Опасные игры «коричневого» PR: от популизма до фашизма
Вот и наш бритоголовый субъект с усами щеточкой. От его змеиного, гипнотического взгляда сквозь пенсне становится как-то не по себе.
Одет во френч, на ногах – сапоги военного образца. Иногда заимствует у своего «зелёного» братца камуфлированный костюм.
Крайне брезглив, из-за чего подолгу моет руки. А они у него часто по локоть в крови.
Очень хорошо подвешен язык – трындеть может часами. Его излюбленные темы – превосходство расы, чистота нации, угроза государственности, враги народа и военное дело. При этом не терпит возражений. Чуть что – набрасывается на оппонента, плюет в лицо, целясь прямо в глаза. А если достать не может, его рука тянется к кобуре на поясе. Словом, характер далеко не нордический, скорее – психопат и параноик.
Вот он любезно приглашает в свою комнату. Придется зайти. Недаром говорят: «Доброе слово и пистолет приносят больше результатов, чем просто доброе слово».
Стоит переступить порог комнаты, как по ушам бьет фоновый шум из громкоговорителя – речи Гитлера, Черчилля, Рузвельта и Сталина перемежаются то военными маршами, то канонадой, то ревом толпы, то гимнами, то радиопередачами «Голос Америки». Эту психическую атаку дополняет «какофония» резких запахов – крови, пороха, портянок и типографской краски от сложенных на полу агитационных листовок.
Раз уж мы здесь, осмотрим комнату.Стены обклеены постерами, на которых изображен сам хозяин комнаты в разной обстановке. Вот он общается с народом онлайн, а вот тут – оффлайн. Здесь он в блиндаже со штабистами, а здесь – марширует во главе колонны демонстрантов.
Но гораздо больше пропагандистских плакатов – призывы вступать в ряды вооруженных сил, умереть за Отчизну, разоблачить шпиона или «настучать» на соседа.
На письменном столе – ноутбук, бланки похоронок, рупор, бюсты Демосфена, Цицерона, стакан, графин с водой и недопитая кружка пива.
В книжном шкафу – ордена и медали, шахматные фигурки, модели самолетов и танков, оловянные солдатики и куклы-марионетки. Книг мало, в основном это труды Ницше и Мальтуса. Есть несколько книг по психологии и ораторскому мастерству. Особняком стоит запрещенный «Mein Kampf». Можно увидеть рекламные буклеты швейцарских банков.
Тут хозяин комнаты открывает платяной шкаф и с гордостью демонстрирует эсэсовский мундир, флаг Исламского государства, балаклаву и бейсбольную биту.
Пока вы приходите в себя от увиденного, он начинает нести какую-то дичь. Хочет, мол, устроить стрим – собрать всех своих подписчиков на площади, затем выйти на балкон в мундире офицера СС и толкнуть зажигательную речь. Говорит, что его «желтый» братишка идею поддерживает, а для пущего эффекта - предлагает выступить без мундира, но с экстравагантным макияжем и в одном носке. Так сказать, «almost naked».
Мол, это сейчас модно. Правда, «серый» брат отговаривает его от этой затеи и сует под нос Уголовный кодекс. Впрочем, «коричневый» и сам на дух не выносит либералов, запрещенных в РФ ЛГБТ-шников и других сомнительных элементов, подрывающих устои семьи, нации и государства, ибо…
Пока его речи и жестикуляция не ввели нас в транс, под благовидным предлогом покинем это шумное место и почитаем досье на нашего героя в тишине и спокойствии.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!
Начнем с определения.
Что такое «коричневый» пиар
«Коричневый» пиар – это технологии, спекулирующие на теме социальных отношений, ксенофобии, нетерпимости общества к другим народам, культурам, конфессиям, определенным социальным группам. Под прикрытием популистских, патриотических лозунгов и защиты традиционных ценностей общества продвигаются идеи милитаризма, радикального национализма, расизма, шовинизма и другие нужные (конкретному лицу или группе лиц) идеи, решаются поставленные задачи.
Откуда этот пиар получил свое название?
Происхождение термина
Данная разновидность пиара именуется коричневой из-за методов и технологий, которые изначально активно использовала именно фашистская пропаганда. С коричневым же цветом фашизм стал ассоциироваться благодаря французскому писателю Жан-Полю Сартру, который гитлеровский режим и фашистскую идеологию в целом охарактеризовал термином «коричневая чума».
Ну а сам цвет униформы, которую носили члены штурмовых отрядов СА и высшее руководство НСДАП в 20-30-е годы прошлого века, был выбран национал-социалистами по воле случая. Дело в том, что к тому времени на военных складах скопились десятки тысячи коричневых штанов и рубашек для африканских колониальных войск – наследия кайзеровской эпохи.
При слове «фашизм» или «нацизм» в голову приходит, в первую очередь, Адольф Гитлер, однако главным идеологом считается именно Йозеф Геббельс, министр пропаганды и главный «пиарщик» Третьего Рейха.
Какими же чувствами и настроениями масс играет «коричневый» PR?
Методы «коричневого» пиара
Наш сегодняшний персонаж предпочитает следующие интструменты:
- игра на авторитарных ценностях;
- критика либерального и индивидуалистического мировоззрения;
- декларирование популистских социальных или экономических программ;
- игра на недоверии, ненависти и страхе большей части граждан страны к представителям иной социальной группы, национальности, расы, конфессии, носителям иного менталитета;
- отстаивание традиционной национальной культуры и религии;
- использование психологии толпы;
- прославление насилия и милитаризма.
Благоприятные условия для возникновения «коричневого» PR
Но сам по себе «коричневый» пиар распространиться не может. Для этого нужны определенные предпосылки:
- Падение уровня жизни населения.
- Обострение кризисных тенденций и процессов в важнейших сферах жизнедеятельности общества.
- Утрата национальной и культурной идентичности вследствие глобализации.
- Кризис мультикультурализма, рост социальной напряженности из-за увеличивающегося потока иммигрантов, которые не вписываются в новую среду.
- Кризис массовых партий, их идеологическая схожесть.
- Рост числа молодых людей, которые не могут реализовать себя в новых условиях развития социума и которые причину собственных неудач видят во внешних врагах.
- Активное развитие киберпространства, где политические силы самого разного толка могут транслировать свои взгляды широкой аудитории.
- Терпимость государства и толерантность общества к маргинальным и экстремальным группировкам.
Каковы же проявления «коричневого» пиара в наши дни?
Современное лицо «коричневого» PR
В наши дни «коричневый» пиар используется, чтобы придать рекламному продукту окраску милитари. Например, в рекламе может фигурировать военная форма, использоваться игра слов с военными командами: «стоять!», «отбой!», «упал – отжался!», «огонь!», «отставить!» и т.д. По этой причине «коричневый» пиар называют также «пиаром цвета хаки».
Пример:
- армейские рекламные ролики типа «Присоединяйся к своим!» и «Своих не бросаем!»
Антипримеры:
- PR-кампании чиновников, заявляющих о том, что они либо сами едут на передовую, либо отправляют туда своих детей. При этом все понимают, что о длительном ведении военных действий, да еще на линии соприкосновения речь не идет;
- нашумевший ролик о службе в армии США. Этот ролик, в котором рассказывается о девочке, воспитанной двумя мамами, раскритиковали сами же американцы. Причина провала – непонимание сути «коричневого» PR, который опирается на авторитаризм и традиционные ценности, а значит полностью исключает либерализм с его производными.
По большому счету, термин «коричневый» PR в современном мире допускает более широкое толкование и применим к любым фанатичным последствиям пропаганды, включая силовое, вооруженное вмешательство, физическое уничтожение людей с другой внешностью, другими взглядами или целой страны с иным экономическим строем.
Негативные примеры:
- Крестовые походы;
- Варфоломеевская ночь;
- «Тропа слёз»;
- еврейские погромы;
- джихад;
- геноцид;
- большинство войн, особенно начиная с прошлого века;
- концентрационные лагеря и лагеря ГУЛАГа;
- «холодная» война;
- бойкоты Олимпиад 1980-го и 1984-го годов;
- военное лобби, которое стоит за бомбардировками Белграда, вторжениями в Афганистан, Ирак, Ливию и другие страны;
- террористические акты, за которыми стоят не психопаты-одиночки, а организации и группировки;
- антироссийские санкции Запада;
- движение скинхедов;
- движение футбольных фанатов.
Если же говорить о «концентрированных» проявлениях современного «коричневого» пиара, то нельзя не упомянуть неонацистские и национал-социалистические партии и организации, разбросанные по всему миру и действующие как на легальных, так и на полулегальных основаниях. Некоторые из них в своих эмблемах неприкрыто используют свастику или символы нацистской Германии, задевая чувства и эмоции тех людей, которые хранят память о подвиге своих предков.
Резюме
На этом наше знакомство с «коричневым братом» подошло к концу. Не знаю, как вы, но я закрываю его досье со вздохом облегчения. Хотя у меня в голове всё еще звучит бравурный марш, вой авиабомб, автоматные очереди, стоны раненых, крики женщин и детский плач.
Но надо «перезагрузиться», чтобы со свежей головой познакомиться с очередным братом этой большой семьи, носящей громкую фамилию PR. Надеюсь, очередное знакомство не будет таким травмирующим.
Следите за нашими публикациями!
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
Еще и коричневый есть? Иногда не слышала про такой: черный, белый
Очень познавательно получилось. Спасибо
Как здорово, Юлия, что вы зарегистрировались специально, чтобы комментировать только посты именно этого автора!
Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки
Профессионалы знают как любой инструментарий направить на службу своему делу
Зареган ради комментов именно этого автора
Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎 делитесь статьёй