Как я в первый раз уволил человека. Что нового я узнал и какие выводы сделал

Критика, обман, унижение, чтобы избавиться от человека в одном отдельно взятом стартапе.

Как я в первый раз уволил человека. Что нового я узнал и какие выводы сделал

Место действия: стартап внутри корпорации

Мы были небольшим проектом внутри интернет компании (можете представить какой-нибудь бизнес внутри Яндекс, Озон, VK: агрессивные цели, высокие темпы роста и ресурсы чтобы их достигать). Наша команда выросла с 20 до 100 человек только за первые полгода и продолжала расширяться. Мы активно нанимали молодых и амбициозных, иногда в процессе найма совершали ошибки.

В моей команде было 10 человек, всех нанимал под себя я, в том числе Андрей, который отвечал за развитие бизнеса. Я взял Андрея 3 месяца назад, уговорив его перейти к нам из западной компании, где ему было уже некуда развиваться.

Кризис: нет времени на раскачку

Андрей отчитывался мне и моему боссу. Последние три месяца он приносил хорошие идеи, но идеи не трансформировались в конкретный план и результаты, возникли сомнения тот ли он человек, чтобы их реализовать.

Как я в первый раз уволил человека. Что нового я узнал и какие выводы сделал

Я был за то, чтобы дать ему еще время или взять кого-то более senior ему в помощь, мой босс склонялся к тому, что его просто нужно менять.

Решение принято: держать нельзя, уволить

Получаю сообщение от босса: "мы и так затянули, Андрея нужно уволить, срок неделя".

Как и за что уволить мне нужно придумать самому.

Это осложняется тем, что нет целей, которые Андрей не выполнил (слишком рано), есть только ощущение что он их не выполнит. Нет претензий к его работе в команде - он отличный парень, но есть претензии к тому, как он ее организовывает.

По сути решили уволить за то, что его стиль не сходится со стилем руководства, не давая шанса исправить ситуацию.

Подготовка: нет шанса на ошибку

Ставлю по календарю встречу Андрею для обсуждения текущих вопросов и планов на следующий месяц, чтобы он не догадался. Одновременно ставлю встречу на то же время юристу и сотруднику HR.

На встрече Андрей должен подписать увольнение по соглашению сторон на наших условиях. Если он затянет увольнение, то проблема может выйти за пределы команды и плохо отразиться на общем настрое. Плюс мы не сможем нанять его замену, пока нет фиксированной даты его ухода.

Встреча и финал: варианта остаться нет

Андрей удивляется, когда приходит на встречу и видит, что я не один. Я протягиваю ему соглашение и говорю, что принято решение с ним расстаться. Если он подпишет сейчас, то у него будет еще месяц в компании, плюс мы дадим ему хорошие рекомендации.

Андрей просит перевести его или оставить в текущей команде, мы отказываем.

Разговариваем час. Андрей жалуется на нечеткие цели, высокий темп, говорит что слишком рано, чтобы показать результат.

В итоге он подписывает, все облегченно выдыхают.

Выводы

1. Вас застанут врасплох
В большинстве случаев разговор про увольнение будет для вас сюрпризом. Вам скажут зайди на 15 минут обсудить планы на следующий год, а там вас будут ждать три человека с бумагами

2. У компании есть преимущество
Компания серьезно готовится к тому, чтобы объявить об увольнении. Нужно согласовать сколько вам заплатить (1 оклад, 2 или ничего), подготовить драфт договора (или выпустить приказ).

3. У компании есть план Б и С
Если с вами не удастся договориться, то у компании есть инструкция как действовать дальше (например, искать повод уволить вас по статье или сократить позицию на которой вы работаете).

4. Компания волнуется не меньше вашего
HR не хочет чтобы процесс затянулся или привел к суду (с непредсказуемыми финансовыми и репутационными потерями), менеджеру нужно вас уволить, нанять замену и работать дальше.

5. Чем дольше вы тянете, тем более щедрой будет компания
Если бы Андрей не согласился сразу, то мы бы вернулись с улучшенным предложением, плюс пока бы мы его согласовывали, он бы продолжал спокойно работать и получать зарплату.

Практические советы для тех, кто оказался в такой ситуации

  1. Ничего быстро не подписывайте и тяните время. Если компания говорит что это в ваших интересах, то скорее всего это не так. Просите время "на подумать", "на посоветоваться с женой/мужем"
  2. С момента как вас решили уволить начинается игра в "кошки-мышки". Компания будет стараться сделать ваши условия тяжелее, или поймать вас на ошибке. Чем дольше вас не могут уволить, тем вы дороже обходитесь для компании.
  3. Найдите опытного коллегу, друга (которые проходили через увольнение), они вам расскажут как избежать простых ошибок (например, вам больше нельзя опаздывать или уходить раньше с работы).
  4. Найдите юриста (например, через сервис farewell.legal) и начните собирать документы, если вас решат незаконно уволить, так и не договорившись.
22 комментария

котоламповая история для рекламы юр сервиса

4

спасибо. но почему неправдоподобная?
как по вашему происходят увольнения в компаниях где работает больше 1000 человек?

Какая-то постная хрень как из групп телеграмма про успешный успех. Какой-то Андрей, приносил хорошие идеи, но идеи не настолько хорошие...Что это за херня?

1

почему постная? кого увольняли тот поймет

что за группы-то?

Комментарий недоступен

1

Да. Но редко кто платит даа, многие соглашаются на один. При этом просто отказываясь подписывать можно поднять до 3-4