реклама
разместить

Не просто корочка, а специальность. Какие форматы обучения эффективны для освоения ИТ и повышают шанс на трудоустройство

В 2022 году популярность курсов допобразования выросла на 27%, и в 2023 году сегмент продолжил рост, несмотря на прогнозы экспертов о его падении: общая выручка компаний по итогам первого полугодия 2023 года выросла на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе все еще много людей хотят войти в ИТ, и часто они это делают с нуля. При этом фокус внимания учащихся смещается с крупных платформ онлайн-образования на нишевые продукты, направленные на получение узкого набора профессий. Формируется мнение, что они дадут больше профессиональных навыков, необходимых в ИТ, дизайне, GameDev и других областях.

Разбираемся, какие есть преимущества и недостатки у самых популярных форматов получения новых профессий, а главное — какой из них и правда приведет к заветной цели получить работу в ИТ.

Не просто корочка, а специальность. Какие форматы обучения эффективны для освоения ИТ и повышают шанс на трудоустройство

Занятия с ментором или наставником

Ментор или наставник — человек, который получил большой опыт в своей сфере и теперь готов помогать другим. Здесь важный нюанс: ментор — не преподаватель, он не учит кодить. Он дает рекомендации, направляет, консультирует, делится опытом и экспертизой, может контролировать обучение и ставить задачи, но не разжевывает тему, как школьный учитель или репетитор. Хороший ментор или наставник стимулирует подопечного думать самостоятельно, задавая правильные вопросы.

Что могут делать ментор или наставник:

  • Проводить видеоконсультации — полноценные созвоны, на которых в течение 30-60 минут разбираются разные вопросы.
  • Отвечать на короткие вопросы в переписке — условно: «На какие курсы пойти?», «С какого фреймворка начать?».
  • Помогать выстроить план обучения, проверять учебные или тестовые задания.

Главный плюс занятий с ментором или наставником — это возможность прояснить практически любой возникающий вопрос с живым человеком. Кроме этого, ментор или наставник делятся уникальным опытом, могут дать доступ к тщательно отобранным материалам (дополнительная литература, ссылки и так далее), к полезным связям.

Другой плюс — хороший наставник помогает сразу взять правильный вектор, составить грамотный план обучения, отсечь ненужные вопросы, сферы и области. Ненужные — для конкретного специалиста: например, будущего JavaScript-разработчика.

Минус такого формата — он не заменяет классическое обучение, а скорее дополняет. Занятия с ментором можно брать и на старте, когда еще непонятно, в каком направлении двигаться, и уже в процессе прохождения программы, и для повышения квалификации. Но изучить ИТ с нуля и стать готовым для трудоустройства специалистом только при помощи ментора практически невозможно: к этому придется приложить очень много самообучения.

Онлайн-курсы

Главное преимущество онлайн-обучения — его доступность из любой точки мира: лишь бы интернет был. Можно найти подходящий курс в другом городе или стране и спокойно проходить, не тратя деньги и время на долгие перелеты, поиск жилья на время обучения и так далее. Ценен онлайн и для тех, кто в силу разных обстоятельств (здоровье, семья и прочее) не может никуда уехать.

Благодаря отсутствию привязки к конкретной локации ассортимент онлайн-курсов огромный: ограничивается только бюджетом ученика и его владением языков, если рассматривать зарубежные программы. Соответственно, шансы найти действительно хороший продукт, выше, чем если бы пришлось выбирать курсы только в рамках своего города.

Кроме того, на курсах есть план обучения, так что ученику не нужно самостоятельно думать, какие темы в каком порядке затрагивать, как все распределить от простого к сложному. Насколько хорошо составлен этот план — вопрос уже другой.

Онлайн-курсы могут быть в 2 форматах:

  • Подготовленные записи урока и тесты, которые проверяет компьютер. Никакой привязки ко времени, к часовому поясу и так далее. Легко вписать почти в любое расписание, подогнать под свой темп. Но самоорганизация должна быть на высшем уровне. А еще порой нет никакой обратной связи (или ее мало), нет шанса задать уточняющие вопросы, разобрать непонятный материал.
  • Подготовленные видеолекции, вебинары, домашние задания, которые проверяют наставники. Здесь становится сложнее учиться, если организаторы курса и ученики разделены несколькими часовыми поясами, и под расписание подгонять учебу сложнее. Но самообучения становится меньше.

С какими проблемами могут столкнуться ученики онлайн-курсов:

  • Нужна сила воли и способность к самоорганизации. Даже там, где есть наставники, прямые эфиры, домашние задания в установленный срок, все равно никто не будет пристально следить за прохождением курса. Ученик предоставлен сам себе.
  • Теория есть, практики почти нет. Потому такой формат обучения скорее подходит для вхождения в новую сферу или повышения квалификации по базовым вопросам, но не для того, чтобы отучиться и сразу спокойно трудоустроиться.
  • Программа часто под копирку, слишком много «воды» и доступной в открытых источниках информации. Этим страдают не все курсы, но в этом формате такая проблема встречается чаще, чем в обычном очном обучении или при работе с наставником. Как итог — трудоустроиться выпускнику трудно.

Обучение в формате буткемп

Буткемп — это интенсивное обучение, которое может проходить и в онлайне, и в очном формате. Главная особенность — программу, рассчитанную на 9-12 месяцев, ученики осваивают за полгода или даже за меньший срок. Учеба длится около 8 часов в день, обычно в будни, по стандартной пятидневке. Но в некоторых школах есть part-time: учеба в выходные.

Главное преимущество буткемпов — много практики. В первой половине дня ученикам дают теорию, а остальное время они решают реальные задачи в парах или мини-группах, готовят проекты, которые позднее станут частью портфолио. Все домашние задания наставники проверяют в этот же день, поскольку группы в буткемпах маленькие — 15-25 человек. И есть возможность всегда обратиться за помощью к преподавателю в режиме реального времени — не только на условном вебинаре.

Другой плюс — возможность за относительно короткий срок получить сильную базу по абсолютно новой специальности. В буткемпах тратится полгода для подготовки ИТ-специалиста с нуля вместо года и больше на обычных курсах. Эффективность такого подхода подтверждает исследование, проведенное Эльбрус Буткемп совместно с Центром исследований и аналитики hh.ru. К опросу было привлечено 718 выпускников Эльбрус Буткемп, окончивших обучение в период с октября 2021 года по ноябрь 2022 года по направлению «Веб-разработка JavaScript» в очном и онлайн-формате.

Ключевые моменты:

  • Профессионального опыта в программировании не было у 94% опрошенных, и в основном люди шли в новую специальность из не родственных областей: были и бухгалтера, и адвокаты, и официанты, и медики. Возраст тоже самый разный: 41% — люди 26-30 лет, 23% — 21-25 лет, 22% — 31-35 лет.
  • Успешно закончили буткемп и нашли работу по профессии «разработчик» в течение 3 месяцев после выпуска 88% опрошенных. А 37% устраивались даже меньше 1 месяца. У 32% на поиск работы ушло 1-2 месяца.
  • Некоторые выпускники даже получили работу уже во время обучения.
  • 66% выпускников работают в сферах ИТ, цифрового бизнеса (такого, как Яндекс) и финансов. Многие — в крупных компаниях: Ozon, Сбер, VK и других.
  • В среднем у опрошенных заработок после обучения вырос на 34% — это взлет от 90 тыс. рублей до 124 тыс. рублей после выпуска и до 141 тыс. рублей — спустя время (на момент опроса).

Кроме этого, в офлайн-буткемпах ученики, как и, например, в университете, быстро обрастают связями, находят единомышленников, получают живую поддержку.

Недостатков этот формат тоже не лишен:

  • Совмещать с работой классический full-time формат нереально, даже с подработкой. И времени не хватит, и сил. Если нужно совмещать, ищите part-time программы.
  • Очень высокая нагрузка и темп подходят не каждому. Если человеку нужно разбираться с каждой темой неделями, медленно и вдумчиво изучать каждый вопрос, ему будет сложно в буткемпе.

Гибридные программы

Это сочетание онлайн-обучения и классического очного, когда часть учеников проходит программу в аудитории, а другая часть — дистанционно, подключаясь к условной лекции, которая идет в офлайне. Программа для всех одна, но ее выстраивают так, чтобы эффективно донести и до тех, кто присутствует в аудитории, и для тех, кто смотрит через монитор компьютера. Дистанционные ученики, как и очные, участвуют в дискуссиях, представляют проекты и презентации перед остальными, работают в группах. Гибридное образование уже начали практиковать российские вузы: например, СПбГУ.

Преимущество гибридного обучения — в лучшем донесении информации для дистанционных учеников, чем в стандартном онлайн-обучении. Предзаписанных роликов здесь нет, человек учится в режиме реального времени. При этом он не просто слушает лекции одну за другой, но и участвует в живых обсуждениях (не в чате с наставниками), презентует свои проекты и так далее. Появляется практика, которой часто не хватает онлайн-курсам.

Недостаток формата — сложность адаптации программы, чтобы она была одинаково понятной и для офлайн- и для онлайн-учеников. Нужно и соответствующее техническое оснащение, и методическая подготовка.

Идеального формата для обучения ИТ нет. Все очень индивидуально: кому-то нужно работать один на один с преподавателем, а кто-то предпочитает задавать свой темп и строить программу самостоятельно. Кроме того, разные форматы работают на разные цели, поэтому в идеале их все сочетать на разных этапах обучения. И помимо формата важно учитывать саму программу, преподавателей. Полезно будет посмотреть отзывы, пообщаться с выпускниками понравившейся школы лично, узнать, как они трудоустроились.

реклама
разместить
Начать дискуссию
Сдавал букет из 101 розы в аренду на 14 февраля и вот что заработал…
Сфотографировал, чтобы посоветоваться с мамой. Она лучше понимает, норм или не норм цветок. Для меня любая роза красивая.
8383
3636
1818
33
11
Не пережили бы живые розы столько переездов и фотосессий , ну
реклама
разместить
ЕС утвердил 16 пакет санкций против России — под них попали 13 банков и восемь СМИ

А также поставки PlayStation и Xbox в страну.

Фото «РИА Новости» 
3939
3333
1111
44
11
11
Когда на Санлайт наложат санкции?
Конструктор сайтов Craftum: Обзор и возможности
Конструктор сайтов Craftum: Обзор и возможности
День 1097: Путин поручил предусмотреть преимущества для российского бизнеса на случай возвращения иностранного

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Владимир Путин. Источник фото: «Ведомости»
3232
1919
33
Трамп, приди! Порядок наведи! Бренды западные верни! Мастеркард и визу подключи! В подъездах, как Обама, не сри! Прямые рейсы в Ньй-Йорк верни!
Apple инвестирует $500 млрд в производство в США и создаст 20 тысяч рабочих мест в течение следующих четырёх лет

До этого Трамп пригрозил ввести 10%-е пошлины на импорт из Китая, где компания производит большинство своих продуктов.

Глава Apple Тим Кук на инаугурации Дональда Трампа. Фото Bloomberg
1010
11
11
11
На моем производстве сотрудников чипируют, держат в холоде, ну и доят, конечно

У меня было 4 машины, двухкомнатная квартира и дом в центре города. Я был не последним человеком на заводе и привык не смотреть на цены в магазинах.

В остальном стараемся действовать традиционно. Это я с ивой — в будущем хочу давать её козам как средство от гельминтов
6363
66
11
11
Очень неоднозначное ощущение оставил матерал. Во1, я всё таки рекомендую воспользоваться господдержкой, если это возможно. Она для этого и придумана. Люди не будут против. Не пользоваться льготой, когда она очень сильно нужна - не благородство, а... Вобщем, берите поддержку и не выносите себе мозг. 2. Кажется, вы не в нуле только потому, что продали имущество. Начинайте прямо сейчас считать доходы и расходы, а то пойдете по миру. Это сначала кажется страшно, а потом окажется полезным. Я готова совершенно безвозмездно проконсультировать вас или жену как это сделать, если всё таки решитесь.
Claude 3.7 Sonnet: новый шаг в развитии AI от Anthropic
Сравнение по задачам

Claude 3.7 Sonnet, выпущенный в феврале 2025 года, представляет собой значительное обновление в линейке моделей Anthropic. Давайте рассмотрим его ключевые особенности и сравним с другими решениями на рынке.

Apple отключила российским разработчикам доступ к платформе Apple Developer Enterprise Program — на ней создавали iOS-приложения для корпоративного использования без публикации в App Store

Причины Apple не назвала.

Источник фото: AppleInsider
1313
77
66
55
22
Apple в очередной раз подтвердил - iPhone это для тех кто любит боль
[]