Как известно, в Германии по воскресеньям и праздникам ничего не купить. В смысле, все закрыто, все магазины. Периодически на эмигрантских форумах случаются перепалки, в которых сторонники точки зрения, что «все на западе лучше» утверждают, что мол это круто, мол страна заботиться о людях, об их отдыхе, защищает свободное время работников. И как это хорошо, что Германия такая вся традиционная, консервативная. Не то, что в России, эксплуатируют вовсю народ.
Ну как сказать. Конечно, это неудобно, когда элементарно не можешь хлеба или молока купить. Я вот так, кстати, буквально недавно вляпался, приехав в Мюнхен вот в такой праздничный день. Поцеловав закрытую входную дверь супермаркета и порадовавшись, что у меня, слава Богу, остались в холодильнике какие-то сосиски и консервы. В общем, до следующего дня я перебился.
В Германии действительно проблема, перевести магазины и не только на 7-дневную рабочую неделю. Периодически случаются попытки в разных местах страны так сделать, но безуспешно. Суды запрещают, поскольку, в том числе, косвенно право на свободное от работы время по воскресеньям прописано в Конституции.
Теряет ли бизнес деньги от этого запрета? Конечно теряет. Ведь это как минимум 10% увеличения выручки. На одном форуме прочитал на этот аргумент возражение типа «вы что, больше есть станете, если магазины будут работать в выходной день?». На этот хочется ответить: во-первых, у каждого, я уверен, случались ситуации, когда забегаешь в магазин за хлебом, а уходишь с сумкой продуктов, потому что «и это нужно, и то, а давай еще вот это купим»; во-вторых, современный торговый маркетинг уж точно выполнит свою задачу на сто процентов и заставит покупать, даже если покупателю вроде ничего не нужно. Поверьте, торговые сети сегодня отлично умеют это делать.
Во-вторых, современная экономика – это экономика все больше сервисная, а не производственная или промышленная. И удобство потребителей, включая возможность прийти в магазин когда захочется, а не только когда это можно сделать, – это не просто «хорошо», а дает мощный толчок росту ВВП и вообще экономических показателей. По моим грубым прикидкам, дополнительное потребление может дать прирост ВВП на 1,5%, и это не считая экономического эффекта от роста производства, доставки, логистики, транспорта, энергопотребления и проч. То есть реальный эффект будет гораздо выше.
По моим, и не только моим, наблюдениям, Германия как-то отчаянно цепляется своим менталитетом за некий замшелый консерватизм и традиционность. Неудивительно, что в рейтингах привлекательности для экспатов Германия постоянно болтается где-то на 40х позициях. И даже ниже. В следующий раз поделюсь еще одной немецкой отсталостью – информационные сервисы, то, что называется ИТ-услуги. Лично столкнулся с какой-то совсем уж дремучей отсталостью в этом вопросе.
П.С. И еще запишу скоро забавный подкаст, как меня белорусы чуть не "обули" на собеседовании.
#Германия #размышления #business