Как дизайнеры из Москвы возродили в Коломне мыльную мануфактуру и игрушечный промысел
Марина Волкова и Наталья Бакушина 4 года не получали зарплату, восстанавливая то, что уцелело от XIX века. Это материал издания "Паблик".
Марина Волкова и Наталья Бакушина – социальные предприниматели. Их совместная история началась с вуза: обе – дизайнеры интерьеров; обе путешествовали и посещали локальные музеи, искали вдохновение в традициях и ремеслах. Однажды они приехали в Коломну: очарованные и атмосферой города, и проектом «Коломенская пастила», Марина и Наталья решили, что нужно возродить не только производство сладостей, но и дореволюционное мыловарение. Так в июне 2012 года была основана мануфактура «Душистыя радости», а через несколько лет заработал полноценный музей – с коллекцией предметов конца XIX — начала XX века.
— Мы увидели, что в Коломне люди живут иначе, – говорит Марина Волкова. – Здесь царит какая-то сказочная атмосфера. Многие думают, что в XIX все было примитивно. Коломна нам показала, что люди жили в красоте. Другое дело, что часть технологий сегодня утеряна. Нам захотелось собрать уцелевшее, сохранить его и рассказать об этом молодому поколению – вообще растить наших детей в этой атмосфере.
Работа над восстановлением мануфактуры началась с запроса в местную администрацию: чиновники стали предлагать объекты, которые можно было бы арендовать. При взгляде на один из них, 1830 года постройки — голые стены в буквальном смысле слова, без крыши и даже перекрытий — у подруг екнуло сердце. Они решили: это — то самое. Через два года в отремонтированном здании открылась мануфактура «Душистыя радости».
— С первого этажа было видно небо вместо крыши. Но нам было не страшно брать этот объект: мы занимались дизайном интерьеров, и к тому моменту уже много с чем поработали. Однако денег не имели. Тогда коллеги из «Коломенской пастилы» познакомили нас с фондом «Наше будущее». Я думаю, что без поддержки фонда мы не смогли бы отреставрировать это здание, либо работы затянулись бы надолго, — рассказывает Наталья.
— В XIX веке на этой улице (улица Зайцева – Прим. ред.) стояли красные торговые ряды Коломны. Коломенский мыловар Григорий Суранов держал здесь свою торговую лавку. Вместе с архитекторами, реставраторами и историками мы изучили, как она была устроена, – говорит Марина. – Первый этаж всегда был торговый. В подвале были склад и загрузочный люк — продукцию на склад загружали прямо с улицы. Второй этаж владельцы использовали по своему усмотрению. Сейчас у нас там музейные витрины и проходят театрализованные экскурсии — для полного погружения в эпоху. Рядом со зданием разбили аптекарский огород: летом проводим там экскурсии на банные темы — рассказываем про лекарственные травы, традиции мытья, царские бани.
В конце XIX — начале XX веков в этом здании работал Генрих Брокар, предприниматель – меценат французского происхождения. Начинал он наемным сотрудником, потом открыл небольшую мыловарню с двумя работниками и вскоре вырос до поставщика царского двора. Предпринимательницы восстановили арочное окно, собрали аутентичную печь из исторических изразцов, винтовую лестницу, двери – так, как это было при Брокаре.
— В XIX веке на этой улице (улица Зайцева – Прим. ред.) стояли красные торговые ряды Коломны. Коломенский мыловар Григорий Суранов держал здесь свою торговую лавку. Вместе с архитекторами, реставраторами и историками мы изучили, как она была устроена, – говорит Марина. – Первый этаж всегда был торговый. В подвале были склад и загрузочный люк — продукцию на склад загружали прямо с улицы. Второй этаж владельцы использовали по своему усмотрению. Сейчас у нас там музейные витрины и проходят театрализованные экскурсии — для полного погружения в эпоху. Рядом со зданием разбили аптекарский огород: летом проводим там экскурсии на банные темы — рассказываем про лекарственные травы, традиции мытья, царские бани.
В конце XIX — начале XX веков в этом здании работал Генрих Брокар, предприниматель – меценат французского происхождения. Начинал он наемным сотрудником, потом открыл небольшую мыловарню с двумя работниками и вскоре вырос до поставщика царского двора. Предпринимательницы восстановили арочное окно, собрали аутентичную печь из исторических изразцов, винтовую лестницу, двери – так, как это было при Брокаре.
В «Душистыя радости» восстановили и технологию создания натурального мыла. Его варят на основе бычьего или говяжьего жира, либо на основе «деревянного» масла — так в старину называли оливковое
Жиры омыливают щелочью, а затем добавляют натуральные ухаживающие и эфирные масла. Все как в старых книгах. Однако небольшие расхождения все же есть: одни и те же современные и «старинные» ингредиенты и эфирные масла все равно имеют отличия. Впрочем, даже современные партии товаров отличаются друг от друга — воспроизвести идентичные оттенки ароматов невозможно. При натуральном производстве нельзя сделать две совершенно одинаковые вещи — тем оно и ценнее.— В источниках начала XX века мы смотрим, в каких пропорциях содержались эфирные масла в том или ином аромате, и следуем рецепту. Именно эфирные масла делают ароматы «историческими». В том, что продается в магазинах, в основном — дешевые отдушки, химические вещества, от которых болит голова. У нас же все натуральное. Наши девочки – работницы даже во время сезона простуды смешивают саше, например, японский трефль с мятой и морской солью, дышат, и никто не болеет, — раскрывает секрет Наталья.
Сейчас на мануфактуре производят больше 20 различных видов мыла, ассортимент постоянно обновляется. На этом Марина и Наталья не остановились и открыли производство игрушки, елочной и ватной, — для души. В свое время ватные игрушки были доступной альтернативой дорогим стеклянным украшениям. Из ваты, проволоки и клейстера мастерили ангелов с крыльями, райских птиц, девочек на коньках и мальчиков на лыжах, румяные яблоки, хрустящие огурчики и многое другое. Так мануфактура «Душистыя радости» возродила в Коломне еще один старинный промысел.
Подписаться на телеграм-канал медиа "Приличные люди" о социальных предпринимателях можно здесь.
— В архивах мы обнаружили, что к Рождеству и Новому году известные российские парфюмеры готовили подарочную продукцию с сюрпризами, бонбоньерками и елочными игрушками. Так появилась еще одна цель — возрождение ватной елочной игрушки. Ведь Новый год — это такой праздник-«начальник», всем праздникам праздник. И ватная игрушка — очень приятная часть нашей работы. Игрушек у нас сейчас тоже около 20 наименований, постепенно появляются новые. Ероме того, мы их складываем в наборы, пробуем различные сочетания. Делаем и игрушки из папье-маше. Это еще один забытый промысел, который нам удалось возродить, и тоже ручное производство. Художница лепит фигурку, заливает ее в силикон, потом делает массу, утрамбовывает в силикон, затем фигурка сушится, склеивается, шлифуется, грунтуется и расписывается. Поэтому каждая игрушка имеет свои неуловимые особенности, свой характер — все зависит от фантазии мастерицы, — объясняет Наталья.
Процесс создания можно увидеть своими глазами — на игрушечное производство водят экскурсии. А вот к мылу не подпускают: омыление жиров щелочью — сложный химический процесс; доступ к нему есть только у специалистов, прошедших инструктаж по технике безопасности.
В зависимости от сезона в музее меняется экскурсионная программа. Например, есть экскурсия «Утро гимназистки» — о традициях обучения в XIX веке с проведением различных химических опытов; «Прошка, неси умываться» — об утренних традициях
Есть экскурсии на льготной основе: в первую очередь, мыльная мануфактура — это социальный и культурный проект.
Единомышленников у предпринимательниц, впрочем, много. Сегодня на производстве трудится около 50 человек. В их числе многодетные матери и матери-одиночки. Марина и Наталья признают: едва они могли бы создать это все, если бы в свое время им самим не помогли.— Мы проходили обучение в фонде «Наше будущее». Нам помогли и экспертизой и беспроцентным займом на 5 миллионов рублей. Без денег, оказывается, ничего нигде сделать нельзя. На тот момент мы на эти деньги смогли провести полную реконструкцию здания. А уже позже взяли на отделку интерьеров кредит в Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства. Дело «богоугодное», поэтому и люди попадались хорошие, и помощь как-то шла, — рассказывает Наталья.— Наши сотрудники получали зарплату, но мы сами четыре года работали без зарплат, не говоря уже ни о каких дивидендах. Но с горящими глазами. Вырученные деньги вкладывали, естественно, в производство, — добавляет Марина.
Марина и Наталья, как сами они говорят, «неместные»: предпринимательницы перебрались из Москвы в Коломну, обосновались здесь и надеются полностью перевезти свои семьи. Потому и душа болит за местные «развалины», ведь они теперь — совсем родные. Так, в Коломне около Пятницких ворот, есть руины старинного здания, от которого осталась, по сути, одна стена. На нее залазят дети поиграть, туристы — сфотографироваться, и она разрушается. Между тем, здание — памятник федерального значения. Марина и Наталья вступились за памятник и сейчас решают, как его можно спасти.— Ведь кто-то же должен. Это наша социальная миссия — сохранение культурного наследия в самом широком смысле слова, — говорят они.
Текст: Виктория Сапунова, Анна Черноголовина
Фото: Анна Черноголовина
Мне 55, в союзе я учился на технолога радиоэлектронной промышленности и пошел работать в НИИ нейрокибернетики. Институт был настолько секретным, что я за пять месяцев так и не понял, чем он занимался.
Как молодая пара путешественников решили купить дом в 2024 году для сдачи его в посуточную аренду и что из этого вышло.
Вы узнаете, как увеличивать количество подписчиков, просмотров, лайков и комментариев в Яндекс.Дзен в 2024 году.
Мы открыли 79 магазинов, на нас работало 300 человек, а на пике оборот магазинов составил 700 млн рублей. За 10 лет я видел миллионы прибыли, долги в 150 млн ₽, обороты в 700 млн в год, скандалы с правообладателями и кризисы.
Меня зовут Дмитрий, 8 лет назад я и мой друг купили заброшенное производство и начали производить плитку из пластика. И мы в этом бизнесе до сих пор, потому что упертые и может немного туповатые. А в статье расскажу, сколько стоит производить плитку, как три года искали нормальное сырье и как продавать плитку из мусора, если про нее никто не знает.
Можно бесконечно смотреть на три вещи: огонь, воду и как аналитики переобуваются на лету. В марте аналитики Сбера перекроили список лучших дивидендных акций. Смотрим новый топ.
Владелица салона красоты рискнула, вложилась в крутое оформление фасада и неожиданно выиграла 5 миллионов рублей в конкурсе от мэрии. Как это было — читай в статье.
Когда мы завершили сайт для «Медного голема» — скульптурной мастерской с федеральными проектами, всё шло идеально: дизайн утверждён, акты подписаны, сайт в сети. Но уже через пару недель нас не отпускало чувство, что можно сделать ещё лучше. Мы вернулись к проекту, переделали главный экран, усилили визуальную часть и расширили ключевые разделы. Это…
Привет, я Катя, маркетолог, который просто обожает следить за коллаборациями брендов — даже в свободное от работы время. А когда речь идёт о мерче (не только корпоративном), то просто shut up and take my money. Сегодня решила поделиться своими открытиями за 2024 год — вдруг кого-то тоже зацепит, а коллеги по цеху возьмут на заметку.
История про то как два студента красили холодильники в гараже, получили инвестиции и чуть не попали на деньги 💰
Сумасшедшие в хорошем смысле слова