Не просто корочка, а специальность. Какие форматы обучения эффективны для освоения ИТ и повышают шанс на трудоустройство

В 2022 году популярность курсов допобразования выросла на 27%, и в 2023 году сегмент продолжил рост, несмотря на прогнозы экспертов о его падении: общая выручка компаний по итогам первого полугодия 2023 года выросла на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе все еще много людей хотят войти в ИТ, и часто они это делают с нуля. При этом фокус внимания учащихся смещается с крупных платформ онлайн-образования на нишевые продукты, направленные на получение узкого набора профессий. Формируется мнение, что они дадут больше профессиональных навыков, необходимых в ИТ, дизайне, GameDev и других областях.

Разбираемся, какие есть преимущества и недостатки у самых популярных форматов получения новых профессий, а главное — какой из них и правда приведет к заветной цели получить работу в ИТ.

Не просто корочка, а специальность. Какие форматы обучения эффективны для освоения ИТ и повышают шанс на трудоустройство

Занятия с ментором или наставником

Ментор или наставник — человек, который получил большой опыт в своей сфере и теперь готов помогать другим. Здесь важный нюанс: ментор — не преподаватель, он не учит кодить. Он дает рекомендации, направляет, консультирует, делится опытом и экспертизой, может контролировать обучение и ставить задачи, но не разжевывает тему, как школьный учитель или репетитор. Хороший ментор или наставник стимулирует подопечного думать самостоятельно, задавая правильные вопросы.

Что могут делать ментор или наставник:

  • Проводить видеоконсультации — полноценные созвоны, на которых в течение 30-60 минут разбираются разные вопросы.
  • Отвечать на короткие вопросы в переписке — условно: «На какие курсы пойти?», «С какого фреймворка начать?».
  • Помогать выстроить план обучения, проверять учебные или тестовые задания.

Главный плюс занятий с ментором или наставником — это возможность прояснить практически любой возникающий вопрос с живым человеком. Кроме этого, ментор или наставник делятся уникальным опытом, могут дать доступ к тщательно отобранным материалам (дополнительная литература, ссылки и так далее), к полезным связям.

Другой плюс — хороший наставник помогает сразу взять правильный вектор, составить грамотный план обучения, отсечь ненужные вопросы, сферы и области. Ненужные — для конкретного специалиста: например, будущего JavaScript-разработчика.

Минус такого формата — он не заменяет классическое обучение, а скорее дополняет. Занятия с ментором можно брать и на старте, когда еще непонятно, в каком направлении двигаться, и уже в процессе прохождения программы, и для повышения квалификации. Но изучить ИТ с нуля и стать готовым для трудоустройства специалистом только при помощи ментора практически невозможно: к этому придется приложить очень много самообучения.

Онлайн-курсы

Главное преимущество онлайн-обучения — его доступность из любой точки мира: лишь бы интернет был. Можно найти подходящий курс в другом городе или стране и спокойно проходить, не тратя деньги и время на долгие перелеты, поиск жилья на время обучения и так далее. Ценен онлайн и для тех, кто в силу разных обстоятельств (здоровье, семья и прочее) не может никуда уехать.

Благодаря отсутствию привязки к конкретной локации ассортимент онлайн-курсов огромный: ограничивается только бюджетом ученика и его владением языков, если рассматривать зарубежные программы. Соответственно, шансы найти действительно хороший продукт, выше, чем если бы пришлось выбирать курсы только в рамках своего города.

Кроме того, на курсах есть план обучения, так что ученику не нужно самостоятельно думать, какие темы в каком порядке затрагивать, как все распределить от простого к сложному. Насколько хорошо составлен этот план — вопрос уже другой.

Онлайн-курсы могут быть в 2 форматах:

  • Подготовленные записи урока и тесты, которые проверяет компьютер. Никакой привязки ко времени, к часовому поясу и так далее. Легко вписать почти в любое расписание, подогнать под свой темп. Но самоорганизация должна быть на высшем уровне. А еще порой нет никакой обратной связи (или ее мало), нет шанса задать уточняющие вопросы, разобрать непонятный материал.
  • Подготовленные видеолекции, вебинары, домашние задания, которые проверяют наставники. Здесь становится сложнее учиться, если организаторы курса и ученики разделены несколькими часовыми поясами, и под расписание подгонять учебу сложнее. Но самообучения становится меньше.

С какими проблемами могут столкнуться ученики онлайн-курсов:

  • Нужна сила воли и способность к самоорганизации. Даже там, где есть наставники, прямые эфиры, домашние задания в установленный срок, все равно никто не будет пристально следить за прохождением курса. Ученик предоставлен сам себе.
  • Теория есть, практики почти нет. Потому такой формат обучения скорее подходит для вхождения в новую сферу или повышения квалификации по базовым вопросам, но не для того, чтобы отучиться и сразу спокойно трудоустроиться.
  • Программа часто под копирку, слишком много «воды» и доступной в открытых источниках информации. Этим страдают не все курсы, но в этом формате такая проблема встречается чаще, чем в обычном очном обучении или при работе с наставником. Как итог — трудоустроиться выпускнику трудно.

Обучение в формате буткемп

Буткемп — это интенсивное обучение, которое может проходить и в онлайне, и в очном формате. Главная особенность — программу, рассчитанную на 9-12 месяцев, ученики осваивают за полгода или даже за меньший срок. Учеба длится около 8 часов в день, обычно в будни, по стандартной пятидневке. Но в некоторых школах есть part-time: учеба в выходные.

Главное преимущество буткемпов — много практики. В первой половине дня ученикам дают теорию, а остальное время они решают реальные задачи в парах или мини-группах, готовят проекты, которые позднее станут частью портфолио. Все домашние задания наставники проверяют в этот же день, поскольку группы в буткемпах маленькие — 15-25 человек. И есть возможность всегда обратиться за помощью к преподавателю в режиме реального времени — не только на условном вебинаре.

Другой плюс — возможность за относительно короткий срок получить сильную базу по абсолютно новой специальности. В буткемпах тратится полгода для подготовки ИТ-специалиста с нуля вместо года и больше на обычных курсах. Эффективность такого подхода подтверждает исследование, проведенное Эльбрус Буткемп совместно с Центром исследований и аналитики hh.ru. К опросу было привлечено 718 выпускников Эльбрус Буткемп, окончивших обучение в период с октября 2021 года по ноябрь 2022 года по направлению «Веб-разработка JavaScript» в очном и онлайн-формате.

Ключевые моменты:

  • Профессионального опыта в программировании не было у 94% опрошенных, и в основном люди шли в новую специальность из не родственных областей: были и бухгалтера, и адвокаты, и официанты, и медики. Возраст тоже самый разный: 41% — люди 26-30 лет, 23% — 21-25 лет, 22% — 31-35 лет.
  • Успешно закончили буткемп и нашли работу по профессии «разработчик» в течение 3 месяцев после выпуска 88% опрошенных. А 37% устраивались даже меньше 1 месяца. У 32% на поиск работы ушло 1-2 месяца.
  • Некоторые выпускники даже получили работу уже во время обучения.
  • 66% выпускников работают в сферах ИТ, цифрового бизнеса (такого, как Яндекс) и финансов. Многие — в крупных компаниях: Ozon, Сбер, VK и других.
  • В среднем у опрошенных заработок после обучения вырос на 34% — это взлет от 90 тыс. рублей до 124 тыс. рублей после выпуска и до 141 тыс. рублей — спустя время (на момент опроса).

Кроме этого, в офлайн-буткемпах ученики, как и, например, в университете, быстро обрастают связями, находят единомышленников, получают живую поддержку.

Недостатков этот формат тоже не лишен:

  • Совмещать с работой классический full-time формат нереально, даже с подработкой. И времени не хватит, и сил. Если нужно совмещать, ищите part-time программы.
  • Очень высокая нагрузка и темп подходят не каждому. Если человеку нужно разбираться с каждой темой неделями, медленно и вдумчиво изучать каждый вопрос, ему будет сложно в буткемпе.

Гибридные программы

Это сочетание онлайн-обучения и классического очного, когда часть учеников проходит программу в аудитории, а другая часть — дистанционно, подключаясь к условной лекции, которая идет в офлайне. Программа для всех одна, но ее выстраивают так, чтобы эффективно донести и до тех, кто присутствует в аудитории, и для тех, кто смотрит через монитор компьютера. Дистанционные ученики, как и очные, участвуют в дискуссиях, представляют проекты и презентации перед остальными, работают в группах. Гибридное образование уже начали практиковать российские вузы: например, СПбГУ.

Преимущество гибридного обучения — в лучшем донесении информации для дистанционных учеников, чем в стандартном онлайн-обучении. Предзаписанных роликов здесь нет, человек учится в режиме реального времени. При этом он не просто слушает лекции одну за другой, но и участвует в живых обсуждениях (не в чате с наставниками), презентует свои проекты и так далее. Появляется практика, которой часто не хватает онлайн-курсам.

Недостаток формата — сложность адаптации программы, чтобы она была одинаково понятной и для офлайн- и для онлайн-учеников. Нужно и соответствующее техническое оснащение, и методическая подготовка.

Идеального формата для обучения ИТ нет. Все очень индивидуально: кому-то нужно работать один на один с преподавателем, а кто-то предпочитает задавать свой темп и строить программу самостоятельно. Кроме того, разные форматы работают на разные цели, поэтому в идеале их все сочетать на разных этапах обучения. И помимо формата важно учитывать саму программу, преподавателей. Полезно будет посмотреть отзывы, пообщаться с выпускниками понравившейся школы лично, узнать, как они трудоустроились.

Начать дискуссию