Продвижение бизнеса в СМИ: как теория поколений работает в маркетинге

Создателями теории поколений являются писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хау. Они предположили, что люди, родившиеся в определенное время, схожи по ценностям и типу мышления. Как данная теория работает на практике, рассмотрим в этой статье.

Продвижение бизнеса в СМИ: как теория поколений работает в маркетинге

X, Y, Z

Теория обрела широкое распространение в Америке после выхода в 1991 году первой совместной книги авторов «Поколения: история будущего Америки, 1584-2069 годы», позже они издали вторую книгу «Четвертый поворот: американское пророчество». По идее создателей теории, поколения сменяют друг друга каждые 15-20 лет. Люди объединяются в определенное поколение благодаря историческим событиям, на период которых пришлась их жизнь, также их сближают пропагандируемые убеждения и схожая модель поведения.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet и группу ВКонтакте, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

Беби-бумеры (годы рождения: 1946-1963)

На сегодняшний день большинство этих людей уже на пенсии.

На период жизни бумеров выпало много социально значимых исторических событий: восстановление страны после войны, Холодная война, покорение человеком космоса. Во время их взросления СССР активно развивался, ставил перед собой и гражданами великие цели, что внушило бумерам уверенность и амбициозность.

Беби-бумеры обладают следующими психологическими чертами:

  • командный дух;
  • оптимизм, высокая степень ответственности, решительность;
  • трудоголизм;
  • придерживаются семейных ценностей (ранние браки, раннее родительство);
  • активная жизненная позиция (на пенсии следят за здоровьем, занимаются спортом, подрабатывают и т. д);
  • ностальгия по прошлому (в СССР все было лучше);
  • ими управляет желание быть нужными, помочь;
  • патриотичность.

Сейчас время этого поколения безвозвратно ушло, но беби-бумеры остаются верными своим идеалам. Тем сильнее пропасть между ними и новыми поколениями, особенно, с зумерами.

X (1964-1980)

Особенности психологических характеристик этого поколения в России формировали совершенно другие исторические события, что определило многие ключевые отличия X-ов от бумеров. На период взросления поколения X пришлись: война в Афганистане, Перестройка, революция в Германской Демократической Республике (падение Берлинской стены), появление персональных компьютеров и Интернета. Все это сместило фокус нового поколения с командного единства в сторону индивидуализма, в отличие от бумеров у X-ов появился выбор.

Психологические черты:

  • самостоятельность, самодостаточность, прагматичность;
  • материализм;
  • утрата доверия к аппарату власти;
  • переосмысление семейных ценностей (в силу свалившихся проблем с рабочими местами это поколение уже не стремилось рано становиться родителями, как следствие, упала рождаемость, на что также повлияла доступность контрацептивов. Более того, резко выросло число разводов);
  • раннее взросление на фоне социальных потрясений, ранний выход на рынок труда;
  • склонность к депрессии;
  • работают для собственного благосостояния, а не ради высокой цели как их родители (потому что в высокие цели они больше не верят);
  • расчетливы, не расточительны.

Новое поколение в России и странах бывшего Союза в молодом возрасте встретило грандиозные политические потрясения, связанные с распадом страны, что повлияло на их дальнейшую судьбу. Они застали крах предприятий и столкнулись с безработицей. Юность и взросление этих людей пришлись на лихие 90-е (Дефолт, рост криминала и зависимостей).

Y, «миллениумы» или «миллениалы» (1981-1996)

Это поколение встретило новое тысячелетие, на период которого пришлось стремительное развитие цифровых технологий. Начиная с этого поколения, компьютеры и гаджеты входят в быт каждой семьи.

На ценности Y-ов повлияло появление сетевых коммуникаций: электронной почты, средств мгновенных сообщений, социальных сетей. Также множества других медиа-ресурсов, например, YouTube, блогов. В связи с этими изменениями новое поколение начинает меньше использовать традиционные каналы СМИ, такие как телевидение и радио.

Y-ов от предыдущих поколений отличает скорость коммуникаций и многозадачность: они могут одновременно переписываться с несколькими людьми, читать статью на сайте на другую тему, следить за публикациями в социальных сетях и при этом не путаться. Миллениалы склонны к еще большему индивидуализму: они могут вести личные блоги, не боятся самовыражаться, запускать флеш-мобы, создавать мемы, поднимать в социальных сетях важные темы для всеобщего обсуждения. Все это стало возможно благодаря повсеместному распространению Интернета, чего во времена предыдущих поколений не было.

Психологические черты:

  • индивидуализм, потребность в самовыражении;
  • инфантилизм (Y-ки не стремятся рано начинать взрослую жизнь, создавать семью, работать. Они дольше задерживаются в родительском доме. Исследователи предполагают, что это связано с опытом их родителей, бабушек и дедушек, который миллениалы считают неудачным, так как их родители развелись и имеют нелюбимую работу. При этом, Y-ки хотят семью, но не видят смысла торопиться, чтобы сделать правильный выбор);
  • многозадачность;
  • все больше ценят работу на себя (бизнес, самозанятость);
  • быстрая адаптивность к новым условиям;
  • стремление к свободе (ценят личное время, путешествия);
  • отсутствие долгосрочных планов, страх перед будущим;
  • недоверие аппарату власти;
  • осторожно относятся к кредитам;
  • толерантны к представителям других рас;
  • меньше ценят материальное, стремятся к саморазвитию и обретению духовных качеств.

Уже Y-ки менее склонны к «коленопреклонению» перед представителями власти, не терпят коррупции, не готовы работать на идею за маленькие деньги, терпеть дискомфорт на рабочих местах. Поэтому очень много миллениалов ушли на фриланс, в бизнес.

🚩 Полезная статья о сотрудничестве с блогерами «Вредные советы по работе с блогерами-инфлюенсерами».

Z (1997-2012)

Родились в век глобальной цифровизации общества. Зумеры с детства привязаны к гаджетам, в формировании взглядов на жизнь ориентируются на рекомендации друзей и лидеров мнений. Также их отличает бережное отношение к природе и собственному ментальному здоровью. Это поколение, на взросление которого не пришлось столько социальных потрясений, как на предыдущие.

Психологические черты:

  • клиповое мышление и многозадачность;
  • бережливые, умеют копить, всегда готовы к кризису;
  • амбициозны, создают собственные проекты, бизнес;
  • в то же время ценят собственный комфорт, не готовы «пахать»;
  • не готовы рано заводить семью, детей;
  • толерантны;
  • отдают предпочтение профессиям, связанным с наукой, технологиями, кулинарией и медициной;
  • аполитичны;
  • не видят авторитета в старших поколениях (ориентируются на кумиров);
  • у них отсутствует чувство коллективизма, ориентируются только на себя;
  • в связи с сильной привязанностью к гаджетам могут не обладать развитыми коммуникативными навыками, живут в виртуальном мире.

Конфликт поколений был и будет всегда. Чем больше пропасть между людьми, тем обостреннее конфликты. Острый конфликт можно наблюдать между беби-бумерами и зумерами. Первые считают вторых ленивыми, инфантильными, непунктуальными, не амбициозными, эгоистичными. Однако не стоит забывать о том, что времена меняются, и каждое поколение формировалось в определенный момент. Каждое поколение — это результат настоящего.

Как теория поколений работает в маркетинге и работает ли?

Несмотря на мегапопулярность теории, она подверглась сильной критике со стороны историков и социологов.

Были выделены следующие недостатки:

  • чрезмерное обобщение (идея не учитывает индивидуальных характеристик человека, но преподносится как истина в последней инстанции);
  • теория не может быть применена в рамках всего мира, в каждой стране могут быть свои поколенческие рамки, а также традиции, влияющие на характер граждан (тем не менее, для России теория была адаптирована);
  • мало доказательств того, что теория рабочая (авторы почти не объясняют, почему для смены поколений выбрали отрезок в 15-20 лет и почему жизненный цикл составляет 80 лет).

Мнения PR-специалистов о пользе теории разные. Тем не менее, несмотря на очевидные минусы, опираться на нее можно. Так как было доказано, что представители разных поколений неодинаково воспринимают информацию, думают и принимают решения. Например, миллениалы склонны к эмоциональным покупкам, в то время как зумеры более осторожны.

🚩 Больше полезной информации о маркетинге в 2024 году читайте в материале «Продвижение бизнеса в СМИ: тенденции, которые будут актуальны в этом году».

Вывод

Все вышеперечисленное не отменяет пользы маркетинговых исследований для успешного развития бизнеса. Теория может служить ориентиром в этих процессах, но опираться стоит на реальные данные, собранные в результате анализа рынка.

А к какому поколению относитесь вы? Ждем ваших ответов в комментариях.

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Продвижение бизнеса в СМИ: как теория поколений работает в маркетинге

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

99
15 комментариев
Комментарий удалён модератором

Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎

Ответить

Оставайтесь с нами) У нас будет еще много интересного 🚀

Ответить

Люблю теорию поколений! Работаю в школе и подписываюсь под каждым словом, нынешние детишки - они совсем другие, видят мир по-другому, будто призму спецом надели

Ответить

Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки

Ответить

У нас будет много еще интересного материала 🚀делитесь статьёй

Ответить

Я какой-то фильм смотрел на похожую тематику

Ответить