Аудит ниши магазина на маркетплейсе без внешних сервисов. Или как не попасть в ловушку самообмана

На работе мне постоянно "прилетают" задачи по аудиту потенциальных клиентов с просьбой указать точки роста.
При этом все нужно сделать, без доступа к личному кабинету селлера, опираясь на программы типа MPStats, Маяк, Меркатус и проч.

Для вас, надеюсь, не секрет, что все они не дают правильных цифр - смотришь в сервисе продажи по товарам, а там ноль продаж за месяц. Смотришь карточку на МП - купили больше сотни раз и за последнюю неделю два десятка отзывов. Сразу сомнения появляются, потому что так быть не может и однозначно продажи должны быть. А тут - ноль!Опираться на такие данные равносильно, что строить гипотезу. Гипотеза - штука непредсказуемая: она может сработать, может нет.

Гипотеза тем точнее, чем больше верных входящих данных мы имеем. Без доступа в личный кабинет - гипотеза (читай, фантазия) наиболее уязвима. Гипотеза, основанная на цифрах из отчетов - наиболее близка к тому, что ее докажут с минимальной погрешностью.

Кстати, строить гипотезы по ОЗОН - особое удовольствие, нет пока что внешних программ, который давали бы хоть какую развернутую статистику. Поэтому, при отсутствии доступа к ЛК селлера, возникает дилемма - доверять данным внешних сервисов или попробовать самому провести расследование.

Оценить визуал и текстовый контент карточки и магазина в целом - не сложно. Сложно самому свой магазин аудировать, ведь ты вложился мозгами и/или финансами, а значит, там все круто. Но это не так - редко кто может непредвзято взглянуть на результаты своего труда. Пределов совершенству нет, но лучшее враг хорошего. Поэтому нужен взгляд со стороны, без эмоционального окраса. При чем аудит должен быть от души, со всеми мелочами, вывернутыми наружу и подкрепленными фактами. Благо за время существования ecommerce появилась куча различных методик, сервисов, эталонных решений и т.п. В общем есть из чего выбрать.

Проводить подобный аудит можно только глазками, что доказано множеством исследований (Например, “Веб-дизайн: анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз”. Нильсен Я., Перниче К). Никакой сервис по анализу маркетплейсов не скажет тебе, что фотку нужно апгредить, ресайз сделать, плюс разместить на главной пару УТП (эх…вот бы Я.Метрику и Вебвизор подключить к своему магазину на МП).

Текстовый контент можно попробовать проанализировать сервисами на "наличие ключей и обнаружение по ним в поисковой выдаче", только это все вилами по воде... Ну есть ты по 10 ключам из 11 по данным соответствующего сервиса, дальше что делать будешь? Правильно, SEO переписывать, чтобы ключей напихать побольше, да через запятую, чтоб совсем дурно стало тому, кто решит описание почитать🤣 Жаль, что люди решили 5000 знаков в описании на WB забивать шлаком. Куда делся плавный и связанный логически текст? Где экспертность, где фишки товаров? Нет их, кончились....

Итак, если у меня нет доступа к личному кабинету селлера (а его обычно нет при первом аудите), то я вывожу среднее значение по 3-4 сервисам (продажи магазина за период, сравнение периодов, выбор 3 топовых карточек, их визуальная оценка, поиск 3-5 бенчмарков, оценка их контента, сравнение, емкость ниши). Да, эти показатели нельзя получить без наличия вспомогательных программ, но, повторюсь, я все равно им не доверяю. Причина на скрине выше ;-)

Если визуальная оценка по моему чек-листу убедила селлера, что нужно прорабатывать анализ глубже, я получаю вожделенный доступ в личный кабинет (чтобы все было безопасно для селлера, можно организовать через видео-связь с записью экрана), смотрим рекламные инструменты, снимаем статистику, оцениваем, какая реклама отработала хорошо, какая прилично, а от которой стоит отказаться. Тут тоже составляем гипотезы на имеющихся данных или делаем свои. Для составления гипотезы по рекламным кампаниям, например, на ВБ, нужно понимать CPM рекламы и скорость ее отработки, тут не обойтись без тестов и замеров. После тестов можно просчитывать затраты на рекламу, выбрав релевантные РК.

Но далеко не всегда рекламный кабинет является следующим шагом. Как правило, там есть прослойка по оптимизации контента и устранение "контентных багов". Об этом я расскажу в другой раз.

Если Вам интересно, где конкретно в ваших магазинах есть точки роста - обращайтесь. Проведу аудит. Бесплатно, но под запись экрана, чтобы потом выложить для всех гайд, как аудировать с инструментами и без. Пишите в комменты к посту ваши ссылки на магазины — будем разбирать.

Также можете подписаться на мой Telegram-канал, где можно обсудить все самые свежие новости маркетплейсов и пообщаться со мной ;)👇👇👇

77
17 комментариев

Бывает ли так, что после аудита и реализации всех рекомендаций, становится только хуже?

4
Ответить

Бывает, что после смены описания в карточках старые ключи слетают, а новым нужно время "встать". Но критичных скачков обычно не происходит. Поэтому я стараюсь не сносить полностью описание селлера, а доработать его с использованием исходника + дописать нужное.

Хуже, если карточка на WB улетает в out of stock)

5
Ответить

А какой из сервисов даёт точные данные, чтобы не попасться на такие ловушки ?

3
Ответить

Внешний, к сожалению, никакой... Только аналитика внутри кабинетов или подтягивать по API в тот же MPStats

4
Ответить

Почему Озон сложнее всего для анализа?Что с ним не так?

3
Ответить

Они не делятся аналитикой) У них очень крутые инструменты внутри лк (сейчас, правда, часть закрыли для премиум подписки). Внешние сервисы постоянно пишут, что "ведутся работы, данные могут отображаться не верно", а по факту не отображаются вовсе))))

4
Ответить

Что за чек лист?🤔Можно его как -то увидеть?

2
Ответить