Удержание активного клиента стоит в 4-10 раз дешевле, чем привлечение нового
Сколько стоит удержание клиентов в разных нишах бизнеса? На сколько увеличивают выручку удержанные клиенты? Как мотивировать клиентов покупать снова и снова? Собрали гайд по удержанию клиентов.
Не будем ходить вокруг да около, удержание текущих клиентов обходится в разы дешевле, чем привлечение новых. Этот вывод сделан на основе статистики Roistat и нашего внутреннего исследования.
По данным Roistat затраты на привлечения заявок и продаж в сегменте Retail следующие:
Сейчас, разумеется, эти суммы еще выше. И если у вас есть более актуальные цифры, будем очень признательны за ссылки и скрины в комментариях!
Для сравнения, мы (платформа для программ лояльности) рассчитали, во сколько в среднем обходится удержание активных клиентов бизнесам, которые используют нашу платформу лояльности (показатель avg — среднее):
На удержание одного клиента уходит в среднем 292 ₽. В сравнении со статистикой Roistat, это в 4 раза меньше стоимости лида и в 10 раз меньше стоимости заказа.
А вот средние показатели расходов на удержание отдельно по разным нишам Retail:
Как вы видите, в некоторых сферах затраты вообще мизерные, не составляют и 100₽. Но даже если брать нишу с максимальной средней стоимостью удержания клиентов («Сумки и аксессуары», 660₽), это все еще в 2 раза меньше, чем стоимость лида, и в 4,5 раза меньше, чем стоимость заказа.
Удержание клиентов — это недорогая и очень важная часть стратегии бизнеса. Она помогает увеличивать количество продаж и средний чек, а тратить при этом в разы меньше.
Далее в этой статье мы рассмотрим, как строятся стратегии по удержанию клиентов, и приведем пару примеров.
Как удерживать клиентов
Стратегии могут быть самыми разными в зависимости от ниши, активов и целей. Но есть 3 кита, на которых держится каждая из них: коммуникация, поощрение и аналитика.
Коммуникация
Как и с любой коммуникацией для удержания и стимулирования повторных покупок нужно решить: кому, что, куда и когда отправлять.
То есть нас интересуют:
- сегменты получателей,
- содержание сообщения,
- каналы коммуникации,
- время (повод) для отправки.
1. Сегменты получателей.
Можно делить клиентов по покупательскому поведению, по товарным предпочтениям, по точкам продаж и т.д. И по главной характеристики сегмента подбирать акции, рассылки, механики.
2. Содержание сообщения: что замотивирует их вернуться, покупать чаще и больше?
В сообщении должны быть выгоды клиента и продуктовые предложения. Например: «Ваш персональный промокод на скидку 30% на зимнюю коллекцию».
Но нужно не только продавать, но и обучать, развлекать, знакомить с брендом и продукцией. Н1йиже отличный пример email-рассылки от интернет-магазина кофе. В ней есть все, что нужно.
Здесь есть и новинки, и решение проблемы (подарочный набор), и товары со скидкой и подписка (как офигенная механика для повторных покупок).
3. Каналы коммуникации: куда вы отправите свой месседж?
Основные варианты такие: sms, push, email, мессенджеры. Выбор зависит от ЦА и оставленных контактов.
И лучше коммуницировать с клиентом в разных каналах. Так будет эффект присутствия, лучше запоминается бренд и нет перегрева одного канала, когда вы отправили за неделю 10 пушей и от вас отписались.
4. Время отправки: когда вы это сделаете?
Если у рассылки есть инфоповод, например, черная пятница, или триггер, например, «совершение покупки», то все очевидно.
В остальных случаях время отправки зависит от получателей. Это деловые люди? Молодежь? Мамочки? Разная аудитория активна в разное время.
Поощрения
Здесь вам важно держать в голове всего 3 момента:
1. Поощрения должны быть значимыми для клиентов и выгодными для вас
Размер поощрения — это компромисс между желаниями клиента и возможностями бизнеса. Слишком щедрое поощрение излишне снижает маржу, а «пейсят рублей» не мотивируют клиентов.
Если не хватает бюджета, лучше выбрать сегмент, который потенциально много купит и простимулировать их хорошенько. Чем рассредоточить бюджет по всей базе и не продать ничего.
То же самое и с щедрыми. Не стоит давать очень много тем, кто и так купит или тем, кто не привязан к вашему бренду, разок купил ради скидки и снова придет только ради скидки. Это тупик.
2. Бонусы удерживают лучше, чем скидки
Скидки — это своего рода лотерея. Завтра конкуренты скинут еще 10 процентов и вы потеряете покупателя. А бонусы, благодаря эффекту накопления и отложенному списанию, удерживают лучше и стимулируют покупать каждый раз у вас. Но можно и совместить: выстроить многоуровневую скидочную программу лояльности, когда базовая скидка клиента растет вместе с суммой всех совершенных им покупок. Это компромисс
3. Поощрение = 20% успеха, механика с этим поощрением = 80 %
Бонусы и скидки — это базовая механика поощрения за покупку. Она позволяет удерживать клиента, чтобы он просто продолжал покупать у вас хоть что-нибудь.
Но есть специальные механики на рост среднего чека, на увеличение повторных покупок. Например:
- поощрение при сумме покупок от N рублей,
- N товар в подарок (1+1=3),
- подарочные наборы,
- поощрение за N покупок в период.
И от выбора механики успех зависит так же или даже сильнее, чем от размера поощрения.
Аналитика
Анализ важно проводить на каждом этапе коммуникации. Проверяйте, как срабатывают отдельные рассылки или акции, и думайте, что можно улучшить: поощрение, содержание, выбранный сегмент?
Более редкий, но не менее важный — анализ крупных бизнес-показателей. Как отражается стратегия удержания клиентов на всем бизнесе? Что там с LTV и средним чеком, с долей повторки и с выручкой в целом? Да, мы не от скуки завели столько метрик на платформе.
При этом любую аналитику лучше смотреть по сегментам, потому что средние показатели часто показывают не полную картину и могут привести к ошибкам.
Это была теория. В отдельной статье соберем примеры разных стратегий по удержанию клиентов. Стратегию по давности покупки, по уровню лояльности и т.д. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Всем любви и выручки!
Ваша MAXMA
Над материалом работали: Editor Ирина Лазарева, команда MAXMA.com
Как рассчитать пожизненную ценность клиента?
Есть разные подходы
конкретно у нас на платформе так:
Прибыль компании, полученная от одного клиента за всё время (Lifetime Value).
Формула: LTV = Lifetime * ARPPU
Количество дней между первой и последней покупками, совершенными с применением карты лояльности.
Покупки без карты не учитываются, поскольку их нельзя идентифицировать и привязать к конкретному клиенту.
В формуле учитываются только клиенты, совершившие хотя бы одну покупку в заданный интервал, но при этом исключаются новые пользователи, зарегистрированные в последние 30 дней от финальной даты заданного
а Average Revenue Per Paying User (ARPPU) — показатель средней доходности с одного покупателя за выбранный период.
Формула: ARPPU = Выручка / Количество платящих клиентов
Расчет показателя происходит по базе покупок, сделанных в заданный интервал.
Хмм…надо попробовать, спасибо!
Подскажите, какой средний прирост клиентов в сегменте HoReCa?
Добрый день!
Задайте, пожалуйста, этот вопрос в нашем боте.
https://t.me/MaxmaSupport_bot
Менеджеры сориентируют вас по всем усредненным показателям с нашей платформы по вашей нише. Если нужно, покажут конкретные кейсы по аналогичному бизнесу.
Еле дочитала, но это огонь! Но при фастфуде и клоповом мышлении мало кто будет вникать, сделайте чепопроще
Да, хочется дать максимум пользы. Придумаем)