Слежка в торговых центрах, роботы-грузчики и шопинг в VR-шлеме: топ-5 трендов ритейла

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass. Сегодня говорим об инновациях в магазинах розничной торговли.

<p>Искусственный интеллект не только распознает лица на картинке с камер, но и анализирует ситуацию в зале: отслеживает очереди, наличие товара на полке и все такое</p>

Искусственный интеллект не только распознает лица на картинке с камер, но и анализирует ситуацию в зале: отслеживает очереди, наличие товара на полке и все такое

Установлено, что 56% людей охотнее покупают у инновационных компаний. Между кассирами и кассами самообслуживания покупатели в 60-70% случаев выбирают кассы самообслуживания, а целенаправленно посещают магазины с такими кассами почти 50% людей. У ритейла явно разыгрался аппетит на инновации.

В статье разберем 5 самых важных технологических трендов индустрии:

  • Виртуальная и дополненная реальность;
  • Умные магазины;
  • Искусственный интеллект и биг дата;
  • Персонализация;
  • Компьютерное зрение.

1. Виртуальная и дополненная реальность

Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность чаще всего используется ритейлерами, чтобы облегчить покупателям процесс выбора товаров.

Технология VR используется в приложении IKEA и помогает клиентам выбирать товары, показывая, как они впишутся в их интерьер. Британский мебельный бренд Made тоже помогает клиентам подбирать предметы под обстановку в помещении.

В сети магазинов электроники «М.Видео — Эльдорадо» внедряют навигацию по торговым залам с использованием дополненной реальности. Навигацию на базе AR внедряет в свое приложение и «Перекресток».

В магазинах ASOS дополненная реальность используется, чтобы успокаивать посетителей и снижать долю отказов от покупки. Покупатели могут посмотреть, как одежда смотрится на людях разного телосложения.

<p>Примерка — самое распространенное применение технологий виртуальной и дополненной реальности в ритейле</p>

Примерка — самое распространенное применение технологий виртуальной и дополненной реальности в ритейле

Ритейлер подростковой одежды для спорта Tilly’s успешно использовал технологию AR для геймификации процесса покупки. С помощью приложения посетители собирали в дополненной реальности монеты, которые можно было обменять на скидку.

2. Умные магазины

В умных магазинах нет ни касс самообслуживания, ни кассиров. Оплата покупок там устроена иначе. Первый такой магазин в России совместно открыли «Азбука вкуса», «Сбербанк» и Visa в 2020 году.

Видео с канала Wylsacom про то, как этот умный магазин устроен, как там происходит оплата покупок, можно ли оттуда что-нибудь украсть и все такое:

Ницше в книге «Так говорил Заратустра» утверждает, что «Человек есть нечто, что должно превзойти» на пути к сверхчеловеку. Перефразируя классика, кассы самообслуживания — это то, что нужно превзойти на пути к умным магазинам без продавцов.

Кассы самообслуживания

Кассы самообслуживания (КСО) сокращают время, которое у покупателя занимает оплата покупок, и позволяют магазину сэкономить на зарплате продавцов. По данным сети «Магнит», в магазинах с КСО очереди сократились на 20%.

Кассы самообслуживания выбирают покупатели всех возрастов, а не только молодежь. Постоянно пользуются КСО:

  • 59% людей в возрасте от 18 до 34 лет;
  • 46% в возрасте от 35 до 54 лет;
  • 39% в возрасте от 55 до 65 лет.

Среди тех, кто пользуется кассами самообслуживания, 85% в качестве главного плюса называют то, что не нужно стоять в долгих очередях, когда покупка настолько мала, что даже корзина не понадобилась. Еще 73% отмечают как преимущество КСО то, что не приходится контактировать с персоналом.

КСО — это еще и инструмент привлечения покупателей: международная статистика говорит, что 49,4% людей предпочитают ходить в магазин, в котором есть касса самообслуживания.

Электронные ценники

Если кассы самообслуживания выгодны и продавцу, и покупателю, то от внедрения электронных ценников магазин получает больше пользы, чем покупатели.

С бумажными ценниками одни проблемы:

  • Приходится тратить время на печать и установку на витрине новых ценников при каждом изменении цены.
  • Приходится тратить деньги на бумагу и краски для печати ценников.
  • Приходится постоянно исправлять неизбежно возникающие ошибки в ценах: устаревшие или спутанные ценники.
  • Нет возможности часто и оперативно изменять ценники в течение дня.
  • Приходится печатать новый ценник каждый раз, когда на какой-нибудь товар объявляется скидка.
<p>Электронные ценники помогают победить анархию на полках</p>

Электронные ценники помогают победить анархию на полках

С электронными ценниками покупатели получают систему отображения цен, которая выполняет ту же самую функцию, что и бумажные ценники — указывает, что сколько стоит. Магазин получает от такой инновации много больше: совершенно новые возможности управления ценой.

Роботизация

Пофантазируем о будущем ритейла, в котором автоматизация и роботизация достигла пика. Роботы используются вместо грузчиков на складах, вместо курьеров в службе доставки и вместо уборщиков в торговом зале.

Так и лезут на ум слова песни из фильма «Приключения Электроника»:

До чего дошел прогресс,

До невиданных чудес,

Опустился на глубины

И поднялся до небес.

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек.

В «Яндексе» уже начали использовать роботов-курьеров для доставки готовой еды и продуктов. На складах «Магнита» внедряют роботов для погрузки и сортировки грузов. В «Ленте» можно встретить моющего полы робота, из-за которого сократили уборщика.

Тренд на сокращение человеческого участия в розничной торговле точно присутствует. Однако восстания машин в супермаркетах еще долго не случится.

Магазины без людей

Если просто заменить людей на роботов, магазин не станет от этого умным. Торговля состоит из множества процессов, которые протекают за пределами торгового зала:

  • Поиск поставщиков и закупка товаров;
  • Транспортировка и организация склада;
  • Хранение и утилизация продуктов;
  • Контроль соблюдения санитарных и пожарных норм;
  • Ремонт, замена и обслуживание оборудования.

Ритейлеры в разных странах открывают магазины, в которых вообще нет персонала. Вернее так: персонала нет в торговом зале, но все перечисленное выше по-прежнему делают люди. Такие торговые точки работают, но их мало, потому что подобный подход — скорее заигрывание с фантазиями о далеком будущем, тестирование технологий и способ привлечь внимание к бренду.

3. Искусственный интеллект и биг дата

По данным отчета IBM, в ближайшие годы тренд на использование искусственного интеллекта и биг даты в розничной офлайн-торговле будет усиливаться. Ритейлеры будут активнее использовать ИИ, нейросети и машинное обучение для:

  • Прогнозирования спроса;
  • Контроля остатков на складе;
  • Планирования цепочек поставки;
  • Сокращения сроков доставки;
  • Ценообразования.

В «Ленте», «Магните» и X5 Group еще с 2020 года используют собственные разработки в области искусственного интеллекта и больших данных для прогнозирования спроса. Ритейлеры говорят, что с ИИ прогнозирование спроса занимает на 50% меньше времени и получается гораздо точнее.

Искусственный интеллект и биг дата позволяет экономить деньги за счет эффективного использования складских площадей и снижения доли товаров, которые могут испортиться, если при закупке ошибиться с объемом в большую сторону.

В сети «Магнит» внедрили искусственный интеллект и нейросети для оптимизации цепочек поставок. Система логистики на базе машинного обучения помогает ритейлеру безошибочно распределять заказы между магазинами и строить оптимальные маршруты для грузовиков. Представители сети говорят, что это решение позволило сократить затраты на транспортировку на 15%.

В магазинах сети «Магнит Косметик» вместе с корейско-российским стартапом Scanderm тестируют технологию виртуального тестирования макияжа.

<p>Посетители «Магнит Косметик» могут получать косметологические рекомендации прямо в магазине</p>

Посетители «Магнит Косметик» могут получать косметологические рекомендации прямо в магазине

Посетителям предлагают отсканировать куар-код, ответить на несколько вопросов и загрузить фотографию лица, после чего ИИ подберет индивидуальную программу ухода за кожей и предложит конкретные средства из ассортимента.

4. Персонализация

Персонализация в интернет-магазинах и на маркетплейсах — штука обыденная: контекстная реклама, таргетинг и ретаргетинг помогают маркетологам предлагать товары и услуги тем пользователям, которые больше всего в них заинтересованы. В офлайн-ритейле персонализация не так развита, но тоже используется, самый простой и распространенный пример — карты лояльности.

Бонусная карта «Пятерочки» или «Магнита» вам нужна для скидок, а магазину — для сбора данных о ваших покупках, предпочтениях, интересах и так далее. Супермаркеты знают, какой жирности молоко вы предпочитаете, сколько пирожных в неделю съедаете, есть ли у вас дети или домашние животные и много чего еще.

Зная ваши предпочтения, продавец непременно вынудит вас тратить больше. Магазин может предлагать вам персональные скидки на интересующие вас сегодня товары и акции, перед которыми вы не устоите.

В сингапурском магазине NomadX покупателей идентифицирует система распознавания лиц. Затем система рекомендаций предлагает посетителю магазина товары, опираясь на его историю покупок в интернете и поведение в магазине.

Умные дисплеи Mondelez с помощью камеры определяют пол, возраст и другие демографические данные посетителя. Такие умные устройства устанавливают рядом с кассами, чтобы показывать стоящим в очередях людям персонализированные рекламные объявления.

Использование технологии iBeacon позволяет отслеживать перемещения посетителей внутри магазина. Так можно выявить интересующие человека товары, чтобы потом показывать ему персонализированную рекламу.

<p>Маячки типа iBeacon могут использоваться в торговых центрах для персонализированных уведомлений</p>

Маячки типа iBeacon могут использоваться в торговых центрах для персонализированных уведомлений

Если пофантазировать, то можно представить, как человеку в очереди на кассе показывают на дисплее Mondelez рекламу кожаных ремней после того, как beacon-маячок зафиксировал, что покупатель задержался на несколько минут в отделе с ремнями.

5. Компьютерное зрение

Кассы самообслуживания в некоторых магазинах X5 Group оборудованы компьютерным зрением и могут идентифицировать покупателя по биометрическим данным. На таких кассах можно за пару секунд оплатить покупки взглядом. Покупателю больше не придется возвращаться за кошельком или телефоном, если он забыл его дома.

В сети «Лента» тестируют умные весы с камерой, которые автоматически распознают взвешиваемый продукт и печатают правильную этикетку. С такими весами больше не придется искать в меню нужный продукт или запоминать номер для взвешивания, который написан на лотке.

В той же «Ленте» используют видеораспознавание товаров не только для упрощения жизни покупателей, но и для контроля за торговым залом магазина. С помощью умных камер можно контролировать ассортимент, остатки товаров на полках, соответствие расположения товаров плану выкладки и так далее.

В некоторых магазинах «Магнит» устанавливают рядом с кассами систему распознавания эмоций и анализируют настроение покупателей в течение дня. Собранные данные позволяют оценивать нагрузку на конкретную кассу и степень удовлетворенности покупателей скоростью и качеством обслуживания.

В магазинах сети «М.Видео — Эльдорадо» используют компьютерное зрение и нейронные сети, чтобы уведомлять консультантов о посетителях, которым нужна помощь сотрудника. Система направляет сотрудника на помощь посетителю, если он слишком долго стоит у одной и той же полки с товарами или передвигается по залу в поиске консультанта.

Выводы

Кратко резюмируем самое главное про инновационные тренды в ритейле:

  • Как беспилотные автомобили когда-нибудь оставят без работы дальнобойщиков и таксистов, так и кассы самообслуживания отнимут хлеб у кассиров.
  • Торговые центры скоро смогут предлагать посетителям зайти в тот или иной магазин в зависимости от местоположения и посещенных магазинов.
  • В торговых залах магазинов будет все чаще использоваться AR и VR, чтобы упрощать поиск товаров для покупателей, информировать их об акциях и так далее.
  • Технологии компьютерного зрения позволят магазинам идентифицировать покупателей с помощью распознавания лиц, а покупателям помогут быстро находить товары по фотографии или видео.
  • Крупные ритейлеры постоянно уменьшают роль человека в работе магазинов за счет автоматизации и роботизации: роботы могут доставлять заказы, работать на складе и убираться в торговом зале.

Расскажите в комментах, как вам больше нравится оплачивать покупки в магазине: по старинке или на кассах самообслуживания? И почему? 🛒

Если хотите попробовать корпоративный мессенджер Compass, жмите на кнопку ниже. Для команд, в которых больше 10 человек, есть пробный бесплатный период на 30 дней. Если пользователей меньше 10, мессенджер полностью бесплатный.

4141
18 комментариев

несомненно, это тренд на ближайшее будущее. Помню как кассы самообслуживания пустовали, а бедные продавцы одиноко стояли рядом пытаясь привлечь людей к ним. А люди на них смотрели как на прокаженных и привычно вставали в очереди к кассиру. сейчас ситуация кадринально изменилась

2
Ответить

Согласен полностью. Сам покупаю в основном онлайн, но если оффлайн — только в кассе самообслуживания.

1
Ответить

Что не сделаешь для того, чтоб люди больше покупали

2
Ответить

Да ладно, это ещё и удобно. Покупать вы всяка будете

1
Ответить

Это скорее история не про увеличение среднего чека, а про увеличение количества покупателей и потока денег 😊

Ответить

А есть где-то ролик как работает AR-примерочная от ASOS?
Я просто несклько лет назад разрабатывал такую технологию для клиента.
Но с тех пор ни у кого не видел законченного решения (

Ответить

А в приложении можно увидеть. Если я вас понял правильно

2
Ответить