеличить доход, мы расширяем предложение, но при этом мы не можем договориться об этом партнерстве уже несколько лет», — говорит CEO FITMOST Александра Герасимова.

Скачать полную версию отчета по исследованию вы можете по этой ссылке.

22
4 комментария

Ой, с выручкой Фитмоста оценка очень неправильная, конечно)

1
Ответить

Связались и поправили!

Ответить

Во-первых, Strava не "приложение для бега", это мультиспорт.
А во-вторых, оно прекрасно работает из-под впн (ща опять набегут дебилы с высерами про блокировки ркн). Бесплатной версии за глаза для базового анализа тренек, есть соревновательная составляющая, соответственно и мотивация.

Ответить

Да, забыл про интеграцию со сторонними сервисами, например с разными производителями спортчасов

Ответить