Как SEO-статьи могут лишить вас жизни. Важность рецензирования медицинских статей в сети Интернет

Эта статья – попытка призывать маркетологов и пишущих SEO материалы авторов, обращать внимание на социальную ответственность при подготовке медицинского контента. Прочитав материал, можно узнать, как в этой ситуации сохранить баланс между коммерческой необходимостью и медицинской этикой.
Как SEO-статьи могут лишить вас жизни. Важность рецензирования медицинских статей в сети Интернет
  • Материал будет полезен если Вы:
  • 👨🏻‍💼владелец (управляющее лицо) медицинской клиники или фарм компании;
  • 👨‍💼директор или директор по маркетингу;
  • 🧑🏻‍💻копирайтер пишущий под медицину;
  • 🦸‍♂seo специалист продвигающий медицинский проект;
«Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости…»

из Клятвы Гиппократа.

Автор

Дабижева Александра Николаевна
Кандидат медицинских наук, награждена за заслуги в области здравоохранения
  • Специализации: общая и клиническая патологическая физиология, аллергология и иммунология, клиническая лабораторная диагностика.
  • Специалист международной ассоциации ТРИЗ (уровень 3).
  • Автор двух патентов, двух Свидетельств на изобретение, 25-и научных публикаций.
  • Награждена за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд (МЗ РФ).

Введение

SEO-технологии достигли фармацевтического рынка и рынка медицинских услуг. Традиционно — это самые консервативные, юридически «зарегулированные» рынки. Так или иначе контент в этом сегменте связан с информацией о здоровье и болезни, о лечении и профилактике. SEO-материал зачастую подталкивает читателя самостоятельно решать проблемы со здоровьем. Персона автора, его понятие об этике, знание теоретических основ медицинских наук — условие качества информации и, как ни странно, ее безопасности. Неаккуратно сказанное слово может подтолкнуть читателя действовать в неверном направлении и привести к проблемам со здоровьем и, даже, жизнью. Поэтому нужны особые требования к качеству содержимого SEO контента.

Цель статьи – обратить внимание на вопросы этики и безопасности медицинского контента в сети Интернет. Известный мировой факт: к научным медицинским публикациям настолько строгие требования, что именно их чаще всего, подвергают ретракции (издания возвращают статьи из-за нарушений правил написания). Но медицинское SEOна сегодняшний день, по сути, – «борьба без правил». Правила написания медицинское SEO статей отсутствуют.

С позиции личного опыта, который объединяет работу в медицинским отделе и трудовой стаж в качестве маркетолога в крупной фармкомпании с одной стороны - и работу медицинского редактора – с другой, я Дабижева Александра Николаевна постараюсь предложить некоторые приемы, которые могут улучшить качество SEO статей. Основные задачи этой статьи – обратить внимание на необходимость установления правил для медицинского SEO материала, предложить элементарные алгоритмы для написания правильного и безопасного контента, обсудить необходимость медицинской редакции SEO текстов.

Содержание:

2.«Хрестоматийная» неправда из Сети: слово против жизни.

Чтобы осознать проблему – нужно разобрать случаи, когда неправильная информация оказывала нежелательные эффекты и влияла на здоровье людей:

2.1. Пример глобального негативного эффекта СМИ на целое направление медицины: Самый яркий и глобальный пример некомпетентности и лжеконтента – статьи и выступления специалиста вирусолога о вреде вакцинации в Интернет и печатных СМИ. Биолог, не являясь врачом открыто в течении многих лет рассуждала в прессе об осложнениях прививок, вакцинах и их составе. Личное мнение и опасения Автора, не подкрепленное каким бы то небыли реальными научными фактами, производит на читателей негативное впечатление о целом направлении профилактической медицины. Эффект настолько велик, что последствия этого «лжематериала» не удаётся устранить до сих пор. Массовые отказы от прививок продолжаются: осадок то остался… У идейного вдохновителя, благодаря его харизме и уверенному слову - появились последователи.

В статье о позиции Православной церкви к прививкам отметили, что именно публикации этого Автора повлекли за собой массовый отказ от прививок от дифтерии в РФ. В дальнейшем была вспышка заболевания среди непривитых. Погибли четыре тысячи человек!

Как SEO-статьи могут лишить вас жизни. Важность рецензирования медицинских статей в сети Интернет
«В нашей стране движение, растущее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол». Далее вся информация переместилось в Интернет. Чтобы победить негатив в Интернете несколько лет работали самые опытные специалисты – писали правду о вакцинации. При поддержке МЗ РФ для решения этой задачи был создан специальный сайт япривит. ру. [1]

2.2. Пример SEO и личной трагедии: История о пациенте, который решил помочь себе самостоятельно, пользуясь SEO материалом. Из-за того, что у пациента появилась тошнота и диарея - он принял большую дозу модного рекламируемого препарата с противодиарейным действием. Препарат тормозит перистальтику кишечника, уменьшая неприятные симптомы. Способ лечения пациент выбрал, прочитав SEO статью на одном из медицинских порталов! Найти советы про диарею легко: ведь Сеть кишит предложениями SEO характера - как решить проблему с поносом. Оно и понятно: частота ключевых запросов «понос» составляет в среднем более 1 миллиона ежемесячно.

Как SEO-статьи могут лишить вас жизни. Важность рецензирования медицинских статей в сети Интернет

У героя нашего примера в больнице диагностировали ботулизм.

Нюанс в том, что при ботулизме нейротоксин наоборот, блокирует работу кишечника и приводит к кишечной недостаточности (диарея бывает первые 1-2 дня - а затем начинается стойкий запор). Задача клинициста как раз обратная - необходимо стимулировать кишечник и добиться возобновления перистальтики кишечника и стула. У пациента кишечник был остановлен уже до установления точного диагноза. Работу ЖКТ врачи восстановить не смогли. Исход печален.

Эти и многие другие ситуации – указывают на важность «управления» медицинской информацией, которую мы предлагаем для размещения в свободный доступ. Нужно воспринимать медицинскую этику (правила и нормы взаимодействия врача с пациентами и коллегами) и деонтологию (долг пред пациентом) как практическое действие, осознавая так же, как и у постели больного, свою меру ответственности за жизнь и здоровье пациента. Будучи автором – нужно в первую очередь быть врачом. Ведь слово как известно не только лечит - но и…

3. В какую страну открывает дверь золотой ключик: ключевой запрос и безопасность.

Как в сказке о золотом ключике надо научиться использовать «ключевые запросы» для того, чтобы открывать правильные двери. Задача для человека, дававшего клятву Гиппократа непростая: писать грамотно с точки зрения медицинской терминологии - и при это переводить содержимое на понятный для обывателя язык. Казалось бы – задача упрощения материала, перевод его на понятный потребителю язык – благородная. Если правильно пояснить сложное простым языком, направить человека к врачу или на путь профилактики - можно предупредить развитие заболевания. Но как же быть с поисковыми запросами, которые совсем не соответствуют правильной терминологии? В душе пишущего медика часто это вызывает экзистенциальный конфликт. Начинается креатив и творчество. И в этот момент, когда мы отходим от выверенных медицинских клеше – заканчивается безопасность. Куда могут завести творчество и креатив в медицинском тексте?

Пример неправильного восприятия, когда Автор не точен при работе с ключевыми запросами
Пример неправильного восприятия, когда Автор не точен при работе с ключевыми запросами

Ключевые запросы формируют обычные люди без медицинского образования. Надо правильно и понятно объяснить ситуацию, помочь сориентироваться в информационном пространстве – но не подстраиваться под запросы бездумно. Поэтому при использовании ключевых запросов уточните важные моменты, связанные с возможными рисками и поясните кратко их в тексте или во врезке.

4. Работа с литературой: отсылаем правильно.

Правильно отосланный к литературе читатель будет доверять вашему тексту больше, чем посланный к неизвестному источнику... В том числе речь идет не только о любознательном, глубоко интересующемся темой читателе. Это так же может быть полезно для ваших отношений с оппонентами, конкурентами, строгими юристами и регуляторами! К сожалению, большинство авторов невнимательно читают литературу, а то и вовсе: в SEO статьях расставляют ссылки в шахматном порядке в угоду клиенту и редактору. А напрасно – ведь последствия такой невнимательности - могут быть неожиданными.

Каким источниками лучше пользоваться?

- журнальными публикациями не старше 5 лет;

-избегать монографий и методических пособий;

-ссылаться не на диссертации, а находить журнальные статьи по результатам этих работ.
Пример, когда автор невнимательно читает литературу и интерпретирует информацию самостоятельно "вырывает ссылки из контекста"<br />
Пример, когда автор невнимательно читает литературу и интерпретирует информацию самостоятельно "вырывает ссылки из контекста"

Внимательное чтение литературы пред тем, как вы начинаете писать текст – погружение в проблему – норма, которой не надо пренебрегать. Во-первых – ссылки — это помощник с точки зрения юридической поддержки статьи, во-вторых – они действительно помогают давать правильную информацию, особенно если статья, на которую вы ссылаетесь - прошла медицинское редактирование и рецензирование и опубликована в уважаемом научном издании.

К SEO статьям, в отличии от публикаций в научных изданиях, строгих правил в оформлении ссылок нет. Но поскольку в медицинском контенте мы апеллируем к медицинским изданиям то следует придерживаться ГОСТа P 7.0.100-2018 для оформления ссылок российских статей и правилами АМA для иностранных:

Посмотреть можно тут: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/ГОСТ_Р_7_0_100_2018_1204.pdf
Как правильно оформлять ссылки.

5. Есть ли ответственность за неверный контент?

Ответственность безусловно есть. И не только моральная. Нарушение норм этики, которые могут нарушать права пациента (или, например фармкомпании-конкурента) могут повлечь гражданско-правовую и административную ответственность. Если пациента оскорбили, то и Уголовную. Это может касаться как самого Автора, так и владельца площадки, на которой была размещена информация.

Стоит упомянуть об ответственности за плагиат: существует специальный этический комитет, который контролирует плагиат и взаимоотношения между Авторами. Что касается SEO, то списанная статья просто не будет индексироваться поисковыми системами, так как бы нам хотелось.

В таблице 1 краткий обзор основных ситуаций, на которые следует обращать пристальное внимание при подготовке текста:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности П.4
О чем писать нельзя<br />
О чем писать нельзя

Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 30.01.2024) "Об обращении лекарственных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)

Статья 67.1. Ограничения, налагаемые при осуществлении деятельности в сфере обращения лекарственных средств
О чем писать нельзя
О чем писать нельзя

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.04.2024) "О рекламе"

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины
О чем писать нельзя
О чем писать нельзя

6. Авторское слово под угрозой: замолвите слово о медицинском редакторе!

В научной литературе - обязательна медицинская редакция материала. Надо ли редактироватьSEO статьи? Когда появляется редактор – процесс подготовки материала затягиваются. Не просто так мировая практика предусматривает в штате любой медицинской информационной площадки наличие таких специалистов, как медицинские редакторы. Существуют целые кодексы чести редакторов, которые описывают их задачи, правила поведения. [3]

Редактор – человек, который отвечает за фактическое, этическое содержимое текста. Он является «буфером», смягчающим конфликт интересов между автором (посредством регулирования вопросов медицинской этики), заказчиком статьи и владельцем площадки.

Благодаря тому, что редактор имеет право принимать непредвзятое решение, не зависящее от коммерческой политики заказчика и субъективного мнения Автора, удаётся соблюдать медицинскую этику. Это особенно важно для непростых, с точки зрения конфликта интересов статьей, направленных на продвижение сайта и конкретного продукта.

Медицинский редактор для небольшой информационной площадки - и юрист, и врач, и маркетолог и координатор работы.

Редакционная обработка – важная составляющая работы. Автор должен знать, в чем заключается редакционный процесс – т.е. должен быть оповещен о правилах, которые предъявляет редакция издания/сайта к материалу. Тогда все становиться друг другу полезны и понятны.
Как SEO-статьи могут лишить вас жизни. Важность рецензирования медицинских статей в сети Интернет

Заключение

Данная статья поднимает лишь часть вопросов развивающегося рынка медицинского SEO. Написание медицинской статьи, которая размещается в открытом доступе налагает серьезную моральную и юридическую ответственность за жизнь и здоровье потребителя. Ответственен не только Автор, но и площадка, где материал размещен. Для того чтобы избежать неприятных последствий размещения некачественного материала, важна его оценка с точки зрения медицинской этики. Немаловажна и юридическая экспертиза SEO статьи.

В заключении хочу сказать, что медицинские SEO статьи могут и должны приносить не только коммерческую, но и социальную пользу. Материал может вдохновить человека на здоровый образ жизни, мотивировать на своевременный поход к врачу или принять правильные меры в острой ситуации. Приступая к написанию статьи, предлагаю всегда держать в голове фразу Франца Кафки:

«Правильное восприятие явления и неправильное его толкование никогда полностью взаимно не исключаются».
Франца Кафки

Источники

2. WORLD HEALTH ORGANIZATION Geneva ORGANISATION MONDIALE DE LA SANTÉ Genève Annual subscription / Abonnement annual Sw. fr. / Fr. s. 3 4 6 - 06.2011 ISSN 0049-8114 Printed in Switzerland.

3. Tony Mayer and Nicholas Steneck (eds). Promoting Research Integrity in a Global Environment (Singapore: World Scientific Publishing, 2012). https://doi.org/10.1142/8102.

3737
22
16 комментариев

А почему вы называете это "SEO-статьями"? Тут про контент маркетинг вполне конкретных клиник. Автора там нет чаще всего: клиники не хотят платить за серьёзный контент, это дорого. Вот и клепаются ненужные тексты либо рерайтами вручную, либо переводами, либо с помощью ЧатГПТ.
Но ответственность - на владельце сайта. Не можешь написать сам - ну хоть вычитывай, как делают все нормальные люди.
А любители полечиться огурцом с грядки от чего-нибудь эффектного и без интернета найдут себе источник для вдохновения.

3

Здравствуйте! Мы называем "SEO-статьями" контент, написанный с учетом технического задания для оптимизации текстового ранжирования.

Также в данной статье мы рассказываем о собственном опыте работы с медицинскими сайтами (клиник, аптек, фармы), где используем авторский контент с учетом SEO-требований, и детально его рецензируем. Приводим примеры, где мы сталкиваемся с разными тонкостями написания данного контента.

В пункте 2.2 описали ситуацию, которая произошла на достаточно авторитетном проекте, но по соображениям медицинской этики не можем указать пальцем.

В статье стараемся обратить внимание специалистов, работающих со статьями медицинской сферы, на важность преподносимой информации.

2

Ага, свершилось! Теперь сеошники не только [тут ругательное слово], а [тут ругательное слово], угрожающие жизням.
Автор, вы опоздали с этой публикацией лет на 10-15 (а может, и больше). И главным злодеем должен быть не сеошник, а вебмастер, потому что информационники (в том числе медицинские) клепали именно вебмастера всех мастей и калибров.
Призывать кого-то совершать моральное и не совершать антиморальное — ну, такое. Я как бы за, но понимаю, что дело это безнадежное.
Полностью согласна с Виктором Петровым ("клиники не хотят платить за серьёзный контент, это дорого").
Кстати, в этом году обращалась одна клиника за семантикой. Я спросила, что они будут делать потом со всем этим добром. Собеседник взял перерыв на обдумывание и вернулся с предложением взять контент на себя. Предполагалось, что статей будет 30 в месяц. 30, Карл! И было понятно, что бюджета особо нет. Ой-вей.

2

Здравствуйте!

1. В основном "сеошники" не скажут Вам, что то или иной контент может являться опасным для пользователей. Вычитку необходимо совершать ответственному лицу.

2. Мы, как авторы данного статьи, никуда не опаздывали и никуда не преуспевали с публикацией. Мы лишь делимся нашим опытом в работе с медицинским контентом. И тем более мы не делаем высказываний о том, что кто то "злодей"!
Мы согласны с вами, с тем, что поиск переполнен информационниками, сделанными с целью получения трафика, и контент не несет ни какой пользы. Но замечаем, что поисковая система "Яндекс" достаточно продвинулась в этом направление, и таких текстов стало меньше в ТОПе.

3. Бюджетирование. Совершенно согласны с тем, что достаточное количество клиник, фарм компаний и т. д. не готовы платить за авторитетный и авторский контент. Наше мнение на счет этого: "Регулировать качество и авторитетность медицинского контента должен поиск, менее качественному и без авторитетному выдавать низкий ранж и проблема будет решаться".

Да уж, последствия могут быть самые серьезные... необходимость соблюдения этических и профессиональных стандартов при написании SEO-статей на медицинскую тематику - это важно.

2

Здравствуйте, Элевтина!

Контент должен быть достоверный и правильно трактован. Но на деле встречаем достаточное кол-во некачественного контента.

Ценно то, что вы добавили примеры негативного влияния некорректных сео статей и практические рекомендации по повышению безопасности медицинского контента.

1