{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я в первый раз уволил человека. Что нового я узнал и какие выводы сделал

Критика, обман, унижение, чтобы избавиться от человека в одном отдельно взятом стартапе.

Место действия: стартап внутри корпорации

Мы были небольшим проектом внутри интернет компании (можете представить какой-нибудь бизнес внутри Яндекс, Озон, VK: агрессивные цели, высокие темпы роста и ресурсы чтобы их достигать). Наша команда выросла с 20 до 100 человек только за первые полгода и продолжала расширяться. Мы активно нанимали молодых и амбициозных, иногда в процессе найма совершали ошибки.

В моей команде было 10 человек, всех нанимал под себя я, в том числе Андрей, который отвечал за развитие бизнеса. Я взял Андрея 3 месяца назад, уговорив его перейти к нам из западной компании, где ему было уже некуда развиваться.

Кризис: нет времени на раскачку

Андрей отчитывался мне и моему боссу. Последние три месяца он приносил хорошие идеи, но идеи не трансформировались в конкретный план и результаты, возникли сомнения тот ли он человек, чтобы их реализовать.

Я был за то, чтобы дать ему еще время или взять кого-то более senior ему в помощь, мой босс склонялся к тому, что его просто нужно менять.

Решение принято: держать нельзя, уволить

Получаю сообщение от босса: "мы и так затянули, Андрея нужно уволить, срок неделя".

Как и за что уволить мне нужно придумать самому.

Это осложняется тем, что нет целей, которые Андрей не выполнил (слишком рано), есть только ощущение что он их не выполнит. Нет претензий к его работе в команде - он отличный парень, но есть претензии к тому, как он ее организовывает.

По сути решили уволить за то, что его стиль не сходится со стилем руководства, не давая шанса исправить ситуацию.

Подготовка: нет шанса на ошибку

Ставлю по календарю встречу Андрею для обсуждения текущих вопросов и планов на следующий месяц, чтобы он не догадался. Одновременно ставлю встречу на то же время юристу и сотруднику HR.

На встрече Андрей должен подписать увольнение по соглашению сторон на наших условиях. Если он затянет увольнение, то проблема может выйти за пределы команды и плохо отразиться на общем настрое. Плюс мы не сможем нанять его замену, пока нет фиксированной даты его ухода.

Встреча и финал: варианта остаться нет

Андрей удивляется, когда приходит на встречу и видит, что я не один. Я протягиваю ему соглашение и говорю, что принято решение с ним расстаться. Если он подпишет сейчас, то у него будет еще месяц в компании, плюс мы дадим ему хорошие рекомендации.

Андрей просит перевести его или оставить в текущей команде, мы отказываем.

Разговариваем час. Андрей жалуется на нечеткие цели, высокий темп, говорит что слишком рано, чтобы показать результат.

В итоге он подписывает, все облегченно выдыхают.

Выводы

1. Вас застанут врасплох
В большинстве случаев разговор про увольнение будет для вас сюрпризом. Вам скажут зайди на 15 минут обсудить планы на следующий год, а там вас будут ждать три человека с бумагами

2. У компании есть преимущество
Компания серьезно готовится к тому, чтобы объявить об увольнении. Нужно согласовать сколько вам заплатить (1 оклад, 2 или ничего), подготовить драфт договора (или выпустить приказ).

3. У компании есть план Б и С
Если с вами не удастся договориться, то у компании есть инструкция как действовать дальше (например, искать повод уволить вас по статье или сократить позицию на которой вы работаете).

4. Компания волнуется не меньше вашего
HR не хочет чтобы процесс затянулся или привел к суду (с непредсказуемыми финансовыми и репутационными потерями), менеджеру нужно вас уволить, нанять замену и работать дальше.

5. Чем дольше вы тянете, тем более щедрой будет компания
Если бы Андрей не согласился сразу, то мы бы вернулись с улучшенным предложением, плюс пока бы мы его согласовывали, он бы продолжал спокойно работать и получать зарплату.

Практические советы для тех, кто оказался в такой ситуации

  1. Ничего быстро не подписывайте и тяните время. Если компания говорит что это в ваших интересах, то скорее всего это не так. Просите время "на подумать", "на посоветоваться с женой/мужем"
  2. С момента как вас решили уволить начинается игра в "кошки-мышки". Компания будет стараться сделать ваши условия тяжелее, или поймать вас на ошибке. Чем дольше вас не могут уволить, тем вы дороже обходитесь для компании.
  3. Найдите опытного коллегу, друга (которые проходили через увольнение), они вам расскажут как избежать простых ошибок (например, вам больше нельзя опаздывать или уходить раньше с работы).
  4. Найдите юриста (например, через сервис farewell.legal) и начните собирать документы, если вас решат незаконно уволить, так и не договорившись.
0
22 комментария
Написать комментарий...
Sandy

котоламповая история для рекламы юр сервиса

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

спасибо. но почему неправдоподобная?
как по вашему происходят увольнения в компаниях где работает больше 1000 человек?

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

Есть процедура отзыва заявления об увольнении по желанию сотрудника. Это если вы морально его задавили, а уволили не одним днём. Текущим. На следующий день он уже может отозвать заявление и идите на новый круг договариваться. А если две недели, то хоть в последний соскочить.

Процедура сокращения тоже такая себе: организация сначала должна предложить все вакансии из свободных сотруднику. А в больших компаниях свободные вакансии всегда есть. Как и в стартапах.

Опоздания фиксировать тоже как-то нужно. Там есть акт и прочее прочее прочее. Записей с турникетов самих по себе не достаточно. Плюс важно не опоздание само по себе, а прогул. За опоздание можно брать объяснительные, и когда они накопятся, уволить, но потребовать этого может только тот, кто трудовой договор подписал. В письменном виде. А объяснительные можно и не писать. Можно составить акт, со свидетелями, но удачи с коллективом потом.

Это к тому что, если за три месяца испытательного срока всех все устроило, а потом вдруг нет, то увольнять надо айчара и непосредственного руководителя. А работника свято защищает ТК РФ. Всем рекомендую к прочтению.

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

Все верно. Поэтому компаниям удобно чтобы было расторжение было именно по соглашению сторон.

Все остальное сложнее.

Фиксировать прогулы легко. Поэтому их лучше не допускать

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

Прогулы легко. Но на четыре часа потеряться это уметь надо. Опоздания сложнее.

Отзыв по соглашению сторон невозможен. Но черт побери, если человек не понимает что соглашение сторон подразумевает какие-то компенсации и возможность маневра, то туда ему и дорога. Может, дойдет потом, что свои права знать надо.
Но. Я таких видел только среди студентов. Люди со стажем чаще всего читали Пикабу и после выложенных бумаг на стол включают диктофон на телефоне.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

В общем, золотое правило: ничего не подписывать никогда сразу. Всегда брать день на раздумья и изучение документа. Прям выжечь себе на подкорке. Включать броню и тупаря. Не отказываться, но и не подтверждать. Улыбаться и говорить что нужно думать.
Как и с почти любой юридически значимой бумажкой.

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

👍Ага. Максимально тянуть время и придумывать новые и новые отговорки не подписывать, пока предложение не устроит

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

Опоздание - любое появление сотрудника на рабочем месте позже положенного срока — от 1 минуты до 4 часов — независимо от причины.

За два опоздания без уважительных причин сотрудника можно уволить за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Пару раз опоздать довольно легко.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

Нет тут нечего простого:
Служебная записка, акт со свидетелями и барабанная дробь табель учёта рабочего времени, который на практике почти никем не ведётся.

Ответить
Развернуть ветку
i.i.

Разве уже не требуется предупредить сотрудника об увольнении за сколько-то недель?

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

По соглашению сторон нет: обе стороны соглашаются прекратить трудовой договор. Уведомление при сокращении или при самостоятельном увольнении, но здесь в одностороннем порядке расторгается договор

Ответить
Развернуть ветку
i.i.

Я же могу просто не соглашаться на это соглашение, если предлагаемые условия меня не устроят. В любом случае, обращение в суд ,т.к. работодатель обящпн заблаговременно предупредить об увольнении. Меня так же пытались однажды уволить под выдуманным предлогом. Всего лишь копия письма в прокуратуру , кажется (давно было)- причем ,само письмо так и не было отправлено -решила вопрос, и с приличной компенсацией😊

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

все верно.
если не соглашаешься, то у компании остаются варианты сократить ставку (уведомление минимум за 2 месяц) или уволить за дисциплинарный проступок (по статье, тоже не быстрый процесс)

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

Поэтому это удобный способ расстаться с сотрудником. После того, как подписал что-то оспорить или передоговориться уже почти невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Какая-то постная хрень как из групп телеграмма про успешный успех. Какой-то Андрей, приносил хорошие идеи, но идеи не настолько хорошие...Что это за херня?

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

почему постная? кого увольняли тот поймет

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

что за группы-то?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

Да. Но редко кто платит даа, многие соглашаются на один. При этом просто отказываясь подписывать можно поднять до 3-4

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nopper Popper
Автор

6-12 был стандарт например в инвест банках, возможно в консалтинге. компании переплачивали, чтобы сохранить хорошую репутацию, когда нужно будет обратно нанимать + снимало все риски конфликтов.

Если речь идет о компаниях которые нанимают и увольняют на регулярной основе не слишком высокооплачиваемых ребят (с учетом бонусов), то 2 если не среднее, то близко.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Jinny

Похоже вы не сталкивались с ситуацией, когда сотрудник против увольнения и ему не лень в суд сходить.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда